«О вопросах  функционирования Фонда социального медицинского страхования»

14 Июля, 2016, 15:00 1792
  • Видео

14 июля в 15:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн-конференция на тему «О вопросах  функционирования Фонда социального медицинского страхования». По каким принципам будет строится система социального медстрахования? Что качественно изменится после ее внедрения? Кто и как будет производить отчисления в Фонд? Какие пакеты медицинских услуг будут доступны в системе соцмедстрахования? Об этом и некоторых других аспектах внедрения системы обязательного медстрахования в Казахстане расскажет заместитель председателя Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК Гулжан Шайхыбекова.

Ведущая. Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада приветствовать вас в режиме онлайн-конференции. Поговорим мы сегодня о вопросах функционирования Фонда социального медицинского страхования. По каким принципам будет строиться система социального медицинского страхования? Что качественно изменится после ее внедрения? Кто и как будет производить исчисления в Фонд? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить в рамках нашей студии. И позвольте представить вашему вниманию нашего гостя, это заместитель председателя Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК Шайхыбекова Гульжан Тураровна. Гульжан Тураровна, здравствуйте!

Г.Шайхыбекова Здравствуйте!

Ведущая. Рада приветствовать вас в рамках студии сегодня. Ну, и первый вопрос: Расскажите, пожалуйста, о Фонде обязательного социального медицинского страхования.

Г.Шайхыбекова Фонд обязательного социального медицинского страхования – это некоммерческое Акционерное Общество, создаваемое Правительством для внедрения обязательного социального медицинского страхования. На сегодняшний день мы можем уже сказать, что постановление о создании Фонда медицинского страхования подписан 1 июля. В ближайшее время Фонд будет создан. Основными функциями этого Фонда будет сбор взносов и отчислении в системе обязательного социального медицинского страхования. Оплата услуг медицинских организации, субъектов здравоохранения за оказание медицинской помощи в системе медицинского страхования. Фонд начнет функционировать в ближайшее время, и до начала сбор взносов будет проводиться подготовительная работа. Будут подготовлены все методологические документы, внутренние документы Фонда и вся необходимая нормативно правовая база для успешного функционирования медицинского страхования в Казахстане.

Ведущая. С 2017 года начнутся первые отчисления в Фонд. Скажите, с какого момента казахстанцы смогут воспользоваться теми деньгами, которые будут направлены в общий Фонд?

Г.Шайхыбекова Необходимо отметить, что по действующему законодательству право на медицинскую помощь в системе медицинского страхования наступает с 1 июля 2017 года. Вместе с тем, мы получили поручение Главы государства об изменении сроков внедрения медицинского страхования на полгода позже.  То есть, взносы и отчисления начнутся с 1 июля 2017 года, а право на медицинскую помощь, то есть, оказание медицинской помощи в системе медицинского страхования наступит с 1 января 2018 года. С чем это поручение было связано? Дело в том, что в целом для участников системы медицинского страхования субъектов здравоохранения, начало медицинского страхования с полугодия оказалось очень неудобным. Почему? Потому что в течение одного финансового года меняется заказчик медицинских услуг. То есть, с 1 января 2017 года медицинские организации заключают контракты на оказание помощи населению с управлениями здравоохранения и комитетом оплаты медицинских услуг, и к середине года вынуждены менять заказчика на Фонд медицинского страхования. И в этом смысле появляются определенные риски. Риски нестабильности. Почему? Потому что нет полной гарантии, что Фонд закупит тот же объем или у тех же поставщиков медицинских услуг и медицинскую помощь. Это связано и с своевременным оказанием этой медицинской помощи при смене заказчиков при проведении этих процедур. Поэтому Глава государства по представлению Правительства дал такое поручение. И мы сейчас разрабатываем законопроект, в котором будут предусмотрены изменения сроков введения медицинского страхования.

Ведущая. Теперь хотелось бы узнать, как и куда будут распределяться деньги, которые поступили в Фонд?

