«Обязательное медицинское страхование в Казахстане»

22 Июня, 2016, 16:00 1738
  • Видео

Уважаемые пользователи!

22 июня в 16:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн-конференция на тему «Обязательное медицинское страхование в Казахстане». О проекте обязательного социального медстрахования расскажет руководитель Национального фонда медицинского страхования Литвы Гинтарас Кацявичюс. 

Ведущая. Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Вы присоединились к онлайн-конференции. Обязательное социальное медицинское страхование – это явление не новое, а также известное в большинстве стран мира. О проекте обязательного социального медицинского страхования и его внедрении в действующую казахстанскую систему здравоохранения мы поговорим сегодня в нашей студии. Позвольте представить вашему вниманию руководителя Национального фонда медицинского страхования Литвы, человек, который помогает в создании и начале работы фонда социального медицинского страхования в Казахстане господин Гинтарас Кацявичюс. Здравствуйте!

Г. Кацявичюс Добрый день!

Ведущая. Спасибо большое за то, что согласились прийти к нам в студию, и ответить на интересующие нас вопросы. Первый вопрос: Одно из казахстанских программ, которое финансирует Всемирный банк является проект обязательного социального медицинского страхования. Скажите, что будет внедряться нового в действующую систему здравоохранения, благодаря данной программе?

Г. Кацявичюс Внедрение социального медицинского страхования в стране – это, конечно, большая перемена. Это важная перемена не только для системы здравоохранения, но и вообще для страны. Потому что это затрагивает как пользователей системы, то есть, пациентов, так и медиков, так и работодателей. Меняется некоторые потоки финансов в стране. Поэтому это важный проект. Что именно изменится с введением? Это, во-первых, сейчас финансирование здравоохранения в Казахстане полностью на ответственности государства. Государство, также функция местной власти. С введением страхования все деньги будут скапливаться в одном месте, в одном фонде. Это фонд обязательного социального медицинского страхования, и уже из этого фонда будут. Там взносы в этот фонд будет вносить как государство за некоторые категории населения, так и работодатели, и работники, включая само занятых также. Вот из этого фонда будет идти оплата за окуп медицинской помощи у медицинских организации, больниц, поликлиник, семейных врачей. Это оплата будет идти с элементами конкуренции между ними. А те пациенты, которые все-таки останутся незастрахованными, хотя само название говорит, что это обязательное медицинское страхование. Значит цель – охватить все население, все ваши 17 с небольшим миллионов. Но те люди, которые пока временно может быть не будут застрахованы, они все-таки не останутся без медицинской помощи. Они будут получать такой ограниченный пакет, который называется государственным гарантированным объемом медицинской помощи. Это более и менее такая экстренная помощь.

Ведущая. Скажите, при разработке программы учитывался ли опыт других стран? И какие это государства?

Г. Кацявичюс Конечно, да! Как консультант, я могу сказать, что я работаю уже не в первой стране. Приходилось некоторые время назад как раз такие же самые задачи решать в Молдове, где мы тоже вводили обязательное медицинское страхование. Там это началось в 2004 году. Поэтому я могу сравнивать, и могу сказать, что Казахстан является для консультанта требовательным клиентом. И консультанту не хватает того, чтобы сказать, что он думает, как делать, надо это доказать и показать опыт других стран. Конечно же опыт других стран в этом проекте учитывается. Казахстан очень много ориентируется на страны ОЭСР. Там 35 стран в данный момент. Опыт этих стран учитывается, а также опыт стран Европейского Союза, где 28 стран. Ну, некоторые из них тоже входят в ОЭСР. Поэтому там как страны западные, так и страны восточной и центральной Европы. Из стран западной Европы мы очень часто смотрим на Германию, на Францию, Голландию. Из стран восточной Европы, там тоже есть список стран. Это Эстония, моя Литва и Польша, Словакия и Чехия. Так что, мы смотрим, где есть опыт, который может быть полезен, и опыт, который доступен, который где-то описан, и т.д. Так что, я могу ответить, что учитывается опыт многих стран.

Ведущая. Хотелось бы узнать, вот непосредственно о преимуществах данной программы, и какие наряду с преимуществами имеются риски?

Г. Кацявичюс Могу сказать вот такой пример. Скажем, после момента, когда обводилась Берлинская стена, и начались особенно в Центральной и Восточной Европы большие перемены, тогда проводили потом и реформы в здравоохранении, потому что до этого была более или менее одинаковая система. Я могу сказать, что из Центральной и Восточной Европы, 18 стран из этой части Европы, начиная с Эстонии на самом севере и кончая Албанией на самом юге, реформируя свои системы здравоохранения, они перешли именно на медицинское страхование. Наверное это не случайно. Потому что медицинское страхование делается на основе закона. В законе бывают прописаны очень четкие правила, откуда поступают средства. То есть, это уже не является каким-то одним или другим решением. Это уже прописано в законе, и по этим правилам взносы платятся и деньги накапливаются, и по этим же правилам деньги потом уже распределяются для закупа медицинских услуг. Вот это и есть преимущество страхования, что это гарантированные средства, средства, гарантированные законом. Эти средства уходят из фонда поставщикам медицинских услуг на единых правилах. В этом процессе участвует не только государство, но и работодатели и работники. Все имеют свои обязанности. Все имеют свои права для получения медицинской помощи. Вот такие основные причины, почему все-таки бюджетное финансирование было заменено на медицинское страхование.

