«Национальный доклад о противодействии коррупции: что это даст?»

5 Мая, 2017, 17:00 2509
  • Видео

Уважаемые пользователи!
5 мая в 17:00 в студии BNews.kz состолась онлайн-конференция на тему «Национальный доклад о противодействии коррупции: что это даст?». В чем особенность документа? Как оценивается коррупция на национальном уровне? Какие новшества принесет этот документ? Об этом расскажет директор департамента антикоррупционной политики Агентства РК по делам государственной службы и противодействия коррупции  Салауат Муксимов. 

Ведущая. Добрый день уважаемые пользователи информационного портала Bnews.kz и я рада поприветствовать вас в рамках прямого включения! Тема конференции: «Национальный доклад о противодействии коррупции: что это даст?». В чем особенность данного документа? Как оценивается коррупция на национальном и международном уровнях? Какие новшества принесёт национальный доклад для казахстанского общества. В этом мы сегодня постараемся разобраться. А поможет нам в этом наш гость. Позвольте представить вашему вниманию - Директор департамента антикоррупционной политики Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействия коррупции Муксимов Салауат Силибаевич. Добрый день!

С. Муксимов. Добрый день!

Ведущая. Салауат Силибаевич, спасибо Вам большое за то, что откликнулись на нашу просьбу выступить на нашей площадке и рассказать о достаточно важном документе. Агентством впервые был подготовлен  и внесён Национальный доклад о противодействии коррупции. Скажите, что особенного содержится в нем?

С. Муксимов. Национальный доклад – это прежде всего уникальный документ, в котором содержаться основные тенденции распространения коррупции на национальном и международном уровнях. Этот национальный доклад необходимо воспринимать не как отчётную информацию, здесь содержится достаточно большая часть аналитической работы, которая подводит итоги проводимой работы и за счёт подведения итогов реализуемой  нашей политики мы формируем новые задачи на предстоящие годы. Поэтому Национальный доклад является неотъемлемой частью реализуемой современной антикоррупционной политики. Он поэтапно воплощает те задачи, которые были заложены антикоррупционной стратегией на 2015-2025 годы. И сегодня представлено в Национальном докладе подробно анализируются принятые меры в рамках Плана Нации-100 конкретных шагов. Кроме того, здесь представлена глубокая аналитическая работа, связанная с тенденцией распространения коррупции и условия способствующие этому и на национальном уровне. Такой подход позволяет нам сформировывать новые задачи  исходя из современных реалий и потребностей нашего общества.

Ведущая. Скажите, что нам даёт оценка коррупции на международном уровне? Мы уже немного коснулись этого.

С. Муксимов. На международном уровне оценка, этот аспект имеет 2 направления. Во-первых, Казахстан является активным участником международного сотрудничества в области противодействия коррупции. И в рамках реализуемой нашей работы, как субъект международного права эти аспекты очень важны для нас, для принятия тех или иных решений, в том числе в рамках международного сотрудничества. Вторая часть, это безусловно то, что сегодня Казахстан активно имплементирует международные антикоррупционные стандарты. И в этом смысле очень важно нам понять, как они действуют в странах Европы, Запада и в Зарубежных странах, насколько они эффективны, какова была история их внедрения и каков был ожидаемый результат. Поэтому эта часть связана с тем, чтобы мы могли обозначать собственные задачи по дальнейшему совершенствованию антикоррупционной политики нашей страны.

Ведущая. Что Вы можете сказать о национальном уровне?

С. Муксимов. Я хотел бы здесь сразу отметить, что на Национальном уровне мы наблюдаем за последние 2 года существенное снижение уровня коррупции. Это, в первую очередь, связано с реализацией антикоррупционной стратегии, а также Плана Нации-100 конкретных шагов. Антикоррупционная стратегия определяет ряд ключевых направлений, которые сегодня воплощаются не только а законодательных актах, но и в управленческих решений, организационных принимаемых мерах. Прежде всего надо сказать о Плане нации, поскольку главные задачи, которые мы ставим -это формирование профессионального государственного аппарата. И, безусловно, профессиональный государственный аппарат и, собственно, эффективность государственного управления не представляется возможным без честного, неподкупного государственного аппарата, государственных служащих. Поэтому, в 1 направлении 13 шаг ставит необходимостью умиления вопросов противодействия коррупции. И в этом плане, я хотел бы сказать, что был принят новый Закон о противодействии коррупции, который существенно обновил облик антикоррупционного законодательства. Были поставлены вопросы, связанные с превенцией коррупции, с формирование всеобщего неприятия коррупции.

