«Одаренный ребенок - тяжелая ноша или подарок судьбы?»

10 Февраля, 2016, 11:00 3959
  • Видео

Уважаемые пользователи!

 Одаренный ребенок - тяжелая ноша или подарок судьбы? Об этом расскажет Директор РГКП «Республиканского научно-практического центра «Дарын»  Шолпан Кирабаева. Онлайн – конференция состоялась 10 февраля в 11:00 в студии BNews.kz.

Ведущая: Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада приветствовать вас в режиме онлайн-конференции. Одаренный ребенок – это тяжелая ноша или же подарок судьбы? Этим вопросом задается каждый из родителей. Как способствовать тому, чтобы развивать  в нем таланты, и какая поддержка при этом оказывается со стороны государства? Именно об этом мы сегодня поговорим в нашей студии. Представляю вашему вниманию спикера онлайн-конференции, директора республиканского научно-практического  центра «Дарын» Кирабаеву Шолпан Акашевну.  Здравствуйте!

Кирабаева Ш. Добрый день, Алия!

Ведущая: Я рада приветствовать вас сегодня у нас в студии.

Кирабаева Ш. Я тоже очень рада.

Ведущая: Ну, и перейдем непосредственно к вопросам, потому что тематика очень актуальная и  интересная. Скажите, пожалуйста, как отличить одаренного ребенка от обыкновенного? Какая работа проводится специалистами вашего центра по данному направлению?

Кирабаева Ш. Наш республиканский научно-практический центр «Дарын» был создан в 1998 году при Министерстве образования и науки Республики Казахстан. В нашем центре обучаются одаренные школьники. Мы координируем всю работу по поиску, отбору и поддержке воспитанию одаренных школьников. По республике есть  в девяти областях региональные научно-практические центры «Дарын». Там, где созданы вот такие центры, там лучше и четче проводится работа. То есть, специалисты уже на местах отбирают, ищут этих одаренных школьников. Но одаренный ребенок - это не совсем корректно, наверно.  Для каждой мамы ребенок самый одаренный. И для каждого учителя его ученик самый талантливый. Поэтому само понятие одаренность в психологической науке очень разнообразна, и классифицируется по разным способностям. Одаренность может быть интеллектуальная, это может быть творческая, спортивная, музыкальная, даже может быть криминальная одаренность, лидерская одаренность. Поэтому этими проблемами занимаются современная психолого-педагогическая работа.  А мы выявляем поиск, отбор при помощи интеллектуальных игр, олимпиад, конкурсов, научных проектов, фестивалей, турниров по всей республике. Мы научно и методически всех сопровождаем.

Ведущая: Спасибо. Скажите, может ли ребенок, живущий в отдаленных частях Казахстана, допустим, в ауле, попасть в школу для одаренных детей. В каждом ли регионе имеются ваши филиалы, и есть ли при них интернаты для проживания?

Кирабаева Ш. В 14 областях  республики созданы областные специализированные школы-интернаты «Дарын». Как они созданы? Они созданы, прежде всего, благодаря поддержке Главы государства. В 1996 году Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал распоряжение, помогать одаренным детям, открывать специализированные школы, найти профессиональные и педагогические кадры. Такого центра нет во всем мире. Там, где одаренные школьники получали бы государственную поддержку. Есть различные фонды, общественные организации, ТОО, которые занимаются поддержкой. Но такого центра, как у нас, нигде в мире нет. Поэтому к нам приезжали не ряд стран СНГ – Азербайджан, Таджикистан, Татарстан. Они открыли при министерстве кабинеты. А такого республиканского центра нет. И вот в этому году второй раз к нам приехал представитель Татарстана. Они открывали городской центр «Дарын». Теперь хотят открыть республиканский центр. То есть, этот наш опыт транслируется на другие страны. По поводу того, что каждый ребенок по Конституции имеет право обучаться там, где он хочет. Поэтому в 14 областях республики созданы областные школы-интернаты, где одаренные школьники обучаются, питаются, проживаются бесплатно. Все за счет государства. Это огромная поддержка со стороны Правительства. И эти школы-интернаты у нас есть. Региональные центры существуют в 9 областях. Нет региональных центров, к сожалению, в городе Алматы, Северном Казахстане, в Южном Казахстане, в Жамбылской области. Поэтому, хотелось бы обратиться к акимам областей: будьте, пожалуйста, внимательны к одаренным школьникам. Это будущий интеллектуальный потенциал вашего региона. Открывайте региональные центры, и оснащайте их квалифицированными педагогическими кадрами.

