«Правовая защита бизнеса»

10 Февраля, 2016, 15:00 2020
  • Видео

Уважаемые пользователи!

10 февраля в 15:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн – конференция на тему «Правовая защита бизнеса». Как действует механизм защиты прав предпринимателей, и кто имеет доступ к данному механизму? Мы узнаем у заместителя председателя правления НПП РК «Атамекен» Рустама Журсунова. 

Ведущая: Доброго  времени  суток, уважаемые  пользователи  информационного  портала  ВNews.kz. Вы  присоединились к  прямой  онлайн – конференции. Тема  нашей  сегодняшней  трансляции  «Правовая  защита  бизнеса». О том,  как  действует  механизм  защиты  прав  предпринимателей,  и  кто  имеет  доступ  к  данному  механизму  мы  сегодня  узнаем  у  заместителя  председателя  правления  Национальной  палаты  предпринимателей  Республики  Казахстан  «Атамекен»   Рустама Анарбековича  . Журсунова. Здравствуйте!

Журсунов Р. Добрый  день!

Ведущая: Рада  приветствовать  вас  сегодня в  рамках  нашей  студии.

Журсунов Р. Спасибо  большое.

Ведущая: Тема  очень  интересная. Достаточно  большое  количество  вопросов,  поэтому,  давайте,  перейдем  непосредственно  к  ним.

Журсунов Р. С  удовольствием.  

Ведущая: Первый  вопрос: как  действует  механизм  правовой  защиты  Национальной  палаты  предпринимателей  «Атамекен»? Кто  имеет  доступ к  ее  получению, и, в содействии  с  какими  органами  вы  реализуете  этот  механизм?

Журсунов Р. Вопрос  понятен. В первую  очередь  хотелось  бы  обратить  внимание  на  то,  что  у  нас  создана  целая  система  по  защите  прав  предпринимателей.  Она  состоит,  как  на  центральном  уровне. У нас  есть  несколько  департаментов. В  первую  очередь,  это  Департамент   правовой  защиты   предпринимательства. Пожалуй,   одни  из самых больших  департаментов  у  нас  в  центральном аппарате. Там  работают  порядка   пятнадцати  человек. У нас сейчас, также,  на  уровне  центрального  аппарата есть  Департамент  общественного  мониторинга. И  как  бы  с  административными  барьерами,  по  работе   с административными  барьерами, плюс  у  нас  есть  отраслевые  департаменты  такие  как,  Департамент  налогообложения, таможенный  Департамент, тарифный  Департамент, который  смотрит  уже  узкоспециализированных. В  их  задачи  входит  также  задача  защиты  прав  предпринимателей,  в  том  числе, аналогичные. Департамент  по защите предпринимателей и   общественного  мониторинга  у  нас  существует  в  каждом  областном  центре, и в  городах  республиканского  значения. Помимо этого,  у  нас  существуют  так  называемые  советы  по  защите  бизнеса. Это  консультативно -  совещательные  органы,  куда  входят  и юристы, общественные  деятели. Вот  и  эти  советы  созданы также  и  во  всех  у  нас  регионах  Республики  Казахстан. Что  касается  республиканских, то  у  нас  есть  два  совета: совет  по  защите   предпринимательства. Его  возглавляет  Гани  Есенгалиевич  Касымов. Второй  совет  это  по  противодействию  коррупции. Его  у  нас возглавляет  Азат  Перуашев. Значит, советы  по  защите  бизнеса у  нас  проводятся  ежемесячно. Иногда  мы  делаем  выездные. В  прошлом  