Ведущая. А что касательно рисков? Имеются ли таковые?

Г. Кацявичюс Конечно, всегда есть риски. Если говорить конкретно о вашей стране, один из основных рисков тот, дело в том, что обязательное медицинское страхование должно охватить все население. Это его цель. У вас есть где-то 2-3 миллиона населения, которые являются экономически активного возраста, но их называют непродуктивные само занятые, которые не показывают официальный доход. И вот, с охватом именно этой части населения, наверное, будут проблемы. И будет важно, чтобы как-то постепенно вовлекать их в систему, чтобы они платили взносы. Эти взносы они будут платить либо от дохода, либо от минимальной заработной платы. Конечно, дополнительное время на них надо, но это намного меньше, чем идти и платить из кармана за медицинские услуги. Я думаю, что это основной риск.

Ведущая. А какие еще предложения предложили бы вы на сегодняшний день для того, чтобы вовлечь эту категорию населения в категорию, которые будут вносить взносы?

Г. Кацявичюс Я думаю, что у вас заложены хорошие основы медицинского страхования. Один из моментов – это то, что не планируется создавать какую-то дополнительную параллельную сеть сбора взносов. Вы уже имеете существующие структуры. Это Комитет по государственным доходам, это госкорпорация, которая тоже там эти взносы потом индивидуализирует. То есть, уже есть сеть сбора взносов. Поэтому здесь что-то особенно не нужно. Нужно только чтобы эти существующие уже структуры просто делали свое дело, чтобы они выявляли тех лиц, которые должны платить взносы и как-то вынуждали их, заставляли, если можно так сказать, чтобы эти лица то, что положено по закону заплатили.

Ведущая. Вам наверняка знакомы тарифы, которые предложены для того, чтобы граждане вносили. Скажите, насколько такие тарифы позволят повысить качество медицинских услуг?

Г. Кацявичюс Вы знаете, если, говоря о тарифах на международном опыте, есть разные тарифы в разных странах. Есть такие страны, как, например, Германия, где тариф 15,5 процентов от дохода. Есть такие страны, как Голландия, где тариф 6 процентов. В моей стране это 9 процентов от дохода, от зарплаты или от другого дохода. Поэтому я думаю, что ваш тариф, который будет, это 7 процентов, он, наверное, оптимален для вашей страны. Он не слишком высокий, чтобы не быть слишком большим бременем, но и не слишком низкий, чтобы это было совсем уже неощутимым. И я думаю, что это оптимальный тариф, что, наверное, важно, чтобы все-таки все те, которым положено этот тариф платить не уклонялись от этого, чтобы они заплатили то, что по закону будет им положено платить взносы. Тогда в фонде социального медицинского страхования скопится достаточно внушительная сумма денег, которые потом будут использованы для оплаты медицинской помощи. Я знаю по собственному опыту, фонд является именно таким агентом, у которого мышление направлено как можно больше пользы для населения из их денег, которые скоплены в фонде, взять. Это становится уже мышлением работников фонда. Потому что фонд имеет эти средства. Он имеет ответственность за них. Он имеет информацию, куда эти средства уходят. И плюс фонд имеет рычаги воздействия. То есть, договора, проверку выполнения этих договоров. Поэтому я думаю, что постепенно те средства, которые год за годом будут увеличиваться постепенно, плюс — вот эта работа фонда все-таки даст повышение качества. Конечно, это не будет какой-то революцией. Это будет постепенным процессом, и качество будет повышаться. Конечно, мы бы хотели, чтобы качество завтра было как в Германии. Но мы сами понимаем, что это процесс.

Ведущая. Смотрите, есть ли такая возможность вообще, что, допустим, граждане смогут уклоняться от внесения этих взносов и тарифов?

Г. Кацявичюс Я думаю, во всех странах мы, наверное, можем найти такие лица, которые уклоняются от того, что по закону им положено платить какие-то взносы или налоги. Но, повторюсь, эта система предназначена для всеобщего блага. Значит, все пациенты, все жители должны быть в этой системе. Не только граждане страны, но и постоянно проживающие иностранцы тоже. Если они здесь живут постоянно, если платят свои налоги, в том числе и взносы. Они должны иметь такие же права. Конечно, это будет и работа фонда, объяснять эти обязанности, собирать информацию об этом. Это конечно будет и функцией этих органов, которые должны делать свое дело в сборе взносов.

Ведущая. Скажите, какие реформы будут проводиться для улучшения качества оказания медицинских услуг, вообще, в целом насколько международным стандартам соответствует действующая система здравоохранения? Проводился ли какой-то мониторинг или контроль?