Ведущая. Следовательно, можно говорить о том, что происходит изменение сознания общества и граждан?

С. Муксимов. Это ключевой вопрос. Совершенно правильно Вы здесь ставите вопрос, поскольку как раз таки анализ международной практики показывает, что в большей степени снижение уровня коррупции играет роль работа с подрастающим поколением, формированием в обществе ценности, неподкупности, честности. Вот именно эти факторы становятся залогом успешной антикоррупционной политики. Поэтому сегодня мы такую работу провощим во всех учебных заведениях. В учебные программы был включены вопросы антикоррупционного воспитания, образования. В школьной среде созданы специальные добровольные школьные клубы «Адал ұрпақ». Сейчас действуют во всех регионах страны и они имеют собственную программу деятельностью, реализуют это в своём учебном процессе. По инициативе Агентства и Академии государственного управления внедрена новая учебная программа, основанная на антикоррупционной культуре. Поэтому это первый шаг, когда мы обращаем внимание на необходимость формирования ценности и неподкупности уже с раннего возраста. Главное заключается в том, чтобы стереть все стереотипы, которые сложились годами, что государственного служащего за его услугу необходимо отблагодарить. Поэтому в этом направлении без усиленного образовательного и воспитательного процесса не обойтись. И, конечно, здесь я хотел бы ещё раз дополнить, что помимо подрастающего поколения, эффективно проводим разъяснительные встречи с населением, с каждым гражданином страны. Подобную задачу себе ставит сформированное Агентство мобильной антикоррупционной группы. Специально оформленные автобусы ездят по регионам нашей страны, встречаются с трудовыми коллективами. Их задача – до конца года встретиться практически с каждым гражданином.

Ведущая. Очень интересная практика. Также в Национальном докладе говорится о внедрении персональной ответственности непосредственных руководителей за совершение коррупционных правонарушений их подчинёнными. Скажите, что это позволит дать?

С. Муксимов. Я хотел бы в этом плане особо отметить то, что у нас современное законодательство содержит новые механизмы и превенции коррупции. Это анализ коррупционных рисков, это антикоррупционный мониторинг, это проведение профилактических мероприятий, связанных с формированием антикоррупционной культуры. И в этом ключе особое место уделяется в том числе руководителям государственных органов, которые ответственные за свой участок. И сегодня мы особо нуждается в том, чтобы эти превентивные  механизмы заработали. Без того, что руководитель будет чувствовать собственную ответственность за состояние дел на своём участке. Эффективность заложенных в Законе мер обеспечить очень сложно. Поэтому мы полагаем введение персональной ответственности непосредственных руководителей за действие своих подчинённых, в том числе коррупционного характера. Позволит каждому руководителю государственного органа подходить к управлению персоналом, другим аспектам, связанных с формированием антикоррупционной культуры или исключением из своей деятельности всех причин и условий, которые способствуют коррупции.

Ведущая. Спасибо! Вы предлагаете также восстановить Институт антикоррупционной экспертизы. Можете объяснить с чем это связано?

С. Муксимов. Коррупционная экспертиза во всех странах мира признаётся одним из эффективных превентивных механизмов. Поскольку антикоррупционная экспертиза позволяет на ранней стадии, на стадии разработки нормативно- правового акта исключить все условия и причины, которые могли бы повлечь в последующем коррупционные нарушения. Поэтому этот Институт ранее у нас действовал и сегодня мы подходим с точки зрения того, что необходимо может скорректировать подходы по его ведению, но как сегодня показывает, правовая применительная практика обязательно нужна. Хотел бы привести несколько цифр. По итогам 2016 года мы проводим анализ коррупционных рисков и в результате этой работы внесли в адрес государственных органов свыше 2 тысяч различных рекомендаций, направленных на устранение коррупционных рисков тех или иных правовых актов. Вместе с тем, процедура исполнения этих рекомендаций – достаточно долгий процесс. Вновь вносить изменения и дополнения в законы и подзаконные акты, это требует и финансов и ресурсов. Поэтому необходимо уже на стадии Законов исключить подобные случаи.