Ведущая: Спасибо! Скажите, если, допустим, родитель видит, что его ребенок способный, одаренный, куда ему можно обратиться, чтобы развить имеющиеся таланты? И какой при этом будет отбор?

Кирабаева Ш. Значит, это очень хороший родитель. Хотелось бы, чтобы именно молодые родители обладали бы какими-то знаниями педагогики, психологии, психофизиологии дошкольного возраста, школьного возраста. Если внимательная мама, внимательный папа увидели своего ребенка, что он очень хорошо рисует, или что-то лепит из пластилина, или он отлично решает задачи по математике, конечно, все дороги должны вести в какой-то образовательный центр, дошкольное учреждение. Ребенка можно протестировать, диагностировать. Чем раньше он выявит таких предпосылок к какому-либо виду деятельности, тем лучше у него будут развиваться способности. А потом уже в 7 классе все двери специализированных организаций образовании для одаренных детей для него открыты.

Ведущая: Скажите, а кто оплачивает обучение одаренных детей, и какую сумму, допустим, затрачивает на одного ребенка?

Кирабаева Ш. У нас сейчас в республике подписан уже приказ. С каждым годом очень отрадно. Из года в год увеличивается количество специализированных школ по различным направлениям. Естественно-математическое направление, это гуманитарное, это музыкальное, спортивное. У нас есть военно-кадетские школы. Есть школы с углубленным изучением казахского языка и литературы. У нас тут 24 школы.   Ребенок обучается там абсолютно бесплатно. Стоимость обучения, питание и проживание от 300 до 400 тысяч в год. Это довольно такая приемлемая минимальная сумма. Огромное спасибо, конечно, распоряжению Главы государства, и поддержке Правительства.

Ведущая: Спасибо большое. Теперь давайте перейдем к вопросу  об участии наших казахстанских детей за рубежом в международных олимпиадах. Какие результаты на олимпиадах оказывают наши ученики, к примеру, за 2015 год.

Кирабаева Ш. Ну, чтобы ребенок попал на крупные мировые олимпиады, их 6. Это международные олимпиады по математике, физике, химии, биологии, географии, информатике. И этот ребенок уже с 7-8 класса участвует во всех этапах олимпиады. Сначала он проходит школьный этап, районный, областной, отборочный, республиканский. На республиканских олимпиадах мы собираем всех детей, которые получили золотые и серебряные медали. Их может быть, допустим, 25. Проводим учебно-тренировочные сборы. Остается 20. Еще сборы – 15. Еще сборы - 10. И остается, допустим, только 5. Сборная команда Казахстана, которая может достойно представить Казахстан на мировой образовательной арене. Допустим, 5 человек по математике, 4 по химии, 4 по информатике, 6 человек по физике и т.д. И по итогам 2015 года я с гордостью говорю о том, что сборная команда Казахстана находится на 12 месте в мире на неофициальном зачете. Когда мы только-только открылись, в 1998 году, наша страна была на 50-месте. Конечно, это нормально. У нас не было опыта. У нас не было сборной. Потом мы были на 30-месте. Потом на 25-ом. А в этом году на 12-ом месте.

Ведущая: А сколько стран принимают участие?

