«Какие права имеет наш бизнес в ЕАЭС?»

15 Марта, 2016, 15:00 1133
  • Видео

Уважаемые пользователи!
15 марта в 15:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн – конференция на тему: «Какие права имеет наш бизнес в ЕАЭС?». Об этом расскажет директор департамента таможенного администрирования НПП РК «Атамекен» - Мамашева Дина.

Ведущая: Доброго  времени  суток, уважаемые  пользователи  информационного  портала  ВNews.kz. Вы  стали  участником онлайн – конференции. На  данный  момент  идет  активная  работа  по  разработке  проекта  таможенного  кодекса  Евразийского  Экономического  Союза. О  том,  как  продвигается  процесс, сегодня  расскажет  в  нашей  студии  директор  департамента  таможенного  администрирования   Национальной  Палаты  Предпринимателей  РК  «Атамекен»  Мамашева  Дина  Талгатовна.  Добрый  день, Дина  Талгатовна.

Мамашева Д.  Здравствуйте.

Ведущая:   Рада  приветствовать  вас сегодня  в  рамках  нашей  студии.

Мамашева Д.   Спасибо.

Ведущая: И  первый  вопрос, хотелось  бы  узнать,  кто участвует  в  разработке  проекта таможенного  кодекса  Евразийского  Экономического  Союза?

Мамашева Д. Еще  раз  спасибо,  что  пригласили  меня  на  эту  конференцию, и  я  хотела  бы  сказать, что  сегодня  таможенный  кодекс Евразийского  Экономического  Союза  один  из  самых, наверно,  серьезных  и  важных  документов,  который  разрабатывается  на  площадке  Евразийского  Союза. Работа  ведется долго  и  что  особо  важно, что  данный  кодекс  впервые  разрабатывается  при  самом  активном   непосредственном   участии  бизнеса, общества  всех  стран  входящих  в наше  Евразийское  Сообщество. Таким  образом, если  раньше  документы   такого  уровня  разрабатывалось  государственными  органами  и  деловые  круги  могли  с  ним  ознакомиться  и  внести свои  коррективы  на  стадии  голосования  готового  документа, то  сегодня  деловое  сообщество  очень  активно  участвует  в  его  разработке. Формируется  состав  рабочей  группы, куда  входят  представители  бизнеса   Казахстана,   в  том  числе, и  работает  экспертная  группа, которая  непосредственно  пишет  сам  текст  документа, где  тоже  бизнес  очень  серьезно  представлен. Но, в  частности, от  казахстанского бизнеса  там  работают  представители  компании  КТЖ, АзияАвто,  ФилиппМорис, КазМунайГаз,  Союз Транспортников,  достаточно  много  привлекаются  компании  в  зависимости  от  того,  какой  вопрос  рассматривается. И  такая  работа,  еще  раз хотела  бы  подчеркнуть, увы, она  приносит  такие  серьезные  ощутимые  плоды   

Ведущая:   Спасибо  большое,  скажите,  пожалуйста, предположительно  с  какой даты  вступит  в  силу   договор  о  таможенном  кодексе   Евразийского  Экономического  Союза?

Мамашева Д.  Работа,  как  я  уже  сказала, достаточно  долгая, мы  очень  надеемся, что  данный  документ  вступит  в  силу  уже  со  следующего  года. Мы  планируем, что  к  середине  данного  года  уже  закончим  основную  разработку, у  нас  останется  полгода  как раз  на  проведение  всех  процедур,  необходимых  для  его  вступления  в  силу.

Ведущая: Скажите, чем  вызвана  необходимость  разработки  нового  национального  таможенного  кодекса?

