«Казахстанское образование: что показывают исследования?»

4 Октября, 2016, 12:00 1663
  • Видео

Уважаемые пользователи!

4 октября в 12:00 в студии BNews.kz  состоялась онлайн-конференция на тему  «Казахстанское образование: что показывают исследования?». В каком направлении пойдут реформы в системе школьного образования в ближайшие годы? О результатах проделываемой работы расскажет Президент АО «Информационно-аналитического центра» Серик Ирсалиев. 

Ведущая. Доброго времени суток, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада поприветствовать вас в режиме онлайн-конференции. Тема нашей трансляции сегодня – это Казахстанское образование: что показывают исследования? В каком направлении пойдут реформы в образовании в ближайшие несколько лет мы попытаемся разобраться сегодня. Позвольте представить вашему вниманию гостя нашей студии. Это президент АО «Информационно-аналитического центра» Серик Азтаевич Ирсалиев. Добрый день!

С.Ирсалиев Добрый день, Алия!

Ведущая. Спасибо большое, что согласились принять участие в нашей конференции.

С.Ирсалиев Спасибо вам!

Ведущая. И первый вопрос: расскажите, пожалуйста, о проектах и исследованиях, которые вы проводите в рамках своего центра?

С.Ирсалиев Наш информационно-аналитический центр, в принципе, миссия всех информационно-аналитических центров в мире – создать мостик между политиками и той базой знании, которые накапливает общество. Мы выполняем эту функцию некого мостика. Дело в том, что в 2010 году была принята масштабная по срокам и по предполагаемым изменениям госпрограмма образования. И потребовалось институализировать функцию обратной связи, мониторинга, анализа, как она выполняется. В этой связи и появился наш информационно-аналитический центр. И одна из его первых главных функции – это вести анализ того, что происходит в образовании у нас в стране, и вести анализ того, что происходит всего самого лучшего в образовании в мире. Кроме этого мы выполняем очень важную задачу, которую поставил перед системой образования, в целом перед страной Глава нашего государства. Он поставил задачу исследовать стандартам и принципам ОЭСР в области образования. В ОЭСР есть некие свои стандарты работы, стандартные показатели, к которым мы должны стремиться. Так вот, функцию мониторинга, анализа этих показателей также выполняет наш центр. Кроме этого есть множество различных международных сопоставительных исследовании качества образования разных уровней, разных категории, где мы участвуем, и мы говорим, вот, наше место в мире по математике или по естествознанию, или по чтению или по грамотности взрослых и т.д. Все эти функции выполняет также наш информационно-аналитический центр. Кроме этого мы ведем образовательную статистику Республики Казахстан и администрируем национальную образовательную базу данных. Без статистики, без цифр невозможно работать в принципе. Невозможно строить прогнозы, делать какие-то стратегические планы. Статистика является основой нашего движения вперед. Ведение этой статистики также является нашей компетенцией.

Ведущая. Можете рассказать о тех реформах в системе школьного образования, которые планируется провести в ближайшее 3-5 лет?

С.Ирсалиев Да, конечно. Все нововведения в образовании, которые предполагаются в школьном образовании, они четко, ясно прописаны в государственной программе развития образования науки на 2016-2019 годы. Как раз это 3-4 года, о которых вы говорите.  В школьном образовании несомненно это переход на обновленное содержание образования и переход на 12-летнее обучение по схеме 0+11. Почему это надо? Дело в том, что уже в конце прошлого тысячелетия, в конце даже прошлого 20-века весь мир понял, что в школьном образовании детям не столь важно давать некий массив хороших академических знании. Потому что мир быстро меняется. Знания быстро устаревают. Новая информация удваивается каждые 2 года. В этом огромном потоке информации, если мы будем продолжать просто давать эти академические знания, дети потеряются в этом мире войдя во взрослую жизнь. И гораздо важнее детям в школе привить навыки работы с этими потоками информации, научить их правильно и эффективно жить в быстро меняющемся мире, обрабатывать информацию, фильтровать ее и эффективно ее использовать для своей жизни. Начиная с 80-годов прошлого века весь мир, продвинутый мир перешел на новую парадигму образования. В это время мы получали независимость. Мы решали другие вопросы государственного строительства, и сейчас мы подошли к тому, что и наша система образования должна перейти на эту компетентную основу. И в этом году наши первоклашки начинают свое обучение как раз по этим обновленным программам, которые предполагают все то, о чем я сказал выше.