Г.Шайхыбекова В Фонд будут поступать средства от работодателей. Это отчисления в размере двух процентов, начиная с 2017 года, и до 5 процентов к 2020 году. Далее будут поступать средства от самих работников с заработной платы самого работника в размере от 1 процента в 2019 году, до 2 процентов с 2020 года. Также будут поступать средства от само занятого населения. Это индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, хозяйства от 2 процентов в 2017 году, до 7 процента в 2020 году. Также в Фонд будут поступать взносы от государства за неактивное население. К неактивному населению мы относим детей, пенсионеров, инвалидов, неработающих беременных женщин, матерей, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения ими 3-х лет, студентов. Эта неактивная категория лиц будут страховаться государством. В целом эти средства будут направляться на оплату медицинских услуг, и оплату услуг за лекарственное обеспечение. То есть, вся сумма, накопленная Фондом, будет направляться на его основную функцию. Это оплата услуг в системе медицинского страхования.

Ведущая. Насколько мне известно, в рамках Фонда также будет иметься определенный резерв. Можете рассказать об этом?

Г.Шайхыбекова Да, для обеспечения финансовой устойчивости Фонда и обеспечения обязательств, которые могут возникнуть в течение деятельности Фонда, запланировано формирование резерва на непредвиденные затраты. Под непредвиденными затратами понимаются такие расходы, которые невозможно запланировать ввиду их непредвиденности. То есть, к ним мы относим такие расходы, как за медицинские услуги после чрезвычайной ситуации. Естественно, что после чрезвычайной ситуации, как техногенного, природного характера или других чрезвычайных ситуации имеется рост медицинских услуг. И на вот этот рост медицинских услуг Фонд будет формировать резерв. В разработанном проекте постановления Правительства предусматривается 3 процента от всех доходов Фонда формировать для вот этого непредвиденного резерва. Также нужно отметить, что за счет этих доходов будет функционировать Фонд в виде комиссионного вознаграждения. Размер этого комиссионного вознаграждения утверждает Правительство. Наверное, надо отметить, что этот размер будет превышать одного процента от всех доходов Фонда страхования. Вот так планируется.

Ведущая. Спасибо! Скажите, сохранится ли финансирование медицинских организации на уровне местных исполнительных органов, и по каким направлениям? Будут ли входить в тарифы Фонда социального медицинского страхования капитальные затраты, расходы на материальное техническое оснащение, повышение квалификации, к примеру, либо частично они будут финансироваться за счет местных бюджетов?

Г.Шайхыбекова Действительно, мы сейчас имеем финансирование медицинских организации как из местного бюджета, так и из республиканского бюджета. Кстати, в разрабатываемом нашем проекте предусматривается, чтобы за всю медицинскую помощь в том числе в рамках медицинского страхования, в рамках гарантированного объема. Для чего это нужно? Для того, чтобы обеспечить равный доступ населения к медицинским услугам, к лекарственным обеспечениям. На сегодняшний день мы имеем такую практику, что в одних регионах доступность достаточная, в других регионах ввиду нехватки средств местных бюджетов, доступность низкая. Не одинаковый доступ к лекарственному обеспечению. Мы не можем обеспечить в полной мере свободный выбор медицинской организации. То есть, если вы выбрали лечение, к примеру, в стационаре противотуберкулезном города Алматы, вы не можете туда попасть, на сегодняшний день из Астаны. Почему? Потому что отсутствует механизм взаиморасчетов между местными бюджетами города Астаны, между местными бюджетами в пределах нашей страны. В этой связи Министерство здравоохранения предлагает обеспечить консолидацию всех средств, предусмотренных на оказание медицинской помощи на уровне республиканского бюджета. Возможно, если поддержат Правительство и депутаты, функции единого плательщика будут переданы Фонду социального медицинского страхования с 2018 года. В этом случае за местными исполнительными органами остается предполагать, что останутся повышение квалификации по приоритетным направлениям. Также капитальные расходы медицинских организации, коммунальные собственности, закуп, хранение вакцин распределения вакцин, содержание домов ребенка, и таких специфических вещей, которые не имеют отношения к медицинской помощи, но являются расходами здравоохранения. Также еще содержание колледжей, подготовка специалистов среднего специального образования. Такие расходы будут у местных бюджетов. Что касается тарифов в системе медицинского страхования, то, да, мы предполагаем, для обеспечения равного доступа и эффективного использования бюджетных средств поэтапно в состав тарифов вручаются расходы на обновление основных фондов. Это означает капитальную затрату. В сегодняшней практике, в сегодняшнем тарифе уже в тарифе сидят расходы на обновление основных средств, стоимостью до 5 миллионов тенге. Далее эта практика продолжится, и с увеличением доходов Фонда медицинского страхования возмещение вот этих расходов будут увеличиваться. И в действующем тарифе, и в будущем тарифе Фонда медицинского страхования предусмотрены расходы также на повышение квалификации медицинских работников. Но в целом можно так сказать, что за местными исполнительными органами или за органами управления государственных организации остаются повышение квалификации по приоритетным направлениям. А работодатель, медицинская организация, руководитель обеспечивает повышение квалификации, требуемые для качественного оказания медицинской помощи в рамках своих обязательств. То есть, это постоянное повышение квалификации, в соответствии с его лицензией организация должна каждые 5 лет обеспечивать повышение квалификации. И эти расходы в тарифе предусмотрены сейчас при медицинском страховании.

