«Реализация новой экономической политики «Нурлы Жол», Стратегии «Казахстан-2050» и Концепции внешней политики РК на 2014 - 2020 годы»

31 Марта, 2015, 11:00 1612
  • Видео

Уважаемые пользователи! 31 марта в 11-00 в студии портала BNews.kz состоялась онлайн-конференция с участием министра иностранных дел РК Ерлана Идрисова на тему: «Реализация новой экономической политики «Нурлы Жол», Стратегии «Казахстан-2050» и Концепции внешней политики РК на 2014 - 2020 годы»

Ведущая: - Добрый день пользователям информационного портала BNews.kz. В режиме онлайн-конференция. И сегодня наш гость – Ерлан Идрисов, министр иностранных дел РК. Спасибо, что согласились найти для нас время. Ерлан Абильфаизович, с момента нашей первой встречи в этой студии прошел один год семь месяцев. В прошлый раз мы обсуждали «Стратегию-2050». Сегодня мы также коснемся этого стратегического документа. Для нас выпала честь поинтересоваться о вашем личном мнении? управленца глобального органа нашей страны? на предмет такого важного документа, как Послание Президента «Нурлы жол – путь в будущее». Расскажите, пожалуйста, что можно сказать о международном значении данного документа?

Идрисов Е.А.: - Что касается «Стратегии -2050», это стратегический программный документ, который, как я в прошлый раз говорил, с моей точки зрения, является манифестом поколения основателей государства молодому поколению. Это широкое, очень смелое видение нашего лидера, каким должен быть Казахстан, каким мы его хотим видеть, каким мы хотим оставить Казахстан будущим поколениям современным, развитым, самодостаточным, либеральным, крепкостоящим на ногах и уверенно смотрящим вперед, в будущее. Программа «Нурлы жол» - это тоже системный документ, но она вызвана складывающейся ситуацией. Вы знаете, что программа «Нурлы жол» - это программа массированного развития всех наиболее приоритетных видов инфраструктуры. Это энергетическая инфраструктура, дорожная инфраструктура, муниципальная инфраструктура, социальная инфраструктура, коммунальная инфраструктура. То есть главный смысл – обеспечить стране инструмент, благодаря которому можно будет безболезненно пройти турбулентный период, который мы сейчас переживаем, связанный с нестабильностью мировой экономики, мировой политики. «Нурлы жол» можно сравнить с программой Президента Рузвельта начала 30-х годов, программа называлась «New Deal» («Новый Договор»). Но тогда эта Программа была вызвана глубоким кризисом внутри США. У нас отличие в том, что кризиса в Казахстане нету. Все показатели роста на лицо. Но наступили очень непростые времена вне Казахстана. Поэтому, чтобы смягчить все эти шоки, потенциальные удары для нашей экономики и для нашей страны, Глава государства нарушил традицию. Обычно Послание народу представляется в начале года, с программой на предстоящий год. В этот раз Глава государства решил не дожидаться этого и выступил с программой в ноябре прошлого года, где четко обрисовал цели и задачи этой программы. Я считаю, что она решает целый ряд задач. Во-первых, благодаря программе «Нурлы жол» будут устранены те диспропорции в развитии инфраструктуры, которые мы унаследовали у Советского периода. Вы знаете, что в тот период развитие дорог, транспортных сетей, других видов коммуникаций, инфраструктуры служили целям и интересам всего Советского Союза. Но слабо отражали потребности и приоритеты самого Казахстана. Поэтому мы сталкивались с таким аномальным явлением, когда мы вынуждены были импортировать газ на юге страны, в то время, как мы являемся крупным производителем газа на западе страны. Но у нас не было инфраструктуры, трубопроводов, и это создавало аномальную ситуацию. Такие же примеры можно привести в автодорожной инфраструктуре, в железнодорожной инфраструктуре и других видах инфраструктуры. Поэтому во-первых, программа «Нурлы жол» отмечает задачи устранения этих диспропорций. Во-вторых, программа «Нурлы жол» четко вписывается в программу промышленного развития страны. То есть лучами будут соединяться все регионы страны с сердцем страны – со столицей. Это даст колоссальный толчок развитию экономики, это будет отвечать, в первую очередь, и социальной потребности. То есть будут создаваться рабочие места для нашего населения в тяжелые времена. Поэтому с точки зрения национальных интересов, это очень системный и своевременный документ. Но я хотел бы сказать, о его большой роли с точки зрения региональных и глобальных потребностей. Вы знаете, что сейчас идет возрождения нашего пространства - Евразии, с точки зрения развития коммерческих, торговых связей. Европа и Азия тянутся друг к другу, потоки торговые растут. Нужно создать удобную, хорошо функционирующую систему инфраструктуры, связывающую и обеспечивающую этот поток. Мы как раз находимся в центре Евразии, в центре этого потенциального потока. И развивая внутри современную сеть инфраструктуры, мы тем самым вписываем Казахстан очень гармонично в региональные, глобальные, торгово-коммерческие коммуникации. Поэтому «Нурлы жол» имеет не только национальное значение, но и очень большое региональное, глобальное значение. Поэтому я думаю, что понятен интерес к этой Программе со стороны зарубежных партнеров. Только вчера я встречался с группой послов Германии и Франции. Они выбрали Астану, чтобы провести свое кустовое совещание. Сам факт выбора Астаны для нас является характерным и очень знаменательным. Потому что приехали послы Франции и Германии не только из стран Центральной Азии, но и из Москвы, Пекина, Брюсселя, Афганистана. Этим самым они подчеркивают центральное значение Астаны. И когда я им подробно рассказал о программе «Нурлы жол» и призвал их инвесторов, их частный сектор участвовать в реализации проектов Программы. А их много, сотни. Это конечно, вызвало у них большой энтузиазм. Вызвало энтузиазм еще и то, что правительство Казахстана выделяет значительные ресурсы на реализацию программы «Нурлы жол». То есть наши партнеры видят, что мы сами вкладываем свой капитал в развитие инфраструктуры. И когда имеется такой подход, он является привлекательным для привлечения дополнительных внешних средств для реализации этих проектов и привлечения технологий. Здесь убивается несколько зайцев. Я думаю, что программа «Нурлы жол» имеет очень большое национальное значение, и как я уже сказал, большое региональное, глобальное значение.