году, буквально летом  мы  проводили  в  Актюбинской  области  кустовые. Мы   приглашали  представителей  Атырау, Уральска, Мангыстау  и  Актюбинска, - Западный  Казахстан. В  Талгаре   проводили. Уже  выезд   не  только  в  областные  центры, но  уже и в  районные. Но  непосредственно, чем  ближе к  земле, тем  оно  очень  более  чувствительно. Иногда  через   раз  мы  проводим  советы  на  площадке  Генеральной  прокуратуры  Республики  Казахстан. Это  тоже, вы  знаете,  отрезвляет  многих   чиновников, и, естественно, мы  проводим  союз  заседании. В  режиме   селектора  подключаются  все  регионы, все  областные  прокуроры, мы  приглашаем  начальников  департаментов    государственных  доходов, региональных  в  том  числе. И  рассматриваем  как  частные  вопросы,  так  и  системные  вопросы. Вот  последние  два  системных  вопросов  они, действительно, были очень  актуальны. Это  функционирование  вне  бюджетных  фондов  при  акиматах. Как  мы  все  прекрасно  знаем, дополнительная  нагрузка  на  бизнес. И  вот  мы  буквально, в  декабре  прошлого   года  подняли. Это  очень  серьезная   проблема. Ведь  иногда  местные  исполнительные  органы,  так  или  иначе,  предлагают  предпринимателям  делать  отчисления  в  эти  фонды,  что  не  есть. Во–первых, правильно,  во – вторых,  законно. Вот  и  в  этом  году  с  участием  региональных  прокуроров  мы  договорились  провести  проверку  по  всем  регионам  и  выявить  деятельность  таких  фондов. Посмотреть,  какова  же  нагрузка  на  бизнес  идет. Второй  очень  серьезный  вопрос,  который  мы  буквально,   на  прошлом  совете   подняли,  это  задолженность  государственных  органов  по  судебным  решениям  перед  предпринимателями.  Мы  знаем,  что  это  достаточно  широко  освещалось. Сейчас  сумма  задолженности  составляет  порядка  миллиарда  тенге. Вы представляете, и вопрос  системный. Мы  договорились  с  Министерством  Юстиции  департамента  по  администрированию  судебных  решении  взять  на  особый  контроль,  и добиться  того,  чтобы  эта  сумма   задолженностей была  все - таки  возвращена. И мы  выявили  достаточно  системную,  большую  погрешность  именно в бюджетном  нашем  законодательстве. Ведь   на  уровне   территориальных  органов  этих  средств  нет в  бюджете. Соответственно, приходится  корректировать  бюджет  на  следующий  год. Время,  как  минимум  на  год  вопрос  растягивается,  и  это  очень  важно. Вот  буквально  в  двух  словах  о  системе. Действительно,  механизм  работает,  и  достаточно  интересно. И в  последнее  время  даже  немножко  более  в  совершенстве  формат  работает. Перед  тем  как  выносить  ту  или  иную проблему, мы   отправляем  журналистов  снимать, конкретно, да, ситуацию, когда  иногда  предпринимателей  заставляют  делать  определенную  работу  под  «честное  слово». А  потом  государственные  органы  разводят  руками,  что  было вот   по   Зыряновску, в  Восточной Казахстанской  области. И,  вы  знаете, это  немного   предает  так  называемый  «перчик»  в  работе,   когда  видишь  проблему  человека  не  просто  на  бумаге, а  воочию. Этот  вопрос сразу  начинает  решаться  по-другому.

