«Платные автомагистрали: Почем дороги для народа?»

25 Октября, 2017, 11:00 790
  • Видео

Уважаемые пользователи!
25 октября в 11:00 в студии портала BNews.kz пройдет онлайн-конференция с участием заместителя председателя комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Аблалиева Сатжана Айтеновичана тему «Платные автомагистрали: Почем дороги для народа?». 

Ведущая. Это онлайн-конференция информационного портала BNews.kz. Меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о дорогах. У нас в гостях Заместитель Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Аблалиев Сатжан Айтенович. Здравствуйте!

С. Аблалиев. Здравствуйте!

Ведущая. Я рада Вас приветствовать в нашей студии. Сегодня мы говорим на нашу любимую тему – дороги, которые сейчас строятся и реконструируются по всему Казахстану. А начать хотелось бы вот с какого вопроса. Сколько километров платных дорог будет достроено в этом году и внедрено в следующем?

С. Аблалиев. По программе «Нұрлы жол», все дороги, которые мы от реконструируем или построим до 2020 года, планируем перевести на платную систему.  Это порядка 6 500 км. дороги. На сегодняшний день мы ведем работы по внедрению платности на 3 участках дороги – это Алматы-Капчагай, Алматы-Хоргос, Астана-Темиртау. Параллельно разрабатывается проектно-сметная документация на введение платности на протяжении 5 500 км. дорог. До конца года на этих названных участках будут монтированы система платности и будет работать в тестовом режиме до середины следующего года. Потом начнется сбор средств на этих дорогах.

Ведущая. А сколько будет стоить 1 км.?

С. Аблалиев. Как вы знаете, у нас в Казахстане пока действует одна платная дорога – это Астана-Бурабай, протяженностью 217 км. там тарифы все знают – это на легковой автомобиль 1 тенге за 1 км., грузовые от 15 тенге за 1 км. Примерно такой же тариф будет на новых дорогах. Тариф на каждую дорогу будет утверждаться отдельно приказом Министра по инвестициям и развитию РК. Тариф будет зависеть от региона, климатических условий, от параметров дороги. Тарифы будут почти такие же, потому что мы вводим платность не для того, чтобы возместить или обеспечить возврат вложенных инвестиций на строительство и реконструкцию, а для сбора средств на текущий ремонт и содержание дороги.

Ведущая. Есть и какие-то расчеты? Через сколько эти дороги смогут сами себя оправдать?

С. Аблалиев. С введением платности на наших дорогах, о которых мы говорим, мы предполагаем, что в год будем собирать около 30-35 млрд. тенге. Этого хватит на содержание и текущий ремонт республиканских дорог. Мы не будем просить из бюджета на содержание дорог. Эти средства будут идти на развитие дорог и на другие цели. О возврате инвестиций речь не идет, но сам мультипликативный эффект от строительства дороги очень большой. На примере проекта Западная Европа-Западный Китай, мы сегодня пытаемся считать полученные выгоды по этому коридору. На 25-27% уменьшились дорожно-транспортные происшествия. Построив 2 500 км. дороги, мы обеспечили хорошим транспортным сообщением около 200 населенных пунктов – это где-то 5,5 млн. людей Казахстана. Открылось много предприятий по выпуску дорожно-строительных материалов, по строительству дорог, или существующие заводы по выпуску материалов нарастили свою производительность. Во время строительства было задействовано около 100 тысяч человек, они тоже получали от этого выгоду. Есть методика Всемирного банка, где вложенные средства рассчитываются на основе полученных выгод.  От сокращения количества ДТП есть определенная сумма, от сокращения количества погибших людей. Есть выгода от сокращения времени в пути, увеличение средней скорости по коридору. Раньше, по старым дорогам средняя скорость была 20-25 км/ч, то сейчас средняя скорость на этих участках достигает 80-90 км/ч. Пользователь в 3 раза меньше времени тратит. На сегодняшний день коридор Западная Европа-Западный Китай ежегодно приносит 60-65 млн. тенге.

Ведущая. Решились наши логистические проблемы. Все-таки это важная транспортная артерия.

С. Аблалиев. Да, конечно. С вводом новых дорог и реконструкцией старых, вырастает количество пользователей дороги. После завершения реконструкции, минимум в 2-3 раза увеличивается поток. Если люди раньше не ездили по этим дорогам или пользовались другими видами транспорта, на сегодняшний день они используют автотранспорт и пользуются этими дорогами.

