«Профилактика коррупционных правонарушений»

2 Марта, 2015, 15:00 2549
  • Видео

Уважаемые пользователи!
2 марта в 15.00 в студии портала BNews.kz состоялась онлайн-конференция с участием заведующего секретариатом дисциплинарного совета департамента агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по городу Астана Максата Мусина на тему: «Профилактика коррупционных правонарушений»
 

Ведущая: Профилактика – основа противодействия коррупционных правонарушений. На сегодняшний день в Казахстане борьбе с коррупцией придан общегосударственный статус, ведется широкомасштабная антикоррупционная кампания совместно с общественными и политическими силами по пресечению и ограничению проявления коррупции. Об этом сегодня пойдет речь в студии BNews.kz. У нас в гостях заведующий секретариатом дисциплинарного совета департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции по городу Астана Максат Мусин. Здравствуйте!

Мусин М.К.: Добрый день!

Ведущая: Ранее в СМИ прозвучала информация о том, что в Казахстане будет повышено качество работы в рамках борьбы с коррупцией. В чем Вы видите основную проблему в борьбе с коррупцией?

Мусин М.К.: Как Вы знаете, в августе 2014 года Указом Главы государства создан новый государственный орган – Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции, который аккумулировал в себе как функции по реализации единой госполитики, так и по противодействию коррупции. Если перейдем к Вашему вопросу об основных проблемах по борьбе с коррупцией, то здесь существует низкая гражданская активность населения. То есть для того, чтобы оказывать помощь населению в получении тех или иных госуслуг без коррупционной составляющей, то, естественно, население должно нас информировать и доводить об имеющихся проблемных моментах. Всеми имеющимися средствами мы также занимаемся выявлением коррупционных правонарушений, и пресечением, а также принимаем меры по недопущению их впредь. В то же время активная гражданская позиция населения для нас очень важна.

Ведущая: А какие мероприятия будут проводиться? В чем заключается профилактика?

Мусин М.К.: В новом государственном органе создано два структурных подразделения. Это подразделение по анализу и выявлению коррупционных рисков, основной целью которого является именно выявление в работе госорганов коррупционных рисков. Следующее подразделение – отдел антикоррупционного просвещения и взаимодействию с общественностью, основной целью которого является повышение правовой грамотности населения и создание у населения антикоррупционного мировоззрения. То есть каждый гражданин должен уяснить, что борьба с коррупцией зависит от вклада каждого из нас. Каждый гражданин должен принять участие в этой работе и внести свой вклад.

Ведущая: А в чем тогда конкретное отличие данного госоргана от его предшественников, организаций с похожими функциями?

Мусин М.К.: Организации с похожими функциями сейчас нет, так как данный госорган является координатором в этой работе. Отличие от прошлого органа – это именно пресечение коррупционных правонарушений и проведение профилактической работы. В этом основное отличие.

Ведущая: Планируется ли в Казахстане ужесточение наказания в отношении госслужащих, в частности привлечённых к дисциплинарной ответственности?

Мусин М.К.: Работа с коррупцией проводится уже довольно продолжительное время. За последние 5-6 лет законодательство было ужесточено. За совершение коррупционных правонарушений именно дисциплинарного характера, если ранее допускалось наложение дисциплинарного взыскания в виде замечаний, выговора, строгого выговора и т.д., то в настоящее время за совершение правонарушение, создающее условия для коррупции, предусматриваются 3 вида наказания: это понижение в должности, наложение дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, либо увольнение. В частности, если ст.12 Законом «О борьбе с коррупцией», это - правонарушение создающее условия для коррупции, предусмотрено 14 различных составов коррупционных дисциплинарных правонарушений, то за 7 предусматривается только один вид взыскания – это в виде увольнения. И за 7 оставшихся как бы незначительных коррупционных правонарушений предусматривается – понижение в должности, либо при отсутствии нижестоящей вакантной должности - предупреждение о неполном служебном соответствии. Сейчас разрабатывается новый закон. Это Закон «О противодействии коррупции», но, а какие меры туда будут внесены – это уже на усмотрение законодателя.