Ведущая: Хорошо, спасибо  большое  за  такой  небольшой  экскурс в  деятельность  правого  механизма. Вы  в  ходе  диалога  упомянули  общественный  мониторинг. И  мне  бы  хотелось  узнать  об  основных  итогах, результатах  за  минувший   2015  год. И  в  каких  сферах  предпринимательства  было  выявлено   гораздо  больше  нарушении и  жалоб  от  бизнесменов?

Журсунов Р. Давайте  начнем, наверно, с  жалоб. Начиная  с  2013  года,  с  осени, мы получили  порядка  десяти  тысяч  жалоб. И  если  говорить  более  конкретными  цифрами,  за  2015  год  мы  получили  5300  жалоб, из  которых  1800. Около  20  процентов  приходится  на  центральные  аппараты. Непосредственно   относится  к  нам,  и  4230  это  на  наши  региональные   палаты.  Если  смотреть  в  динамике  в  2014  году  жалоб  было  меньше.  Это  4570  по  республике, из  которых  1400  приходилось  на  центральный  аппарат  и  порядка  3000  на  региональные  палаты. Если  смотреть  коэффициент  эффективности  проблем, то  цифры  прошлого  года  показывают  42%. Я  считаю, это  достаточно  большой  процент. Почему? Потому  что  есть  системные  вопросы, которых  просто  так  очень  сложно  решить  без  внесения  изменений  в  законодательство. Зачастую, жалобы  идут  одного  предпринимателя  на  другого предпринимателя. И  здесь, честно  говоря, мы  стараемся  выполнять  роль  неких, все – таки, медиаторов, посредников, и примирять  стороны. Потому  что  невозможно  в  палате  встать  в  сторону  одного  предпринимателя, и  проигнорировать  интересы  другого. В  этой  связи  пытаемся  выступить  в  роли  посредника, либо  порекомендовать  обратиться  в  арбитраж. Тем  более,  что  при  Национальной  палате  существует  центр  арбитражного   разбирательства. И  достаточно  большое  количество  дел  уже  находятся  в  производстве  этого  центра. Я  надеюсь, что  с  принятием  нового  закона  арбитража  этих  дел  будет  намного  больше. Если  смотреть  статистику  по  отраслевой нарезке жалоб,  то  лидерами, естественно, являются  это  у  нас  вопросы  земельных  отношений, подключение  технических условий, ГАСК. Они  составляют  у  нас  порядка  19  процентов. Порядка  13 % - это  спор  с  органами  налоговой  службы государственных  доходов.  9 %  это  у  нас  закупки. Это  всегда   в  поле  особого  внимания. Если  смотреть  далее  этот  спор  между  собой,  где – то  6 % , 4 % финансовый сектор, взаимоотношения  с  естественными  монополиями  тоже 4 %. Лицензия  разрешения - 3 %, ну  и  т.д. Лидерами  все-таки  являются  земельные  вопросы. Если  оценивать работу  в  деньгах, то  по  итогам  деятельности  мы  только  прямым  методом, я  хотел  бы  сказать,  защитили  интересы  предпринимателей  на  сумму  более  22  миллиардов  тенге. По  итогам  на  2014  год  это  8,4. Мы  как  раз  начали  тогда формировать   эту  статистику  2015  года -  14,4  миллиарда  тенге. Но я  еще  раз  хотел  бы  обратить ваше   внимание только на то, что это прямые вопросы, а есть  же  косвенные. Это сокращение  разрешительных  процедур, что мы,  в  принципе, сделали. И  оно  оценивается   среднем  в  1,5  миллиарда  тенге. Есть  отдельные  категории  споров, которые  намного  существенны. Такие,  как  споры  с  налоговыми  органами  вокруг  бонуса  коммерческого  обнаружения   для недр пользователей. Действительно, системно отработали  этот    вопрос  с  Министерством  Индустрии, с  Комитетом  Геологии, и помогли  предпринимателям. И сумма  там  составляет  не  один  десяток  миллиардов  тенге. Второй  случай споров  с  органами  государственных доходов  это, вы  знаете, мы  решили  достаточно  оперативно  и  мирно. Можно  так  сказать по  поводу  отчисления  налога  на   добычу   полезных  ископаемых. Как раз к нам  обратилась  целая  группа  предприятий, ассоциаций,  предприятий  пищевой  промышленности, предприятия, которые  производят  безалкогольную  продукцию. Их  действительно   заставляли  платить  налог  на  добычу  полезных  ископаемых. Колоссальная  сумма. Цена  вопроса  более  50  миллиардов. Мы  сели,  и  методологию  с  комитетом  государственных доходов  разработали. И  в  принципе  нас  услышали. И  эти  проблемы мы  достаточно  оперативно  сняли  для  предпринимателей – это  первую  очередь  предприниматель города  Алматы. Что  касается  общественного  мониторинга, общественный   мониторинг  это  достаточно  емкое  понятие, обширное понятие. И  мы  решили идти фокусно. То есть, в  прошлом  году  мы  решили  провести  общественный  мониторинг  именно  государственных  услуг. Мы  провели  его  с  октября  2014  года  по  февраль  прошлого  года. То есть, мы   по  предметам  порядка  40  государственных услуг  всего анкетирование  мы  провели  порядка  22400  предпринимателей. Из  них  порядка  229 фокус  групп  различных, с  участием  1300  человек  этих  фокус  групп. Всего  интервью  по  корреспондентам  было  у  нас  3000 корреспондентов. Потрачено  было  3644  часа  работы. И мы  провели  оценку  деятельности  государственных услуг,  как  на  территориальном уровне,  так  и  в  республиканском  уровне. В  целом, температура  по  больнице составляет  неудовлетворенных  государственными услугами  16, 6 % предпринимателей.  Кто  же  лидеры  у  нас? 

Ведущая: Кто  же  лидеры?

