«Как усыновить ребенка в Казахстане?»

1 Июля, 2016, 11:20 3372
  • Видео

Уважаемые пользователи!

1 июля в 11:20 в студии BNews.kz состоялась онлайн-конференция на тему «Как усыновить ребенка в Казахстане?». Приглашенные гости студии: исполнительный директор Общественного фонда «Ана Yйi»  Бибигуль Махметова и советник министра образования и науки РК Балия Акимбекова.  Гости расскажут  в прямом эфире об институциональном содержании детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Казахстане.

Ведущая. Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Вы присоединились к прямой трансляции из нашей студии. Позвольте представить вашему вниманию наших приглашенных гостей: исполнительный директор Общественного фонда «Ана үйі» Махметова Бибигуль Мейрамовна и советник министра образования и науки РК Акимбекова Балия Дуненбаевна. Гости расскажут сегодня в рамках прямого эфира об институциональном содержании детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей в Казахстане. Как мы можем подарить этим детям семью и новую надежду? Ну, и первый вопрос. Бибигуль Мейрамовна, расскажите, пожалуйста, о проекте Центр поддержки и усыновления «Ана үйі»?

Б.Махметова Ну, для того, чтобы сначала рассказать о проекте, нужно коротко рассказать о деятельности фонда, чем занимается фонд «Ана үйі», который был запущен в 2013 году, и целью своей ставил профилактику социального сиротства и предотвращения отказов от новорожденных детей. На сегодняшний день у нас существует по республике в 18 городах Казахстана 25 кризисных центров, в которых находятся порядка 300 женщин и 250-260 детей в возрасте до 1.5 лет. Все они получают там приют, питание, содержание, правовую помощь, психологическую поддержку. За 3 года деятельности фонда нам удалось предотвратить 1600 отказов. То есть, 1600 детей не попали в детские дома, и не стали сиротами. Это спасенные семьи. Это спасенные мамы, счастливые семьи, спасенные дети. Ну, мы понимаем, что проблемы отказа от детей всегда являются только экономическими проблемами. Существуют и другие проблемы, значит, неблагополучие семей, какой-то моральный образ жизни и т.д. Дети все равно попадают в детские дома, не только новорожденные, но и уже в более старшем возрасте. В настоящее время большое количество детей находятся в государственной системе опеки. И вторым этапом в этом году мы начали развитие нового проекта. Мы хотим помочь этим детям попасть в казахстанские семьи. Этот проект называется центр поддержки и усыновления. Для чего во всех городах, в которых существуют наши кризисные центры были открыты кабинеты консультирования для потенциальных усыновителей, для потенциальных приемных родителей. Был запущен республиканский кол-центр 1422 по вопросам семейного устройства детей, сирот, находящихся в детских домах. Ну, и также широкая информационная компания, и запущена сеть школы приемных родителей. Ну, вот вкратце это так будет.

Ведущая. Хорошо. Спасибо. Скажите, пожалуйста, какие формы семейного устройства существуют для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В чем их отличие друг от друга?

Б. Акимбекова Хороший вопрос, Алия, спасибо! На самом деле мы сегодня столкнулись с такой сложностью, что наше население не понимает и не знает, что есть еще дополнительные формы устройства детей в семью кроме усыновления. То есть, это усыновление, как я говорю. Это такая форма устройства ребенка в семью, когда ребенок полностью получает фамилию родителей, становятся полноправным членом семьи также, как и биологические дети. Но в любой форме устройства ребенок должен быть полноправным, но я сейчас говорю именно о таких документальных вещах. Еще одна форма устройства, указанное в действующем законодательстве, это опека попечительства, патронат, и гостевая семья. Опека и попечительство – это чаще всего берут родственники. Например, не стало родителей, и ребенок воспитывается там у бабушки, у дедушки, тети, дяди. Патронат – это одна из форм устройства ребенка в семью. Под патронат, согласно действующему законодательству, наши граждане могут взять не более троих детей. И патронатный воспитатель, патронатный родитель получает заработную плату за детей. И приёмная семья это с января 2017 года будет введена новая форма. Это приёмная семья. В приемную семью могут быть переданы от 4 до 10 детей. Им будет оказываться различная помощь, в том числе оплата труда обоих родителей. То есть, если мы говорим о патронатном устройстве, только там выплачивается одному родителю, то в гостевой семье обоим родителям.

Ведущая. Балия Дуненбаевна, расскажите, какова ситуация в нашей стране в сфере институционального содержания таких ребятишек? Много ли их?