Ведущая. По итогам 2014 года казахстанцами было потрачено порядка 280 миллиардов тенге на лекарства. Насколько мне сейчас понятно, с введением в действие новых реформ это время как таковое результат время покупки лекарства частично упадет с плеч граждан. Скажите, имеется ли определённый перечень лекарственных средств, согласно которым можно будет приобретение и приобрести их по действующему?

Г.Шайхыбекова Да, это очень хороший вопрос. Его интересует большая часть населения нашей страны. Действительно, ежегодно расходы населения на оплату лекарств в аптеках все больше и больше уходит средств, и они становятся катастрофическими для отдельной категории граждан. В этой связи Фонд медицинского страхования и в системе медицинского страхования планируется бесплатное, а также частичное возмещение оплаты за лекарственное обеспечение. Во-первых, это один из эффективных методов. То есть, менее затратные методы. То есть, если Фонд нацелен на то, чтобы сокращать расходы здравоохранения, и получать больше эффекта путем вовлечения вот таких менее затратных видов помощи. На сегодняшний день мы имеем 49 на залоге, по которым государство в рамках гарантированного объема бесплатной помощи обеспечивает лекарственным препаратом. В системе ОСМС предполагается, что эти 49 на залоге сохранятся на бесплатной основе, и дополнительно будет перечень на залоге, на котором будет в полной мере или частично возмещаться стоимость лекарственных средств. Здесь нужно обязательно сказать, что лекарства население будет покупать обязательно или приобретать частично, или в полном объеме за счет Фонда или частично за свой счет в аптеках обязательно на основании выписанных рецептов. Международная практика говорит о том, что, чем выше тяжесть заболевании, ну, и при хронических заболеваниях возмещение Фондом должно быть выше ставка возмещения. То есть, чем сложнее течение заболевании, тем ставка возмещения Фондом будет выше. Также нужно сказать, что такие препараты, такие приобретения спирта, анальгина или аспирина не будут входить в пакет. То есть, мы будем предотвращать катастрофические затраты населения на дорогие препараты. Этот перечень сейчас совместно с международными консультантами разрабатываются, о нем мы сообщим немного позже, когда у нас будет завершена эта работа.

Ведущая. В одном из своих интервью вы сказали о том, что Фонд обязательного социального медицинского страхования будет привлекать к оказанию медицинских услуг населению к бизнесу. Мне бы хотелось узнать, представители какой категории бизнеса будут привлекаться? То есть, это будет фармацевтическая компания, аптеки, частные клиники?