Ведущая: Расскажите тогда, какие основные принципы в борьбе с коррупцией применяются в вашей работе? Орган новый, все время что-то меняется, развивается. На сегодняшний день с чем приходится работать?

Мусин М.К.: Как я уже выше говорил, основной упор в нашей работе делается на профилактике коррупции. По статистике, профилактика коррупции намного эффективнее, чем борьба с последствиями. В настоящее время отделом антикоррупционного просвещения проводятся различные семинары, разрабатываются учебные программы, которые рассчитаны непосредственно на различные слои населения, целевые группы, начиная с дошкольного образования, заканчивая университетом, так же которые рассчитаны непосредственно на самих госслужащих, представителей бизнеса и т.д. Полагаем, что такая профилактическая работа принесет больше плодов, чем борьба с последствиями. Хотя конечно, и выявление, пресечение, преследование уголовного характера также имеет место. Потому что есть госслужащие, до которых не доходит наша профилактическая работа и приходится применять меры, предусмотренные Уголовным кодексом.

Ведущая: При получении каких государственных услуг граждане больше всего сталкивается с коррупционными нюансами?

Мусин М.К.: Естественно, граждане сталкиваются с коррупционными случаями, когда они сталкиваются с госорганами. У нас наиболее коррумпированными сферами являются сферы госзакупок, здравоохранения, образования, то есть те сферы государственного управления, в которых осуществляется непосредственный контакт населения с госслужащими. Естественно, государство проводит определенную работу по стандартизации этих функций, по составлению четкого регламента по взаимодействию чиновника и населения. В 2013 году принят Закон «О государственных услугах», и те функции государства, которые внесены в Единый реестр госуслуг, по ним разработаны стандарты, регламенты. Каждый гражданин, обратившийся в госорган, может заранее просмотреть стандарт, регламент, узнать, что он может требовать от чиновника для получения той или иной услуги.

Ведущая: Вот знаете, о борьбе с коррупцией уже неоднократно говорится в СМИ. И чиновники самого высокого ранга задают тренд для населения, чтобы бороться с этим социальным недугом. За все эти годы изменился ли моральный облик казахстанского коррупционера?

Мусин М.К.: Здесь нужно сказать, что в основном общественное мнение формируется за счет средств массовой информации. Для журналистов наиболее актуально показывать «горячие» факты, когда проходит задержание чиновников высокого ранга, приговоры судов в отношении государственных служащих высокого характера. Если взять госорганы города Астаны, их – 68, в штате более трех тысяч и только единицы совершают эти коррупционные преступления. То есть нельзя говорить, что все чиновники являются коррупционерами. Это все лишь единичные факты, и по ним принимаются соответствующие меры, в том числе и уголовного преследования. Мы проводим работу, чтобы донести до населения, что чиновник – это не означает коррупционер. Подавляющее большинство госслужащих являются честными, преданными своему делу и патриотами своей Родины.

Ведущая: Как-то Вы это скромно подчеркнули. Хорошо, скажите, пожалуйста, в последнее время на различные конференции, совещания, посвященные противодействию коррупции, приглашается и третий сектор – НПО. Для чего они приглашаются? Какую функцию несут?

Мусин М.К.: Если брать работу нашего Департамента, то при нем функционирует Общественный совет, который состоит из представителей бизнеса, молодежи, непровительственных организаций, представителей госорганов. Основная цель работы общественного совета – это обратная связь. Если мы проводим работу с государственными служащими и государственными органами по профилактике и противодействию коррупции, то мы в первую очередь должны знать, на каком этапе работы, на каких участках совершаются эти коррупционные правонарушения. То есть без мнения услугополучателей, без потребителей услуг, на которые работа государственных органов расчитана, мы не можем четко планировать нашу работу. Чтобы принимать меры, нам необходимо знать ситуацию и учитывать мнение НПО. Они в настоящее время активно работают, принимают свою посильную роль в этой работе.

Ведущая: Тогда скажите, пожалуйста, не дублирует ли Дисциплинарный совет функции контрольных органов, либо дисциплинарных комиссий?