Кирабаева Ш. Допустим, в самой престижной олимпиаде, допустим,  на международной олимпиаде по математике IMO – ей 57 лет – чем больше возраст олимпиады, чем она старше, чем она мудрее, тем она престижей идет математика, потом физика, потом химия, потом биология, география и информатика. И по этим олимпиадам мы по всем эти шести на 12-месте в мире. Самая престижная – математика. Там участвуют 105 стран мира. И мне хотелось бы еще раз сказать, что нашим Министерством образованием в лице «Дарын» проведены ряд мировых олимпиад. Это тоже не одна сторона СНГ так не проводила. В 2010 году 51-международная математическая олимпиада – 98 стран мира. Наша сборная 5 - место в мире. 2012 год – международная менделеевская олимпиада по химии. Наша олимпиада заняла призовое место по набору золотых, серебряных, бронзовых медалей. 2014 год – совместно с Назарбаев университет мы проводили 45-ую международную олимпиаду по физике. 8-ое место в мире. И вот, летом 2015 года совместно с Казахским национальным университетом имени Аль-Фараби проводили 27-ую международную олимпиаду по информатике. 8-ое место в мире. Поэтому, для нашего Казахстана довольно таки хороший результат.

Ведущая: Хорошо. Это очень отрадные показатели, честно говоря.  У меня такой вопрос. Каков порядок участия победителей международных олимпиад в ЕНТ? Говорят, что победа в олимпиаде, например, в математической олимпиаде, освобождает от участия в ЕНТ. Отсюда такой логичный вопрос. Освобождает полностью  от сдачи ЕНТ или по какому-то конкретному одному предмету?
 

Кирабаева Ш. В этом году в конце года вышел Закон Республики Казахстан об образовании, где внесены ряд изменении. Раньше, до этого года, все участники международных олимпиад и конкурсов научных проектов, и победители, и участники освобождались от сдачи ЕНТ. В этом году правила ужесточились. Стали строже. Значит, согласно закону только победители олимпиад и международных конкурсов научных проектов, обладатели дипломов первой, второй и третьей степени имеет преимущественное право при поступлении в ВУЗ, при получении государственного гранта. И освобождается от ЕНТ. Только победители. Участники никаких прав, никаких льгот не имеют. Допустим, если он едет на международную олимпиаду по математике, он только претендует на право по математике. Физика, только физика. Только профилирующие предметы.

Ведущая: Спасибо большое. Я слышала о таких случаях, что победа в некоторых международных олимпиадах решается, скажем так, на договорной основе. Что в перспективе дает возможность получить право на освобождение от ЕНТ? Скажите, проводится ли какая-то работа по пересечению подобных случаев?

Кирабаева Ш. Алия, хочу сказать, что таких олимпиад у нас нет. У нас есть определенная перечень международных олимпиад, республиканских олимпиад и конкурсов, который утвержден указом министра, зарегистрирован в Министерстве юстиции, он имеет законодательную базу. Это определенная перечень. Олимпиады по договорным основам нет. Это не договор. Нет. Есть конкурсы, где родитель сам оплачивает.  Это организационный взнос. Это питание, проживание, трансферт, экскурсия, и т.д. Это организационный взнос. Родитель оплачивает на организационный взнос, есть квитанции. Это все прозрачно и чисто. Те 6 мировых олимпиад, на которые мы отправляем, это ни одной копейки, ни родитель, ни ученик не оплачивает. Это все за счет государства. Поэтому есть перечень мероприятий, которая идет за государственную поддержку. Полностью государство оплачивает. И есть международные конкурсы, где ребенок оплачивает сам. Это есть организационный взнос. Там есть сайт, расчетный счет. Но организационный комитет не дает им гарантию, что все 50 человек получат место. Там есть определенные правила. Допустим, 45 процентов или 50 процентов согласно правилам могут быть победителями. А согласно этому вопросу, что можно платить, получить диплом, это нонсенс. Такого не бывает. Благодаря, конечно, интернету, системе онлайн, современной технологии у нас большая работа проводится по прозрачности проведения, по каким-то антикоррупционным действиям, и т.д. Многие олимпиады, туры мы проводим в режиме онлайн.   Когда вся республика одновременно по времени Астаны садиться за компьютер. Им дается определенный логин, пароль, количество времени на определенное количество задании. Ребенок отвечает на тесты, нажимает кнопку, и здесь выходят баллы. И все друг друга видят. Вот, это прозрачность. У нас это очень строго соблюдается.

