Навыки критического мышления помогут не стать жертвой фейковой информации

6 Сентября, 16:11 1071
  • Видео
Как распознать фальшивую информацию в интернете, социальных сетях и месенджерах? Проблема засилья информационного мусора, с учетом развития и распространения технологий, сегодня является «головной болью» для многих государств. Почему появляются фальшивые новости, кто стоит за распространением фейков и как определить ложное сообщение - об этом в проекте «Bnews Online» рассказывает заместитель председателя Комитета информации Министерства информации и общественного развития РК Михаил Комиссаров.


Это «Bnews Online» меня зовут Дамир Айдаров, добрый день. Интернет, социальные сети и мессенджеры заполнила фальшивая информация. Как определить, где правда, а где обман? Почему люди намеренно создают ложные сообщения и пугают ими общество? Какая ответственность предусмотрена за распространение фейковой информации?  Об этом будем сегодня беседовать с нашим гостем – заместителем председателя Комитета информации Министерства информации и общественного развития Михаилом Комиссаровым. Добрый день, Михаил Александрович, спасибо, что пришли к нам в студию и согласились дать это интервью.

М.Комиссаров: Добрый день, спасибо за приглашение.
Д.Айдаров: Итак, начнем. Первый вопрос: с развитием интернета, информационных технологий увеличились потоки недостоверной информации, которые потом подаются под видом правдивого сообщения. Вот с чем связано это явление?
М.Комиссаров: На сегодняшний день, действительно, такая проблема имеет место быть, причем, наверное, эта проблема касается не только Республики Казахстан. Проблематика фейковой информации обсуждается сегодня и в мировом сообществе достаточно активно, на различных международных площадках и универсальных путей выхода из этой ситуации, к сожалению, пока не найдено. Единственный способ борьбы с недостоверной информацией – предоставление со стороны средств массовой информации, со стороны государственных органов официальной позиции по той проблематике, которая служит основой для возникновения фейковых сообщений.
Д.Айдаров: Здесь надо отметить, что именно оперативное реагирование.
М.Комиссаров: Безусловно, оперативность в этом плане имеет первостепенное значение.
Д.Айдаров: А как отличить, фальшивая информация или нет?
М.Комиссаров: У фейковой информации есть целый набор отличительных признаков, по которым рядовой пользователь может, даже не обладая какими-то специальными знаниями, отличить фейк от официальной информации.
Прежде всего, распространение фейковой информации получило большое распространение в последние годы с развитием так называемых современных средств передачи информации как мессенджеры, социальные сети.
Сегодня надо говорить о том, что журналистика в классическом ее виде, как мы знали лет, не говоря уже о том, что 20 и более назад, претерпела, естественно, тоже изменения. Многие ушли в социальные сети, появился новый класс журналистов, которые ведут самостоятельную деятельность - блогеров, фрилансеров и так далее. И сегодня как раз эти каналы распространения информации, так называемые «новые медиа», они, как правило, и служат в большей степени источниками распространения недостоверной информации.
Как отличить фейк от правдивой информации? Здесь нужно ориентироваться на содержание самого сообщения. Как правило, эти сообщения связаны с какими-то чрезвычайными ситуациями, бедствиями, эпидемиями, возможно, с потерей детей. Достаточно часто такого рода новости распространяются в сообществах, ну, так скажем, объединенных по каким-то интересам. Наверное, все сегодня состоят, допустим, в каких-то общих домовых группах в WatsApp или в группах родителей среди учеников школ. И чаще всего вот такие вот фейки проявляются именно в такого рода группах, когда кто-то из пользователей, получив в виде рассылки подобное сообщение, начинает его тиражировать в тех группах, где он уже состоит, и тем самым круг распространения такой информации достаточно быстро расширяется, и зачастую даже выплескивается на официальные интернет-ресурсы.
Д.Айдаров: К сожалению, да. Но здесь, наверное, вопрос еще доверия. Все-таки родительские чаты Вы упомянули – я доверяю отцу друга своего ребенка, одноклассника, он мне что-то прислал, я отправил другому. Если, допустим, кто-то незнакомый совершенно человек пришлет, я бы еще, может быть, с настороженностью посмотрел на это сообщение, а здесь человеку доверяю, наверное, он не будет врать. Соответственно, и цепочка – передал другому, родственнику, друзьям, цепочка пошла. Здесь тоже фактор доверенного лица играет или нет?
