«Приватизация: как будет реализовываться программа в 2017 году?»

28 Февраля, 2017, 11:00 2207
  • Видео

Уважаемые пользователи!

28 февраля в 11:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн-конференция на тему «Приватизация: как будет реализовываться программа в 2017 году?». Какими были итоги прошлого года? Какие задачи стоят в текущем периоде? Какие объекты будут переданы в частный сектор? Детальные ответы на эти вопросы и не только, дал заместитель председателя Комитета государственного имущества и приватизации МФ РК Галымжан Ибраимов. 

Ведущая. Добрый день уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz и я рада поприветствовать в рамках прямой трансляции. Тема нашей конференции «Приватизация: как будет реализовываться программа в 2017 году?» какими были итоги прошлого 2016 года? Какие задачи стоят в текущем периоде? Какие объекты будут переданы в частный сектор? Об этом и не только расскажет гость нашей студии. Позвольте представить вашему вниманию - заместитель председателя Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов Республики Казахстан Галымжан Уалиханович Ибраимов. Добрый день!

Г. Ибраимов.  Добрый день!

Ведущая. Галымжан Уалиханович, рада приветствовать Вас в рамках нашей студии. Спасибо большое, за то, что согласились принять участие и ответить на вопросы. И первый вопрос – расскажите, пожалуйста, об основных итогах приватизации 2016 года. Велика ли разница с предыдущим 2015 годом? Сколько объектов было реализовано? И чем отличался прошлый период?

Г. Ибраимов.  В 2016 году 147 объектов из комплексного плана приватизации было продано. На общую сумму – 30 млрд. 700 млн. тенге. Это вся собственность. Как вы знаете, есть разные виды государственной собственности, это - республиканская собственность, коммунальная собственность и собственность квазигосударственного сектора. Из этих 147 проданных объектов, 83 организации - это коммунальной собственности на сумму 13 млрд. тенге, 31 организация – социально-предпринимательские корпорации на сумму 3,6 млрд. тенге, 22 объекта – национальные управляющие холдинги, то есть квазигосударственный сектор на сумму 10,8 млрд. тенге. Также из республиканской собственности было продано 11 организаций на сумму 3,2 млрд. тенге. Как я уже сказал, общая сумма вырученная от продажи составила 30 млрд. 700 млн. тенге. Чем отличался 2016 год? Как вы знаете, в 2015 году мы больше проводили подготовительный этап, вносили изменения в законодательство. В 2016 году я думаю, мы набрали неплохой темп по сравнению с 2015 годом. И в 2016 году продали на 40 объектов больше. И это еще не предел. Мы будем дальше активно работать и так же в 2016 году мы приступили к подготовке продажи объектов, так называемых ТОП-65 крупных объектов, стоимость которых составляет более 5 млрд. тенге каждый. Коротко, итоги такие.

Ведущая. Скажите, в каких регионах Казахстана к акции приватизации проявили больше внимания?

Г. Ибраимов.  Безусловно конечно, лидеры у нас – это столица город Астана и активный регион — это город Алматы. Понятно, что в этих регионах сконцентрировано больше финансовых средств, возможностей бизнеса. Если привести статистику, я могу сказать, что в г. Алматы было продано 36 объектов и в г. Астана – 20 объектов.

Ведущая. Какова сумма самого дорогостоящего объекта?

Г. Ибраимов.  Объекты, как я уже говорил, наиболее привлекательные и крупные находятся в собственности квазигосударственного сектора, соответственно крупные продажи были среди активов данных компаний. Если конкретно привести пример, наиболее дорогой объект у нас проданный - это Акционерное общество «Казахский институт нефти и газа». Это проектный институт, консультационный центр АО НК «Казмунайгаз» на сумму 9 млрд. тенге. Также были проданы крупные объекты – Қазақстан Теміржолы, это дочерняя организация АО «Транстелеком» 49 % было продано за 7,5 млрд. тенге. Также ТОО «Теміржолэнерго», это опять же Қазақстан Теміржолы – 5,9 млрд. тенге. Среди республиканской собственности могу отметить Медицинской Университет непрерывного образования, Институт повышения квалификации, цена продажи составила – 1,5 млрд. тенге. Среди объектов коммунальной собственности в г. Павлодар был продан автобусный парк, цена продажи которого составила более 1 млрд. тенге.