Мамашева Д.   Когда  мы  начали  наше  новое  интеграционное  объединение, первое, кто  договорился между  собой, это  как  раз  - таки  таможенный  орган. То,  что  первая  задача, которая  перед  нами  стояла - убрать внутренние  таможенные  границы. Поэтому  первым  документом  был  таможенный  кодекс  таможенного  союза. Но прошло  уже  достаточно  времени  с  2010  года, и накопился  определенный  опыт. Мы  выявили  определенные  проблемы  при  написании  этого  документа. И сегодня  назрела  необходимость  создания  уже  нового  документа  в  рамках  Евразийского Союза. И  именно  такую  работу  мы  начали. Тем  более, что  был  разработан  договор, как  вы знаете, да, о Евразийском  Союзе. У  нас  работают  отдельные  международные  соглашения, надо  было  переработать и  доработать  и  разработать  новый  абсолютно  принципиальный,  модернизированный таможенный  кодекс.  

Ведущая:  Как  известно, работа  была начата в  2013 году. Скажите, с чем  связана  длительность  этого  процесса?

Мамашева Д.  Ну, чтобы  было  понятно, таможенный  кодекс  таможенного  союза  во  исполнения  его,  сегодня  действующий  таможенный  кодекс. Во  исполнении  его   сегодня  работают  тридцать   соглашении. Помимо  этого, как  я  уже  сказала, появился  новый  договор  о  Евразийском  Экономическом  Союзе. Теперь  все  эти  документы  надо  было  объединить,  тридцать  международных  соглашений, действующий  таможенный  кодекс  все  имеющиеся  проблемы  и  еще  плюс  дополнительно  попытаться  внедрить  уже  наш новый установленный  международный  стандарт. Поэтому  документ  прописывается   очень тщательно. Он очень  большой, очень  объемный. Но  я  думаю, что  такой  очень  хороший  качественный   документ.

Ведущая:  Скажите, пожалуйста, возникает  ли  разногласие  во  время  переговорного  процесса  между  участниками? Если  да, то, каким  образом  это  решается?

Мамашева Д. Безусловно, возникают. Вы  представляете, даже  когда  мы  в  рамках  одной  страны  пишем  какой-то  закон, какие  между собой  у  нас  кругами  идут  активные  дискуссии? А здесь  между  собой  пытаются  бизнес  пяти  стран. Конечно, очень  серьезные, большие  бывают  такие  проблемы. Но  за  вот  эти  два  года  мы  уже  научились  друг  с  другом  достаточно  серьезно  согласовывать,  сотрудничать  и  компромиссы,  практически,  все  найдены. Что  самое  основное,  о  чем  мы  спорим, мы  считаем, что нам  всем  хотелось  бы  построить такой  идеальный   документ, который, безусловно,  прекрасно  работал бы. Но  мы,  зная  уже, что  могут  возникнуть  всякие  внештатные  ситуации,  хотели  бы, чтобы  таможенный  кодекс  все  же  был  гибким. Чтобы  можно  было  оперативно  реагировать   на  любые  складывающиеся  ситуации, чтобы  это  не  получился  документ, в  котором  все  детально прописано. Потому  что  по таким  документом  очень  сложно  работать. При  этом  наши  партнеры наоборот  хотели  бы,  чтобы  это  был  документ  максимально  прямого  действия, чтобы там  было  прописано  все  абсолютно. Но  как  вы  понимаете, это  невозможно. Поэтому  мы  ищем  этот  компромисс,  какую  часть  нам  все – таки  стоит  унифицировать, какую  часть, возможно,  регулировать  национальным  законодательством, и  какие  вопросы   вообще  можно  не  регламентировать  кодексом. И возможно,   они  не  имеют  принципиальных  серьезных  проблем. Вот  это вот основная балансировка, плюс  еще  есть  госорганы, с  которыми  тоже  нужно  найти  определенный  бизнес. На  верхнем  уровне надо  четко  выработать  какую  степень свободы  бизнесу  можно  дать, как  при  этом  не  потерять  таможенные  платежи, как  при  этом  обеспечить  необходимую  экономическую,  национальную  безопасность для  каждой  стороны. Поэтому  вопрос  очень  серьезный. Тем  более, что  таможенное  законодательство    затрагивает  практически  все  сферы  деятельности  вот  в  нашей  жизни. Поэтому  затрагивает  абсолютно  всех, и  приходится  по  каждому  вопросу  вести  достаточно  серьезные  дискуссии. Тем  более, что  в  мире  есть    много  международной  практики, которую  мы  хотели  бы у  себя   внедрить.