Ведущая. Давайте рассмотрим еще один пример платной дороги – это всеми известная Астана-Щучинск. Там уже с 2013 года существует единый платный участок, он протяженностью 217 км. мы платим 217 тенге за то, чтобы проехать по этой дороге. Насколько он сегодня дееспособен? Насколько сам себя поддерживает и окупает?

С. Аблалиев. Когда в 2013 году ввели и с тех пор ежегодно наш сбор получается 1 млрд.350 тыс. тенге. Этого как-раз достаточно на должном уровне содержать эти дороги. Если пользователи видят, по сравнению с другими дорогами, там больше порядок. Принятые меры по внедрению платности, оправдались.

Ведущая. Это еще стало очень хорошим примером того, что ты платишь 220 тенге и при этом ты едешь по хорошей дороге. Как мне кажется, казахстанцы стали адекватно принимать идею платных дорог.

С. Аблалиев. Вопросы введения платности много обсуждались с международными организациями. Международные финансовые институты нам оказали много помощи. Каждый раз, когда мы вводим платность на любой дороге, проводим общественные слушания, опросы. Когда принимается тариф, учитываются мнения. Анализ опросов показывает, что народ понимает, что, чтобы получить хорошую дорогу надо оплатить. Правда есть другие вопросы, хотят, чтобы тариф был меньше. Я считаю, что тариф у нас почти минимальный.

Ведущая. Если говорить, в целом, о дорогах, которые сейчас ремонтируются и реконструируются по программе «Нұрлы жол», сколько километров дорог будет готово к концу года?

С. Аблалиев. По программе «Нұрлы жол» в 2015-2016 годах мы сдали в эксплуатацию 1300 км. дорог. В этом году мы планируем завершить 602 км. дороги на западе Мангистауской области. Есть участки, которые сдаются – это Астана-Павлодар и другие проекты. В тоже время, на сегодняшний день строительные работы еще ведутся на протяжении более 4000 км. одновременно. Это наши планы на этот год. На следующий год тоже часть дорог будет принято в эксплуатацию. Более 500 км. дорог будет сдано в 2018 году. В 2018 году полностью закроется коридор Астана-Павлодар, Уральск-Таскала и другие участки.

Ведущая. Еще такой вопрос. Напомню, что этим летом на Заседании Правительства РК поднимался вопрос о том, что деньги по программе «Нұрлы жол» реализуются достаточно слабо. Но, так как «Нұрлы жол» - это большая программа, в которую включено много разных проектов, мы говорим сейчас конкретно про дорожные. Как шла реализация средств в этом году? Все шло согласно плана или были провисания?

С. Аблалиев. В текущем году на реализацию проектов «Нұрлы жол» в автодорожной отрасли выделено 316 млрд. тенге из разных источников. Обычно самые дорогие дорожные работы проводятся к осени – асфальтовые, бетонные. Поэтому в начале года освоение идет медленным темпом. Больше объемов работ, но меньше стоимости. В конце года идут уже самые дорогие работы и больше осваивается во второй половине года. В этом году у нас за 1 полугодие освоено 45% выделенных средств. По результатам 9 месяцев, мы освоили 75%. До конца года мы планируем полностью освоить выделенные средства.

Ведущая. Хорошо. Такой вопрос – как известно на многих дорогах будут построены путепроводы? Расскажите, пожалуйста, об этом.

С. Аблалиев. На сегодняшний день мы все проекты, которые строятся по программу «Нұрлы жол», это дороги высшей категории. Когда эти дороги пересекаются с второстепенными дорогами, в зависимости от объема трафика на этом узле, предусматривается строительство транспортных развязок, со строительством путепроводов. Мы должны соблюдать эти нормативы. Это связано с безопасностью, скоростью движения. Во всех проектах, согласно нормам, предусмотрены транспортные развязки с путепроводом. Они очень красивые сооружения, украшают наши дороги.

Ведущая. Хорошо. А я напомню, что мы сегодня говорили о строительстве и о тех дорогах, которые в скором времени станут платными. У нас в гостях был Заместитель Председателя Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Аблалиев Сатжан Айтенович. В студии работала Мадина Аргын. До свидания! 

Похожие новости