Отражение реформ на Конституции РК

21 Августа, 2015, 11:00 1691
  • Видео

2015 год стал знаковым на события общенационального масштаба. Безусловно, красной нитью через все проходит 20-летие Конституции Республики Казахстан. Этой дате предшествовали различные вехи становления основного Закона нашего государства. С членом Конституционного совета Ильясом Бахтыбаевым, мы поговорили о том, что значит главный Закон для страны и каждого гражданина в частности. Онлайн-конференция прошла 21 августа в 11.00. Мы по-прежнему ждем ваших вопросов и на другие онлайн-конференции, включайтесь в диалог!

Ведущая: Здравствуйте, дорогие интернет-пользователи! Сегодня пятница, 21 августа и вы присоединились к онлайн-конференции на портале BNews.kz. Сегодняшний выпуск посвящен знаковой дате в истории Казахстанского государства – 20-летию Конституции. И на прямой линии с нами член Конституционного Совета Республики Казахстан Ильяс Жакипбекович Бахтыбаев! Здравствуйте, Ильяс Жакипбекович. Спасибо, что нашли время. Близится одно из наиболее знаковых событий в жизни суверенного Казахстана – это 20-летие Конституции. Какие вехи становления основного закона страны вы можете отметить?

И. Бахтыбаев: Да, действительно мы стоим в преддверии государственного праздника, посвященного дню Конституции! В этом году юбилейная дата - 20 лет, как работает Конституция суверенного Казахстана с 1995 года. Если говорить о конституционализме в Казахстане, то надо отметить несколько этапов. Первые конституции в Казахстане появились в бытность Советского союза. Если говорить об изначальных истоках, то еще на заре советской власти прогрессивные казахские деятели разработали программу партии Алашорды. Там в уставе и программе партии предусматривалось о создании казахской автономии. Там уже были заложены такие передовые идеи о разделении властей, в интересах всего казахского народа без деления их на разные классы. Этот устав не был принят по той причине, что просто советская власть этого не позволила. Первая Конституция Казахской ССР появилась в 1927 году на основе Конституции Советского Союза 1926 года. Следующая Конституция тоже советского периода. Она была принята в 1937 году на основе Конституции Советского Союза 1936 года. Эти обе Конституции Казахской ССР дублировали союзную Конституцию. В этих Конституциях прямо было записано, что действует в рамках Конституции Советского Союза, что все законодательство должно соответствовать основам союзного. Это период тоталитарного союзного государства, где предусматривалось классовое деление. Там было записано, что государство защищает в первую очередь интересы рабочего класса и трудовой интеллигенции. То есть происходило деление общества на определенные классы. Это было записано в Конституции. Главной идеологией была идеология коммунизма. То есть, говорить, что эти Конституции были правовыми документами нельзя. Почему? Потому что есть такое понятие - естественного права человека! Оно присуще каждому человеку. То есть это естественно право – право на жизнь, право на свободу в своем выборе и перемещении, на труд и т.д. Но в Конституции Советского Союза это не было предусмотрено. Поэтому эти Конституции не могут рассматриваться как правовые документы. Дальше после развала советского союза Казахстан встал перед выбором. Если вспомнить тот период, был период большого хаоса в постсоветском пространстве после развала Советского Союза. Казахстан оказался в тяжелейшем положении также, как и другие республики Советского Союза. Казахстан встал перед выбором, и сделал выбор становления суверенного правового государства. Первые документы того периода были приняты путем внесения отдельных изменении в действующую Конституцию 1978 года. Первые изменения вносились первым президентом – Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Дальше были изменения, касающиеся переименовании Республики Казахстан. Дальше были внесены дополнения о местных органах. И самый главный из этих документов – это документ 1991 года 16 декабря Конституционный закон о государственной независимости. Мы ее называем как малая Конституция. Именно в этом документе было заявлено на весь мир, что Казахстан становиться суверенным государством со всеми атрибутами – границы, герб, флаг, знамя, гимн. Дальше это касается создания Парламента, создание исполнительной власти, судебной власти и появился конституционный суд, а также органы прокуратуры и т.д. следующий этап – это уже Конституция 1993 года. Мы ее называем переходной Конституцией. Она закрепила те прогрессивное, что было заявлено в документе государственной независимости. В этом плане Конституция 1993 года сыграла свою роль в создании государства. В верховном совете власть должна была принадлежать всему населению. В то же время вопросы решения развала экономики, когда Казахстан оказался в таком положении, когда промышленность у нас не были развиты. С Казахстана у нас вывозилась только сырье вплоть до зерна, цветные металлы и нефть, уголь, и т.д. Казахстан считался экономически отсталой развитой страной. Действительно, от нас все вывозилось. А возврата и возмещения не было. Поэтому Казахстан оказался в трудном положении, когда промышленность не работало. Зарплаты и пособия не выплачивалось. Пенсии были с большой задержкой. На прилавках было пусто. Товаров народного потребления не хватало. В такой ситуации надо было срочно решать жизненно важные вопросы. Для этого нужно было понимание между ветвями власти. В первую очередь между Правительством и депутатами. К сожалению, этого не происходило. Было много фактов длительного торможения и рассмотрения проектов. В этом выражались сложности этого периода. Возникали вопросы вокруг государственного языка и его статуса. Таких вопросов было не мало. В этой ситуации в 1995 году 6 марта Конституционный суд рассматривает дело по иску бывшего депутата Татьяны Квятковской о признании некоторых нормативно правовых актов центрального избирательного комитета незаконными. Конституционный суд принял решение, что выборы 1994 года не соответствовали Конституции по той причине, что ряд постановлении центра избиркома противоречил Конституции. То есть нарушались принципы, заложенные в Конституции о равенстве всех граждан на избирательное право, то есть избирать или же быть избранными. То есть, в одном избирательном округе было зарегистрировано 100 тысяч избирателей, в другом избирательном округе всего 40 тысяч избирателей. И равное количество депутатов избиралось и от такого, и такого избирательного округа. То есть где то 3 депутата представляет интересы 100 тысяч, где то 3 представляет интересы 40 тысяч. То есть неравенство на лицо. Там были еще другие моменты, которые вытекали из нормативных правовых актов центрального избирательно комитета, и это создавало неравенство. Тем самым допускалось нарушение Конституции. По этим основаниям Конституционный суд признал выборы по Казахстану несоответствующими Конституции. Был роспуск депутатов верховного совета того созыва. Мы оказались в такой ситуации, что у нас нет Парламента. Конечно же в такой ситуации вся полнота власти была передана Президенту Нурсултану Абишевичу Назарбаеву и к нему легли дополнительные тяжелые проблемы того периода. После этого рассматривался вопрос о новой Конституции. Началась разработка проекта новой Конституции. Этот проект неоднократно обсуждался на различных уровнях, в том числе был вынесен на всенародное обсуждение перед референдумом. Казахстанский народ активно принимал участие в обсуждении проекта этой Конституции. В итоге поступило более 30 тысяч различных предложении от граждан. То есть, народ является коллективным автором этого документа. В 55 статей Конституции были внесены поправки с учетом поступивших предложении от граждан. В разработке участвовали видные казахстанские ученые, юристы, экономисты. Сам глава государства писал и говорил неоднократно, что он изучил Конституции более 20 развитых стран. Он является автором и инициатором данной Конституции. Эта Конституция сегодня успешно работает и дает возможность продвижения Казахстана и дальше. Мы сейчас лидеры на постсоветском пространстве. У нас амбициозная задача – войти в число 20 самых развитых экономических стран мира.