Б. Акимбекова Ну, на сегодняшний день мы считаем, что это очень большая цифра. Это 8066 детей содержится на сегодняшний день в 148 учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Значит 106 из них относятся к системе Министерства образования. Это детские дома, дома юношества, интернаты. Остальное это относятся к Министерству здравоохранения и социальной защиты населения. То есть, это дома малютки и медико-социальные учреждения, где содержатся детки с особыми потребностями.

Ведущая. Скажите, а какие имеются государственные программы поддержки таких ребятишек?

Б. Акимбекова Вы знаете, я хочу сказать, что какой-то программы, отдельной государственной программы в Казахстане нет. Но существует законодательство. В этом году 9 апреля, как известно, был подписан закон о внесении изменении в некоторые законодательные акты в сфере защиты прав детей. Как раз-таки были обозначены нормы, такие, как введение гостевой семьи, обозначение каких-то дополнительных пособии, также здесь вводится понятие республиканский банк данных детей-сирот. И еще скажем так, еще одна, можно назвать ее программой, то есть, это то, что мы сейчас делаем. Взят курс на трансформацию и на разукрупнение детских домов. То есть, мы говорим о том, что уже не раз в программных документах Глава государства давал это поручение. И на сегодняшний момент мы очень активно двигаемся в направлении трансформации детских домов в иные формы устройства детей. То есть, мы уже готовы, и понимаем, что та форма детских домов, которая у нас существует, она уже не подходит, не соответствует тому, чтобы мы могли вырастить гармоничных детей, и мы понимаем, что там существует ряд проблем. И в этой связи как раз-таки мы начинаем очень активную работу с неправительственным сектором, непосредственно с общественным фондом «Ана үйі». Мы работаем с проектом Дом мамы и с проектом центр поддержки усыновления. То есть, ребята предложили очень большую хорошую модель, такую комплексную, системную модель по работе. Она абсолютно совпадает с нашими планами, абсолютно совпадает с теми программными документами, с теми поручениями, которые мы сейчас получаем именно в отношении работы с детьми. Я думаю, что это очень хороший проект. Дом мамы – это не единственный вопрос, над которыми работает Министерство образования. Заключен ряд меморандумов, с порядка 30 неправительственными организациями. И все это мы будем делать как раз-таки в интересах детей, и мы убеждены в том, что ребенок должен жить в семье, и что те учреждения, которые сейчас есть, они должны быть реформированы.

Ведущая. Вот смотрите, что представляет такая трансформация в качестве конечной цели? Как в таком случае будут выглядеть действующая система после того, как будут пошагово применены эти изменения?

Б. Акимбекова Мы предполагаем, что как минимум вдвое уменьшится количество детских домов. Детей мы передадим в семью. Это передача будет осуществляться, естественно, не в таком ускоренном режиме, лишь бы передать, да? Здесь мы говорим о том, что могут быть различные последствия. Вот в этой связи мы приглашаем и гражданский сектор к сотрудничеству. Мы сами понимаем, и готовы уже к переустройству, переобучению. Это один из этапов, потому что мы на прошлой неделе провели большое совещание. Совет директоров детских домов пригласили туда неправительственный сектор. Мы пригласили туда «Ана үйі». Ребята пришли подготовленными психологами, то есть, группа психологов работала второй день с нашими директорами детских домов. Как раз-таки там был практический семинар-тренинг, они вместе даже поплакали, потому что там были такие обязательные элементы, показали, как рвутся связи между ребенком и взрослым, насколько важно иметь ребенку своего взрослого, и т.д. То есть, наша задача – еще раз нашим коллегам показать, рассказать о том, что просто создавать условия и содержать детей в детском доме, привозить новые игрушки, раскрашивать стены в разные цвета – этого недостаточно. Нужно работать и с детьми. В этой связи, возвращаясь к вопросу, мы говорим о том, что детей нужно передавать в семью. Родителей нужно готовить, детей нужно готовить. И нужно сопровождать. Это обязательно. Вот сейчас мы буквально со вчерашнего дня 5 мобильных групп поехали в регионы. И в каждом регионе на базе детского дома идет переобучение сотрудников детских домов. Это социальные педагоги, это психологи. Это воспитатели. То есть, коллеги из неправительственного сектора, да? То есть, сильные практикующие психологи, который имеют практический опыт работы в семейных отношениях, и имеет определенное казахстанское, международное образование именно в сфере психологии и работы с детьми, с родителями. То есть, они поехали по регионам, ведут активную работу именно по переобучению. И следом непосредственно я сама буду выезжать в эти регионы, и дальше вести эту работу.