Ведущая. Спасибо большое! Следующий вопрос звучит так: В Послании Глава Государства дал поручение Правительству ускорить и завершить процесс приватизации до конца 2018 года. Скажите, что сделано вашим ведомством и какая работа проводится?

Г. Ибраимов.  Комитет государственного имущества и приватизации является государственным органом, который распоряжается республиканской собственностью. Вместе с тем, мы осуществляем общий мониторинг за продажей объектов коммунальной собственности и квазигосударственного сектора. Поэтому, во исполнение данного поручения Главы Государства, мы провели анализ объектов, выставленных на продажу в рамках комплексного плана приватизации и по результатам анализа мы установили, что «львиная» доля объектов комплексного плана была выставлена по графику продажи в 2019-2020 гг. в связи с тем, что Президент нам поручил продажу объектов комплексного плана приватизации завершить в 2018 году, мы вышли на Правительство с предложением, чтобы пересмотреть графики выставления объектов и с тем чтобы все объекты были выставлены до конца 2018 года. То есть, у нас был четырехлетний план, и мы теперь этот план сокращаем до двухлетнего – 2017-2018 гг. Более того, мы предлагаем 80% объектов выставить в этом году. Такая возможность есть. В Правительстве прошло большое совещание, даны поручения всем акиматам, гвазисектору, государственным органам. Графики в настоящее время пересматриваются, мы ведем мониторинг. Мониторинг будет осуществляться, в том числе электронными методами. У нас есть веб-портал www.gosreestr.kz , по каждому объекту приватизации будет составляться дорожная карта и мы по этой дорожной карте будем отслеживать ход подготовки объекта к приватизации, результаты приватизации и ежемесячно будем докладывать Правительству.

Ведущая. В связи с тем, что сроки меняются, то есть ранее планировалось что процесс приватизации продлится до 2020 года, скажите не повлияет ли это на качество реализации программы?

Г. Ибраимов.  На качество не повлияет, я могу очень четко на этот счет вам сказать. Потому что, быстро реализовать комплексную программу это не означает что надо все продать, распродать по бросовым ценам, но это не так. Есть определенные процедуры, предусмотренные законодательством. Эти все процедуры будут соблюдены. Есть техническая возможность, есть опят работы в этой сфере у наших коллег и у нас, поэтому я вас уверяю, что качество не будет страдать более того мы сейчас, как я до этого уже говорил, больше объектов продаем на электронных торгах, за исключением крупных объектов, которые могут быть проданы методом двухэтапного конкурса. Все остальные у нас продаются на электронной торговой площадке. То есть, полная прозрачность продажи и качество обеспечено.

Ведущая. Также в текущем году планируется выставить на торги 33 объекта из ТОП-65. Скажите, какие это объекты и проявляются ли уже к ним определенные интересы со стороны инвесторов?