Ведущая: Ильяс Жакипбекович, в связи с реализацией пяти институциональных реформ главы государства возможны ли изменения в Конституции?

И. Бахтыбаев: Надо сказать, что Конституция должна соответствовать реалии. Она должна способствовать продвижению идей сегодняшних ситуации. Поэтому в процессе реализации 100 шагов по продвижению государства сейчас в разработке некоторых проектов, вытекающих из реализации этих реформ. Я думаю, что вполне возможно, что будут внесены какие то определенные дополнения или изменения в действующую Конституцию, чтобы Казахстан мог дальше динамично развиваться. Ставится задача усовершенствования правоохранительных органов и реформирования судебной системы. Ставится задача о том, чтобы у нас было открытое профессиональное государство. Закладывается все, чтобы развивать малый и средний бизнес, чтобы у нас была динамичная экономика. Мы сейчас находим свои пути, свои особенности с учетом нашего менталитета и особенностей Казахстана и его природных ресурсов. То есть изменения могут коснуться и Конституционной материи.

Ведущая: Ильяс Жакипбекович, достаточно ли Конституция отражает права и свободы человека? Сейчас мы все чаще сталкиваемся с ущимлениями некоторых прав и свобод людей.

И. Бахтыбаев: Я бы сказал, что сама наша Конституция вобрала практически все лучшее, что есть в любой конституционной практике. Есть базовые принципы конституционализма. Прежде всего это защита прав и свобод человека. С другой стороны есть понятие права и обязанности. Это означает, что каждый человек свободен в своих действиях, выборе, но при условии, что он не должен нарушать права других людей. С этих позиции я думаю, что наша Конституция – это документ высокого качества. В этом году мы, отмечая 20-летний юбилей, в процессе подготовки к нему создал книгу под названием <Казахстанский тренд от тоталитаризма к правовому государству. Взгляд со стороны>. В этой книге собраны мнения видных зарубежных политиков, ученых-юристов, представителей совета Европы, ООН. Там где то около 50 таких авторов. Они отмечают высокое качество Конституции и ее работу. То есть Конституция дает возможности для самореализации каждого гражданина. Она дает возможность выбрать свое дело, учиться за рубежом в лучших ВУЗ-ах, и многое другое. Конечно, недостатки есть и будут. Над ними надо только работать и находить правильное решение. Если смотреть на статистику, которую публикуют органы прокуратуры, у нас выявляются ряд нарушении прав рабочих каких то компании. И пишут, что приняли меры и восстановили трудовые права. Есть и другие нарушения. Но самое главное – принимаются меры. То есть Конституция сегодня работает успешно.

Ведущая: Ильяс Жакипбекович, спасибо за интересный и обстоятельный диалог. Поздравляем вас с наступающим Днем Конституции.

И. Бахтыбаев: Вас тоже с праздником! Хотел бы поздравить тех, кто слушает или смотрит эту программу с наступающим праздником! Мы гордимся, что являемся казахстанцами, что живем в Казахстане, что у нас есть все для успешного дальнейшего продвижения! Временные трудности есть везде! И у нас могут быть трудности. Желаю, чтобы мы их успешно преодолевали. Всех благ!

Ведущая: Мы присоединяемся к вашим пожеланиям! Дорогие интернет-пользователи, на этом наша онлайн-конференция подошла к концу. Всего вам доброго и до свидания.

Похожие новости