Ведущая. Общественность также очень интересует вопрос внедрения трёхъязычия в систему школьного образования. Из этого у меня такой вопрос, изучали ли вы обеспеченность казахстанских школ кадрами под эту задачу? И в каких регионах достаточно кадров, в каких имеется дефицит?

С.Ирсалиев Я сразу хочу обозначить, во-первых, почему это надо? Во-вторых, отвечу, как это надо сделать и что для этого делается? Почему это надо? Каждый язык, новый язык несет совершенно иное восприятие мира. Еще 20 лет назад Европа приняла программу поли язычного образования, где гарантировано каждому школьнику, обучающий в одной из Европейских стран обязательное владение одним, а то и двумя иностранными языками. Конечно, в системе полиязычия сейчас в мире доминирует английский язык. 80 процентов контента, который издается в науке – это английский язык. Более 50 процентов интернета – это английский язык. Большинство научных открытии делается как раз с употреблением английского языка. Поэтому весь мир движется в этом направлении. Есть даже отдельный рейтинг владения странами, для которых английский не является родным уровнем владения языка. И установлено очень четко взаимосвязь между владением населением английским языком и ВНД на душу населения. То есть, богатство страны. Между уровнем владения языком населения и инновациями, которые рождаются в этом обществе, между владением английским языком и импортом новых технологии и т.д. Доказательная база абсолютно есть. Япония сейчас в последние годы приняла новую программу и новую стратегию изучения английского языка. Потому что они расценивают недостаточный уровень владения языком. Они в этом рейтинге оказались позади Сингапура, позади Южной Кореи, позади многих стран. Они приняли целую национальную стратегию для изучения английского языка. Что касается внедрения трёхъязычного образования у нас. Это не будет делаться сейчас прямо. Это не будет делаться скоро. Это будет делаться постепенно по мере готовности каждой школы, каждого учителя. Отправной датой, точкой является 2019 год. Это тоже прописано во всех программных документах. Относительно готовности наших ВУЗов, наших школ, именно сейчас в это время наш информационно-аналитический центр проводит соответствующее исследование для того, чтобы понять. Наши люди выехали в поле. Сейчас они вернулись из университетов, где ведется подготовка поли язычных педагогических кадров. В целом обстановка не такая страшная, как может показаться. Здесь больше играет фактор комплексов, отторжения, страха. Есть такое понятие общественный страх, когда что-то новое внедряется в обществе, этот страх само собой появляется. Наша задача развеять этот страх и показать, какие есть пути для простого, эффективного и качественного решения поставленной задачи.

Ведущая. Спасибо большое! В одном из своих интервью вы говорили о том, что методы преподавания в Казахстане несколько отстают на промежуток 20 лет, чем в развитых странах мира. Скажите, в этом направлении у вас также проводились исследования, и опыт каких стран вы могли бы адаптировать для себя?

