«Обновление содержания образовательной программы в школах»

16 Августа, 2016, 15:00 2168
  • Видео

Уважаемые пользователи!

16 августа в 15:00 в студии BNews.kz состоится онлайн – конференция на тему «Обновление содержания образовательной программы в школах». На вопросы об изменениях в  содержании образовательной программы в учебных учреждениях страны ответит управляющий директор АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" Айгуль Казжанова.

Ведущая Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада поприветствовать вас в режиме онлайн-конференции. Обновление содержания образовательной программы в школах. Именно так звучит тема нашей конференции. Позвольте представить вашему вниманию нашего гостя сегодня. Это управляющий директор «Назарбаев Интеллектуальные школы» Казжанова Айгуль Омировна. Добрый день!

А.Казжанова Очень приятно.

Ведущая Ну, и первый вопрос. Начиная с этого года в рамках реформы казахстанское школьное образование будет строиться по примеру организации Назарбаев Интеллектуальных школ. Чем ваша школа отличается от традиционных школ?

А.Казжанова Проект Назарбаев Интеллектуальные школы был запущен в Казахстане в 2008 году по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева. На данный момент действует 20 интеллектуальных школ. Эти школы созданы как экспериментальные площадки для осуществления разработки мониторинга, исследования, анализа, апробации, внедрения и реализации инновационной модели в Республике Казахстан. Одним из основных направлений стратегии развития нашей организации является трансляция опыта интеллектуальных школ в систему образования Республики Казахстан. Поэтому мы занимаемся трансляцией нашего опыта. Но, что касается наших школ, конечно, в наших школах действует интегрированная образовательная программа. И наши дети обучаются, имеют свою систему оценивания. У нас много новшеств, которые мы разрабатываем на основе нашего казахстанского отечественного опыта в сотрудничестве с ТОП международно признанными организациями мира. Например, в этом году 2015-2016 году в рамках международной аккредитации школ были проведены мероприятия, по итогам которых Интеллектуальная школа города Астаны получила международную аккредитацию как International School. И 14 наших Интеллектуальных школ сейчас стали кандидатами на аккредитацию. За прошедший учебный год наши учащиеся интеллектуальных школ завоевали очень много призовых мест на очень престижных международных олимпиадах. Это международная юниорская олимпиада К.Сатпаева, всероссийская олимпиада нано технологии, и много других научно-исследовательских олимпиад. Есть серебряная награда, есть золотые награды, перечислять, я думаю, очень много. Потому что дети даже в течение лета у нас получили на международных олимпиадах большие достижения. Что касается набора, набор детей у нас ведется в 7-классы. Дети отбираются в шестых классах общеобразовательных школ. У нас работает виртуальные каникулярные школы для детей общеобразовательной школы, чтобы они имели возможность поступления в наши школы. Это очень себя оправдавшие проекты, которые хорошо работают уже в течение ряда лет. Но, что я хотела бы сейчас сказать? Я бы хотела немного рассказать о том, что в рамках августовских совещании сейчас мы проводим семинары в наших школах для учителей пилотных школ. Сегодня второй день работы семинара, куда приехали 143 учителя из 30 пилотных школ страны, которые в прошлом году работали в первых классах, сейчас они готовятся к работе во втором классе апробации. Мы с ними отрабатываем новые особенности преподавания предмету во втором классе. На что нужно обратить внимание? Что нового в учебниках появилось? Каким образом проводить формативное оценивание в классах? И учителя очень довольны. Потому что они уже работают. Теперь они будут не просто учителями только пилотных школ, они будут преподавателями обновлённого содержания образования в своих регионах. Конечно, была проведена большая работа по подготовке к обновлению содержания образования. Потому что Центр педагогического мастерства для того, чтобы подготовить учителей страны к обновлению содержания образования разработано было 22 программы повышения квалификации, и в течение этого лета мы подготовили 54 тысяч учителей Республики Казахстан для работы по обновлению содержания образования. До конца года 7 тысяч директоров и заместителей директоров школ тоже пройдут повышение квалификации. Но кроме всего этого было подготовлено еще 7 тысяч региональных школьных координаторов по критериальной системе оценивания. И еще такое большое достижение, я думаю, и для школ, это то, что обучено более 17 тысячи школьных тренеров по методике и технологии преподавания. Это те учителя, которые ранее прошли уровневые курсы повышения квалификации. Это те люди, которые будут отвечать за повышение квалификации в своих школах. Поэтому большая, огромная работа проведена для подготовки внедрения обновлённого содержания образования с 1-сентября 2016 года в общеобразовательных школах страны.

