«Развитие института частного судебного исполнения в Казахстане»

19 Июля, 2017, 11:00 2294
  • Видео

19 июля в 11:00 смотрите онлайн-трансляцию на тему «Развитие института частного судебного исполнения в Казахстане».

Ведущий. Добрый день, уважаемые пользователи! Мы рады приветствовать вас на площадке информационного портала BNews.kz. Тема нашей сегодняшней конференции: «Развитие института частного судебного исполнения в Казахстане». У нас в гостях Заместитель Председателя Правления Республиканской палаты частных судебных исполнителей Исмаилов Даурен Дулатович. Добрый день!

Д. Исмаилов. Здравствуйте!

Ведущий. Даурен Дулатович, развитие института частных судебных исполнителей вошло в План Нации «100 конкретных шагов» и подразумевает поэтапное сокращение государственной службы судебных исполнителей. Расскажите, что уже предпринято для исполнения этого шага?

Д. Исмаилов. Да, действительно, 27 шаг Плана Нации подразумевает развитие, непосредственно, самого Института частных судебных исполнителей и сокращение государственной службы. В 2015 году, в рамках Закона о предпринимательстве, были внесены ряд поправок, которые подразумевали передачу с 1 января 2016 года в исключительную компетенцию частных судебных исполнителей почти все категории исполнительных документов. У государственных остается, где должником является само государство, где непосредственно связано с государственными интересами. Все остальные исполнительные документы, взыскание в доход государства, взыскание в пользу физических и юридических лиц – все перешло в компетенцию частных судебных исполнителей. Так, на сегодняшний день, в производстве частных судебных исполнителей находится порядка 1 млн. 800 тыс. – 1 млн. 900 тыс. исполнительных документов. У государственных осталось около 200 тысяч. То есть, основная масса исполнительных документов уже перешла непосредственно к исполнению частными судебными исполнителями. Кроме этих изменений, уже в ходе передачи, возникли отдельные вопросы, необходим был опыт зарубежных стран, изучение, непосредственно, на местах, как проходит передача исполнительных документов. В связи с чем, весной 2016 года, с депутатами Мажилиса Парламента были выездные семинары в Южно-Казахстанскую, в Алматинскую области, в город Алматы. После этих экскурсий был проведен круглый стол, где обсуждались проблемные вопросы. Проблемные вопросы – это те, которые были у государственных судебных исполнителей, так и перешли к частным судебным исполнителям. Учитывая то, что деятельность частного судебного исполнителя основано на самофинансировании, расширились вопросы и проблемы. Кроме этого, буквально, в сентябре 2016 года мы пригласили зарубежных коллег. Это непосредственно – Президент Международного союза судебных исполнителей Франсуаза Андрие, представители стран Балтии, Молдовы. Хотел бы остановиться на этих странах, они буквально на лет 5 ранее, чем в Казахстане, ввели частных судебных исполнителей. Но у них есть отдельные предложения поделиться их опытом в развитии Института частных судебных исполнителей. На этой конференции зарубежными коллегами были озвучены те предложения, которые бы решили проблемы в Республике Казахстан. С учетом передачи всех документов, когда компетенция всех документов осталась у частных судебных исполнителей, мы столкнулись с проблемой обеспечения всей территории Республики Казахстан услугами частных судебных исполнителей. На сегодняшний день практика сложилась так, что более экономически развитые регионы, были более привлекательны для частных судебных исполнителей, к примеру, г. Алматы, г. Астана, большие регионы. А в сельских регионах, получилось так, что частных судебных исполнителей не оказалось. Конечно же, Республиканская палата со своей стороны приняла ряд мер материального стимулирования, чтобы частные судебные исполнители шли в сельские районы. В каких-то районах освободили от членских взносов, от вступительного взноса. Ввиду того, что материалов в сельских районах нет, незначительность материалов, экономически не рентабельная деятельность в этих районах, проблема остается открытой. Как раз, зарубежные коллеги предложили, что частные судебные исполнители могут оказывать другие юридически услуги, которые могут быть востребованы населению. Например, констатация фактов, оказание юридических консультаций, передача правовых актов, актирование получения повесток. Констатация фактов – это, например, сосед соседа затопил и надо подтвердить факт, а в регионах КСК где-то может подтвердить, а где-то не может, это и послужило бы для нормального функционирования и отправления правосудию для судов и судам и сторонам было бы легче доказывать. В свою очередь, частные судебные исполнители получили бы дополнительный доход. Учитывая изложенное. В сельских районах, оказывая дополнительные услуги, данная деятельность была бы окупаема. Буквально недавно, с учетом этих предложений, с учетом рекомендаций депутатов, весной в Мажилисе парламента мы провели тематический час по этим моментам и попросили группу депутатов, и они сами были готовы инициировать ряд поправок по введению этих новшеств в развитии Института частных судебных исполнителей. Другой момент, учитывая то, что из-за увеличения частных судебных исполнителей завтра координация и контроль их будет очень сложный. Например, во Франции, в Нидерландах, в Голландии большой аспект дают развитию контор частных судебных исполнителей. Это, непосредственно, некоммерческие организации, которые организовали группы частных судебных исполнителей. Они объединяются и работают по специализированным категориям дел. В Казахстане пытаемся внедрить и столкнулись с рядом проблем. Такими как, налогообложение, какие договорные условия будут между участниками этой конторы частных судебных исполнителей и другие правовые акты. В этом Законопроекте мы закладываем все эти моменты. В принципе, одновременно, идет развитие информационных систем. У ряда зарубежных коллег, например, Финляндии или Грузии, 90% исполнения исполнительных документов осуществляется сидя в кабинете, то есть вся информация о должнике, о его денежных средствах, о его имуществе, наложение ареста, изъятие денежных средств со счетов производится в электронной форме сидя в кабинете. Судебный исполнитель может только в исключительных случаях выехать. Данное условие позволит уменьшить конфликтные ситуации и сидя в кабинете исполнять судебное решение. Мы тоже к этому стремимся, в феврале текущего года электронная система органов исполнительного производства была передана Республиканской палате. В настоящее время с Республиканской палатой мы пытаемся оптимизировать ряд процедур, облегчить интерфейс системы, проводится интеграция с банками второго уровня для электронного наложения ареста на расчетные счета, для электронного изъятия денежных средств в автоматическом режиме. Это все повысило бы оперативность и эффективность самого исполнительного производства. Учитывая большой объем исполнительных документов, имеются проблемы своевременного снятия на выезд должников. Недавно в СМИ уже озвучивали, что ввели функционал, когда через терминал Казпочты должник оплачивает сумму долга, расходы по исполнительному производству и после оплаты автоматически происходит снятие ограничения на выезд за пределы. Данные терминалы обеспечены во всех Международных аэропортах Республики Казахстан. В дальнейшем планируем интеграцию не только с Казпочтой, но и с другими банками. В настоящее время, в пилотном режиме в г. Астана введен функционал с БанкЦентрКредит по электронному наложению ареста и снятию арестов, изъятию денежных средств. Данные новшества ускорят исполнительное производство, снизит затраты исполнительного производства, будет благоприятно влиять на развитие Института и снижение расходов для самого частного судебного исполнителя.