Журсунов Р. Лидеры  опять  же  у  нас  являются  земельные. Оформление  земельных  участков  38  %  неудовлетворенных   предпринимателей. Выдача и  переоформление  на сертификаты  на  выбросы   парниковых  газов - 37% предпринимателей. Предоставление  грантов  в  рамках дорожных  карты  бизнесов - 29%. Выдача  лицензии, дубликатов  на  строительно-монтажные  работы -  31%. Неудовлетворенных архитектурно-планировочных  задании -  25%. По регионам  значит   самый  высокий  уровень  по  оказанию  некачественных  услуг  Мангыстауская  область - 55,3 %. Алматинская  область  - 50%. И  Кызылординская  область - 32,5 %.  На  уровне  республики  опять  же  Мангыстау, Алматинская  область, как  не  странно, и город  Астана. Это  результат  общественного  мониторинга  государственных услуг  за  прошлый  год. В  этом  году  мы  решили  немножко  пойти  в глубину.  

Ведущая: Каким  образом?

Журсунов Р. Сейчас  вырабатываем  методологию  с  исследовательским  центром. Мы  решили  провести,  отойти  от  общественного  мониторинга  как  такового,  и  углубиться  в  некие  рейтинги. Если  вы  знаете,  в  прошлом  году  мы  давали  рейтинги  акимам  областей. В  этом  году  мы  решили  пойти  дальше, провести  и  оценить  деятельность  Департаментов  государственных  доходов, ЧС, Комитета  по  защите  потребителей. Вот  те  наиболее  фокусные ГАСК-и, отдел  архитектуры. И мы  хотели  сделать  рейтинги   по  региону,  и   посмотреть,  кто  же  у  нас  лучше, кто  хуже? И  со  следующего  года  мы  планируем, может  быть, перейти  к  оценке  начальника ДВД  области, прокурора  области,  судьи области.

Ведущая: То  есть,  под  разным  ракурсом  смотреть  на  один  и  тот  же  вопрос?

Журсунов Р. Да, и  тогда  это  будет  лишним  стимулом  для  совершенствования  работы государственных  служащих. Вы  знаете,  в  принципе,  это  достаточно  интересно. Понятно, что в  первый  год,  мы  уверены,  будет  определенное  напряжение, но  в  последующем это  будет  в  привычку  вырабатываться. И это  будет  наоборот  показатель  открытости  госорганов, мне  кажется. Такие  новшества  на  этот  год  запланировали.

Ведущая: Спасибо большое. Мы  уже планомерно перешли  к  текущим  планам. Вы  упомянули , что  в  ходе  общественного  мониторинга  наиболее  такие  актуальные  вопросы  решались  именно  в  земельном  секторе. Из  этого  такой  вопрос,  что  большинство  обращений  предпринимателей  касаются  оформления  разрешения  на  отвод  участка  земли  для  строительства  и сельскохозяйственной   обработки. Что  удалось  сделать в  палате  для  того,  чтобы  сократить,  до  минимума  свести, да, и получение  решений более  облегченном  формате? 

Журсунов Р. Вы  знаете, это  же  такой  процесс работы. Работаем  зачем? Потом  раз  оно  накапливается  и  заново очередная   волна, это  является  для  нас  приоритетом. Вот  буквально  вчера  на  конференции  в  Алмате  мы  на  уровне  председателя президиума  договорились,  что  такая  работа  будет  продолжена  с  каждым  акиматом. Почему? Потому  что  иногда  клерки,  чиновники  требуют  предоставление  документов,  которые  не  предусмотрены законодательством. И это, мы  считаем,  прямое  нарушение  закона. И  мы  будем  достаточно  жестко   на  это  реагировать.  Вот,  что  нам  удалось  сделать? Понятно, по  кардинальному  изменению  процедуры  земельных  участков   отход  от  целевых  вопросов. В настоящее  время  зачастую  отказы  в  предоставлении  земельных  участков  идут в  плане  того,  что  генеральный  план  не утвержден, либо  проект  детально  планировки,  так   называемый  ПДП  не  утвержден. Поэтому  не  можем вам   дать  землю. Это  же не  есть  проблема  предпринимателя, и  поэтому  мы  внесли  соответствующие  изменения. Это  не  может  являться  основанием  для  отказа. И  внесли  в  законопроект, который  сейчас  находится  в  стенах  уже Сената. И  мы  надеемся,  к  середине  марта  этот  законопроект  будет  принят. Это  наша  рутинная  работа  по  совершенствованию  текущего  законодательства  в  рамках бизнеса, в  рамках   «четвертого»  так  называемого  пакета  кардинальных   изменений  в  законодательства,  направленных  на  улучшение  бизнеса. Что  касается  земли, это  будет  работа  у  нас  текущего  года. В  принципе   договоренность  с  уполномоченными  госорганами  достигнута. В  чем  заключается  предмет  инновации,    который  мы  хотим   сделать? Это  создание  публичной  электронной базы  всех  свободных  земельных   участков,  чтобы  люди  по  интернету  заходили  и  видели  какая  земля   свободная.