Ведущая. Тогда сопутствующий вопрос, насколько дирекция руководства этих детских домов открыты к таким изменениям? Потому что, насколько я знаю, с их стороны есть некая закрытость учреждения проводить работу.

Б. Акимбекова Конечно. Потому что это естественно. Это вопрос управления изменениями, да? То есть, любые изменения, ну, вы сами представьте, вы жили в определенной статике, устройстве. Вам комфортно, вам хорошо. В принципе, никто не мешает. Отчеты сдаются. Деньги выделяются. В общем то, в принципе, все нормально. Что вы от нас еще хотите? Это ведь везде. Это не только детские дома. Это в любой компании, в любом бизнесе, в любом каком-то другом учреждении. Это всегда так будет. И некое такое сопротивление естественно есть. Есть непонимания. Но я так думаю, что процесс запущен. Работа ведется. Работа идет. Это только вопрос времени и именно правильных действии с нашей стороны. То есть, мы тоже понимаем, что там люди, и мы ведем планомерную работу.

Ведущая. Бибигуль Мейрамовна, у меня такой вопрос. Мы коснулись того, что родители также необходимо готовить. И в процессе подготовки к интервью я прочитала, что имеются школы приемных родителей. Можете рассказать об этом более подробно? Как можно стать участником такой школы? Что она дает?

Б.Махметова Спасибо за вопрос. Я хотела бы сказать о том, как вообще родители узнают о школе приемных родителей, и как происходит процесс работы центра поддержки семьи в регионе. У нас существует кол-центр, на который каждый день поступают звонки. Также наши консультанты на местах, в регионах, городах проводят активную работу с учреждениями, с органами опеки, с акиматами, с управлениями внутренней политики и т.д. И информация до населения доходит о том, что есть такой центр поддержки семьи. После того, как они обращаются в кабинет, они получают всю консультацию, начинают сбор документов, если они к этому пришли осознанно. И мы им сразу предлагаем, даже независимо от того, первая ли это консультация или последующая, прийти в нашу школу приемных родителей. Школа приёмных родителей проводится раз в неделю. В некоторых городах она проводится в самих детских домах. Мы сейчас планируем открыть в Астане. Договоренность есть с детским домом приемных родителей. Но до этого она уже велась на наших площадках. В Алмате проводится регулярная школа приемных родителей, и также в других регионах сейчас запущены школы. Школа состоит из тренинговых программ. Это 12 занятии, тренингов. Каждое занятие подготовительное. То есть, до самого усыновления, до принятия решения. 3 часа – это тренинг. Мы опирались на лучшие международные, российские практики. Конечно, они адаптированы. Плюс учтен опыт уже наработанные нашими практикующими специалистами – психологами с учетом нашего менталитета, наших особенностей. Этот тренинг позволяет приемным родителям понять психологию ребенка, его состояние, те травмы, которые он пережил. Научиться с ним взаимодействовать, оценить свои собственные ресурсы, свои возможности, свои силы, и принять осознанное решение. Справятся ли они с воспитанием такого ребенка или не справится? Но наш опыт показывает, что из 10 родителей, которые обратились, только трое отказались от идеи, потому что они поняли, насколько это серьезный шаг. Какая мера ответственности и сколько нужно иметь сил и любви. Но остальные родители продолжают обучение. Российский опыт говорит о том, что иногда цифра доходит до 50 процентов. То есть, 50 процентов родителей могут отказаться от этой идеи уже в процессе обучения или пройдя школу. Но 50 процентов, которые дошли, и сказали, мы справимся, они уже никогда не возвращали ребенка в детский дом. То есть, это своего рода школа приемных родителей как институт, который занимается профилактикой вторичного сиротства. Потому что приёмные родители и естественное родительство – это разные вещи. Естественно, родительство предполагает, что мама вынашивает ребенка, организм готовится, происходит гормональная перестройка, психологическая, эмоциональная и т.д. У приемных родителей этого нет, нет природного механизма. Соответственно, все эти знания, все эти навыки он должен пропустить через себя. И система тренинга позволяет через упражнения, через игры, через общение с такими же родителями понять лучше про себя. Потому что в конечном итоге человек должен все пропустить через себя все эти переживания, и узнать себя по лучше. Это очень передовые техники. Это современные знания. Сейчас мы активно общаемся с нашими коллегами в Грузии, которые уже сделали трансформацию в систему реформирования институционального содержания уже провели у себя. И опыт Грузии показывает, что за 4 года можно решить проблему разукрупнения и трансформации детских домов. Но только если есть комплексный подход, если семья, который берет такого ребенка из детского интерната, учреждения получает социальную, психологическую, педагогическую поддержку, и профессиональное сопровождение. Потому что школа приемных родителей не только состоит из процесса подготовки, но также и сопровождения после усыновления. Обязательно родители должны знать, что они могут получить всегда консультацию психолога бесплатно, и в каких случаях им отправиться к специалистам. Помощь получает и подготовку, и помощь получает не только родители, также и ребенок. Потому что, представьте, что треть детей, которые находятся в детских домах – это дети 12-13 лет. То есть, это дети подростки, соответственно, у них есть определенный темп, есть определённое состояние. С ними тоже нужно работать. Но они все имеют травму привязанности к близкому взрослому. Они все мечтают о семье и о маме. Потому что они этого лишены в закрытом учреждении. Поэтому с ними тоже нужно поработать, их нужно тоже готовить и сопровождать. Я думаю, что мы можем трансформацию провести только в государственном-частном партнерстве, когда мы говорим о том, что в это должны все общественные организации вовлечены, которые работают в сфере охраны прав детей. Например, мы также хорошо сотрудничаем с общественным объединением «Ребенок должен жить в семье». Они развивают программу «Наставники», которая уже много лет в Казахстане. И общественны фонд «Дара», у нас есть договоренность, когда в школе приемных родителей также параллельно будет вестись программа «Наставники». То есть, мы будем работать бок о бок на одной площадке. И это очень здорово.