С.Ирсалиев Да, заявление о том, что мы отстаем более чем на 20 лет, базируется на очень хорошей доказательной базе. Я уже сказал, что мир в конце 80-ых годов прошлого века перешел на новую парадигму. А мы это делаем только сейчас. Вот вам разница 20 лет. Чем то компетентное образование эффективнее, чем чисто академическое образование? Есть такое международное сопоставительное исследование Пиза. В 1997 году, когда уже все развитые страны перешли на новое содержание образования возник вопрос, а как сопоставить, кто быстрее двигается, кто нет? И в течение трех лет Организация Экономического развития и сотрудничества создавал этот инструмент. И в 2000 году впервые это исследование было проведено. Оно вызвало в мире фурор. Даже появился такой термин Пиза-шок, когда Германия, считавшая себя очень продвинутым в области образования, оказалась далеко не на первых местах. Это содвинуло правительство Германии принять очень массированные меры для приведения своей системы образования в соответствие с новыми целями, которые перед ними стоит. Министр образования подал в отставку. Были приняты новые программы. Было сделано много чего. И мы видим, Германия постепенно продвигается в этом рейтинге. Казахстан также принимал участие в Пизе в 2012 году, 2009 году и в последний раз в 2015 году, результаты будут известны в конце этого года. Что можно сказать? Да, наше первое участие было не очень удачным, и это понятно. Поскольку наша система образования отвечает совершенно на другие вопросы. Мы заняли аутсайдерские позиции. В 2012 году мы продвинулись вперед, и ОЭСР отметил, что Казахстан одна из стран, которая достаточно динамично двигается вперед. У нас же была принята программа Функциональная грамотность по поручению нашего Главы государства. Но тем не менее, по читательской грамотности по результатам 2012 года наши школьники 15-летние отстают от своих сверстники в среднем от ОЭСР на ,5 года. По математике мы отстаем примерно на 1,5 года. По естествознанию на 2 года. Это как раз тот разрыв, о которым вы говорите. Нам не надо на современно этапе изобретать какой-то велосипед. В мире это давно все изучено. И повторюсь, наши первоклассники пошли по новой программе. Я надеюсь, когда им исполнится 15 лет, они покажут совершенно иные результаты. Что касается всего мира, то сейчас ОЭСР разрабатывает новую программу образования 2030, на которую мы еще как бы можем наблюдать со стороны, и задача понять, какие навыки, какие компетенции нужны человеку в современном мире? И после 2018 года до 2021 года ОЭСР собирается в отдельных странах апробировать новое содержание школьного образования. Речь идет уже не просто о компетенциях, а неких мега компетенциях, когда человек должен не просто хорошо ориентироваться в этом мире, но и уметь управлять своими эмоциями, своими мыслями. Это очень важно в современном мире. Огромная работа сейчас ведется ОЭСР. И как раз наш центр вместе с Назарбаев интеллектуальными школами участвует в этой работе. Мы постоянно участвуем в сессиях и заседаниях ОЭСР по этому вопросу. То есть, мы держим руку на пульсе всего, что происходит в мире.

Ведущая. Хорошо. Спасибо. Специалисты, в частности психологи утверждают о том, что школьная нагрузка достаточно высока и следствии негативно сказывается, как и на психическом, так и на физическом здоровий детей. И при подготовке к интервью я натолкнулась на такой пример Финляндии, где существует очень интересная практика. Допустим, дети проводят в среднем по 4 часа в день в школе. Домашних задании в принципе нет. Но при этом их успеваемость достаточно высока. Скажите, можно ли транслировать такой опыт к нам в страну?

С.Ирсалиев Вопрос нагрузок и их влияние на развитие человека – это очень дискуссионный вопрос. можно не давать никаких нагрузок людям. Будут ли они при этом развиваться? Это вопрос большой. Мы когда-то тоже учились в школе, в советской школе. Нам давали нагрузки. У нас было очень много стрессов, когда мы заканчивали школу, когда поступали в ВУЗ. Но мы преодолевали эти стрессы, преодолевали трудности и становились сильнее. Это помогает сейчас. Эти навыки преодоления трудностей быть сейчас успешными. Разве мир бывает без трудностей, без стрессов? К чему мы должны готовить наших детей? Конечно, мы должны делать так, чтобы наш мир менялся, чтобы наши дети жили в хорошем, уютном мире. Но не все так просто. Что касается примера Финляндии и какой-то другой страны, то здесь надо очевидно понимать тот общий исторический контекст, в котором развивались государство и система образования конкретной страны. Конкретно Финляндия, да, это сейчас некий уникум, который в системе образования мира стоит немножко по-другому. Это система образования, которая создавалась многими поколениями финнов. Финляндия сейчас стало паломничеством страной образовательного туризма. Я сам там был 4 года назад. И действительно убедился в высокой эффективности той системы образования, которая сложилась в Финляндии. Но эта система не свалилась на голову вдруг и сразу. Она формировалась веками. Еще 300 лет назад, и тут надо отметить большую роль церкви в развитии образования Финляндии. Церковь запрещала создавать браки между мужчиной и женщиной, если хотя бы один из них был неграмотен. То есть, 300-летняя культура воспитывала в людях любовь и тягу к знаниям. 30-40 лет Финляндия шла по пути движения имиджа учителя, поднятия его социального статуса. Сейчас в Финляндии профессия учителя самая престижная. 5 лучших выпускников школ идут в профессию учителя. Обратите внимание, не идут в IT-технологии, не идут в инженеры, не идут в юристы, во врачи, они идут в учителя. Хотя зарплата учителя в Финляндии не на много отличается в среднем по стране. Просто тот имидж, который десятилетиями создавался в стране с подвигло созданию именно такой системы образования. Действительно все миролюбиво. Действительно все очень цивильно. Там нет контроля. Финны говорят, что самые лучшие котроллеры – это ученики и родители. И это мотивирует учителя. Но готовы ли мы сейчас принять такую систему? Был ли у нас такой сорокалетний опыт поднятия статуса учителя или трехсотлетний опыт влияния других факторов на то, чтобы образование было святым. Я думаю, нет. Поэтому каждый опыт каждой страны уникален. И мы должны развивать свое казахстанское образование с учетом лучших мировых традиции того лучшего, что сложилось в мире. Но оглядываясь постоянно на нашу реальную почву, на наши реалии и действительность нашей возможности.