Ведущая: То  есть, такая  единая  карта,  которая  может  представить  общую  картину?

Журсунов Р. Да, и   в  принципе  эта  работа  идет. Понятно, она  достаточно  затратная, кропотливая. Ее  нужно  постоянно  обновлять. Но, в  принципе,  человечество  ничего  более  умного и  не  придумало. Ну,  посмотрите, аналогичные  программы  есть  во  всех  развитых  странах. Это  свободная  земля  для  недропользования. Австралийский  опыт, первый  пришел – первый  получил. И  оно  просто  вымоет  коррупцию  в  этих  отношениях, когда  будет  видно, что  этот  земельный  участок  свободен,  и  ты  можешь  его  взять  на  оснований аукциона. И естественно, обеспечение  проведения  местными  исполнительными  органами  на  постоянной  основе  аукционов  по  продаже, либо  передача  в  аренду  этих  земельных  участков. Есть такой  принцип: «Первый  пришел – первый  получил», который  означает,  что  если  я  увидел, что  земельный  участок  свободен, я  подаю  заявку,  и  на основании аукциона  первого  обслужили. И  соответственно,  эту  землю  местные  исполнительные  органы  по  идее  должны  будут  передать. В  принципе, это  существует  во  многих  странах. Если  вот, допустим, вспоминать  австралийцев,  там  такие  опыты  очень  интересны. И если  вы  увидели  свободный  земельный  участок,  вы  приходите  в  здание  суда, гвоздем  прибиваете  табличку, что  хотите  его  взять. Если  в  течение  суток  эту  табличку  никто  не  снял,  вам  передают  эту  землю, и  двери  судов  были  прямо  исколоты  гвоздями. Вот  такой  интересный  опыт  есть. Но  по  аналогии,  в  принципе, только с  проведением  новых  технологий  предполагается  сделать. И Министерство  национальной экономики   в  этой  части   нас  поддержало. Мы  в  отношении  тоже  разрешительных  документов  в  получении  техусловии,   и  т.д. провели   пилотный  проект    в  Усть-Каменогорске, в ВКО   совместно  с  акиматом. И  действительно,  сократили  почти  в  два  раза  и  процедуру, и  требование, уже  на  уровне  практики  применения  закона. Ведь  написать  можно    идеальный  закон. Как  они  будут  реализовываться? В  этом  весь  вопрос.

Ведущая: Насколько  я  поняла,   вторыми  идут  споры  с  органами  государственных  доходов. Здесь  вопрос  такой: насколько  мне  известно,  на  методику  определения  таможенной  стоимости  товаров  при  импорте, принятую   при  комитете   государственных  доходов,  имеются  некоторые   тоже   нарекания. Скажите, какую  помощь  вы  можете  оказать  предпринимателю, нашим   бизнесменам  для  урегулирования  споров  в  этом  вопросе?