Б. Акимбекова Хочу добавить, вот программа «Наставники» очень хороша для больших деток. То есть, мы же сами понимаем, что среди 8066 детей большая часть там взрослые дети от 13 до 18 лет. Это как раз та категория детей, сложная к устройству. Потому что, как правило, наши граждане хотят принять в семью ребенка не старше 6 лет. Но в идеале не старше 4 лет. И в целом, говоря о том, что существует очередь, более чем 2 тысяч потенциальных усыновителей, при этом есть цифра 8 тысяч. Я, когда еще не занималась этими вопросами, у меня все время возникал вопрос по этому поводу. Я думала, ну что же такое, так нельзя. Теперь есть понимание о том, что эти 2,5 тысяч граждан имеют пакет требовании. То есть, у них сформирован пакет требовании. Там ребенок должен быть не старше 2-х лет, такой-то национальности, такого-то пола и т.д. Естественно, он должен быть здоров. Поэтому, есть некоторые такие сложности. Здесь, наверное, вопрос популяризации вопросов усыновления и разъяснения, что ребенок действительно может стать родным. Не важно, какого он возраста, если у тебя есть такое искреннее намерение, искреннее желание принять ребенка в семью. И второе, как раз-таки, разъяснение. Потому что есть другие формы усыновления. То есть, кроме усыновления есть другие формы, по которым ты можешь принят ребенка в семью. Еще вот, возвращаясь к вопросу о том, к чему мы должны прийти от этой трансформации. Мы говорим об этом. То есть, мы видим то, что, как минимум в половину сократиться количество этих учреждении, но так или иначе, учреждения останутся. Такова, к сожалению, реальность человеческой жизни, что так или иначе возникает ситуация, когда ребенок остается без попечения взрослого. Он остается без родителей. И в данном случае мы видим, что значит институциональный будет выглядеть так. То есть, это некий центр или служба поддержки семьи, который будет делиться на 3 составляющих. Первое, это служба, которая будет работать с неблагополучными семьями, служба, которая будет заниматься профилактикой. Вторая служба – там будут работать специальные педагоги, работники, психологи. Второе направление – это как раз-таки процесс устройства детей в семью. Школа приемных родителей. Третье – это сопровождение семьи, приемный родитель, приемный ребенок. Плюс сопровождение самих выпускников. То есть, вот такой вот комплексный подход достаточно понятный. И в случае его эффективной работы покажет вскоре результаты. То есть, как раз сейчас тот этап, когда нам необходимо провести вот эту инвентаризацию того, что у нас есть. Что мы с этим можем сделать? Кого мы можем переобучить? Кого мы можем перестроить. Кого можем еще пригласить. Какие еще дополнительные опции мы можем докрутить, чтобы наша структура заработала в полной мере.