Ведущая. Также в Национальном докладе обозначена необходимость законодательно регулирование вопросов лоббизма. Пожалуйста, объясните этот аспект.

С. Муксимов. Вопросы введения Института лоббизма поднимаются у нас не первый раз. Я хотел бы сказать, что ещё в 2009 году проектом Закона был внесён в Парламент Закон о лоббизме. Вместе с тем, существенные недостатки, которые содержались в проекте Закона позволили пойти по этому пути. Но сегодня очевидно, что без правового урегулирования этих вопросов создать полноценную систему противодействия коррупции не представляется возможным. И сегодня, для сравнения, хотел бы сказать, что действующее антикоррупционное Законодательство содержит  Институт урегулирования конфликтных интересов. Институт лоббизма – это подобный такой же Институт, который имеет право на жизнь. Он позволяет то, чтобы граждане были убеждены, что принимаемые управленческие решения в государственных органах, в том числе законодательные решения были прежде всего направлены на удовлетворение потребностей и интересов общества и граждан, а не отдельных групп, которые лоббируют отдельные интересы в этих процессах. Поэтому этот вопрос у нас сегодня стоит остро и я думаю, как раз таки, поэтапное развитие нашей правовой системы, в том числе коррупционного законодательства сегодня позволяет нам эти вопросы ставить перед законодательным органом.

Ведущая. Мы много говорим международном опыте в антикоррупционной практике. Даже в начале беседы мы упомянули очень интересный опыт в Грузии. Поэтому следующий вопрос касается: какие новеллы, основанные на международной практике зарубежных стран содержится в Национальном докладе?

С. Муксимов. Здесь я бы хотел сказать, что Национальный доклад не ограничивается лишь вопросом противодействия коррупции.  Здесь есть ряд разделов, которые сопровождают эти вопросы. Это, в первую очередь, этика государственных служащих. Мы подробно в Национальном докладе анализируем и раскрываем Институт этического контроля. Здесь подробно расписаны эффективность действия нового этического Кодекса государственных служащих. Поскольку этика поведения гос служащих – это и есть первый шаг в пресечении коррупционных проявлений. Кроме того, в Национальном докладе отдельно внимание уделяется вопросам совершенствования качества оказанных государственных услуг. Не секрет, что сфера оказания государственных услуг, это та сфера, которая может создавать коррупционные риски, административные барьеры. Особенно при получении гражданами каких-либо услуг. Поэтому в рамках подобного анализа в Национальном докладе ставится задача необходимости введения, к примеру, принципов доурегулирования. Этот принцип у нас заимствован по опыту таких стран, как Великобритания и Франция. Он означает, что государственный орган должен прежде всего при постановке вопроса о введении новой контрольной функции, надзорной, другой, исключить 2 действующих. Прежде всего этот принцип направлен на минимизацию контрольно-надзорных функций государственных органов. Не секрет, что ежегодно, несмотря на принимаемые меры, этот вопрос является актуальным и количество таких функций не сокращается, а увеличивается. Поэтому это будет самый главный барьер в подобной ситуации.

Ведущая. Ну что ж, Салауат Силибаевич, спасибо Вам большое за состоявшуюся беседу! Уверена, что в перспективе те прописные положения, которые указаны в Национальном докладе обязательно найдут успешную реализацию на практике.

С. Муксимов. Спасибо Вам!

Ведущая. Ну а вам, уважаемые пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной и правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал Bnews.kz. Всего доброго, до новых встреч!

Читайте также

Рекомендуем
Чем опасна покупка лекарств без рецептов, рассказала столичный врач 513

Похожие новости