Г. Ибраимов.  Как я уже чуть раньше отметил, особенностью этого года будет продажа объектов ТОП-65. Как правильно вы сказали, из этих 65 объектов в этом году уже мы будем выставлять на продажу 33 объекта. Интерес, безусловно, есть и будет. Если конкретно сказать какие объекты, то, наверное, для слушателей будет интересно, я могу эти объекты перечислить. По республиканской собственности у нас в этом году будут выставляться Национальный научный медицинский центр, Астана Қонақ үйі – это первый пятизвездочный отель в г. Астана, который работает под франшизой Ramada Plaza Astana, КазМедТех – это организация, которая занимается централизованной поставкой медоборудования для государственных медицинских учреждений, также всеми известный объект – это Международный аэропорт Астана. Среди квазигосударственного сектора – авиакомпания Евро-Азия Эйр, в составе АО "Самрук-Казына", также АО «Локомотив құрастыру зауыты» - это подведомственная организация АО НК «Қазақстан Темір Жолы» и оставшаяся доля пакета акций АО «Транстелеком» будет в этом году выставляться. Также объекты АО «Самрук-Энерго» - АО «Мангистауская распределительная электросетевая компания», АО «Восточно-Казахстанская региональная энергетическая компания». Также несколько региональных аэропортов – это АО «Аэропорт Павлодар», АО «Международный Аэропорт Актобе», АО «Международный аэропорт Атырау». Очень много интересных объектов будет выставляться. Поэтому, безусловно, большой интерес представляет Международный Аэропорт Астана. В рамках подготовки этих объектов, мы в соответствии с законодательством должны привлечь международных консультантов. Очень много международных консультантов, консалтинговых организаций, юридических организаций, инвестиционных банков хотят работать с нами, помочь нам. Мы проведем конкурс, выберем консультанта, что они хотят с этим объектом работать. Ну вот, планы такие у нас по крупным объектам.

Ведущая. Следующий вопрос. В Послании Главы государства отмечено, что необходимо четко определиться что оставить за государством, в каких важных секторах экономики и с какой степенью участия. Хотелось бы узнать, какие объекты останутся в государственной собственности?

Г. Ибраимов.  В государственной собственности должны остаться те объекты, которые обеспечивают национальную безопасность, обороноспособность. Объекты, которые являются государственной монополией, которые работают на рынке где нет частного сектора. Это не монополисты, скажем отдельный рынок оказания услуг который не сильно развит кроме государства и частного сектора там нет, эти объекты тоже должны временно остаться в государственной собственности. Все эти критерии четко прописаны в Предпринимательском Кодексе, таких критериев 7. Если организации с государственным участием и организации квазисектора отвечают этим семи критериям, то они останутся в государственной собственности. Также имеется у нас перечень объектов, не подлежащих отчуждению, который утвержден Указом Президента. Это социальные объекты, детские дома, дома инвалидов, организации, обеспечивающие национальную безопасность, обороноспособность, отдельные виды медицинских услуг, медицинские организации, которые оказывают гарантированную помощь населению. Такие объекты должны остаться. В Министерстве финансов РК мы провели предварительный анализ и из порядка 150 организаций с государственным участием, акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью мы предлагаем оставить только порядка 17 %. Этот перечень будет дорабатываться – это компетенция Министерства Национальной экономики РК, но и мы свои предложения будем направлять в этот государственный орган.

Ведущая. Скажите, какие объекты планируется передать в частный сектор с использованием механизмов государственного частного партнерства?

Г. Ибраимов.  Частные инициативы нам надо использовать, об этом говорил Глава государства в своем Послании. Что касается государственного частного партнерства в сфере управления государственными активами, инструмент такой есть, и мы можем передавать объекты в доверительное управление. Есть объекты социальной сферы, которые нельзя приватизировать, но можно привлечь для управления этими объектами честный сектор. Это тоже один из видов государственного частного партнерства. Например, детское дошкольное учреждение, почему бы не передать в частный сектор в доверительное управление. Не приватизировать, а передать в доверительное управление. В основном, данный метод использования государственного частного партнерства будет использоваться, как мне представляется, в таких сферах деятельности, где нельзя приватизировать, но частные инициативы приветствуются.

Ведущая. Спасибо большое за объяснение! Скажите, отслеживается ли судьба проданных объектов республиканской собственности и были ли случаи, когда проданные объекты прекращали свое существование?