Ведущая: Хорошо. Скажите, существует ли казахстанская база одаренных детей, и отслеживаете ли вы будущее своих одаренных учеников?  К примеру, не вытекают ли наши лучшие умы за рубеж?

Кирабаева Ш. Такая база у нас есть по всей республике. И в тех областях, где созданы региональные научно-практические центры «Дарын», каждый руководитель  ведет свою базу. Какие у него достижения, какие награды, в какой ВУЗ поступил, российский, казахстанский, зарубежный? Сдал ли ЕНТ? Какая у него семья: многодетная, неполная, малообеспеченная? Все, что закончил, бакалавр, магистратуру, докторантуру, и т.д. Потом все эти областные центры дают нам эту базу. И мы обладаем базой за всех детей по всей республике. И по всей республике эта база есть. Теперь по поводу утечки мозгов. Это проблема не только Казахстана, но и всего мира. Поэтому ученик, который получил золотую, серебряную, бронзовую медаль  вот в этих шести крупных олимпиад, он уже потенциальный студент топовых университетов мира. Это Массачусетс, это Калифорнийский технологический университет, это  Пенсильвания, это Стэнфорд, и т.д. То есть, ребенок уже потенциальный студент этого ВУЗ-а. Наши дети заканчивают бакалавриат, магистратуру, защищают доктора PhD. Потом когда стоит вопрос, возвращаться ли на Родину, он думает, хорошо, но это тоже нормально для любого человека. Сколько же за это буду получать заработную плату? Конечно, он мог бы быть великим ученым математиком. Но когда он видит, что он будет получать всего 200 тысяч, ну извините, у них такое образование. Ему предлагают работу в силиконовой долине, или в кремневой, или в Google, конечно, он забирает высокую зарплату, условия передвижения по всем странам мира, и т.д. И думает о будущем. Но нельзя сказать, что все наши ребята остаются за рубежом. Нет. Среди них очень много патриотов. И мы можем назвать пофамильно тех, которые возвращаются в Казахстан. И все свои полученные знания в лучших зарубежных ВУЗ-ах, конечно, вкладывают в развитие своей Родины. Это очень отрадно. Таких ребят с каждым годом все больше и больше.

Ведущая: Смотрите тогда, вопрос такой. Возникновение таких ситуации может подвигнуть к реализации определенных программ по сотрудничеству с национальными компаниями Казахстана. Проводиться ли работа в данном направлении?

Кирабаева Ш. Вы знаете, неоднократно выступая и по телевидению, и  на страницах газеты говорила, чтобы руководители крупных национальных компании, бизнесмены вкладывали в развитие способности этих одаренных детей. Потому что мы как родители знаем, чем больше ты вложишь финансово, и разговаривая с детьми, тем больше ты получишь завтра. Поэтому неоднократно обращались. Мне хотелось бы, чтобы наше министерство работало в купе с другими министерствами. Сегодня одаренный школьник – завтра успешный студент.  Завтра закончит ВУЗ. Чтобы он не уехал далеко за рубеж, надо ему сказать, Болат, ты не уезжай, я буду платить тебе еще 100 долларов, допустим, ежемесячно стипендию, но ты возвращайся ко мне. Мне нужен хороший инженер. То есть, со школьной скамьи воспитывать поколение. Должна быть связь. Мы должны работать. Я хочу сказать, что многие страны мира, и Америка, и Китай, и Япония, уже в судьбах одаренных школьников видят своих потенциальных сотрудников.

Ведущая: Такая практика имеется?

Кирабаева Ш. Конечно. И хотелось бы, чтобы и у нас было. Я думаю, что это у нас будет. И у меня такое позитивное настроение в этом направлении.