М.Комиссаров: Да, безусловно, фактор доверия здесь, наверное, играет одну из первостепенных ролей, потому что стараешься доверять людям, с которыми ты в одной группе состоишь. Подразумевается, что это круг людей, который тебе потенциально знаком, либо по школе, либо, возможно, по месту жительства, по другим каким-то признакам, дружеские сообщества существуют. Тем не менее, такого рода фейки, когда они в эти группы заходят, они, наверное, выделяются от основной массы сообщений, которые распространяются в этих группах. Как правило, это какие-то либо шуточные сообщения, либо информация, касающаяся деятельности этой группы. Допустим, если это школьное сообщество – там по урокам, по домашним заданиям, по оценкам, каким-то школьным мероприятиям. Фейки же из этой категории, как правило, выбиваются, и там говорится о каком-то событии, которое произошло недавно и направлено на вовлечение максимального круга распространения этой информации. Это может быть информация о потерянном ребенке, может быть с фотографией. Может быть информация о распространении эпидемии той или иной болезни. Допустим, в прошлом году достаточно активно информация по кори распространялась. Бывают сообщения о каких-то отравленных бананах…
Д.Айдаров: Да, вот хотел сказать, которым уже года 3-4.
М.Комиссаров: Да, которым года 3-4. При этом, такого рода фейки как раз-таки имеют даже не казахстанское происхождение, на каком-то этапе они приходят из зарубежного информационного пространства и уже начинают здесь кем-то модифицироваться под реалии казахстанские, и уже распространяются далее, как что-то, как элемент казахстанской действительности.
Д.Айдаров: Ну, некоторые СМИ, в принципе, берут эти сообщения и потом перепроверяют, делают своеобразный фактчекинг и потом, тема, как говорится – сегодня популярно слово «хайп» – популярна очень, и дают некоторые рекомендации пользователям, читателям, что не нужно верить этому. То есть, своеобразный фильтр, мы говорим. Какие еще есть меры, как можно фильтровать информацию, и определять, ложная информация или нет? Ладно профессионалы умеют это делать, как простым людям еще можно помочь?
М.Комиссаров: На бытовом уровне самое главное для пользователей – это развитие навыков критического мышления. Об этом сейчас тоже много говорится, что, так скажем, уровень восприятия и уровень доверия фейковой информации в первую очередь зависит от сознания самого пользователя. Даже есть такое распространенное высказывание, можно даже сказать, афоризм, что информационные атаки направлены на самый незащищенный интерфейс интернета – это сознание пользователей социальных сетей, мессенджеров и так далее. Вот поэтому пользователю в первую очередь нужно работать над развитием собственного интерфейса, развитием собственного сознания, развитием навыков критического мышления, критической оценки той информации, которую он получает. То есть, если речь идет, допустим, о потерявшемся ребенке, то наверняка на каких-то официальных ресурсах уже информация об этом распространялась, наверняка идут поиски этого ребенка, то есть, можно обратиться к официальным ресурсам в виде официального сайта Министерства внутренних дел, есть сейчас в социальных сетях у большинства государственных органов собственные страницы, где, как правило, публикуется информация по тем или иным резонансным событиям.
Поэтому в первую очередь необходимо дать этой информации критическое осмысление, обратиться к официальным источникам, и даже в последнее время такие факты имеют место, когда отдельные наиболее сознательные пользователи, при появлении в группах такого рода фейков уже дают ссылку в ответ на это сообщение на какой-то официальный ресурс, где давалось разъяснение по тому или иному факту. Наверное, это один из эффективных инструментов противодействия фейковой информации, в том числе, со стороны самих пользователей.
Если вы увидели информацию с признаками недостоверности, знаете, где-то уже видели информацию официальную по этому поводу, вы можете просто дать ссылку, тем самым вы оповестите всех пользователей этой группы о том, что эта информация недостоверная, и реальная ситуация такова, как говорится в официальном сообщении.
Д.Айдаров: Как я говорил, что сегодня существуют издания, порталы некие, редакции, которые специализируются на фактчекинге – перепроверке определенных фактов, в том числе и фейковых сообщений. Есть ли сегодня запрос на такие услуги журналистов? И вообще, роль СМИ какая в профилактике распространения недостоверной информации?
М.Комиссаров: Направление фактчекинга действительно все больше набирает силу, причем не только в Казахстане. Казахстанский проект, насколько я знаю, был реализован тоже в партнерстве с зарубежными компаниями, которые занимаются достаточно давно в сфере фактчекинга, ежегодно проводятся конференции, куда приглашаются представители такого рода интернет-сми, которые специализируются именно на фактчекинговой подаче информации. Как раз-таки интернет-сайты с материалами, где проводятся расследования по тем или иным информационным вопросам – они тоже могут рассматриваться в качестве одного из инструментов рассмотрения недостоверной информации, потому что, как правило, те информационные вопросы или какие-то резонансные темы, которые появляются в информационном поле, они, как правило, такого рода ресурсами берутся на заметку и достаточно оперативно, в течение дня, 1-2 дней, выдается собственное расследование, где дается аргументированная позиция, насколько эта информация соответствует либо не соответствует действительности.