Журсунов Р. На  самом  деле данные,  которые  у  меня  есть , говорят, что  таких  споров  немного, единичный  случай. Именно  применение  метода  определения. Мы  в  основном  получаем жалобы    по  применению  ТНВ  кодов. То есть, это  же  целая  номенклатура. Эту  ручку  можно  оценить  по  одному  коду  и  по-другому.  И  в  зависимости  от  этого  будут  варьироваться  стоимость  растаможи. И  мы действительно  частенько  получаем  такие  жалобы, и  оказываем  посильную  помощь  предпринимателям в обжалований,  как    вне  судебном, так  и  в  судебном. Вот  аналогично  случай, мы  дошли  до надзора  совместно   с  предпринимателями  по импорту  на  грузовые  автомобили  « Шахман»,  китайский. И  действительно,  мы  доказали  правоту  предпринимателя  по  стоимости  данных грузовиков. В  целом, я  хотел  сказать, что  с  комитетом  государственных доходов  у  нас  взаимоотношения  более  остро  складываются  с  комитетом  именно  налоговым. Понятно, что смерть и налоги - это  две  вещи, которых  невозможно  избежать. И вокруг  них  наиболее  острый   вопрос. Мы  благодарны  руководству  комитета  государственных доходов  за  то,  что   есть  всегда  открытый    диалог. Зачастую, до  суда  снимаем  вопросы  в  большей  части, в  большей  части, когда  с  теми  же  самыми  контрольными  ККМ  так  называемых машин, руководство  государственных доходов   пошло  на  встречу. До  октября  месяца  не  проводились  проверки  предпринимателей   онлайн – передачи  данных ККМ. Мы  проводим  селектор  буквально  каждый  месяц с  участием Ергожина. И  в  открытом режиме   вопрос – ответ  решаем  очень  многие  вопросы. Вот  я  вам  сказал  НДПИ, про  бонус  коммерческого обнаружения по  ККМ. Сейчас  очень  остро  стоит  вопрос. Мы   прорабатываем  возможность  покупки  этих  машин  в  лизинг. Соответствующий  запрос  мы  направили   в  «Байтерек». Именно для того, чтобы  предприниматели   могли  брать  эти  машины  в  рассрочку. Потому  что  стоимость  этой  машины  варьируются  до  130 000  тенге. Эта  сумма  достаточно  дорогая  для  предпринимательства. Что  еще  сказать? Понятно, что  работа  идет  не  только  в рамках  споров, но  и  рамках  совершенствования  законодательства. Сейчас  создана   рабочая  группа  по  написанию  объединенного  кодекса. А  налоговая  и  таможенная работа   идет  вовсю. И я  надеюсь, что  ближе  к  марту, апрелю мы  отдельно  вам расскажем  про  эту  работу. Сейчас  немножко  рано  рассказывать.

Ведущая: Хорошо. Мы  просто  приоткроем  завесу, оставим  интригу. И  перейдем  тогда  к  следующему  вопросу. Смотрите, насколько  известно  Национальная  палата  предпринимателей  также  занимается  вопросами  субсидирования  автоперевозчиков. Хотелось бы узнать,  какие  столкновения  интересов  возникают  в  этой  области?

Журсунов Р. Да, там  буквально  несколько  ряд   вопросов  есть. Это, во–первых, со  стороны  местных исполнительных  органов отсутствие  возмещения  тех  убытков,  которые  несут  перевозчики по  социальным  категориям перевозок   пассажиров. Второй  блок  вопросов  - это  безосновательное  расторжение   договоров  на  обслуживание  маршрутов по  управлению      на  пассажирском  транспорте. И  третья   - это  большая  проблема   нелегальных  перевозчиков, которые, по  сути,  не  платят  налоги. И очень  большие  вопросы  по  безопасности  движения. Что  хотелось  бы по  возмещению? Нами  проведен  мониторинг  по  прошлому    году. Были  рассмотрены   правила  субсидирования  в  регионах   зачастую. Причем  практика    в  разных  регионах  различна. И  где – то  есть субсидирование. Где-то  нет. Где–то  есть   официально, где – то  есть  скрытое   субсидирование. Причем,  есть  системные  вопросы, как  субсидирование  пассажирских  перевозчиков   железно – дорожным  транспортом. Зачастую  получается,  что  в результате  бюрократических  процедур  перевозчик  осуществляет  деятельность  с  января  в  течение  всего  календарного  года. А ему  субсидируют,  потому  что  процедуры   идут  долго. Только  с  марта  месяца, с  опозданием,  и  то  может  зачастую. Был  у  нас  аналогичный  случай  с  КТЖ, и  Министерством  транспорта, когда  выплатили  субсидии. Счетный   комитет  пришел,  и говорит, а  как  вы так  за этот  промежуток  времени   делаете,  пока  вы  осуществляете  согласовательные    процедуры,  и  расторгает  этот  договор. И предпринимателям  пришлось  возмещать  эти  деньги. Вот  мы  увидели  системную  проблему. В этом  были  инициированы  изменения в  соответствующие  правила  субсидирования за счет  бюджетных  средств убытков  перевозчиков,  связанных  с  осуществлением  социально – значимых требовании. И вот  в декабре    прошлого года  эти  изменения  протащили,   и они  в  этом  году   поступили. Я  надеюсь, в  этом  году  у  наших  клиентов таких  системных проблем  не  будут.