Ведущая: - Господин министр, нередко мы слышим об уникальности Казахстана, именно о его геополитическом, геоэкономическом положении. Как раз с послами в Центральной Азии Вы об этом тоже говорили. Можете ли подробнее рассказать, в чем проявляется уникальность Казахстана?

Идрисов Е.А.: - Послы Германии, Франции в Центральной Азии, плюс в Китае, в Москве, в Брюсселе и в Афганистане. Я хочу это особо подчеркнуть, мы ожидали визит министров иностранных дел Германии и Франции на эту конференцию. Но, к сожалению, вы знаете, сейчас очень критический момент на переговорах в Лозанне по Иранской ядерной программе. Поэтому министр иностранных дел Германии Штайнмайер звонил мне, извинился, и сказал, что они вынуждены из-за приоритетности этих переговоров, остаться в Лозанне и не приехать к нам. Уникальность заключается в самой географии. Посмотрите где находится Казахстан. Он граничит с такими гигантами, как Россия, Китай. Казахстан граничит и занимает самую большую прибрежную площадь на Каспийском море. Казахстан граничит по югу с Центрально-Азиатскими государствами. То есть сама география определяет уникальность расположения нашей страны. Китай, вы знаете, сейчас мощно развивающая держава, которая в недалеком будущем будет занимать передовые позиции во всем мире. Она развивается всесторонне. У Китая очень большие амбициозные планы по сотрудничеству с нашим регионом. Россия – наш давний союзник, сосед и партнер. Нас с этой великой страной связывает глубокая история. И у нее тоже большие планы по собственному развитию. Есть огромный потенциал развития Сибири в России. Мы непосредственно граничим с ней, поэтому потенциал роста Сибири открывает массу возможностей для нас, для собственного развития. Тем более Казахстан и Россия вошли в общий Евразийский экономический союз, который открывает дополнительные возможности. Упоминая юг, я хотел бы подчеркнуть, что Афганистан на повестке дня всего мира уже на протяжении десятилетий. Поэтому, находясь здесь, это накладывает на нас дополнительную ответственность. Появляется масса геополитических аспектов в нашем сотрудничестве в южном направлении. Хотел бы также упомянуть и Иран. Сейчас во всем мире вокруг Ирана идут активные дебаты, куда движется Иран, какие у него планы. Мы считаем, что Иран должен играть роль крупного регионального игрока. И у нас имеется широкий огромный потенциал для развития экономических и политических отношений с этой страной. 13 апреля мы ожидаем визита Министра иностранных дел Ирана Зарифа в Казахстан. Вы знаете, что в прошлом году нашу страну с визитом посетил новый президент этой страны Рухани. То есть южное направление для нас принципиально важно. Потому что оно открывает широкие возможности для нашего собственного экономического развития. Здесь главным препятствием является развитие коммуникаций и инфраструктуры. В Афганистане делать это сложно, потому что там нестабильно. А с Ираном мы начинаем двигаться в этом направлении. Вы знаете, что в прошлом году наш Президент участвовал в церемонии открытия новой принципиально важной железной дороги «Казахстан – Туркменистан – Иран». Это дает нам выход на южные порты Индийского океана, в частности в Персидском заливе порт Бендер-Аббас. И это открывает для нашего государственного и частного сектора огромные экономические возможности.