Мусин М.К.: Функции Дисциплинарного совета Агентства, они четко определены Указом Главы государства. Основными его задачами является рассмотрение дисциплинарных дел коррупционного характера в отношении определенных категорий лиц, выработка конкретных мер по укреплению государственной дисциплины, по соблюдению законодательство «О государственной службе», антикоррупционного законодательства, Кодекса чести. Определенные функции выполняются и дисциплинарными комиссиями госорганов. Выявлением занимается не только антикоррупционная служба, но и органы прокуратуры, органы внутренних дел и другие правохранительные органы. Функция Дисциплинарного совета заключается в том, что его членами также являются представители НПО, бизнеса, СМИ и т.д. Работа Дисциплинарного совета строится в первую очередь на законности, на неотвратимости наказания. То есть, получается, если чиновник совершил правонарушение, то он должен понести наказание. Но, в то же время беспристрастности. Есть показатели по выявлению и т.д. Например, некоторые государственные органы придерживаются этих показателей. На заседании Дисциплинарного совета непосредственно дисциплинарные дела рассматриваются беспристрастно, с учетом прав государственных служащих. Государственный служащий - такой же гражданин. И иногда, в силу того, что контрольными органами не достаточно изучена вина государственного служащего, то оно неправильно квалифицируется в совершении им коррупционного правонарушения. А члены Дисциплинарного совета, будучи независимыми не от каких обстоятельств, это представители не только государственных органов, но и средств массовой информации, общественности и т.д. Они могут выносить своё независимое решение, исходя из своих принципов, честности.

Ведущая: А сколько дел на сегодняшний день вы рассматриваете или рассмотрели?

Мусин М.К.: Я могу привести статистику прошлого года. В 2014 году было проведено 9 заседаний Дисциплинарного совета, на которых было рассмотрено 32 дисциплинарных дела. В том числе, по рекомендации Дисциплинарного совета, 19 государственных служащих были привлечены к различным видам дисциплинарной ответственности. В том числе, 6 государственных служащих были предупреждены о неполном служебном соответствии и 5 были уволены с занимаемых должностей. Причем, следует отметить, что по 8 дисциплинарным делам в прошлом году было принято решение о прекращении дисциплинарного дела в связи с отсутствием проступка, либо с истечением сроков наложения дисциплинарных взысканий. То есть, это показывает, что, если дело попадает на Дисциплинарный совет, то это не означает, что государственный служащий будет наказан. Его вина будет всесторонне изучена и членами Дисциплинарного совета будет принято справедливое решение. Как я уже говорил, о наказании 19 государственных служащих...

Ведущая: Это по городу Астана?!

Мусин М.К.: Это в частности, только по городу Астана. Но и дела по 8 госслужащим были прекращены в связи с отсутствием проступка, либо с истечением срока наложения.

Ведущая: На Ваш взгляд, с чем связано, что чиновники стали меньше брать взяток или стали сообщать о тех, кто им предлагает? В принципе, по большому счету, за целый год по такому большому городу, как Астана, 32 госслужащих - это немного и немало.

Мусин М.К.: Да, как я говорил ранее, в основном, конечно, средствами массовой информации показываются громкие дела, в том числе органами преследования выявляются коррупционные преступления, совершаемые лицами довольно высокого ранга и т.д. Поэтому у населения формируется мнение, что 32 это мало. На самом деле 32, если брать по статистике, по сравнению с 2013 годом идет рост. Но, когда мы говорим, что привлечены 19 государственных служащих, то сразу идет мнение, что это мало.

Ведущая: А какие у них были нарушения? Какой урон государству они принесли?

Мусин М.К.: Здесь, если имеется ущерб от действия государственного служащего, то это уже не квалифицируется как дисциплинарный проступок. Здесь уже идет преследование в рамках уголовного дела, если действия государственного служащего принесли ущерб интересам государства, физического или юридического лица. Действия лиц, которые были привлечены к различным видам ответственности в течение 2014 года – это больше правонарушения, создающие условия для коррупции. То есть, фактически, ущерба нет, вред есть, но только моральный. Это лицо в силу незнания законодательства, либо преследуя иные цели, допустило нарушение закона, которое повлекло к воспрепятствованию физическим или юридическим лицам, либо оказание предпочтения в осуществлении предпринимательской деятельности или другие действия такого характера, которые не имеют состава уголовного преступления, но в то же время входит в состав коррупционного дисциплинарного проступка.