Ведущая. Серик Азтаевич, в самом начале вы сказали о том, что деятельность работы центра в первую очередь связано со статистикой и проведением определённых сборов информации. Поэтому мне бы хотелось узнать, проводятся ли исследования в том направлении, в каких регионах уровень преподавания для школьников гораздо выше, а в каких нет? И в чем разница, если она есть?

С.Ирсалиев Да. Статистика, международные сопоставительные исследования, единое национальное тестирование, многие другие инструменты, которые мы можем использовать для сравнения регионов, они говорят о том, что еще, к сожалению, в Казахстане существует достаточно значительная дифференциация в качестве образования. Есть продвинутые регионы. Есть регионы, где качество образования требует очень серьезных инвестиции. Ежегодно мы издаем национальный доклад о системе образования Республики Казахстан. Одним из разделов этого доклада является как раз рейтинг регионов как раз по образованию. Но хочу сказать, что качество образования складывается из очень многих факторов, и в этот рейтинг входит на сегодняшний день 34 различных показателя. И в будущем с реализаций госпрограммы до 2019 года их будет 42 таких показателя. Все как положено в классике менеджмента. Я не хотел бы сейчас озвучить регионы лидеры, регионы аутсайдеры. Все это у нас открыто и доступно на нашем сайте. Все это открыто мы публикуем в национальном докладе. Я хочу только сказать о том, что разница качества образования есть не только по регионам, она есть внутри каждого региона. 2 соседние школы могут очень существенно различаться по качеству образования. И у нас есть на сегодняшний день инструмент замера и инструмент для принятия каких-то управленческих решении для того, чтобы самая худшая школа подтягивалась на уровень лучших школ. Был такой пример, что Пиза показало, мы всех детей разделили на 4 категории по социально-экономическому статусу семьи. Ребенок, у которого есть и мама, и  папа, у которых хороший заработок, ребенок, у которого есть свой стол, своя комната, компьютер, он опережает ребенка по качеству образования, умениям и навыкам. Ребенок, у которых ничего этого нету примерно на 2 года отстает. То есть, фокус политики всех стран направлен на то, чтобы выравнивать качество образования на то, чтобы говорить, вот эти лучшие и худшие. Они говорят, да, у вас не все получается, но у вас есть огромный потенциал, и давайте сделаем вот это и вот это, чтобы школа вошла в ряд лучших. Все это у нас есть. Эти данные мы предоставляем и Министерству образования, и нашим коллегам в регионах для того, чтобы они принимали необходимые управленческие решения.

Ведущая. Спасибо. Уже мы касались косвенно единого национально тестирования. Поэтому у меня такой вопрос. Можете ли озвучить названия лучших и худших школ, которые показывали показатели именно в национальном тестировании, и что показывают ваши исследования в рамках этого?