Ведущая: - Замечательно, господин министр, теперь хочу направить нашу беседу в другое русло, вернуться к «Стратегии-2050». Лидер нации Н.Назарбаев провозгласил восстановление исторической справедливости по отношению к казахскому народу, его культуры, языка. В данном документе это упоминается. В этом году мы имеем честь отметить 550-летие Казахского ханства. Насколько тесно поставленная Президентом задача связана с внешнеполитической деятельностью?

Идрисов Е.А.: - Я бы ответил таким образом. Казахстан с политической точки зрения молодое государство, нам всего 23 года. Но история нашего народа прослеживается на многие тысячи лет назад. 550-летие Казахского ханства – это один из эпизодов нашей истории, который обозначил исторический рубеж в развитии нашего государства. Поэтому помнить историю имеет огромное значение, с точки зрения обеспечения своего собственного будущего. Вы знаете, что нет будущего без истории. Поэтому нашей задачей является умелое, аргументированное донесение до зарубежной аудитории исторического значения становления нашего государства и разных этапов становления нашего государства. Если поговорить с историками, то они, конечно, назовут еще десятки дат. Но сложился консенсус в отношении этой даты 550-летия Казахского ханства. Я думаю, что это рубежный момент. И мы – дипломаты в нашей работе будем стремиться объективно и в исторической ретроспективе показывать истоки нашего сегодняшнего состояния, почему мы имеем такие амбициозные планы на будущее. Мы населяли евразийские степи тысячелетиями. Поэтому мы имеем право заявлять всему миру о том, что наши предки заложили хорошую основу для нашего будущего развития. Поэтому есть очень серьезная стыковка между «Стратегией-2050» и 550-летием Казахского ханства.

Ведущая: - В этой же Стратегии уделяется внимание модернизации внешней политики РК, где одним из важных пунктов обозначено «усиление защиты прав и интересов наших граждан именно за рубежом». Что сейчас делается по укреплению данного вопроса?