Г. Ибраимов.  Безусловно, мы отслеживаем судьбу проданных объектов. Если быть точным, законодательно, у нас есть возможность вести постприватизационный контроль, если объект был продан на определенных условиях. То есть, мы ставили перед покупателем те или иные условия. Подписывается договор купли-продажи и прописываются все эти условия. Выполнение этих условий отслеживается нами – это наша прямая обязанность, прописанная в Законе. В рамках Второй волны приватизации, мы жестких условий перед покупателями не ставим, основные условия касаются сохранения профиля деятельности. Конечно социальные условия, условия по инвестициям – они будут обязательно включаться в договоре купли-продажи крупных объектов приватизации ТОП-65. Но по результатам 2014-2016 гг.  мы отслеживаем такие объекты и в целом результаты неплохие. Могу привести пример, недалеко от г. Астана есть организация Астана-кус - это птицефабрика, которая на момент продажи не действовала, закрылась. Мы продали ее на тендере, с условием сохранения профиля деятельности, и чтобы производство заработало сейчас мы отслеживаем, организация работает, даже получает чистую прибыль. Негативные примеры тоже есть, но, чтобы сказать, что закрылись организации в результате торгов, таких объектов у нас нет.

Ведущая. Спасибо! Теперь хотелось бы перейти к вопросам, поступившим от пользователей. Итак, Данияр отправил достаточно точные детальные вопросы относительно конкретных объектов. 1 вопрос – Почему СК-Формация сняли с приватизационных торгов?

Г. Ибраимов.  Если быть точным, то СК-Формация была в списке организаций, подлежащих приватизации. В настоящее время рассматривается вопрос ее исключения оттуда. Это связано с тем, что эта организация является единым дистрибьютором по приобретению лекарственных средств для государственных медицинских учреждений. Понятно, что если бы мы продали этот объект, появился бы частник, который стал бы монополистом. Но основная цель приватизации – это развитие конкуренции. Поэтому Министерство здравоохранения РК считает, что единый дистрибьютор должен быть. А если он должен быть, тогда он должен присутствовать в качестве государственной организации. Поэтому в настоящее время рассматривается вопрос об исключении этого объекта из списка приватизируемых.

Ведущая. Следующий вопрос: Будет ли реализована доля государства в IRG?

Г. Ибраимов.  Пока в списке организаций, подлежащих приватизации IRG, отсутствует. Я могу сказать, что доля государства в этой организации – 40%. Это очень крупная организация - это наши горно-металлургические активы, энергетика. И поэтому пока этот вопрос не обсуждается.

Ведущая. Следующий вопрос: Будет ли выставляться государственная доля в «Казгеология»?

Г. Ибраимов.  «Казгеология» есть в списке организаций, подлежащих приватизации. Мы сейчас рассматриваем разные виды приватизации, мы привлечем консультантов, будем дальше работать. Сложность в том, что это, во-первых, Национальная компания, созданная недавно и пока идет стадия становления этой компании и есть определенные сложности, но в будущем, да, планируется.

Ведущая. Будет ли приватизироваться какие-либо Республиканские телеканалы?

Г. Ибраимов.  Республиканских каналов в списке организаций, подлежащих приватизации пока, нет. И вопрос пока не стоит и не обсуждается.

Ведущая. А что относительно автовокзалов в регионах и в г. Астана?

Г. Ибраимов.  В регионах не знаю, но вы сейчас сами знаете состояние наших автовокзалов. Они в составе может быть социально-предпринимательских корпораций, в частности Астанинский автовокзал находился в составе социально-предпринимательской корпорации Астана. И да, по-моему, подлежит приватизации Астанинский автовокзал.

Ведущая. Спасибо! Следующий вопрос: Как известно многие активы не смогли продать по установленной оценщиками цене, считаете ли Вы, что это их недоработка или же реально в стагнирующей экономике ценность экономических активов падает?

Г. Ибраимов.  Вопрос очень сложный и однозначно ответить сложно. Я не считаю, что это ошибка оценщиков. Оценщики применяют разные методы, это очень профессиональные люди. Если нет спроса, то это не проблема оценщиков. Проблема в том, что даже интересный объект по тем или иным причинам в определенное время может не представлять интерес. Это сложный процесс – он может стоять на торгах очень долго и потом появляется спрос. Это очень тонкий вопрос и ни в коем случае это не проблема оценщиков.

Ведущая. Как известно, Национальный Фонд для внедрения новой концепции сможет выкупать акции компании. Есть ли возможность, что часть средств Национального Фонда будет вложена в акции государственных предприятий?