Ведущая: Скажите,   а  имеется  ли  определенный  механизм, который  позволяет  все-таки  разрешать  данные  споры, допустим, другие  альтернативные  способы?

Мамашева Д.   Ну, мы  у  себя  на  группе  договорились  так, сначала  разрабатывают  текст  кодекса, потом  неразрешимый  на  экспертном  уровне  вопрос  вносит  сам  состав  рабочий  более  высокий. Рабочая  группа  у  нас  проводится  ежемесячно. Если  там  мы  позицию  не  находим , мы  выносим  на  решение  уже совета  комиссии  и  далее  уже  на  высший  совет. Вот  этих   несколько  вопросов  уже  у  нас  были, которые  мы  выносили  на  уровень  премьер – министра.  Вопросы  серьезных  разногласий. Поэтому  тоже  поднимается  на  уровне  совета  комиссии, все  эти  вопросы  поднимаются. То есть, совпадений  всех  сторон  переговорного  процесса.

Ведущая:   Каких  вопросов  чаще  всего  касаются  стороны  участников?

Мамашева Д.  Какие  основные  вопросы, еще  раз  степень  нашей  интеграции, какие  вопросы  нужно  регулировать  на  национальном  законодательстве, какие  вопросы  нужно  отдать  на  уровне  комиссии, что  делать  с  вопросами, которые  уже  сегодня  отнесены  на  национальную  компетенцию , но  при  этом  не согласованы, ну, например, вопрос об  уплате  косвенных  налогов, требуется  ли  его  унифицировать  рамках    кодекса, какие  льготы  и  платежи  необходимо  выплачивать, как  развивается  институт   добросовестных  участников, как  перенести  акценты  с  основного оформления на  пост таможенный  контроль  и,  самое  главное, как  внедрить  новые  информационные  технологии  и  электронные  формы.

Ведущая:  Хорошо, спасибо  большое, Дина  Талгатовна, скажите, каковы  основные  новеллы проекта  таможенного  кодекса ЕАЭС?

