«Общественные советы в РК: результаты деятельности»

5 Мая, 2017, 18:00 3256
  • Видео

Уважаемые пользователи!

5 мая в 18:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн – конференция на тему «Общественные советы в РК: результаты деятельности». Общественные советы созданы в 2016 году, как новая форма диалога между государством и гражданским обществом. О том, каковы результаты их работы сегодня, расскажет и.о. заместителя председателя Комитета по делам гражданского общества Министерства по делам религий и гражданского общества РК Султанова Гульбара.

Ведущая. Добрый день уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz и я рада поприветствовать вас в рамках прямого включения. Тема нашей конференции: «Общественные советы в РК: результаты деятельности». Общественные советы были созданы в 2016 году, как форма диалога между государством и гражданским обществом. О том, каковы результаты деятельности Общественных советов на сегодняшний день, мы поговорим с гостем нашей студии. Представляю вашему вниманию – Исполняющего обязанности заместителя председателя Комитета по делам гражданского общества Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан Султанова Гульбара Бекетовна. Добрый день!

Г. Султанова. Добрый день!

Ведущая. Гульбара Бекетовна, как я уже обозначила в самом начале, Общественные советы действуют с прошлого года, поэтому сегодня мы можем поговорить о том, каких продвижений удалось достичь благодаря их деятельности на сегодняшний день?

Г. Султанова. Спасибо. Да, Общественные советы заработали с прошлого года. Закон вступил в законную силу с 1 января 2016 года. За этот период, в прошлом году образовалось более 200 общественных советов. Сегодня их 229. Это общественные советы на центральном уровне образованные, именно с соответствующей сферы. Например, это совет по вопросам агропромышленного комплекса или общественный совет по вопросам органов внутренних дел. То есть, это конкретная сфера. Что касается местного уровня, то общественные вопросы образуются на соответствующей территории. Это, например, общественный совет г. Алматы, общественный совет Наурзумского района, предположим. То есть, идет конкретная специализация, отраслевая либо сфера на центральном уровне. Если на местном уровне, то это соответствующая территория. Начали работу они с прошлого года. За этот год — это совершенно новый институт, совершенно новый Закон для нашего Казахстана. Поэтому есть очень много полномочий, которые Законодательством закреплены за Общественными советами. Поэтому эта работа в прошлом году велась активно, мы обучали членов общественных советов, стремились повысить их потенциал. Мы понимали, что это совершенно новый Институт и очень серьезные у него полномочия, именно в форме общественного контроля. На данный момент, сегодня есть 229 общественных советов, в их составах более 4 тысяч человек и из них 75% - это представители гражданского общества. Потому что, согласно Законодательству – 2/3 это представители гражданского общества, которые входят на конкурсной основе. Проводится конкурс и представителями являются более 800 руководителей неправительственных организаций, более 300 представителей бизнес структур, представители политических партий, профсоюзных организаций, лидеры общественного мнения. То есть палитра гражданского общества присутствует полная.

Ведущая. Теперь хотелось бы более структурно посмотреть на понятие – Общественный совет и пойти по отдельным элементам. 1 вопрос. Скажите, какие формы общественного контроля используются общественным советом?