Д.Айдаров: А роль средств массовой информации?
М.Комиссаров: Действительно, это очень правильный вопрос. Роль СМИ в этом плане должна, безусловно, играть роль, наверное, профилактического воздействия, и самое главное – средства массовой информации не должны сами становиться источниками распространения недостоверной информации, бездумно заимствуя из социальных сетей какие-то, действительно, хайповые вещи, которые у всех на устах, без должной проверки, без аргументации, без фактажа, без ссылки на официальные источники, потому что в этой ситуации СМИ само может стать заложником этой ситуации. Если без перепроверки просто дать ссылку на какой-то источник в социальной сети либо информацию из мессенджера, то есть риски попасть под ответственность, связанную с распространением недостоверной информации.
Д.Айдаров: А какая сегодня предусмотрена ответственность за это для СМИ и для физических лиц?
М.Комиссаров: Распространение заведомо ложной информации – предусмотрена соответствующая статья в Уголовном кодексе, это статья 274. Санкции по этой статье предусматривают как штрафы от 1000 МРП, так и до вполне реальных сроков лишения свободы, если это в условиях чрезвычайной ситуации или бедствия, то это может доходить и до 10 лет.
Д.Айдаров: Сегодня какие государственные органы играют основную роль в профилактике данных правонарушений – в пресечении действий злоумышленников, которые распространяют фейковую информацию, в их поимке?
М.Комиссаров: Здесь государственными органами работа ведется в тесном взаимодействии. В первую очередь, безусловно, это Министерство информации и общественного развития - нами на постоянной основе ведется мониторинг информационного поля. В случае появления каких-то резонансных фактов или информации, имеющей признаки недостоверности, нами уведомляются государственные органы, к компетенции которых эта информация относится, и мы стараемся оперативно с этим государственным органом отработать, чтобы была дана официальная позиция государственного органа по данному случаю, дано разъяснение в виде пресс-релиза либо комментария. Причем пресс-релиз мы стараемся как и через официальные СМИ распространить, так и, чтобы они были на официальной страничке этого государственного органа в социальной сети.
Если говорить о физических лицах, если в социальных сетях или в мессенджере такого рода информация распространилась, мы в установленном порядке уведомляем Министерство внутренних дел РК, к компетенции которых относятся расследования преступлений по статье 274, для проведения оперативно-розыскных мероприятий и принятия уголовно-процессуальных мер по поиску и привлечению к ответственности тех лиц, которые эту информацию распространили.
Д.Айдаров: В целом, какой вред наносят государству эти люди, эти новые медиа, которые распространяют фейковую информацию? Чем они опасны для нас?
М.Комиссаров: Здесь нужно, наверное, исходить от целей, распространением фейков которые преследуются. Есть достаточно безобидные фейковые новости, которые, допустим, те же самые кровавые бананы или отравленные иглы, или еще что-то, которые достаточно давно гуляют в информационном поле и многие уже достаточно равнодушно к ним относятся.
Но есть и случаи, когда фейковая информация направлена на нанесение ущерба конкретным государственным органам, банковским структурам. Наверное, многие пользователи помнят ситуации, когда распространилась информация о приближающемся финансовом кризисе в отдельных банковских учреждениях, когда вкладчики этих банков в массовом порядке обращались за снятием своих вкладов. Здесь уже просматривается вполне конкретный умысел, и это направлено на нанесение ущерба этим банковским структурам
Д.Айдаров: Если подытожить нашу беседу, Михаил Александрович, скажите, можете дать некие советы нашим читателям, как обезопасить себя, как перепроверить информацию, как не стать жертвой фейковой информации?
М.Комиссаров: Резюмируя итоги нашей беседы – прежде всего, относиться критически к той информации, которая приходит вам через месенджеры, через социальные сети. Это первое. Второе: принимать меры по перепроверке этой информации либо самостоятельно, либо через своих знакомых обращаться к официальным источникам, в первую очередь это интернет-ресурсы государственных органов, страницы в социальных сетях государственных органов. Доверять средствам массовой информации, которые распространяют официальную позицию.
Что же касается средств массовой информации, то здесь самый лучший совет – это следовать тем нормам, которые в Законе о средствах массовой информации прописаны, которые предписывают обязательно перепроверять эту информацию, которая выдается на страницах газет или на страницах интернет-ресурсов, потому что эта информация, одно из самых основных требований к информации – это достоверность.
Д.Айдаров: Спасибо Вам за интересное подробное интервью. Я на этом с вами прощаюсь. Читайте новости на нашем портале Bnews.kz, перепроверяйте информацию. До свидания!
М.Комиссаров: Спасибо за приглашение, за интересную беседу. До свидания!
Новости партнеров
Loading...

Похожие новости