Мамашева Д.  О  новеллах  мне  очень много  хотелось  бы  рассказать, но  начну, наверно, с  самых основных, прежде  всего, это  модернизированный  кодекс, который  переходит  и  вносит  новую  страницу, вообще, вопросах  таможенного  контроля  во  всех  службах. Мы  переходим  на  электронное  декларирование. И в  кодексе  уже  предусмотрели  электронное  декларирование,   как   приоритет  и  в  письменное декларирование  будет  подаваться  только   в  особых случаях. Это  первое. Следующее, соответственно, раз  мы  переходим  на  электронное  декларирование  у  нас  предусмотрены  такие  абсолютно  новые вещи,  как  непредставление  подтверждающих  документов. Вы  только  декларируете  в одном  виде  свои  товары, помимо  этого,  если  у  вас  значит, описывается  и  прописывается  систему  управления  рисками  и  если  при  декларировании  электронном  никаких  нарушении  вами  в  автоматическом  виде  не выявлено, то  предусмотрены  такие  прогрессивные  нормы, как  автоматический  выпуск  товаров. То есть, вообще без  участия  таможенных  органов, это  то  ноу - хау, которое  на  самом  деле  достаточно  сложно  проводили, не знаю  как  оно  пойдет, но  это  очень  прогрессивно, не  во  всех  странах есть. Мы  серьезно  пересмотрели  требования  к  оформлению  таможенных документов. Мы предусмотрели,  и  серьезно  расширили  такую  форму  декларирования, как  выпуск  до  подачи. Это  фактически  отсрочка  на  уплату  платежей. Это  вы  показываете  свои товары,  и  можете  оплату  произвести  позже. Это была    позиция  казахстанской  делегации, наши  коллеги  нас  поддержали, очень  хорошая  норма,  я  думаю, завтра  нам  позволит  очень  много  серьезных  хороших  проектов  решить, помимо  этого  мы  серьезно  пересмотрели  вопросы  категории  уполномоченных  экономических   операторов.  Кто  такие  уполномоченные  операторы? Это  компании, которые  имеют  статус особо  добросовестных, на  которых распространяется  минимальный  риск  и  которым  таможенные  органы  дигилируют  часть  своих  полномочии. Это  компании, которые  могут, практически, без  таможенного  оформления  проходить  там. И  если  таких  компании  появляются  много, а  тем  более  если  мы  в  дальнейшем  разработаем  и  будем  внедрять  такие  механизмы, как  взаимные  признания  таких  операторов между  странами, то,  это  перспектива. Это  будущее всех  таможен. Я  надеюсь, казахстанского  тоже, такую  работу  я  знаю, что  она  проводится  взаимному  признанию  операторов  между, например, Казахстаном  и  Китаем, когда  перевозки  между  нашими  странами существенно  будет  облегчен. Это  будет  очень  такая  перспективная и  современная  модель таможенного  администрирования. Помимо  этого  мы еще  на  что  хотела  бы  обратить  внимание, это  развитие  системы  таможенного  транзита  и  развития  системы  национальной  гарантии, что  тоже  регламентировано  на  сегодня, многими   документами  всемирная  таможня  организации  мы  тоже  попытались  это  максимально  прописать  нашем  таможенном  кодексе, Вот, собственно, основные  новшества, которые  мы  хотели  бы  внести,   и  которые  мы  ждем  для  внедрения.

Ведущая:   Спасибо большое, хотелось  бы  узнать, какие  концептуальные  решения  принес  Казахстан  в  разработку  данного  проекта?

Мамашева Д.  Казахстан  там  на  сегодняшний  день  самая, наверно, активная  позиция  у Казахстана, мы  при согласовании  этого  документа внесли  в  рамках  пятьсот семьдесят две  поправки. То есть, практически  почти  по  каждой  статье  кодекса  у  нас  были  свои  предложения  и  все  эти  на сегодняшний  день  мы  где – то  процентов  70  этих поправок  отстояли, поэтому  наши  поправки  там  наиболее  значительны. То,  о  чем  я  говорила,  как новеллы, это  были  предложения   Казахстана   изначально. На  этом  мы  настаивали,   наши  коллеги  поддержали  и  дальше  еще  развили  и  поэтому, вклад  Казахстана  здесь  значителен. Ну, например, мы  предложили  новую  норму  применения  отсрочек  по  уплате платежей, очень  долго  ее  обсуждали, долго  не  соглашались. Но  на  сегодняшний  день эта  норма   прошла,  и  уже  утверждена  советом. То есть, мы  предлагаем,  что  есть  возможность. Если  у  компании  нет  денег,  то  она  имеет  право  получить  отсрочку  по   платежам   в  любом  случае  на  месяц, под  обеспечением  уплаты, и  мы  договариваемся  в  определенных  случаях,  когда  проценты  потом  по этой  отсрочке  платить  не  нужно  будет. То есть, это  серьезное  улучшение, это  те  вещи. Мы  очень  серьезно  отрабатываем, внедряем  и  сейчас  ведем  большие  дискуссии по  внедрению  системы  предварительного  информирования. Система  предварительного  информирования  это  очень  перспективная  система, но чтобы  было  понятно  вы  заранее,   до въезда  в  страну   сообщаете, что  вы  едете, представляете  необходимые  данные  сведения,   таможенные  органы  их  анализируют  и  к  приезду  вашего  груза  и  пересечения  через  границу  вам  уже  знают  точно,  какие   меры  контроля можно  применить. Если  вы  как  бы  не  попадаете  под  риск  сразу проходите, или вы   проводите  минимальный  риск  и т.д. То есть, таким  образом,  резко  сокращаются  любые  задержки  на  таможенной  границе, и  оформление можно   проводить  так,  как   в  современных  мирах. Вот  это  наша  задача,  и  если  мы  систему  предварительного  информирования действительно   хорошо  отработаем  и  внедрим  ее  так, как  предполагает  таможенный  кодекс  это,  безусловно, будет  благом  для  всех  наших  граждан  и  для  всей системы  администрирования. И  еще  на  чем  таможенный  Казахстан  настаивает, это  если  мы  достаточно  либеральны  и  наоборот    вносим  норму, где  можно  национальным  законодательством  процедурные  вопросы  урегулировать  самим, и  не  прописывать их  детально в кодексе. То есть, вопрос  по  которому  наоборот  наставим,  чтобы  он  очень  серьезно  был  прописан  в  кодексе   это  вопрос  таможенного  транзита. Потому  что  это  единое  для  всех  транзит,  единое  для  нас  всех  территория  и,   поэтому  нам  бы  хотелось  чтобы  национальная   администрация  таможен  не  имели  возможности  своими  внутренними  указаниями  каким – то  образом  транзит  через  территорию ЕАС  ужесточать. Ну, вы  знаете, у  нас  есть  проблемы  с  товарами  из  России, у  нас  есть  проблемы  с  товарами,  перемещающими  через  территории  Белоруссии. К  сожалению,  у  нас  не  всегда  наши  перевозчики  свободно  перемещаются  на  территории  всего  нашего  союза,  как  мы  предполагали. Как  только  один  раз  их  на  входе  должны  проверить, потом  они  должны  свободно  ехать, не  получается  на  сегодняшний  день, пока, к  сожалению,   эти  барьеры  есть. Вот  мы  пытаемся  посредством  кодекса  максимально  эти  барьеры  сократить.  