Г. Кацявичюс Вы знаете, я откровенно скажу, что вот я как бы не являюсь большим экспертом именно в области качества. Моя область немного другая. Это больше как финансирование. Но насколько я могу судить, в Казахстане вы применяете обычные методы для улучшения качества. Например, клинические протоколы. Это во всем мире распространенная форма, как прописать лечение той или иной болезни для того, чтобы врач следовал бы этому протоколу, чтобы ничего не забыл, и пациент получил бы все по стандарту, который прописан. Это и для качества, и для безопасности пациента. Насколько я могу судить, вы здесь никак не отстаете от общего контекста. Ну, немного может быть повторюсь, что фонд обязательного медицинского страхования, когда он начнет свое действие, он будет иметь рычаги со своей стороны контролировать некоторые аспекты качества в рамках договоров. С другой стороны, у вас есть такой орган, как комитет по контролю медицинской и фармацевтической деятельности, который тоже будет контролировать качество медицинской помощи, как сейчас он это делает со своей стороны по своим параметрам. И думаю, это все повлияет опять же положительно на развитии качества.

Ведущая. Скажите, выдвигались ли какие-то определенные требования Казахстану для того, чтобы привести систему в соответствие с международными стандартами?

Г. Кацявичюс Если говорить о требованиях для системы здравоохранения, для введения такой большой формы как социальное медицинское страхование, конечно, во-первых, первое требование – это законодательство. Здесь у вас работа почти сделана. То есть, закон об обязательном страховании в РК принят в прошлом году в ноябре, насколько я знаю. И там же заложены юридические основы. Сейчас идет работа по подготовке некоторых небольших изменении этого закона, некоторых других законов, постановлении Правительства, всей юридической базы. Но здесь большая часть работы сделана. Это одно такое требование. Другое требование, конечно, это существование системы сбора взносов, о которой мы только что говорили. Здесь в принципе все есть. Есть и агенты, которые должны собирать эти взносы. Параллельной системы сбора взносов у самого фонда развивать не нужно. Это было бы и дороже, и в этом нет смысла. Так что здесь как бы домашняя работа более или менее сделана. Еще другое важное условие и требование – это конечно развитие информационных систем для того, чтобы они были приспособлены для работы в условиях страхования. Здесь работа ведется. Я думаю, более или менее это основные. Кроме того, что есть в Казахстане уже опыт. Я имею в виду опыт последних нескольких лет, когда идет репетиция страхования. Я имею в виду то, что в Министерстве существует такая структура, как комитет оплаты медицинских услуг, которая имеет договора с группой медицинских организации, и платят им за медицинские услуги чисто по страховым принципам. Так что в принципе этот опыт тоже очень здесь полезен. Просто, когда появится фонд, этот фонд как бы перенесется также в фонд. Так что я думаю, что вот эти 4 группы требовании, и здесь Казахстан не на чистом месте, есть наработки.

Ведущая. Ну, что же, спасибо большое, господин Гинтарас. И в завершении возможно у вас есть какие-то рекомендации и пожелания по внедрению, пониманию этой системы. Потому что все-таки для общественности это в некоторой степени явление новое, да? То есть, как на это необходимо реагировать? Чего ожидать?

Г. Кацявичюс Я бы пожелал, повторюсь, это, конечно, важная реформа, которая затронет очень многих. Почти всех, можно так сказать. Я думаю, что не надо этого бояться. Потому что эта реформа принесет людям изменения такого типа, что все-таки, я верю, что они получат медицинскую помощь лучшего качества. Это будет постепенно. Идет также дискуссия о том, что все-таки будет в области лекарств будет расширяться список льготных лекарств. Это будут получать не только конкретные группы населения как сейчас, но намного более широкое население будет получать лекарства. Они тоже это почувствуют. Что еще очень важно, я думаю, я могу по примеру своей страны сказать, что, когда люди сами начинают платить взносы медицинского страхования, следующий вопрос, который они начинают задавать, что я за это получаю? Они становятся более активными клиентами этой системы. И это хорошо, потому что они берут на себя больше ответственности, и являются больше требовательными. Это тоже фактор, который влияет на качество. Так что, я думаю, это принесет положительные изменения. Кроме того, если говорить на государственном уровне, фонд будет очень важным инструментом влияния на медицинскую систему, на систему здравоохранения. Это будет импульс для развития системы здравоохранения. Большой и положительный импульс. Так что я думаю, что это будут позитивные изменения. Конечно, нельзя забывать, что большими правами и большими возможностями приходят и обязательства. Обязательства делать такие взносы, которые тебе по закону положено делать.

Ведущая. Ну, что же, спасибо вам большое. На этом хотелось бы завершить нашу беседу. Потому что время, к сожалению, ограничено. Вам хотелось бы пожелать успехов в вашей работе, в вашей деятельности. Впереди еще ждет большая продуктивная работа. Спасибо вам большое!

Г. Кацявичюс Спасибо!

Ведущая. Ну а вам, уважаемые пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго! До свидания!

 

Новости партнеров
Loading...

Похожие новости