Г. Султанова. Основных форм общественного контроля, согласно Законодательству, 4. Это проведение общественного мониторинга, проведение общественных слушаний, засушивание руководителей государственных органов на заседаниях общественных советов и общественная экспертиза. Если подробно останавливаться на каждом из них, то одной из самых активных форм общественного контроля является экспертиза нормативно- правовых актов, касающихся прав, свободы и обязанности граждан. Это сейчас нормативно закреплено. Не смотря на то, что решения общественного совета носят рекомендательный характер, они являются обязательными для рассмотрения государственными органами. И государственный орган в случае несогласия с рекомендациями общественного совета вносит  мотивированный ответ. В данный момент, по итогам 2016 года более 7 тысяч нормативно- правовых актов рассмотрен общественными советами. Каждому 10-му проекту сделаны замечания со стороны общественного совета и только после устранения их проекты нормативно-правовых актов приняты к утверждению. Потому что Закон о правовых актах, который регламентирует эту деятельность говорит о том, что именно заключение общественного совета является обязательным для прохождения дальнейшей юридической регистрации того или иного нормативно- правового акта, касающегося прав, свобод и обязанностей граждан. Тем не менее тут возникают вопросы по поводу того, что общественные советы где-то загружены. То есть, все зависит от специфики региона, от объема, поступающих в общественные советы нормативно - правовых актов. Например, в г. Астана естественно много проектов НПА, которые поступают на рассмотрение общественного совета. Есть регионы, где поменьше. То есть, здесь мы рассматривали вопрос, и есть спорные вопросы, мнения разделились, что нужно ли рассматривать все проекты НПА, которые поступают в общественный совет? Нужно ли по каждому из них заключение общественного совета. Кто-то считает, что, да обязательно? Потому что общественный совет-это мнение народа, общественности. Кто-то считает, что это нужно только по тем вопросам, которые касаются большего количества граждан, каких-то специфических вопросов. Мнения разделились, но в данный момент практика показывает, что на рассмотрение общественного совета вносится каждый нормативно-правовой акт, который касается прав, свобод и обязанностей граждан. Ещё одна из форм общественного контроля – это заслушиваете руководителей государственных органов именно на заседаниях общественных советов. Практика показала, что нормативно закреплено именно отчёты акимов уровней областей, городов Астана, Алматы, городов и районов на заседаниях общественных советов. Ранее эта норма была закреплена только как отчёты перед населением. Сейчас добавилось, что перед тем, как встретиться с населением аким должен встретиться со своим общественным советом. Заслушивается отчёт, даются рекомендации и только после этого он выходит с отчётом перед населением. Следующее, это отчёт министров, первых руководителей местных центральных органов. Этой практики тоже не было. Сейчас первые руководители должны отчитываться перед общественными советами. В прошлом году все эти отчёты пошли. В этом году 2 отчёта министров состоялось, это нашего Министерства и Министерства иностранных дел. Дальнейшие планируются во втором квартале текущего года. Помимо этого есть ещё такая форма, что это не должны быть только первые руководители именно центральных государственных органов и акимы. У общественного совета есть право заслушивать руководителей местных исполнительных органов. Получается, что если возникает какая то проблема, например проблема качества оказания государственных услуг в сфере образования, то к общественному  совету обращаются с какими-то предложениями или замечаниями населению, то тогда общественный совет вправе вызвать на заседание общественного совета руководителей управления образования той или иной территории, где находится этот общественный совет. В прошлом году порядка 900 руководителей местных исполнительных органов были заслушаны на общественных советах. Это было касательно сферы здравоохранения, образования, земельные вопросы, вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Руководители этих государственных органов заслушивались на заседаниях общественных советов. Ещё одна форма – это общественное слушание. То есть, для того, чтобы вынести на публичное обсуждение тот или иной вопрос, который очень важен и значим для населения, общественный совет принимает решение. Это важно и нужно выслушать мнение общественности. Эта форма тоже закреплена. Есть постановление Правительства о порядке проведения общественных слушаний. Этой нормой пользуются и в прошлом году проведено более 450 слушаний. Ещё один момент – это общественный мониторинг, который только начинает внедряться, потому что механизм общественного мониторинга знают неправительственные организации и они пользуются ими. Например, недавно был реализован проект и там рассмотрели возможность объединения двух этих форм контроля: общественного мониторинга и общественных слушаний и назвав это социальным аудитом. В принципе, это тоже одна из форм, совокупность двух форм общественного контроля, которые обозначены в Законе. Общественный мониторинг – это тоже практика, когда имеются нарекания в адрес каких-то государственных услуг. Например, в Петропавловске в прошлом году были нарекания по поводу работы общественного транспорта. Члены общественного совета вышли на общественный мониторинг, просмотрели, проконтролировали время прохождения автобусов, как обслуживают водители и кондуктора, посмотрели в целом механизм и выработали рекомендации. Это 4 формы, которые в настоящее время примеряются общественными советами. Конечно, не сказать, что они все в полной мере реализуются, но работа в этом направлении ведётся. И с нашей стороны и со стороны местных исполнительных органов. Мы сейчас рекомендовали акиматам, что бы они в рамках государственного социального заказа реализовали специальные проекты, где бы привлекали НПО для обучения общественных советов именно этим формам общественного контроля. То есть, как проводить общественные слушания, как проводить общественный мониторинг.

Ведущая. Спасибо большое! При этом хотелось бы узнать носит ли решение общественного совета юридический характер в отношении лиц?

Г. Султанова. Я уже ранее сказала, что у нас решения общественного совета носят рекомендательный характер, но они являются обязательными для рассмотрения государственными органами. То есть, в том случае, если государственный орган даёт мотивированный ответ в случае отказа, не принятия того или иного решения общественного совета.

Ведущая. Хорошо, спасибо! Скажите, каким образом финансируется деятельность общественных советов.

