"Реализация программы развития здравоохранения "Денсаулық"

29 Марта, 2018, 17:00 1113
  • Видео

Уважаемые пользователи!
29 марта в студии портала BNews.kz прошла онлайн-конференция с участием директора Республиканского центра развития здравоохранения Айнур Айыпхановой на тему "Реализация программы развития здравоохранения "Денсаулық".

Ведущая. Это BNews-онлайн. Меня зовут Мадина Аргын, здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о реализации программы «Денсаулық». У нас в гостях директор Республиканского Центра развития здравоохранения Айыпханова Айнур Токсановна. Айнур Токсановна, здравствуйте!

А. Айыпханова. Рада снова быть в вашей студии!

Ведущая. Мы снова рады Вас приветствовать в нашей студии. Мы сегодня продолжаем говорить о программе «Денсаулық». Первый вводный вопрос – в целом, расскажите о программе и на каком этапе реализации находится сегодня?

А. Айыпханова. Государственная Программа развития здравоохранения «Денсаулық» утверждена на 4 года – с 2016 по 2019 годы. Сейчас промежуточный период, когда окончены 2 года Программы и в переди еще 2 года реализации. Это единственный крупный и важный стратегический документ для Министерства здравоохранения РК на средне-срочный период, который утвержден на самом высшем уровне Главой государства РК. К нему, также, утвержден План мероприятий, который утвержден Правительством РК. Это, можно сказать, энциклопедия всего развития здравоохранения РК. В этом документе охвачены все основные разделы и направления развития нашей системы здравоохранения. Это очень хорошо, что составляются такие плановые документы, где дается четкий курс развитию системы. Потому что, когда у страны или у организации, у государственного органа нету четкого Плана действий с целями, с задачами, с четкими индикаторами, измеримыми в цифрах, тогда плывущая по течению ежедневная деятельность пересилит желаемые цели и задачи, к чему мы должны стремиться. Казахстан бурно перестраивает свою систему за 20 лет Независимости от планового бюджетного финансирования к совсем иной модели построения системы здравоохранения, ориентированную на основе лучших практик и с учетом современных вызовов систем. С одной стороны, это влияние времени – мы не можем в собственном соку варитья и не знать, что происходит в мире и какие мы должны перенимать лучшие уроки от стран, которые ушли вперед в развитии. Поэтому очень важно, что государственная программа «Денсаулық» охватывает все направления развития, а именно там есть 7 стратегических направлений, на которых мы можем сегодня остановиться. Это основной документ, который направляет работу. Хотелось бы отметить, что это не просто документ Минздрава, который находится в г. Астана. Почти 70% мероприятий выполняются по Программе, с обязательным участием местных исполнительных органов, управления здравоохранения регионов и других министерств. Особенно важно подчеркнуть роль регионов. Невозможно улучшить страну, если будет работать только один руководящий орган или одна структура.

Ведущая. А какие изменения уже были реализованы в рамках Программы?