Ведущий. Скажите, доверяют ли казахстанцы частным судебным исполнителям и достаточное ли их количество в регионах?

Д. Исмаилов. На сегодняшний день есть регионы, где количество частных судебных исполнителей достаточно. Как я говорил, в экономически благоприятных регионах необходимое количество более чем достаточно. К примеру, в Южно-Казахстанской области частных судебных исполнителей порядка 250, а ранее государственных было порядка 150, в г. Астана – около 200, государственных – около 100. Это, конечно же не показатель. Мы полагаем, что все-таки, рынок оказания услуг сам скорректирует необходимое количество частных судебных исполнителей. В неблагополучных регионах, в сельских регионах частных судебных исполнителей недостаточно, поэтому мы предлагаем развивать конторы частных судебных исполнителей. К примеру, в Голландии в одной конторе работают порядка 200 помощников. В предполагаемом Законопроекте мы полагаем возможным расширить полномочия помощников, потому что 1 млн. 900 тыс. исполнительных документов по республике осуществляют порядка 1500. У каждого в среднем находится 1000-1500 исполнительных производств. Одному физически невозможно всех обойти, поэтому полагаем кроме увеличения частных судебных исполнителей, развитие контор, а также расширить полномочия для помощников. Для того чтобы такие технические моменты, как рассылка повесток, уведомлений сторон, подготовка процессуальных документов осуществляли непосредственно помощники частного судебного исполнителя. Конечно же, мы стремимся увеличить количество частных судебных исполнителей, но с учетом низкой окупаемости, многие прекращают свою деятельность – порядка 90 частных судебных исполнителей с начала года прекратил свою деятельность.