Ведущая: Хорошо, спасибо  большое. Среди  предпринимателей  бытует  мнение  о  том,  что  основные  административные  барьеры  возникают  не  законы,  постановления Правительства, а  все–таки приказы  и  распоряжения  чиновников, находящихся  на  местном  уровне. Вы  знаете, как  побудить  местные  власти  соблюдать  законы?

Журсунов Р. Вопрос  такой,  вроде  бы  простой  и  непростой. Вот  смотрите, вообще, то,  что  касается  проблемных  вопросов,  мы  ведем  реестр так  н называемых   проблемных  вопросов. На  сегодняшний  день  в  нем  состоит  455  проблем. В  вот те, которые  накопились  с  них 218  нам  удалось  решить  путем  внесение  изменения на те  или  иные  нормативно -  правовые  акты. 57 вопросов на  стадии, 37  отклонены, 109  находятся  на  рассмотрении  госорганов. Сейчас  мы  зачищаем этот  реестр. Буквально  на  прошлой  неделе направление палаты  одобрили  подходы, соответствующие   приказы. Мы  на  днях  подпишем. Этот  реестр  находится  на  интернет-сайте, и  обновляется  в  режиме  онлайн. Каждый  из  предпринимателей,   я  уже  в  деталях,   усовершенствовать  хотелось  бы  разместить  на  этом  реестре  конкретного   сотрудника  национальной    палаты, который  занимается  конкретными  задачами. Человек  краснеет  один, вот  мы  решили  в  принципе, я  думаю, что  в  этом  году  мы  сделаем. Что  касается  законотворческой  работы, это  отдельный  блок. У нас  есть  целый  департамент  экспертизы  нормативно – правовых актов. В прошлом  году  была очень  серьезная  нагрузка  через  нашу Палату. В  принципе,  прошли в  ускоренном  режиме  той  инициативы Правительство,  в  рамках  «Ста  конкретных  шагов»  52  законопроекта  просто  было  очень  колоссально. В  целом  по  году  эти законопроектов было  порядка   90. Вот  всего  в  прошлом году  мы  рассмотрели  3255  нормативно – правовых  актов. Представляете, какое колоссальное  количество? Из  них  863  мы  дали  существенными замечаниями, оставшуюся  часть  2300 без замечаний. И  в  2014  году  законов, нормативно – правовых актов  было меньше. 2870. 643 с замечаниями,  2200 – без замечаний. Хотелось бы сказать, что количество, рост составил по сравнению с 2014 годом 12 процентов. Количество экспертных замечаниями у нас увеличилось на 25 процентов. На региональном уровне то, что вы говорите, было рассмотрено 2423 проекта нормативно-правовых актов местных исполнительных органов.   688 замечаниями, 1700 без замечании. Это по 15-ому году. То же самое идет рост количества замечании на 13 процентов. А общий рост – 22 процента. То есть, этот показатель постоянно увеличивается. Как заставить людей правильно исполнять?  Это практика применения. Мы очень упорно работаем с органами прокуратуры. У нас в каждом регионе создан совет по защите, штаб по защите предпринимателей в режиме реального времени могут звонить, и обращаться за защитой своих интересов для того, чтобы то, что написано в законах на практике исполнялось. По итогам прошлого года всего органами прокуратуры в рамках защиты предпринимателей было внесено актов прокурорского представления 88 по республике. Из них по нашей рекомендации 164 рекомендации были направлены в органы прокуратуры. Сколько возбуждено уголовных дел? 19 уголовных дел по итогам работы возбуждено на нашими чиновники. Всего привлечено к ответственности по инициативе палаты порядка сорока должностных лиц. Дисциплинарная-административная ответственность. В целом по республике по противодействию предпринимателям к дисциплинарно-административной  ответственности привлечено 573 чиновника. Уволено 8. То есть, методы уже работают.    И есть часть вот таких карательных механизмов, без которых, к моему сожалению, не обойтись.

 Ведущая: Спасибо большое. К сожалению, у нас время подходит к концу. Но тем не менее я еще задам один вопрос по законодательству. И два пользовательских. Какие предложения по улучшению действующего законодательства от палаты предпринимателей по защите бизнеса вы планируете внести в этом году? 