Г.Шайхыбекова Как я уже раньше говорила, сегодня частный бизнес участвует в оказании гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Назову цифры. На сегодняшний день около 30 процентов всех поставщиков, оказывающих гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, являются частными медицинскими организациями в амбулаторном лекарственном обеспечении, сто процентов всех поставщиков являются частными организациями. В системе ОСМС мы предполагаем расширить этот список для обеспечения доступности медицинской помощи населению. В части медицинской помощи мы будем вовлекать для обеспечения медицинской помощи, который мы с вами собираемся расширять. Государство не планирует дополнительно развивать инфраструктуру, много строить объектов, чтобы обеспечить доступность. Мы хотим использовать действующие частные организации. Естественно, требования к ним будут такие же, как и к государственным. Эти требования будут по качеству, по наличию кадров, по наличию медицинской техники, то есть, материально техническая база. Преимущественным правом будут пользоваться те медицинские организации, которые прошли аккредитацию в соответствии и нашими национальными стандартами. Также будут иметь преимущественно право организации, которые последние 3 года непрерывно оказывали аналогичную медицинскую помощь нашей стране. А в части амбулаторного лекарственного обеспечения мы планируем расширить присутствие бизнеса через привлечение частных аптек. Мы планируем возмещать расходы аптек за отпуск лекарственных средств. И нужно указать, что, если, к примеру, в пределах города Астаны около 30-40 аптек обеспечивает амбулаторные лекарственные средства, то мы будем вовлекать максимальное количество аптек, чтобы человек мог пойти в ближайшую аптеку, и приобрести себе лекарство по рецепту. И возмещение будет им одинаково по тем препаратам, которые они отпускают.

Ведущая. У меня такой вопрос, какие виды услуг может рассчитывать человек, у которого есть страховой полюс? То есть, какой страховой пакет включает?

Г.Шайхыбекова В системе обязательного социального медицинского страхования предусмотрено, что население имеет право на амбулаторную поликлиническую помощь, за исключением медицинской помощи при социально значимых заболеваниях. Амбулаторно поликлиническая помощь включает в себя первично медицинско-санитарную помощь и консультативно диагностическую помощь. Также стационарную и стационарно замещающую помощь в плановом порядке, реабилитационную помощь, а также высокотехнологичные медицинские услуги. При этой медицинской помощи лекарственно обеспечение также предусматривается как в стационарных условиях, так и на амбулаторном уровне по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения. Мы об этом перечне с вами уже говорили. Вот этот перечень медицинской помощи, на который будет иметь право застрахованное лицо.

Ведущая. И у нас имеется вопрос пользователя. Я бы хотела его также озвучить, и получить ответ. Сергей спрашивает: Здравствуйте! В век всеобщего недоверия меня лично, и наших пациентов заинтересует на мой взгляд очень важный вопрос. Смогут ли граждане нашей страны сами контролировать расходы денег, включая информацию об обращении в медицинскую организацию, проведения лабораторных и инструментальных видов диагностики, и по получению бесплатных препаратов? Что делается в этом направлении? Например, будет создан сайт, где у каждого гражданина будет личный кабинет?

Г.Шайхыбекова Очень хороший вопрос. Фонд медицинского страхования, Министерство здравоохранения нацелены на то, чтобы деятельность в этой системе была очень прозрачной. Но что касается контроля средств, то я хочу сказать, что основной принцип нашей системы – солидарная ответственность. То есть, независимо от того, сколько человек внес средств в Фонд, он может получить неограниченный объем медицинских услуг. И этот объем услуг не будет лимитирован теми средствами, которые он внес. Поэтому мы планируем создание личного кабинета для каждого застрахованного лица, и в этом кабинете будет полная информация о его статусе. То есть, статусе по периодам, он застрахован или не застрахован? Поступают за него средства, или не поступают? Или как часто он оплачивает? Прекратилась его страховка, за какой период и по каким причинам? Также вторая часть информации в личном кабинете – это какие медицинские услуги и какие препараты он получил за определенный период времени, и в каких медицинских организациях. Что касается стоимости и расходов, потраченных на эти медицинские услуги, застрахованное лицо не будет видеть. Почему? Потому что, я уже говорила, нет зависимости между кладом и фактическими использованными средствами. Контроль за расходованием этих средств будет проводиться самим фондом, его органами управления и общественностью. То есть, мы постоянно предполагаем нести работу на общественных площадках, через СМИ, и отчет перед акционерами, Правительством, Министерством здравоохранения.

Ведущая. Ну, что же, Гульжан Тураровна, спасибо вам большое за ваши ответы. К сожалению, наше время подошло к концу. Я хочу пожелать вам удачи в реализации таких важных целей.

Г.Шайхыбекова Спасибо большое!

Ведущая. Ну, а вам, уважаемые пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверно правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго! До свидания!

Новости партнеров
Loading...

Похожие новости