Г. Ибраимов.  Ни в коем случае, конечно. Национальный Фонд создан не для этого, не для приватизации, тем более не для выкупа государственных активов. Национальный Фонд может быть одним из инструментов, вкладывание активов в Национальный фонд – это могут быть ценные бумаги, но это должно быть обязательно за рубежом. Это должны быть очень ликвидный активы. В рамках приватизации, государство само у себя не может покупать, поэтому это не так.

Ведущая. Когда планируется приватизировать АО «Қазтеміртранс» и АО «КазТрансГаз Аймак»?

Г. Ибраимов.  АО «Қазтеміртранс» и АО «КазТрансГаз Аймак» точно не могу сказать, надо посмотреть список. Как я уже отметил, 50% ТОП-овых объектов в этом году будет выставляться и если они есть в списке, если не в этом году то 2018 году обязательно.

Ведущая. Скажите, когда будут выставлены на приватизацию активы АО «Самрук-Энерго», кроме уже проданных РЭК?

Г. Ибраимов.  На этот вопрос я могу ответить также как и на предыдущий. Когда я перечислял список наиболее известных и интересных активов, выставляемых в 2017 году, вы слышали есть там и активы АО «Самрук-Энерго» - это РЭКи, остальные объекты АО «Самрук-Энерго», которые в списке если не в этом году, то в 2018 году обязательно.

Ведущая. Ожидается что ЕБР примет участие в приватизации различных государственных активов?

Г. Ибраимов.  Какие планы у ЕБР я не знаю, честно говоря. Вообще, участие в приватизации зарубежных иностранных инвесторов не запрещается. Напротив, мы хотим привлекать международные инвестиции, посредством приватизации – это новые технологии, инновации. Поэтому если есть интерес ЕБР к объектам приватизации в Казахстане, мы будем очень рады.

Ведущая. Спасибо! Несколько заключительных вопросов относительно объектов – когда планируется приватизировать АО НК «Қазақстан Ғарыш Сапары»?

Г. Ибраимов.  По АО НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» ситуация такая, как я до этого отметил, есть в Предпринимательском Кодексе 7 случаев, когда государство может заниматься предпринимательской деятельностью. И один из таких случаев – когда нет определенного рынка этих услуг, производства этих товаров. И как раз «Қазақстан Ғарыш Сапары» - это Национальная компания, которая у нас занимается в этой сфере производством спутников, новые технологии, новые проекты. В Казахстане пока этими видами деятельности никто не занимается. Поэтому, в настоящее время рассматривается вопрос об исключении «Қазақстан Ғарыш Сапары» из списка приватизируемых. Я считаю, что это правильно. Компания на стадии становления и без поддержки Государства этой космической отрасли будет очень тяжело. Пока этот вопрос рассматривается в Правительстве.

Ведущая. Скажите, когда планируется выставлять на продажу Актауский морской порт?

Г. Ибраимов.  Актауский морской порт, если я не ошибаюсь, есть в списке приватизируемых в этом году.

Ведущая. Что вы можете сказать относительно продажи доли в Air Astana и Qazaq Air?

Г. Ибраимов.  Есть несколько объектов в комплексном плане, которые должны быть приватизированы посредством IPO. Среди них есть Air Astana и Qazaq Air. Выход на свободный рынок акций – процесс очень сложный, требует большого количества времени, поэтому Air Astana и Qazaq Air планируется выход на IPO в 2019-2020 гг.

Ведущая. Галымжан Уалиханович, спасибо Вам большое за то, что Вы ответили на достаточно обширный перечень вопросов, относительно практически большого количества объектов конкретных и рассказали о их текущей ситуации, и будущих перспективах. Спасибо!

Г. Ибраимов.  Пожалуйста!

Ведущая. Ну а вам, уважаемые пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной и правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. всего доброго, до новых встеч!

Образ ведущему предоставлен стилистом Айгерим Ашимовой.

Читайте также

Рекомендуем
Чем опасна покупка лекарств без рецептов, рассказала столичный врач 513

Похожие новости