Журсунов Р. Я уже осветил нашу работу по реестру. То есть, реестр у нас постоянно пополняется. И у нас, благодаря Правительству есть возможность. Сейчас в Сенате находится четвертый проект изменении, направленных на сокращение разрешительных процедур. Я уверен, что в этом году и в рамках по вопросу по земле мы формируем пятый пакет. И это у нас идет уже ежегодно. В этом году у нас 2 очень серьезных проекта. Это я вам сказал  Кодекс о налогах. Это очень важный и серьезный документ, от которого будет зависеть судьба каждого казахстанца. Также у нас в работе находиться новый кодек с о недрах и недропользования, который направлен на улучшение инвестиционного климата недропользования. Очень серьезный документ. Мы провели совместно с Министерством индустрии и совместно с Министерством энергетики очень серьезную работу. Провели анализ международного опыта. И такой очень хороший документ, по моему мнению, получается, мы как раз его в этом году тоже должны представить на суд государственных органов и наших депутатов. Понятно, проведена работа в рамках предпринимательского кодекса. По сути, это является некой конституцией предпринимательства. Он регулирует отношения. Взаимоотношения государства и предпринимательства в различных сферах, начиная с защиты, поддержки предпринимательства, контроля, государственного и частного партнерства тоже. Вот основные направления, в рамках которого мы хотим идти. 

Ведущая: Спасибо. И в заключении хотелось бы получить ответы  для наших пользователей. Акмарал спрашивает, когда будет назначен бизнес омбудсмен?

Журсунов Р. Бизнес омбудсмен в самое скорое время. Процессы идут. Консультации идут. Соответствующие бумаги уже направлены. Более того, скажу, в соответствии  предпринимательскому кодексу решение назначения занимает Глава государства. И назначает в своем распоряжении. Соответствующие инициативы от Национальной палаты уже проведены. Мне кажется, нужно будет подождать совсем небольшое количество времени. И вы об этом узнаете.

Ведущая: Хорошо. Следующий вопрос, Данияр: Недавно внесли изменения в закон о легализации. Какие изменения и поправки внесены? Предусмотрены ли льготы тем, кто хочет легализовать имущество?

Журсунов Р. Проведена очень серьезная работа. И голос предпринимательства национальной палаты в большей степени был выслушан. Во-первых, продлили сроки. Во-вторых, убрали сбор за легализацию. Если это денежные средства, и имущество, которое находиться на территории Республики Казахстан. Раньше если по предыдущим требованиям вы должны были разместить эти деньги на специальный счет в банке, и продержать 5 лет, то сейчас таких требовании нет. Просто покажите. И ничего платить не надо. Нужно будет подать специальную декларацию в органы налоговой службы. И в течение месяца будет принято решение. Аналогично по недвижимости, по имуществу, который расположен на территории Республики Казахстан. Необходимо будет подать соответствующее заявление в местный исполнительный орган. Комиссия будет рассматривать. Естественно, есть ограничения. Во-первых, это имущество не должно находиться в стадии судебного разбирательства. Более того, новацией является возможность легализовать свое недвижимое имущество или иные активы, которые находятся за пределами Республики Казахстан. Если говорить о том, что у наших многих граждан есть квартира, дома за рубежом, которые оформлены на третьих лиц. Их тоже можно легализовать. При этом необходимо будет заплатить 10 процентов от стоимости. Мы конечно радовались за то, что в принципе освободить. Но не всего, к сожалению, удается добиться. Но с другой стороны это тоже возможность. Это же вовлечение в оборот. Вы можете заложить его, взять кредит под него. Это достаточно хорошие подвижки в этом направлении. Я хотел бы акцентировать ваше внимание на то, что срок легализации до 31-декабря 2016 года. Документы необходимо будет подать до 30-ноября. К чему я это? К тому, что начиная с 2018 года, у нас будет всеобщее декларирование.   И Государство уже будет спрашивать, откуда у вас эти доходы и ваши расходы? И тогда будет очень много неудобных моментов, когда нужно будет органам государственных доходов объяснить. С 2018 года будет   всеобщее декларирование госслужащих и работников квази государственного сектора. А с 2020 года всеобщее. И тогда будет, поверьте, очень много неудобных моментов. Именно вот этой возможностью надо воспользоваться, чтобы легализовать.

Ведущая: Хорошо. Спасибо большое. Уверена, что наши пользователи смогли получить очень обширные и доступные ответы на свои вопросы.

Журсунов Р. Спасибо вам.  Всего хорошего.

Ну, а вам дорогие пользователи, напоминаю о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго. До свидания.

 

Похожие новости