Ведущая: А вот такие случаи каким образом поступают к вам? Именно население пишет заявления на ваш адрес? Как осуществляется обратная связь?

Мусин М.К.: Естественно, источниками сведений, по которым нами принимаются меры, являются обращения граждан. Обращения на Call-center либо на телефон доверия Департамента, либо письменные обращения. Правонарушения выявляются в ходе плановых проверок, внеплановых проверок госорганов. Также на Дисциплинарном совете рассматриваются материалы инх правохранительных органов, к примеру, органов прокуратуры, внутренних дел, а также различные акты проверок органов финансового контроля.

Ведущая: В целом Вы рассказали, что Департаментом и Агентством принимаются довольно серьезные меры по совершенствованию функции государственных органов по оказанию тех или иных услуг, и собственно говоря, искоренению коррупционных каких-то нюансов. Можно ли добиться прогресса в данном вопросе без совершенствования самой государственной службы?

Мусин М.К.: Вы обсолютно правы. Действительно, на протяжении новерное последних 10 лет проводятся административные реформы, одна из которых была проведена в 2013 году. Как мы знаем, административные государственные служащие разделены на два корпуса «А» и «Б». Значительно уменьшено количество политических госслужащих. Но мы на этом не останавливаемся. Агентством утвержден План по дальнейшему совершенствованию государственной службы. Основной приоритет здесь – совершенствование кадровой политики, в частности, проведение конкурсных процедур, оценки деятельности, обучение госслужащих, карьерное планирование, так же основное внимание уделяется профилактике коррупционных правонарушений, и естесственно, совершенствование оказания государственных услуг. Все эти меры предусмотрены Планом. В настоящее время проводится работа по его реализации.

Ведущая: Когда все настолько эффективно заработает, сможем ли мы искоренить коррупцию в Казахстане?

Мусин М.К.: Это наша конечная цель, к чему мы стремимся. Но опять же нужно исходить из мирового опыта. Коррупция присутствует непосредственно в деятельности каждого госоргана, где-то больше, где-то меньше. Я предпологаю, что полностью искоренить коррупцию в ближайшем будущем нам не удастся. Но если мы сможем донести до каждого гражданина, что коррупционные правонарушения совершаются не только чиновниками, но и тем услугополучателем, который это допускает в отношении себя и государства. Это происходит из-за незнания своих прав. В частности, сейчас госуслуги оптимизируются, переводятся в ЦОНы, то есть исключается контакт услугополучателя с чиновником. В то же время функции государства стандартизируются, госслужащие знают свои права, стандарты, регламенты. Стандарты, регламенты – в них заключаются сроки оказания госуслуги. Коррупционный момент здесь какой?! Когда чиновник начинает запрашивать сверх документы с этого списка, либо создает искусственную волокиту, увеличивает срок, что приводит к потере времени, денег и т.д. И граждане начинают искать другие пути. Тем самым, сами создают коррупционные моменты. В случае, если граждане будут знать точный перечень документов, которые они должны предоставить, и точный срок, когда тот или иной госорган обязан оказать ему эту услугу, то значительно минимизируется коррупционная составляющая. Если мы даже не сможем полностью победить, то значительно уменьшим количество коррупционных актов, которые происходят. Воспользовавшись прямым эфиром, я бы хотел еще раз призвать общественность к активной гражданской позиции. В случаи, если вы столкнулись с коррупционными проявлениями, вы можете обратиться в Департамент по делам государственной службы и противодействию коррупции по городу Астане, либо позвонить на телефоны 72 – 66 – 32, либо на телефон Сall-center 1494. У нас вы всегда сможете найти поддержку. Нашим девизом является: «Наш долг – служение Отечеству!».

Ведущая: Но мы будем на это только надеяться и уповать. Спасибо за интересную беседу. Но, а Вы, уважаемые пользователи, самую проверенную и полезную информацию всегда можете найти у нас на сайте BNews.kz. Спасибо за внимание. До свидания!

Похожие новости