Идрисов Е.А.: - Модернизация – аспект очень большой. Модернизацию можно понимать и с точки зрения экономизации внешней политики и с точки зрения новых инструментов по реализации внешней политики, в частности, электронные инструменты, соцсети и т.д. Сегодняшняя наша с вами беседа – это одна из маленьких аспектов этой работы. Что касается защиты прав и интересов наших граждан, мы всегда ставили эту работу во главу своего угла. Благосостояние Казахстана растет, наши граждане все чаще и чаще выезжают за рубеж по разным причинам. Кто-то едет как турист, кто-то едет осваивать бизнес, кто-то едет учиться, кто-то едет осваивать науку, встречаться со своими партнерами. Мы даже слышали интересную статистику из уст Президента в прошлом году. Он сказал, что за последние 13 лет количество выездов казахстанцев из страны составило 60 млн. человек. Это колоссальная сумма. Вы знаете, там, где человек, там могут являться различные проблемы. Задача наших консульских, дипломатических учреждений - помогать нашим гражданам в тех или иных ситуациях. К сожалению, жизнь есть жизнь и она преподносит нам различные сюрпризы. Бывают трагические случаи. Бывает, когда мы должны защищать интересы наших граждан с экономической точки зрения, помогать им в образовательных вопросах и т.д. Поэтому мы обозначили этот вопрос, как приоритетный. Есть масса примеров оказания содействия нашими консулами казахстанцам в тяжелых ситуациях, когда наши туристы в прошлом году застряли в Турции, когда возникли проблемы из-за обострения палестино-израильского конфликта. Есть масса индивидуальных примеров. Последний трагический случай связан с крушением самолета. Также очень печальным оказалось, что семья, а именно мать, отец и сын оказались в этом печальном полете. Конечно же, мы максимально стараемся облегчить тяжелую участь их родных, которые потеряли своих близких в этой катастрофе. То есть работа консула многогранна. Это не просто визы, это внимательно отслеженное положение наших граждан, которые находятся за рубежом. Хочу сказать, что не все граждане знают о своих правах и не всегда выезжая за рубеж заглядывают на сайты, где мы даем информацию о той или иной стране. Сейчас вы приезжаете в любую страну и автоматически получаете СМС с контактными данными наших посольств. Мы всегда готовы оказывать содействие нашим гражданам, если они обращаются в посольство или консульство с теми или иными вопросами. Как правило, мы узнаем о критической ситуации в самый последний момент, когда уже нужно принимать экстренные меры. Если бы заранее всё это делалось, то можно было бы эффективнее решать те или иные вопросы. К ним относятся вопросы о постановке на консульский учет. Наши граждане выезжая за рубеж, могут регистрироваться, вставать на консульский учет. Это просто фиксация их пребывания за рубежом. Никакой другой функции этот консульский учет не имеет и не несет. Просто устанавливается связь посольства или консульства с нашими гражданами. И в критические ситуации или иные ситуации есть всегда связь и можно оказать содействие. Процедура постановки на консульский учет добровольная. Мы никого не заставляем. Просто мы говорим нашим гражданам, что постановка на учет – это профилактика и предупредительная мера на случай каких-то внештатных ситуаций, когда они могут быстро найти посольство и предупредить, информировать наших дипломатов. И наши дипломаты оперативно с ними связываются. Никакой другой функции консульский учет не несет. Только забота об интересах и правах наших граждан. Это касается всех граждан, кто выезжает за рубеж. У нас посольство есть, конечно, не во всех странах, более в 70 странах. Консульских точек у нас – 89. В большинстве стран, куда выезжают наши граждане, есть наше дипломатическое присутствие. И поэтому просто как мера, что человек должен сказать, приехал и встать на консульский учет. Это может помочь в какой-то внештатной ситуации.

Ведущая: - Господин министр, мы все помним прошлый год был достаточно ярким, позитивным в плане того, что порядка 10 стран могут заезжать в Казахстан без визы или же казахстанцы могут выезжать в ряд стран. В Интернете мы видели список 50 государств с лояльными условиями, это на самом деле, потрясающе. Это новые возможности и отсутствие каких-то проволочек. Ожидаются ли в 2015 году какие-то месседжи, которые могут порадовать простого гражданина Казахстана?