Ведущий. Как обстоят дела с окупаемостью работы частных судебных исполнителей? И в СМИ была информация о том, что многие работают себе в убыток или идут на сговор с должником.

Д. Исмаилов. По поводу сговора не могу сказать, факты пока не подтверждаются. Но единственное, действительно, на сегодняшний день проводили анализ 2015-2016 годов, если учитывать содержание конторы – заработная плата и другие расходы, то необходимо порядка 300-400 тысяч тенге. Из 1 500 судебных исполнителей, такой доход имеют 30-40%, то есть 60-70% не покрывают свои расходы на содержание конторы. И данная проблема, действительно, существует. Поэтому в Законопроекта, инициируемом Депутатами, мы предполагаем поднять рентабельность деятельности частных судебных исполнителей. В последующем оно будет сказываться, непосредственно, на увеличение помощников, работников конторы или помощников частных судебных исполнителей, повысит эффективность исполнения других категорий дел, например, социально-значимых – алименты, заработная плата. На сегодняшний день, ввиду того, что он не может финансово обеспечить привлечение дополнительных помощников, работников, поэтому существует проблема, как и у государственных судебных исполнителей – большая нагрузка.

Ведущий. Значимая часть дел касается неуплаты алиментов. Многие горе-родители идут на различные уловки. Расскажите, с чем приходится сталкиваться судебным исполнителям в данной ситуации?

Д. Исмаилов. Проблема взыскания алиментов существует не только у частных судебных исполнителей, она была и у государственных. Неоднократно поднимали вопрос о том, что проблема взыскания алиментов очень остро стоит. Это проблема не только частных судебных исполнителей, но и государства в целом. На сегодняшний день у частных судебных исполнителей находится порядка 114 тысяч исполнительных документов о взыскании алиментов и около 30% являются проблемными, когда отсутствуют доходы, отсутствует имущество. Либо доходы имеются, но документально они оформлены на кого-то, и это создает проблему взыскать – это, с одной стороны. С другой стороны – для частных судебных исполнителей Институт готов исполнять переданные государственные функции и обеспечивать исполнение данных документов. По взысканию алиментов судебный исполнитель как такового дохода не получает и поэтому он сам не заинтересован. Есть, конечно, и положительные моменты, к примеру, частный судебный исполнитель в Восточно-Казахстанской области примерил порядка 42 должников и изыскателей, производство прекратили в связи с примирением. А должники, это не секрет, либо занижают свою заработную плату, доходы. Судебные исполнители работают по фактическим данным, по документальным данным. Данные факты порождают больше жалоб. Другой момент для частного судебного исполнителя, как раз таки по алиментам, он не наделен полномочиями оформить протокол либо документально зафиксировать и передать данные материалы в суд  для привлечения к административной ответственности. На сегодняшний день механизм такой, что частные судебные исполнители направляют материалы государственным судебным исполнителям и только они направляют материалы дела в суд и после этого привлекаются к ответственности. Этот механизм очень сложный и для судебного исполнителя и сам должник оказывается безнаказанным – это один момент. Другой момент – в целях защиты получателя алиментов, статья за уклонение от уплаты алиментов была переведена на публичное. То есть сам истец может обратиться за возбуждением дела за неуплату алиментов. Но некоторые взыскатели бояться обращаться в суд, так как это потом может негативно сказаться на ребенке. Эти все моменты дают основание, что невозможно взыскать эти алименты. Еще один момент – это трудоустройство, отсутствие работы, либо нежелание трудоустроиться. Недавно, в целях реализации 27 шага между Министерством по инвестициям и развитию РК и Министерством труда и социальной защиты населения РК был подписан совместный приказ, где как раз-таки предполагается, что Министерство труда и социальной защиты населения РК будет оказывать содействие трудоустройства алиментщиков. Если 1 раз, 2 раз ему предлагают, а он отказывается – это будет основание для привлечения к ответственности за явное уклонение от уплаты алиментов. Буквально недавно по алиментам поднимали вопрос и повторно инициировали создание алиментного фонда, либо другие источники финансирования. Для развития ребенка необходимо постоянное финансирование. Предполагали так, что алиментный фонд пока будет обеспечивать содержание ребенка, а в последующим с этого должника будет взыскиваться средства уже в пользу алиментного фонда. Ввиду того, что это большие средства, данное предложение пока не поддерживается.