Ведущая В связи с теми изменениями, которые сейчас проводятся, хотелось бы узнать, как изменилось отношения к учебе и мотивации по психологическо-эмоциональному состоянию учащихся в процессе реализации данных обновлении?

А.Казжанова По мнению учителей пилотных школ, дети очень хорошо работают во время уроков. Программа позволяет составлять урок, разрабатывать так, что дети не устают на уроках. Методы применяются активные, деятельные, ориентированные. Поэтому ученики усваивают материал в процессе работы на уроке. И учителя отмечают, что они стали очень открытые, очень легко воспринимают работу. И родители очень довольны тем, что их дети учатся в классах с обновлением. Обновления учебного года были такие сложные, что родители переводились, просили принять детей с других школ. Потому что у многих племянники, родственники, дети, которые учатся в этих классах приходят домой. Они рассказывают, каким образом строиться урок, как ему было интересно, как он что-то делал на уроке. Потому что сами программы, например, по познанию, по естествознанию они располагают к тому, что в ребенке развиваются именно исследовательские навыки. Не надо пугаться такого понятия, как исследование в начальной школе. Дети делают небольшие исследования соответственно своему возрасту. Они умеют уже строить какой-то план. Они делают исследования. Они рассматривают результаты исследования. Они обобщают. Они оценивают друг друга. Поэтому, когда процесс выстраивается по новым методам и технологиям, используя коммуникативный подход, культурный подход, урок становиться очень интересным. Поэтому мотивация детей к обучению стала выше. И учителя пилотных школ также отмечают, что по сравнению с детьми, обучающимися в той же школе, но в других классах, успеваемость класса стала выше.

Ведущая А можете рассказать о результатах диагностического тестирования учащихся непосредственно первых классов именно пилотного проекта?

А.Казжанова Диагностическое тестирование проводилось в 30 пилотных школах, и на ряду с ними в 16 контрольных школах, которых отобрало Министерство образования. Проводилось оно с целью определения готовности учащихся к обучению в школе. Диагностическое тестирование проводилось на третьей неделе сентября в начале учебного года. И диагностическое тестирование на выходе проводилось на четвертой неделе апреля. Для объективности, прозрачности, диагностики были привлечены сотрудники областных структур, районных методических кабинетов. Они тоже были в качестве наблюдателей, присутствовали при диагностике детей. По итогам тестирования, в самом начале, если на входе, то могу сказать так, что пилотные школы несколько отставали от контрольных школ страны. Но по результатам на выходе показана высокая результативность учеников пилотных школ. Полученные данные объективно свидетельствуют о том, что программа обновленного содержания дала большой результат именно преподаванию первых классов. Потому что, вы знаете, показать одним из таких показателей результативности обучения является сокращение разницы между максимальным и минимальными баллами учащихся. Н7апример, чем меньше различия в результатах самого сильного и самого слабого ученика в классе, то тем высоко считается качество образования. И наоборот, если эта разница другая, то наоборот. Отмечено повышение минимального балла на выходе по сравнению с минимальным баллом на входе с 64 до 105 в пилотных школах. То есть, получается, 41 балл. И с 81 до 96 в контрольных школах. Контрольные школы показали 15 баллов. Это говорит о том, что сама программа способствует тому, чтобы дети учились лучше. И, следовательно, слабоуспевающие ученики пилотных школ получили большую поддержку от учителей, добились весомых результатов, что стало результатом внедрения. И по итогам тестирования был также составлен отчет, результаты которого доведены до школ, и администрации школ, учителя школ могут использовать его для улучшения учебного процесса в своей школе. Но кроме того, проводился мониторинг Академия образования имени Ы.Алтынсарина, и после этого мониторинга уже внесены определенные корректировки, изменения в учебные программы, в УМК для того, чтобы продолжить эксперимент в этом учебном году уже во втором классе.

Ведущая Вы наверняка не останавливаетесь в развитии и введении определенных новшеств в рамках ваших учебных заведении. Поэтому, хотелось бы узнать, что нового ждет учеников Назарбаев Интеллектуальных школ в этом учебном году?