Идрисов Е.А.: - 10 стран для безвизного въезда в Казахстан – это наша инвестиционная политика. М активно готовимся к ЭКСПО-2017. Привлечение инвестиций – это очень высококонкурентная среда. За них бьются все страны. Поэтому каждая страна рекламирует себя и говорит, что мы самые лучшие для привлечения инвестиции. И каждая страна предпринимает свой пакет мер для того, чтобы привлечь инвестиции. За инвестиции идет нешуточная борьба на мировой арене. Вы знаете, что Казахстан является в данном случае успешным. За годы независимости мы привлекли более 200 млрд. американских долларов прямых и частных инвестиций. Это колоссальная сумма. Если еще посчитать на душу населения, то это очень высокий показатель. Мы однозначно лидируем на постсоветском пространстве по привлечению прямых и частных инвестиций на душу населения. И Правительство постоянно увеличивает и улучшает стимулирующий пакет для зарубежных инвестиций. Открытие страны для 10 наиболее экономически развитых стран для безвизного въезда – это одна из мер, о котором глава государства объявил в прошлом году на Совете иностранных инвесторов. Вы знаете, что пилотный проект начался с июля прошлого года и продлится до 15 июля этого года. Сейчас мы уже получаем огромное количество просьб из этих и других стран продолжить этот эксперимент и расширить его географию. Я получил коллективное письмо послов 10 стран - это США, Великобритания, Франция, Германия, Малайзия, Эмираты и т.д. Я сейчас список на память не могу вспомнить, но это страны, из которых мы привлекаем наибольшее количество инвестиций и которые представляют для нас огромный экономический интерес. Послы этих стран направили коллективное письмо с просьбой продлить этот эксперимент. Много европейских стран таких, как Испания, Швейцария, Скандинавские страны, многие Азиатские страны просят продлить эксперимент. Мы проводим работу в нескольких ракурсах. Во-первых, мы приняли этот пилотный проект в одностороннем порядке. То есть мы сами открыли, не требуя взамен от этих стран безвизового въезда наших граждан. Мы этим самым показали свою открытость. И статистическая информация, которую мы имеем, говорит о том, что эксперимент работает. Он оправдывает цели, которые были объявлены при начале эксперимента. Параллельно мы проводим постоянные переговоры с зарубежными странами, представляющие для нас интерес с точки зрения экономического партнерства, с точки зрения туризма. Мы отслеживаем потоки, куда наши туристы стремятся ездить и стараемся с этими странами заключать соглашения безвизовых поездок. Хорошей новостью в прошлом году стало, заключение соглашения с Южной Кореей о безвизовых поездках. Хорошей новостью также стало заключение соглашения о безвизовых поездках с Бразилией - одной из крупнейших экономик мира, с Аргентиной, Эквадор. То есть мы стараемся расширить этот список. Есть потенциал для открытия такого же режима с Чили, большой блок работы - Европейский союз. Много казахстанцев ездят в Европейский союз, и мы знаем, что наши граждане сталкиваются с большими трудностями при получении европейских виз. Мы принципиально ставим этот вопрос перед европейскими партнерами. И сейчас готовимся к активным переговорам. Вы знаете, что в прошлом году мы завершили переговоры по-новому соглашению с Европой о расширенном партнерстве. Это новый качественный документ. И там четко прописаны обязательства сторон по началу предметных визовых переговоров, с тем, чтобы облегчить режим поездок для наших граждан в Европу и европейских граждан в Казахстан. Таким образом, это визовая часть нашей работы имеет для нас приоритет изучения и мы занимаемся ей на ежедневной основе.

Ведущая: - Напоследок, к сожалению, время нашей беседы подходит к своему завершению, очень так быстро и незаметно. С 1 января этого года Казахстан, Россия, Беларусь начали новую веху в истории наших трех современных государств. Что сейчас делается в направлении укрепления наших связей Министерством иностранных дел? На какой стадии сейчас полностью наши переговоры, какие моменты сейчас отрабатываются?