Ведущая. Спасибо большое за такое комплексное представление. Думаю, что наши пользователи смогли для себя сформировать для себя общую картину. К сожалению, время подходит к концу. В самом завершении, Бибигуль Мейрамовна, у меня вопрос касательно деятельности фонда по той программе, которую вы для себя избрали, по которой вы действуете пошагово и поэтапно. Какие вы видите пути решения профилактики непосредственно социального сиротства в нашей стране. И как можно за счет вот этих рычагов повысить культуру усыновления среди населения?

Б.Махметова Что касается профилактики сиротства, как я говорю, это наша задача всего фонда. И первое – это работа с кризисной семьей, и то, что мы останавливаем отказы. Предотвращаем отказы. И мы будем и впредь этим заниматься, и говорить о том, что в трудной ситуации женщине нужна помощь. И эту помощь мы будем оказывать. Что касается повышения культуры усыновления, то я считаю, что у нас достаточно в Казахстане сознательных, гуманных и любящих детей, семей, которые готовы в свою семью принять ребенка, и дать ему все необходимое, чтобы он чувствовал себя как родной. Что мы делаем для этого? Мы информируем население, и мы хотим, чтобы средства массовой информации проявили социальную, активную позицию, поддержали нас. Мы призываем всех общественных деятелей, приглашаем к сотрудничеству деятелей культуры, спорта. Например, такие модули мы разработали, наши меценаты также активно поддерживают. Значит, такие модули будут по всей республики на билбордах, в газетах, журналах, во всех местах, где общественность активно присутствует. Также социальные ролики. Мы думаем, что будем снимать и дальше размещать на телевидении, рассказывать людям о существующих формах семейного устройства, приглашать их в школу приемных родителей. Я думаю, что закрытое содержание детей, крытое от общественности, несет в себе опасность и для ребенка. Потому что он не социализируется, и плохо потом встраивается в социум. Поэтому мы думаем, что это система должна быть изменена, и в дальнейшем всячески будем с государственными органами сотрудничать, которые эту государственную программу развивают. Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных людей в нашей стране, чтобы они также вовлекались в процесс. Потому что я думаю, казахи всегда, во все времена были очень бережны и очень душевно открыты, и всегда помогали сиротам.

Ведущая. Спасибо. И в завершении у нас поступил пользовательский вопрос от Данияра. Я его озвучу. Добрый день! Правда ли рынок по усыновлению в Казахстане составляет несколько сотен миллионов долларов?

Б.Махметова Что я могу сказать по этому вопросу? Цифра прозвучала на встрече со средствами массовой информации, когда общественный фонд инициировал такую встречу с главными редакторами. Наш представитель попечительского совета предположил, что рынок может столько стоить. Потому что ранее в СМИ было опубликовано, что за 15 лет независимого Казахстана было на международное усыновление обустроено более 8800 детей. По предположительным оценкам, если стоимость этих услуг на Украине или в России составляет от 25 до 50 тысяч долларов, то приблизительно такое предположение могло возникнуть. Но утверждать это я не стану. Потому что это только предположение.

Б. Акимбекова Но я могу еще добавить, я не могу не подтвердить, не опровергнуть, да? То есть, мы не владеем точными заключениями, которые должны делать правоохранительные органы. Поэтому дать какой-то комментарий я по этому поводу не могу. Конечно, я знаю, что в обществе говорится и о коррупционной составляющей в этой сфере и других каких-то отрицательных моментов. Возможно есть, возможно нет. Но наша сейчас задача с вами, и мы всех призываем, как сказала Бибигуль к ускорению этого процесса, к активизации, к информированию населения о том, что госорганы открыты. Я от лица Министерства образования хочу еще раз подчеркнуть, что мы взяли курс на разукрупнение детских домов. Мы взяли курс на передачу детей в семью. Мы начинаем и начали эту работу очень активно. И мы уверены, ребенок должен жить в семье.

Ведущая. Ну, что же, Балия Дуненбаевна, Бибигуль Мейрамовна, к сожалению, наше время подошло к концу. Сегодня состоялся конструктивный и, самое главное, познавательный диалог, с помощью которого мы смогли подчеркнуть для себя достаточно необходимой информации. Я хочу пожелать вам успехов в реализации тех целей и задач, которые перед вами стоят. Всего самого!

Б. Акимбекова Спасибо большое!

Б.Махметова Спасибо вам, Алия!

Ведущая. Ну, а вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго! До свидания!

 

 

Похожие новости