А.Казжанова Да, конечно, наши программы все время совершенствуются. У нас работает Центр образовательных программ, который отслеживает именно внедрения работы, реализацию образовательной программы в Интеллектуальных школах. Есть Центр педагогических измерении. Они отрабатывают все инструменты оценивания, тестирования наших детей. Конечно, вносятся изменения, наши программы обновляются. Наши дети работают вместе с учителями над различными новыми проектами.  Например, очень много мы делаем элективных курсов, развиваем наших детей. Например, летом они прошли курс по развитию предпринимательства Стэндфордского Университета. То есть, здесь на территории Республики Казахстан мы приглашаем лучших ученых, чтобы они работали с учениками здесь в летний период. Также мы делали проект для детей общеобразовательных школ. Они тоже работали вместе с нашими детьми. В этом году тоже запланирован Департаментом образовательной программы ряд мероприятии по улучшению работы с учащимися в данном направлении. Это процесс постоянный. Поэтому изменения всегда присутствуют. Например, зимой мы планируем провести курс во время каникулярных занятии для детей с приглашением лучших студентов, PhD и магистрантов из Массачусетского технологического университета, который будет работать в области математики, биологии, химии и инжиниринга.  

Ведущая Спасибо большое. Как правило, родители ориентированы на конечный результат. То есть, они интересуются тем, с какой легкостью ребенок поступит в тот или иной ВУЗ, и при этом, какой будет престиж учебного заведения. Можете рассказать о тех результатах выпускников, с которыми они завершили Назарбаев Интеллектуальные школы в этом году, и куда поступили?

А.Казжанова Вы знаете, наши дети, конечно, изначально отбираются по способности к изучению физики, химии, биологии и математики. Поэтому в основном наши дети выбирают для поступления технические, медицинские ВУЗы. До 70 процентов наших детей выбирают именно естественно-математические науки. Что касается по предварительным данным, все наши выпускники поступили в ВУЗ, Назарбаев Университет. Из 700 грантов по программе foundation поступило 365 наших учеников. То есть, 52 процента студентов Назарбаев Университета стали наши выпускники. Каждый второй из них получил грант. 39 человек зачислены на первый курс. То есть, они не проходят программу foundation. При том 25 детей из этих 39 прошли по сертификату международного экзаменационного комитета Кембриджа. Это те экзамены, которые сдаются как выпускные в наших школах. Также наши дети ежегодно получают международные гранты от ведущих ВУЗов. Например, Гонконгский политехнический университет, Пусанский национальный университет, Университет США. В этом году наши дети получили 46 грантов. Обычно эти гранты в регионах, в наших школах есть специальные критерии, по которым университет отбирает детей, но гранты обычно присуждаются детям, родители которых не могут обеспечить оплату и обучение своего ученика за границей. Поэтому выдаются детям, которые не могут сами платить за обучение. Это большой конкурс в наших школах для получения этих грантов. Из 1761 выпускника, получивших грант, наши дети часто получают, например, из этих 1761 выпускника у нас 132 ребенка получили гранты в 2 или 3 ВУЗа. Поэтому часто бывает, что 10 детей получили в 3 ВУЗа. Часто бывает, что они выбирают потому между тем или другим ВУЗом. Дети получают очень хорошие результаты.

Ведущая Спасибо большое! Хотелось бы узнать, вводите ли вы в Назарбаев Интеллектуальных школах платное образование параллельно системе государственных грантов для одаренных детей?

А.Казжанова Вы знаете, именно с этого года, с 2016-2017 учебного года мы впервые вводим платное образование в 10-12 классах, для учащихся 10-12 классов на свободные места. Почему? Потому что очень много детей уезжают учиться за границу, кто-то переводится, кто-то получает грант на обучение по той или иной программе. Эти места освобождаются, и с этого года мы вводим платное обучение.

Ведущая Спасибо. Хотелось бы узнать, как строиться система работы с родителями и мотивация учеников к учебе в системе Назарбаев Интеллектуальных школ?