 Ведущая:   Хорошо, спасибо  большое, Дина  Талгатовна, и  в  заключении  хотелось  бы  услышать  ваше  экспертное  мнение,  как  представителя  национальной  палаты  предпринимателей    «Атамекен» о том, как  проект  нового  таможенного  кодекса  отразится  на  самочувствии  бизнеса?

Мамашева Д.   Учитывая, что  бизнес  особенно  бизнес  Казахстана, это  самая активная,  наверно,   на  площадке  ЕАС, участвует  в  разработке  этого  документа, мы  пытаемся  все  на  сегодняшний  день  имеющийся какие – то  проблемные  моменты  негативную  практику  в  этом  кодексе  устранить, мы  хотели  бы , чтобы  взаимоотношении  с  таможенными  органами  были  максимально  прозрачными   - раз, при  этом  они  были  построены  на  новых  информационных  технологиях – два. То есть, был  исключен  человеческий  фактор. Это,  соответственно,   коррупционные   проявления. И, в – третьих, чтобы  бизнес  четко  знал  все  правила,   с  которыми  придется  столкнуться  на  территории  границ   при  оформлении  грузов. Тогда  можно  рассчитывать  на  логистику. Тогда  можно  четко  считать  свои  риски. Тогда  можно  четко  считать  свои  затраты. Тогда  можно  понимать  какие  сроки  займут  те  или  иные  внешнеторговые  операции,  безусловно, это  бизнесу  нужно  и  если этот  кодекс  заработает, то я  думаю, у  казахстанского  бизнеса  у  него  очень – очень много  проблем, которых  у  него  на  сегодняшний  день с органами  есть. Они  сократятся.

Ведущая:   Спасибо  большое, Дина  Талгатовна, я  уверена, что  намеченные  цели  непременно будут  достигнуты. Та колоссальная  работа,  которая  проводится  вами,  она  будет  иметь  отличные  результаты. 

Мамашева Д. Спасибо.

Ведущая:  Ну а вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго. До свидания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Похожие новости