Идрисов Е.А.: - Основные переговоры завершились. Они шли очень долго и очень напряженно. Кульминацией этих переговоров стало вступление в силу соглашения Договора о Евразийском экономическом союзе с 1 января 2015 года. Вы знаете, что сам Договор был подписан 29 мая в Астане в очень торжественной обстановке. На самом деле это очень важный момент, и закладка кирпича в большое здание евразийской интеграции. Работы предстоит очень много. 1 января 2015 года - это не конец работы, это наоборот начало большой работы по выстраиванию и оттачиванию интеграции на огромном Евразийском пространстве. Потенциал огромен, рынки объемны. Российский рынок составляет более 140 миллионов человек, общий рынок Евразийского экономического союза составляет более 170 миллионов человек. Новизной стало присоединение Армении в конце прошлого года к ЕАЭС. Сейчас в мае мы ожидаем формального подтверждения об участии Киргизстана, присоединения Евразийскому экономическому союзу. Договор с ним подписан. Осталось два протокола и ожидается, что с подписанием этих протоколов в мае этого года, Киргизстан станет полноправным членом Евразийского экономического союза. То есть экономическая территория увеличивается за счет новых партнеров. Но хотел бы подчеркнуть, что речь идет о свободе передвижения капиталов, рабочей силы, услуг и т. д. без всяких барьеров. Это идеал, к которому мы стремимся, то есть создаем общий рынок. На пути еще много работы для оптимизации балансирования тех барьеров, которые существуют. Поэтому нам еще предстоит работа по заключению более 120 дополнительных документов, с тем, чтобы Евразийский экономический союз функционировал полноценно. Сейчас мы фокусируемся на экономических аспектах интеграции Евразии, не распыляясь на какие-то другие направления. Если мы отточим и отладим четкий механизм функционирования ЕАЭС, так как он задумывался основателями, в данном случае родоначальником идеи является наш Президент. Если мы отладим этот механизм, так что он будет соответствовать этому видению, тогда можно будет думать о других этапах интеграционных шагов. Сейчас самое главное, обеспечить четкую реализацию тех договоренностей, которые зафиксированы в существующем Договоре. И в развитии этого Договора мы сейчас ведем работу по заключению более 120 дополнительных документов. Мы надеемся, что ЕАЭС будет расширяться в соответствии с концепцией. Это открытое объединение, поэтому все кто заинтересован, вороты открыты для обсуждения вопросов сотрудничества в разных формах. Евразийский союз намерен заключить целый ряд договоров о свободной торговли с различными странами. Проявляет интерес многие страны Турция, Вьетнам, Израиль и т. д. Все это предстоит обсуждать. Новой темой, я хотел бы сказать, является то, что есть потенциал для развития диалога между ЕАЭС с одной стороны и Европейским союзом. Это совершенно новый ракурс. Работа конечно, предстоит огромная. Речь идет о начале диалога, о начале хорошо информированного диалога. Надо понимать, что Европейский союз - это высокоразвитое интеграционное объединение, ему уже более 60 лет. А Евразийский экономический союз родился вот только-только. Поэтому диалог нужно начинать. Мы очень рады, что европейские партнеры заявили о своей готовности начинать этот диалог. Он будет комплексным. Вопросов очень много, но фиксация готовности начала диалога говорит о том, что и европейцы и мы видим взаимный потенциал. В принципе это одно большое пространство. И в перспективе можно выстроить работу так, что эти два интеграционных объединения будут активно дополнять друг друга. Я хотел бы добавить еще то, что у нашего лидера более широкий взгляд. Потому что Евразия не ограничивается только нашим пространством, если брать географически Европа тоже часть Евразии. Но если брать на Восток, то у нас есть мощное государство - Китай. Поэтому в перспективе, если уж очень смело взглянуть в будущее, то можно будет думать и об общих интеграционных потоках на огромном пространстве, покрывающем Европу до восточного побережья Китая.

Ведущая: - По вашему, сколько лет потребуется на это?

Идрисов Е.А.: - Об этом трудно говорить. Если мы видим, что Европейский союз интегрируется уже более 60 лет и не все там отточено. Мы знаем, что Европа сталкивается с большими проблемами, не все там отточено. Поэтому, наверно, речь идет о десятках годов. Но самое главное хотеть и как казахи говорят: «жақсы сөз - жарым ырыс». Поэтому задача поставлена, идея высказана и нужно ее не отторгать, а искать пути для эффективной реализации этой идеи.

Ведущая: - Спасибо Вам большое! Мы желаем Вам искренне высоких результатов. Крепкого здоровья вам лично, успехов вашему ведомству.

Идрисов Е.А.: - Спасибо!

Ведущая: - Спасибо за интересную беседу министру иностранных дел Республики Казахстан, а самую проверенную информацию вы можете найти у нас на сайте BNews.kz. До свидания!

Похожие новости