Ведущая: Но главное, иметь такие цели. И целенаправленно к ним идти. Также у нас имеются вопросы пользователей, которые я хотела бы озвучить. Итак, Думан спрашивает, вашему центру относиться по стране около  150 школ, и областные центры «Дарына». Кто осуществляет их финансирование? Акиматы или Дарын? Если акиматы, какое отношение они имеют к вам?

Кирабаева Ш. Спасибо за вопрос. У нас 124 школ. Они специализированы по разным направлениям. Они относятся к областным управлениям образования. Зарплату получают от акиматов областей. И все эти школы-интернаты, школы-лицеи, школы-гимназии существуют на финансовые средства областных акиматов. Конечно, акимы к нам не подчиняются. Но мы с ними очень хорошо дружим. Поэтому всем этим школам мы разрабатываем нормативно-правовые какие-то документы, разрабатываем правила, учебные программы, обучаем учителей.  Для детей проводим олимпиады и конкурсы, чтобы он мог развить свои таланты, и потом, чтобы мог взлететь. То есть, «Дарын» это трамплин для многих одаренных школьников. Конечно, они к нам не относятся. Но мы с ними очень хорошо дружим. Потому что, согласно правилу мы ежегодно в двух городах нашей республики проводим наши национальные крупные олимпиады. Например, в этом году мы едем в город Петропавловск и Кокшетау. Проводим там крупные 2 республиканские олимпиады по общеобразовательным предметам. Конечно, мы с акимами дружим, и будем   дружить.

Ведущая: То есть, работа проводиться на сотрудничестве?

Кирабаева Ш. Конечно.

Ведущая: Вопрос от Айгуль. Скажите, пожалуйста, какая работа проводиться с педагогами страны, которые работают с одаренными детьми? Как ваш центр помогает учительству Казахстана? Думаю, очень хороший вопрос. Потому что педагог вносит колоссальный вклад в развитие ребенка. 

Кирабаева Ш. Конечно, Алия. Самое главное, чтобы наш одаренный школьник в нужное время, в нужный час попал к хорошему учителю. От него многое зависит. И в наших 124 школах работает огромная армия талантливых учителей.  Практически все имеют высшую категорию. Они прошли наши обучающие семинары. Наши курсы. Как мы их учим? Мы проводим в течение всего учебного года различные обучающие семинары. Как решать задания по математике и физике? Какие есть учебно-методические комплексы? Кто создал где-то у себя в глубинке авторскую программу? Он сам по себе не должен вариться в собственном соку. Для этого мы проводим конкурс, лучшая авторская программа. И со всех регионов приезжают лучшие талантливые учителя, которые в свой каждодневный труд включают какие-то инновации. Это фестиваль инновационных идей, и т.д. Мы издаем крупные сборники авторских программ. Этот учитель транслирует свой инновационный опыт на все школы республики. Конечно, в наших конкурсах учителя не только наших специализированных школ, но и всех организации образования. Поэтому эта работа у нас педагогического мастерства. Там у нас работают опытные педагоги, которые имеют большой стаж работы с одаренными детьми.

Ведущая: Спасибо большое. Думаю, Айгуль смогла подчеркнуть необходимую информацию для себя.

Кирабаева Ш. Я тоже так думаю.

Ведущая: Зауре спрашивает, как, по вашему мнению, шахматы помогают развить одаренность?

Кирабаева Ш. Мы ежегодно в дни осенних каникул проводим республиканский турнир по шахматам, кубок Дармена Садвакасова. Это наш молодой гроссмейстер. И видим, что, чем раньше родители увлекут своего ребенка шахматами, этот ребенок будет очень хорошо знать математику. У него будет большая способность к изучению иностранных языков. А шахмат – это великая интеллектуальная игра, которая, прежде всего, развивает способности ко всем процессам мышления. Он будет отлично анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать. У него будут отличные способы планирования, то есть, на несколько ходов он будет планировать свои действия.    Поэтому это великая игра. И чем раньше ребенок сядет за шахматную доску, и будет играть, это отличное подспорье для него.