А. Айыпханова. В рамках программы есть 39 индикаторов. Из них 3 – это целевые индикаторы, а 36 – менее стратегические, но также являются ключевыми. Утвержден План мероприятий, в котором за все 4 года предусмотрено 157 мероприятий.  Из них 25 – это те рутинные мероприятия, например – вакцинация, которые и без Программы делаются. А все остальные – только благодаря государственной программе «Денсаулық». Есть промежуточные результаты, которые мы отслеживаем ежеквартально. Раз в полгода мы получаем все результаты, в разрезе каждого из 16 регионов выставляем на сайте. А в год Министр здравоохранения РК в Правительсве дает публичный отчет по исполнению за прошедший год. И, как было доложено Министром 20 марта этого года, наблюдается улучшение большинства показателей здоровья. Общая смертность снизалась на 6%, материнская и младенческая уменшаются. Я бы хотела перечислить 7 основных направлений государственной программы. Первое – создание службы общественного здоровья. Это не просто, когда человек пришел к врачу лечиться, а до того, как он обратился в медицинскую организацию – чистота воды, безопасность продуктов питания, активная физическая жизнь. Общественное здоровье – это здоровье в общественных местах в школах, в садиках, в ресторанах и т.д. Это очень важное направление и очень большой прогресс мы сделали в 2017 году. Мы создали Национальный Институт общественного здоровья, путем объединения трех ранее существовавших института и переформатировали работу. Если раньше, например, санитарно-эпидемиологическая служба со времен Советского союза была нацелена на инфекционные заболевания, то теперь эта служба переформатирована и называется Комитет охраны общественного здоровья. Также, создан Институт общественного здоровья, который будет играть методологическую роль играть. А также, в каждом Управлении здравоохранении в 16 регионах мы создали за 2017 год специальные отделы по общественному здоровью. И все эти службы, совместно с другими государственными органами, создавать условия для здоровой жизни общества. Современная медицина говорит о том, что за общественным здоровьем, профилактикой болезней будущее. Остальные направления просто перечислю – это интеграция медицинских услуг вокруг нужд пациента через усиление семейной медицины, повышение качество медицинских услуг, улучшение национальной лекарственной политики, улучшение системы финансирования и реформа внедрения медицинского страхования, улучшение управления человеческими ресурсами и улучшение инфраструктуры. Эти направления дальше разбиваются на более мелкие задачи, цели. На каждое направление в Минздраве больше года внедрен проектный подход. Он ставит нам четкое начало и конец мероприятия - что надо сделать за 100 дней, за 300 дней, за 500 дней. Помимо дорожных карт для проектов, мы более детально сделали сетевые графики. Это тоже особенность проектного подхода – когда не просто каждодневная работа, а четкая задача, цель и работа идет по четкому плану. В конце года мы увидели, что где-то мы не все желаемые индикаторы достигли. Поэтому мы правдивы сами к себе. Мы знаем, что в целом, по госпрограмме «Денсаулық» за 2017 год, к сожалению, не достигнуто 5 показателей на Республиканском уровне.

Ведущая. Если останавливаться конкретнее на направлениях, я Вам предлагаю поговорить о 6 и 7 направлении, о ресурсах и о кадрах. Начать, естественно, с кадров. Можно дать небольшую расшифровку управления человеческими ресурсами и более подробно рассказать, как измеряется эта эффективность и что делается для того, чтобы кадры были лучше?

А. Айыпханова. В Минздраве реализуются 2 проекта, согласно проектному подходу. Один проект называется – модернизация медицинского образования. Этот проект нацелен на улучшение качества подготовки будущих медиков, докторов через работу с 6 ВУЗами, медицинскими колледжами. Второй проект называется – эффективное управление человеческими ресурсами. Это нацелено на отделы кадров больниц, поликлиник. Мы работаем с отделами кадров регионов. Мы создали национальную кадровую политику и в каждом регионе утверждаются региональные кадровые планы. Каждая медицинская организация должна внутри сделать HR – программу по управлению человеческими ресурсами. Мы рады, что сейчас информационные технологии позволяют распространять информацию и делиться знаниями.

Ведущая. Нету барьера или не понимания со стороны работников кадровых служб?

А. Айыпханова. Недопонимания есть, потому что это новая тема. Представьте, человек всю жизнь делал просто приказы медицинских работников, а теперь ему нужно сделать оценку работника. У нас есть успешные клиники. 7 клиник Казахстана получили Международную аккредитацию JCI. Там эти процессы внедрены, и мы приглашаем начальников отделов кадров, что бы они обучали своих коллег в регионах. Эту работу мы будем продолжать и усиливать. Как вы знаете, все 6 Медицинских ВУЗов заключили партнерские Договоры с лучшими иностранными ВУЗами. Например, в г. Астана у Медицинского Университета партнер Университет Sapienza в Италии. Эти зарубежные ВУЗы выслали им в руководящий состав, как минимум одного человека. Мы на страновом уровне преследуем, чтобы медицинское образование, чтобы каждый ВУЗ получил больше автономии в управлении, а не ждал указаний с Астаны. Чтобы внутри себя улучшал свои внутренние процессы. Эта современная тенденция называется академической свободой. В развитых странах столица не диктует ВУЗам как они должны работать. Академическая свобода нужна для того, чтобы ВУЗы быстрее развивались. Чтобы они развивались в нужном направлении, они это делают под руководством опытных специалистов, которых посылает им стратегический партнер. Это не только на уровне менеджмента, но и на уровне врачей и преподавателей. За год еще сделано улучшение по дефициту кадров. Казахстан – это такая страна, где большая территория и население маленькая и разрознено по всей стране. Очень тяжело содержать в небольшом городе больницу, чтобы она всегда была наполнена. Со временем, это влияет на качество. Поэтому, это ведет к дефициту кадров. Для улучшения ситуации Минздрав принял следующие шаги – увеличен прием студентов по медицинским специальностям, с 6 900 мест до 7 900 мест, грантники составили 27%. Также, изменен доступ к практике врачей самых дефицитных специальностей. Очень важно отметить, что социальными пакетами занимается Минздрав, улучшением статуса врача, например, в плане льготного жилья, занимаются местные исполнительные органы. Тут, к сожалению, картина разная. Какие-то акиматы очень хорошо работают и дают своим врачам социальные пакеты, а какие-то регионы пассивно в этом участвуют. Поэтому в начале года Министр здравоохранения РК на базе Медицинского Университета г. Астаны собрал всех ректоров ВУЗов и обсудил результаты работы за год по снижению дефицита. Были даны четкие указания.