С.Ирсалиев Ну, хорошо, чтобы не рекламировать лучшие школы и не вызывать горечи у регионов, где было зафиксированы самые худшие результаты по ЕНТ, я скажу условно. Лучшая школа, которая из 125 возможных баллов 114-116 баллов в среднем учениками, это школа для одаренных детей на казахском языке обучения, где набор учеников ведется селективно. То есть, отбираются лучшие ученики, с ними проводится конкретная работа. Самая неудачная школа – это школа далекой сельской глубинки, малокомплектная школа, где все ученики набирают иногда менее 50 баллов в среднем. То есть, они не набирают даже порогового уровня ЕНТ. ЕНТ просуществовало 13 лет. Я был одним из участников его создания вместе с группой моих товарищей, мы всегда были против того, чтобы ЕНТ использовалось в качестве замера эффективности работы школы. Потому что слишком много факторов может влиять на средний балл ЕНТ. Мы всегда были против так называемого социалистического соревнования по баллам ЕНТ. Потому что это создает неправильную систему мотивации. ЕНТ только может показывать проблемы школы. Другая задача, как эти проблемы решать? Если есть проблемы в менеджменте, значит надо менять менеджмент. Если есть проблемы в учителях, значит надо что-то делать над повышением их квалификации и вовлечением в эту школы хороших учителей. Если в материально-техническом оснащении школы есть какие-то проблемы, которые влияют на качество образования, значит надо уделять этому внимания. Каждую школу можно легко прописать и составить стратегический план развития. И ЕНТ – это всего лишь градусник, это зеркало, которое отражает. И когда его демонизируют и принимают какие-то очень жесткие решения, это не очень правильно. Поэтому я категорический противник того, чтобы наши школы мерить результатами ЕНТ.

Ведущая. Ваша позиция мне ясна. У меня такой вопрос: всем нам, наверное, известно такой самый стрессовый и сложный период в жизни каждого школьника, это момент выпуска. Здесь как бы встает выбор о том, куда дальше идти, какое направление для себя выбрать. И здесь возникает такой вопрос, допустим, среди выпускников 9-классов начинают делать такой отбор, условно говоря, кто пойдет на 10-класс, а кто отправится в колледжи. Здесь опять же для ребенка стресс. Поэтому хотелось бы узнать, планирует ли Министерство образования изменить систему оценки эффективности работы школьных педагогических коллективов, и по какому принципу это будет проводиться?

С.Ирсалиев Да, конечно, все дети и все люди разные. Разные склонности, разные способности. Мы говорим о том, чтобы у нас не было самых лучших детей, которые отрываются намного от самых худших детей. В той же Финляндии, о которой вы говорили, разница между самым успешным учеником и самым неуспешным в пределах 10-20 процентов. В той же Германии на тот момент разница была в 70 процентов. У нас самый лучший ученик сдает на 125 баллов, самый худший ученик получает 0 баллов. То есть, разница в 100 процентов. Этого не должно быть. Все ученики должны быть одинаково высоко равными. Что касается профориентации того, чтобы детей ориентировать, выявлять их неспособности и склонности, большая работа в этом направлении проводится. По новым программам предусмотрена ранняя профилизация, которая начинается с основной школы. Уже несколько лет Министерство совместно с одной компанией проводит тестирование детей на предмет их профориентации, когда говорят ребенку, ты физик, ты будешь более успешным, если пойдешь в эту сферу. Но тут опять дискуссионный вопрос, школьник заканчивает девятый класс, вы правы, начинается напряжение, пойду я в академический класс или меня как бы отправят в ТИПО. Тут 2 направления. Тут надо поднимать престиж этих учебных заведении, чтобы понимали, что человек труда, рабочий человек всегда имеет заработок и всегда будет успешен в этом мире. Академические знания нужны, чтобы посвятить жизнь науке, высшему образованию и т.д. Мы склоняемся к тому, что дифференциация детей не должна быть жесткой, не должна быть пиковой, и у ребенка всегда должен быть шанс для того, чтобы реализовать то, что он не смог реализовать где-то на каких-то этапах своей жизни. Поэтому, конечно, тестирование, определяющее склонности будет. Сейчас оно тоже есть. Тестирование, определяющие успехи будет, и сейчас тоже есть. Теперь вопрос, как результаты этих измерении использовать к ребенку. Сказать ему жестко, что ты идешь туда, а ты идешь туда или просто поговорить с ним, и сказать, убедить его в перспективности выбранного пути того, то рекомендуют ему педагоги. Вот это сейчас является одним из основных направлений в работе системы образования.