Ведущая: Спасибо большое. Интересная информация для себя. Пользователь, который решил остаться анонимным  назвал себя студентом. В своем Послании Президент призвал всех жить по средствам, и рассказал о новой модели бюджетной политики в условиях кризиса. В этой связи вопрос. Как повлияла оптимизация бюджетных средств на деятельность центра?

Кирабаева Ш. Ежегодно, когда мы делаем заявку по бюджетному средству, то есть, нам говорят, просите, сколько вы хотите. Конечно, вы знаете, как в народе говорят? Проси больше, все равно дадут меньше. В этом году нам дали чуть меньше десятков миллионов. Но ничего страшного. Мы вышли из положения. На самом деле мы живем по средствам. Мы средняя организация по финансовому обеспечению. Но я думаю, что, не смотря ни на какие кризисы, мне кажется, кризиса нет. Почему? Потому что есть дети. Есть мир в нашем государстве. Есть такие великие науки. Естественные науки, гуманитарные науки. Есть одаренные школьники. Поэтому кризиса нет. Есть мир. Есть дружба. Есть наука. И я думаю, что экономить на воспитании и обучении подрастающего поколения, нельзя. Поэтому все запланированные мероприятия нашим центром мы проведем. У нас есть республиканский бюджет. У нас есть вне бюджетные средства. Это деньги, которые мы зарабатываем сами. И все, что мы зарабатываем, мы все это определяем на проведение наших мероприятий по всем направлениям. Поэтому живем по средствам. Все мероприятия проводим, которые направлены на обучение подрастающего поколения. Экономить на детях нельзя.

Ведущая: И заключительный вопрос. Гимназия №3 для одаренных детей, город Павлодар. Отдельные одаренные ученики по разным причинам могут находиться в категории неуспевающих школьников. Что необходимо предпринять взрослым, чтобы ученик смог проявить свою одаренность?

Кирабаева Ш. Одаренный школьник не может быть не успевающим школьником. Он может быть, наверно, неуспешным.  А не успешность проявляется, прежде всего, в незнании родителей его психофизиологии. Нет контакта с ребенком. Потому что он очень одарен в какой-то области науки, в области математики и физики. Но он не должен обязательно иметь отличные успехи по филологии. То же самое, ребенок, который отлично пишет стихи, сочинение, будущий журналист, он не должен решать олимпиадные задания по математике. Не успешность может быть от того, что  он не знает этот предмет. Даже бывает такое, что ребенок настолько высокоразвит, что иногда алгебру он знает лучше, чем учитель. Поэтому, одаренный школьник успешен в какой-то области. Но быть абсолютно отличником во всех предметов быть он не должен и не обязан. Потому что у него способность в одном направлении. Но вот смотрим, допустим, по нашим детям, физику знает отлично, знает химию, биологию. То есть, такая междисциплинарная наука. Поэтому он неуспевающий, он чуть-чуть неуспешный.  Но это среда – родители, учителя и окружающие сверстники. Они же очень особенные. Они очень хрупкие. Они очень тонкие. Чтобы поддерживать, надо знать. В каждой школе у нас есть психолог. Он очень раним. Поэтому должна быть охрана его здоровья. С ними надо быть очень осторожны. Они очень интересны. Когда мы с ними общаемся на олимпиадах, когда мы им вручаем дипломы, медаль, это такая энергетика. Мы просто молодеем на 10-15 лет.

Ведущая: То есть, это еще и обмен положительными эмоциями?

Кирабаева Ш. Конечно! 

Ведущая: Ну, что же, Шолпан Акашевна, на такой позитивной ноте хотелось бы подвести черту под нашим диалогом. Думаю, наши пользователи смогли узнать достаточно много полезной и необходимой  для них информации. Хотелось бы пожелать вам в реализации намеченных целей, задач, которые мы с вами смогли обсудить в рамках нашего получаса. Ну и всего самого наилучшего. 

Кирабаева Ш. Спасибо! Спасибо большое, Алия, что пригласили. Это очень интересная тема.

Ведущая: Ну, а вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго! До свидания!

Похожие новости