А.Казжанова Вы знаете, работа с детьми, с их способностями, одаренностью начинается с самого первого момента, как они начинают поступать в наши школы. Вы знаете, что в наши школы дети поступают в 2 этапа. Первый этап – они сдают тест на знания по математике и английскому, казахскому, русскому языку. Второй тест – это тест способности. Когда мы только начинали такой отбор, у нас было, что дети поступали по проходному уровню. Сейчас у нас все больше и больше средний и высший уровень поступления в наши школы. И когда дети поступают, уже с первого дня начинается стартовый мониторинг, определяется их уровень знания по тем или иным предметам, и постепенно идет работа уже по развитию их одаренности, индивидуальная траектория ребенка. Естественно, это невозможно делать без участия родителей. Конечно, у нас есть кураторская служба. Кураторы всегда работают в плотных отношениях с родителями. И родителей мы привлекаем не только в образовательный процесс, мы очень много с ними работаем именно в области воспитательной работы. У нас есть проекты «Екі апта ауылда». Это очень такой хороший проект в том плане, что есть дети. Это для развития государственного языка. Есть дети, у которых нет родственников в аулах. Наши родители между собой общаются, дети выезжают в аул к тем детям, у кого есть родственник. Есть «Возьми ребенка на работу». Это один день родитель должен взять своего ребенка на работу, и ребенок должен видеть, как работает папа, мама, где работают, как они относятся к работе, и как к ним относятся люди. И в то же время есть такой проф ориентационный эффект в этих всех вещах. Кроме того, есть «Две недели на работе у родителей». Поэтому, есть такие вещи, например, ученик из Усть-Каменогорска, который у нас сейчас учится в медицинском университете, он говорит, я всегда хотел стать медиком как мои родители. Но когда я был на работе, и видел, как работают мои родители на операции, я понял, я буду врачом. Поэтому у нас очень много таких вещей, когда мы во внеурочную деятельность приглашаем родителей. Многие родители у нас читают лекции для детей, приходят на умные четверги. Поэтому работа ведется очень плотная. Родительские собрания у нас тоже ведутся не так, как в обычных школах. Они проводятся как мастер-классы. Родители работают, проводят групповую работу. Они тоже вместе с нами ищут пути решения вопросов. Сейчас у нас 19-20 числа будет августовское совещание Интеллектуальных школ. Одна из секции повещена работе с родителями. У нас 20 школ. Приедут председатели родительских комитетов всех школ. У них будет отдельная секция. Они будут работать, и с программой, и с психологами. Они будут работать вместе с нами, и готовиться к началу учебного года.

Ведущая Айгуль Омировна, хотелось бы на завершение озвучить вопрос, поступивший от нашего пользователя. Он звучит следующим образом. Данияр спрашивает: Добрый день! В наших школах не успевают за динамикой современной жизни. Они становятся инструментом первой социализации, и в целом, на мой взгляд, не дает ребенку практические знания для выживания в рыночной экономике? Может быть стоит выделить бюджетные средства альтернативному образованию, где родители будут давать образование детям самостоятельно, как предлагали различные инициативные группы?

А.Казжанова Вы знаете, это, наверное, вопрос больше к Министерству образования. Что касается наших школ, у нас по душевое финансирование. Мы поддерживаем такие вещи, как развитие детей. Если родители хотят развивать своих детей, я думаю, в нашей стране достаточно много и частных школ, где можно найти хорошее образование. Сейчас идет обновление образования. Я думаю, что, если родители хотят, они могут. Если получить лицензию, у нас возможно открыть любую школу. Я не вижу такого сильного вопроса в этом.

Ведущая Вторая часть вопроса звучит так: Этой осенью в Астане будет вводиться по душевое финансирование некоторых школ. Как это повлияет на содержание образовательных программ пилотных образовательных учреждении или Назарбаев Интеллектуальной школы Астаны, если последняя будет участвовать в апробировании этого финансового механизма?

А.Казжанова В наших школах по душевое финансирование. Эта система у нас уже работает. Что касается других пилотных школ, которые работают в Министерстве образования, я знаю, что есть такой проект, наверно, есть люди, которые работают с ними. Этот вопрос не в моей компетенции.

Ведущая Ну, что же, Айгуль Омировна, спасибо вам большое за ваши ответы, за то, что смогли выделить для нас время в рамках всех заседании, которые сейчас у вас проходят. Хотелось бы пожелать удачи в реализации намеченных целей.

А.Казжанова Спасибо. Вам успехов тоже.

Ведущая Ну, а вам, уважаемые пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго! До свидания!

 

 

Читайте также

Рекомендуем
Чем опасна покупка лекарств без рецептов, рассказала столичный врач 508

Похожие новости