Ведущая. Спасибо. У нас, к сожалению, время ограничено. Но я хотела бы озвучить вопрос, поступивший от наших пользователей. Данияр спрашивает: ежегодно на различные исследования в сфере образования тратится миллиарды бюджетных денег. Где можно с ними ознакомиться в публичном доступе, и каким образом они учитываются при принятии решении в профильном ведомстве? Согласны ли вы с мнением, что необходимо прекратить практику проведения постоянных исследовании, поскольку картина ситуации в сфере образования более и менее ясна, и нужно переходить к альтернативному целевому использованию денег на развитие человеческого капитала на работников системы обучения? Это первая часть вопроса.

С.Ирсалиев Первое, я завидую Данияру, если для него все ясно в системе образования Республики Казахстан. Я работаю в системе образования всю свою жизнь. У меня есть еще много вопросов, на которые у меня нет ответов. Поэтому прекратить исследования можно. Что мы выиграем от этого? Ничего не выиграем. Только потеряем. Можно с таким же успехом сказать, надо прекратить изучать космос, прекратить изучать физику, химию, потому что таблица Менделеева давно известна. Но люди и мир не прекращает исследования в химии. Наоборот, все лучшие мировые открытия делаются на стыке разных наук. О миллиардных затратах на исследования, на самом деле никаких миллиардных затрат там нет. Суммы на порядок меньше. Но дают они огромный эффект. С любым исследованием Данияр может ознакомиться на сайте. Все исследования в открытом доступе есть на сайте нашего центра. То же самое я могу сказать об исследованиях, которые проводят наши коллеги других подведомственных организации. Они также открыты на всех сайтах. Какие управленческие решения принимаются? После участия Казахстана в Пиза в 2012 году встал вопрос, что же дальше делать. И было дано поручение Главы государства разработать программу развития функциональной грамотности наших детей. Сейчас страна ее активно реализует. И Пиза 2012 года показал значительный прогресс. Таких примеров я могу приводить очень много. Я хочу сказать, что все управленческие решения, которые принимаются по развитию системы нашего образования, касается ли это бесплатного технического профессионального образования, о которой тоже дал поручение Президент. Касается ли это участие Казахстана в Болонском процессе. Касается ли это программы «Балапан», раннего развития детей, широкого охвата наших детей. Все это принималось на основе анализа и вот таких исследовании того, что происходит в мире, того, что происходит у нас. Поэтому, однозначно, я не согласен, что надо прекращать какие-либо исследования. Прекратить исследования – значит остановиться в своем развитии, и никуда не двигаться. Исследования надо продолжать. Другой вопрос соотношения сумм затраты и эффективности. Поверьте, сейчас в Казахстане создана система эффективности всего. За каждый тенге мы отчитываемся. За каждый свой постулат мы отвечаем головой. Поэтому я не могу сказать, что это все тратиться просто так. Я категорически не согласен с этим.

Ведущая. Спасибо. Следующая часть вопроса от Данияра: Проводились ли исследования того, насколько эффективной является деятельность Назарбаев Университета с точки зрения образования студентов, и какие исследования производятся в отношении программы «Болашак»?