Ведущая. Кто у нас выбился в лидеры?

А. Айыпханова. К сожалению, у меня с собой этой цифры нет. Каждый из 16 регионов продоставил лично свой отчет, а мы потом сделали общий анализ. Эта информация доступна на нашем сайте.

Ведущая. Что касается подготовки к ОСМС?

А. Айыпханова. За этот год тоже сделано много работы со стороны как Министерства, так и Фонда. Был ликвидирован и закрыт Комитет оплаты медицинских услуг Минздрава, который имел территориальные департаменты по всему Казахстану. Раньше он платил деньги поставщикам медицинских услуг из государственного бюджета. Вместо него, Фонд социального медицинского страхования открыл 16 филиалов и теперь они эту функцию осуществляют. Они уже составили договора с поставщиками. Здесь важно отметить, что по Поручению Главы государства мы сделали за год работу по созданию равных условия для частных клиник, также как и для государственных. В начале года у нас было совещание у Премьер министра РК о том, что завышены требования к частным клиникам и им тяжелее войти в пул государственных денег за счте государтсвенного заказа. Чтобы, с внедрением ОСМС не было таких проблем, у нас создан проект Дерегулирование, то есть снижение не нужных, устаревших завышенных требований, из-за которых частники раньше не могли выйти в этот пул. Поэтому, сейчас цифры показывают, что существенно выросла доля количества частных поставщиков, которые выиграли государственный заказ на гарантированный объем помощи, который финансируется государством. В денежном эквиваленте тоже увеличилось. Государство не дискриминирует частных поставщиков медицинских услуг, что дает больше выбора пациентам. Мы надеемся, что с внедрением системы ОСМС у пациентов улучшится доступ и качество медицинских услуг, за счет повышения конкуренции между поставщиками. Если раньше не было выбора и он мог лечится только в государственных клиниках, то сейчас с расширением спектра мест, куда может пациент обратиться, он может выбирать и частные клиники.

Ведущая. А, вообще, среди частных клиник много желающих войти в эту программу?

А. Айыпханова. Суда по цифрам, да. На 60% увеличилось финансирование. Это докладывала Елена Леонидовна Бахмутова в своем докладе на Отчетной коллегии Министертсва здравоохранения и все материалы мы выложили на сайт. Мы еще сделали снятие барьеров. Раньше был такой Приказ, что онкологические заболевания имеет право лечить только государственная клиника. Многие частники говорят, что тоже хотят лечить такие заболевания. У них есть оборудование, врачи. Этот барьер сейчас снят. Сейчас нет перечня, запрещающего частникам лечить какие-то заболевания. Там, где было логично устранить, Минздравом было устранено.

Ведущая. То есть, теперь пациенты могут выбирать – либо частные, либо государственные?

А. Айыпханова. Да, совершенно верно.

Ведущая. Хорошо. Спасибо большое, Айнура Токсановна. К сожалению, наше эфирное время подошло к концу. Я предлагаю Вам вновь встретиться и обсудить оставшиеся шаги по реализации Программы «Денсаулық». Спасибо Вам большое еще раз. Я напомню, это был BNews-онлайн. Сегодня мы говорили о реализации Программы «Денсаулық». У нас в гостях был директор Республиканского Центра развития здравоохранения Айыпханова Айнур Токсановна. До свидания!

Новости партнеров
Loading...

Похожие новости