Г. Султанова. Согласно Законодательству, деятельность общественных советов на общественных началах. То есть, заработную плату члены общественных советов не получают. Но, тем не менее, учитывая, что объемы работ большие именно в плане необходимости канцелярских товаров, необходимости проведения выездных заседаний, то имеется необходимость именно решение этих вопросов. Но это по мнению экспертов, по мнению общественных советов. Здесь тоже мнения разделились. Кто-то считает, что если будет финансирование, то можно будет ставить вопрос о независимости общественных советов. Сейчас мнения разделились. Кто-то говорит, что нужно финансировать только организационно-техническое обеспечение: компьютеры, канцелярские товары, какие-то командировочные расходы для проведения выездных заседаний и т.д. Но, не в коем случае, вопрос не ставится по заработной плате председателю общественных советов и т.д.

Ведущая. Хотелось бы узнать, не дублируется деятельность Маслихатов с общественными советами в работе?

Г. Султанова. Очень много нареканий звучит по этому поводу. Мы тоже изучали этот вопрос и в соответствии с Законом о государственном управлении и самоуправлении у Маслихатов очень широкие полномочия. Где-то есть дублирование, но в плане, что и общественные советы на своих заседаниях обсуждают проекты бюджетных программ, рассматривают отчёты об исполнении бюджетных программ и эта роль тоже закреплена за Маслихатами. Но такие формы, как заслушивание отчётов центральных государственных органов, заслушивание отчётов Акимов, заслушивание отчётов руководителей, а также форма общественного контроля, в полномочиях Маслихатов нет. Эти функции закреплены только за общественными советами.

Ведущая. Теперь такой вопрос. Кто может стать Председателем Общественного совета и имеются ли определённые критерии по отбору?

 Г. Султанова. Председателем  общественного совета может стать активный гражданин Казахстана, который не состоит на государственной службе, но занимает активную гражданскую позицию. Членом общественного совета может тоже стать на конкурсной основе любой представитель. Либо гражданин от себя, либо от некоммерческой организации. В прошлом году выборы показали, что качественные составы общественных советов оставляют желать лучшего. Потому что сейчас очень много нареканий идёт именно по качественному составу. Понимая, что это важно для того чтобы совет работал эффективно, грамотно, правильно и мог принимать какие-то решения, которые бы влияли на решение проблем населения, то здесь мы должны говорить о том, что общественные советы должны быть. В общественные советы должны идти активные общественные деятели. В составе общественных советов должны быть  активные НПО. Мы эту проблему поднимали Министерством. Ставился этот вопрос перед акиматами, перед государственными органами о том, что необходимо пересмотреть составы общественных советов в сторону не лояльных НПО и лояльных лидеров к власти, а чтобы там были люди, которые неравнодушны, которые стали бы указывая на проблемы надёжными партнерами государственных органов.

Ведущая. Спасибо большое, Гульбара Бекетовна! И в завершение хотелось бы задать вопрос. Какие Вы видите перспективы развития общественных советов в будущем?

Г. Султанова. В перспективе я вижу, что общественные советы будет развиваться. Говорить о том, что сейчас идут мнения, что из нужно закрыть потому что они ничего не решают, нельзя. Потому что это процесс, это развитие. Общественные процессы работают всего 2-й год, согласно Законодательству. Те общественные советы, которые были ранее, которые при ЕНПФ не регулируются Законом. Законом общественных советов регулируется именно те общественные советы, которые созданы на соответствующих территориях и образованные центральными исполнительными органами. И перспективы такие, что повышать потенциал общественных советов, что мы сейчас и делаем, инициируем ряд проектов совместно с международными организациями, с нашими НПО, экспертами. В прошлом году  мы провели ряд семинаров ПРООН, ОБСЕ, подготовили региональных тренеров, которые сейчас проводят обучения на местах в регионах, в городах, в районах для того, чтобы повысить потенциал, что бы научить их как нужно проводить профессиональный мониторинг, как проводить общественный контроль. Я думаю, что общественные советы все-таки станут самостоятельными, независимыми и будут влиять на решения, принимаемые государственными органами и повысят прозрачность деятельности государственных органов.

Ведущая. Ну что ж, спасибо Вам большое за то, что провели такой экскурс в деятельность общественных советов. Я уверена, что в перспективе те надежды, которые возлагаются на деятельность общественных советов обязательно реализуется. Ну а вам, уважаемые пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной и правовой информацией на информационный портал Bnews.kz. Всего доброго, до новых встреч!

Читайте также

Рекомендуем
Чем опасна покупка лекарств без рецептов, рассказала столичный врач 566

Похожие новости