С.Ирсалиев Вот Данияр себе противоречит. С одной стороны, говорит, пора прекратить исследования, с другой говорит, почему вы не производили такие исследования. Назарбаев Университет, программа «Болашак», программа «Серпин», программа дуального обучения, очень много различных программ в системе образования, которые должны, обязаны развиваться по законам проектного менеджмента. А что он предполагает? Он предполагает 5 элементарных вещей. Прежде, чем начать проект, надо его тщательно запланировать. Потом его надо апробировать. Потом его надо начинать реализовать, и в процессе реализации мы должны параллельно начинать вести мониторинг и анализ, то есть, исследования того, в правильном ли мы направлении двигаемся, достигаем ли мы тех целей, которые поставили, планируя этот проект? Поэтому абсолютно верный вопрос поставлен. Наверное, назрела пора провести какое-то исследование может быть даже Назарбаев Университет сам проводит исследование об эффективности своей работы, я не владею этой информацией. А вообще, когда мы говорим об образовании и о проектах, затрачиваемых деньгах, давно Всемирный банк установил, это уже истина, которая не оспаривается нигде в мире, что инвестиция в образование, в развитие Назарбаев Университета, других прекрасных программ, которые у нас есть в системе образования, они не должны рассматриваться как затраты. Они должны рассматриваться как инвестиции, приносящие огромную экономическую пользу и огромный экономический эффект для государства. Один доллар, я говорил об этом неоднократно, вложенный в дошкольную программу приносит государству прибыль 7-8 долларов. Один доллар, вложенный в школьную программу приносит 3 доллара государству. Один доллар, вложенный в профессиональное образование, как Назарбаев Университет, как программа «Болашак» приносит 2 доллара. Миллиард тенге, потраченный на программу «Болашак» приносит государству 2 миллиарда. Почему? Потому что ребята приезжают. Они боле продвинутые. Они законопослушные. Они инициативны. Они создают новые рабочие места. Они создают новые идеи. Все, что продвигает республику вперед. Человек, который получает всю жизнь образование, не надо потом тратить на уголовную систему. Потому что тот, кто не получал образование он идет в преступники. А это гораздо дороже для государства обходится.  Поэтому, я надеюсь, что ответил на этот вопрос.

Ведущая. Я думаю, что Данияр получил более чем исчерпывающий ответ. И второй вопрос от Лолы. Добрый день! Мой вопрос – в будущем планируется ли снять одно из условия получения стипендии «Болашак». Это передача в залог недвижимого имущества, либо заменить эту обязательную на боле другую. Поскольку не секрет, что население живет скромно. Благодарю.

С.Ирсалиев Да, программа «Болашак» как раз для населения, который живет скромно. Когда-то давно я администрировал программу «Болашак», и норма залогового имущества была, я признаюсь, инициировано мною. Посему она была инициирована? Потому что в 90-ые годы были случаи, их немного было, но они были, когда дети оставались, получив образование, отучившись за счет государства, за счет налогоплательщиков, тех же самых скромных семей, получив хорошее образование, они оставались в другой стране, и избегали исполнения своих контрактных обязанностей. И не было никаких юридических нормативов, чтобы склонить его к исполнению этих обязательств. Поэтому это норма была введена. Сейчас 10 тысяч студентов по программе «Болашак» было уже обучено. Сейчас эти цифры 12-15 тысяч. Конечно, это составляет определённые неудобства для студента. Сейчас очень много процедур, которые сейчас делаются через электронное правительство. Она не составляет трудозатрат для человека, и никаких отрицательных эмоции не должна вызывать. Если ты претендуешь на деньги государства, на деньги налогоплательщиков нашего государства, в том числе за счет налогоплательщиков, которые платят учителя, граждане, о которых Данияр задает вопрос, что тебе стоит заложить то имущество, которое есть у родителей, что-то еще или иметь поручителя. Если ты не строишь каких-то плохих целей, если у тебя нет плохих намерении, езжай, отучись, вернись, отработай 5 лет, и все твои обязательства будут исполнены. Я не виду в этом ничего плохого. Хотя, если Данияр предложит какой-то альтернативный путь, который будет также эффективно гарантировать отработку наших стипендиатов, мы будем только рады.

Ведущая. Правда этот вопрос от другого пользователя Лолы.

С.Ирсалиев Ну, Лола, извините!

Ведущая. Спасибо вам, Серик оитт за такой продуктивный диалог. Я думаю, он состоялся. И все, кому интересна перспектива развития образования, они смогут очень много для себя получить. И в любом случае если будут вопросы, обратятся к вашему центру, и смогут увидеть все результаты проделанной вами работы.

С.Ирсалиев Спасибо большое, Алия! Мы открыты. Мы готовы для любых дискуссии и отвечать на все вопросы, которые есть у наших коллег, людей. Спасибо!

Ведущая. Спасибо вам.  Уважаемые пользователи, вам бы хотелось напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго! До свидания!

 

 

Похожие новости