Ведущий. Даурен Дулатович, весной в Мажилисе обсудили вопросы законодательного изменения деятельности частных судебных исполнителей. Что-то изменится в ближайшее время в работе частных судебных исполнителей?

Д. Исмаилов. Как я ранее уже говорил, что мы обсудили все эти проблемы, предложения. В первую очередь, это законодательное изменение в исполнительном производстве. Данные изменения касаются развитию контор частных судебных исполнителей, искоренения двойного налогообложения, взаимодействия самой конторы между директором, участником, членом этой конторы. Поднимали вопрос по окупаемости. Данным законопроектом предполагается наделение частного судебного исполнителя дополнительными полномочиями, где они могут оказывать платные услуги по констатации фактов, оказывать юридические консультации. Все эти моменты будут, непосредственно, по соглашению сторон. Например, подошел заказчик и ему необходимы какие-то услуги, они между собой договариваются, составляют соглашение и потом оказывают эти услуги. На сегодняшний день мы столкнулись с проблемой, когда уже доведя до исполнения, к примеру, довели до торгов, когда сам должник уже готов рассчитаться, идет сговор с взыскателем, исполнительный документ отзывается и в конце концов частный судебный исполнитель остается без оплаты. Данным законопроектом также предполагается, что, когда взыскатель будет обращаться, будет оговариваться случай отзыва, случаи отказа от изыскания, какой-то % от оплаты деятельности, но не более, чем от оплаты, которую устанавливает закон. То есть, взыскатель будет обязан, если он отказывается, устанавливать соглашение и оплатить сумму частному судебному исполнителю. Вот эти все моменты повысят окупаемость, рентабельность частного судебного исполнителя. И конечно же, в первую очередь, расширение для населения субъектов, которые могут предоставлять юридические услуги повысит качество этих предоставляемых услуг и снижение цен данной услуги. В целом, предполагается что законопроект решит проблему развития Института частных судебных исполнителей. На сегодняшний день данный законопроект уже согласован государственными органами и ввиду того, что депутаты находятся в отпуске, в сентябре будет продолжена работа.

Ведущий. И завершающий вопрос, к чему нужно стремиться казахстанским судебным исполнителям и что показывает мировая практика?

Д. Исмаилов. В первую очередь, частным судебным исполнителям нужно стремиться повышать свою квалификацию. В Республиканской палате создали учебный центр с участием представителей Генеральной Прокуратуры, Верховного Суда, пригласили отдельных лекторов. Как разговаривать с людьми, как соблюдать этику, как преподносить себя. 60-70 % судебных для судебного исполнителя имеет фактор убеждения должника. Не принудительные меры, как было раньше, а методом убеждения, пояснения, разъяснения, тогда и жалоб будет меньше. Должник будет стремиться к исполнению. Повышение профессионализма, повышение своей этики, повысит имидж. Сложился такой имидж судебного исполнителя – что он не хороший, бездельник, чтобы это искоренить надо развивать себя и свой профессиональный уровень. В странах Европы, где давно уже существуют частные судебные исполнители, они дорожат своей профессией, своей лицензией. Например, во Франции есть такие конторы частных судебных исполнителей, которые передаются по наследству, работают несколько поколений. Полагаю, если повышать профессионализм, то дальнейшее развитие будет иметь положительный эффект для населения и Института. Институт довольно молодой, в 2010 году был принят Закон, первые судебные исполнители появились в 2011 году. За 6 лет хорошими темпами идет развитие, но в дальнейшем надо развивать и повышать эффективность Института.

Ведущий. Даурен Дулатович, благодарю за содержательную беседу и хотелось бы пожелать Вам успехов в Ваших начинаниях!

Д. Исмаилов. Вам спасибо большое!

Ведущий. Уважаемые интернет-пользователи, на этом мы завершаем свою работу, благодарю за внимание, до скорой встречи!

Читайте также

Рекомендуем
Концерт Ержана Максима состоится 28 июня в Нур-Султане 2724

Похожие новости