«Регистрация граждан в РК: что важно помнить?»

10 Октября, 2016, 15:00 3251
  • Видео

Уважаемые пользователи!

10 октября в 15:00 в студии BNews.kz  состоялась онлайн-конференция на тему «Регистрация граждан в РК: что важно помнить?». Какими будут новые правила регистрации в отношении граждан отныне? Как нововведения отразятся на внутренней и внешней миграции в Казахстане? Можно ли будет провести регистрацию в онлайн-режиме? Об этом и не только расскажет начальник департамента миграционной полиции МВД Республики Казахстан Серик Саинов.

Ведущая. Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада поприветствовать вас в рамках прямой трансляции. Тема нашей конференции - Регистрация граждан в Республики Казахстан: что важно помнить? Какими будут новые правила регистрации в отношении граждан отныне? Как нововведения отразятся на внутренней и внешней миграции в Казахстане, а также можно ли будет провести регистрацию в онлайн-режиме? Ответы на данные вопросы и не только даст наш гость. Это начальник Департамента миграционной полиции МВД Республики Казахстан Серик Саинович Саинов. Добрый день!

Саинов С. Добрый день!

Ведущая. Серик Саинович, спасибо за то, что нашли время для нас для того, чтобы ответить на интересующие вопросы. На рассмотрение Парламента страны направлен законопроект, возвращающий в страну институт регистрации по месту жительства. Пожалуйста, расскажите, с какой целью это делается, и как будет работать данный механизм?

Саинов С. Спасибо за вопрос. В целом у нас законопроект направлен на внесение изменении и дополнении в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия терроризму, экстремизму. Это является введение более точного учета как внутренней, так и внешней миграции, в том числе и регистрации по месту жительства. В данном случае мы не возвращаемся к регистрации. Регистрация была. Она у нас сменила институт прописки, который существовал до 1993 года. Чем он отличался? Институт прописки был разрешительного характера, когда все у нас зависело от санитарных норм, от разрешения властей на регистрацию можно было ставить только близких родственников. Необходимо было обязательно встать на воинский учет. На сегодняшний день институт регистрации на постсоветском пространстве, когда он первым ушел, он ушел от прописки. Это идет у нас учет населения. В данном проекте законопроекта мы вносим изменения в административный Кодекс в части ужесточения наказания и сокращения сроков. У нас регистрация была, за проживание без регистрации от 10 дней до 3-хмесяцев предусматривалось предупреждение. Единственное, что мы сделали, мы 3 месяца сокращаем до месяца. То, что было так и остается. То есть, если необходимо было встать на регистрацию в течение 20 дней с момента снятия регистрации по месту прежнего жительства, она и есть. И был у нас срок до 3-х месяцев. Сейчас мы сократили до месяца. У нас статья звучит как за проживание без документов, за проживание без регистрации по месту жительства. У нас регистрация связана с документированием. Потому что документы, удостоверяющую личность дают именно по месту регистрации, и при перемене места жительства информация изменится. На сегодняшний день у нас новые удостоверения личности содержат чип. С чем было связано 3 месяца? Мы в свое время пошли, и он шел, удостоверение готовилось до 60 суток, как вы помните. Тем более, необходимо было снятся с регистрации с прежнего места жительства, встать на воинский учет. С запасом мы давали 30 дней. В данном случае, если вы снялись с места регистрации. Но на сегодняшний день у нас процедура регистрации значительно упрощены. Если вы приехали, например, с другого города в Астану, вам не надо сниматься с регистрационного учета, вы пришли здесь нашли где прописаться, мы вас автоматически там снимаем, здесь регистрируем. Также автоматически переноситься воинский учет. Всеобщую воинскую обязанность никто не отвлекал. Это одно из основных обязанностей гражданина РК отдать воинский долг. И ничего сложного в этой процедуре нет. Для тех, кто собирается прожить больше, есть возможность встать на временный учет. Норма была в подзаконных актах. Мы как предложение хотим довести это именно в действующий кодекс. Временный учет тоже необходим. Хотя раз такая процедура, можно было уйти от этой временной регистрации. Но, знаете, проблема регистрации у нас существует в основном в городе Алматы, Астана и областные центры, где тоже очень много жителей, где люди стараются с посёлков, с сел идут в города именно областного значения. Для других регионов проблемы почти нет. Но в этих крупных городах есть нормы, что необходимо прожить последние 3 года по месту жительства, чтобы получить квартиру. В основном вот эта проблема. Для этого мы оставляем временную регистрацию. Если вы приехали в Астану, и знаете, что будете здесь работать, устраиваться на работу, вы можете встать на временный учет. В целом процедура та же самая. Сейчас у нас эти функции отличаются от обслуживания в ЦОН-ах. Они оттуда не ушли. Прием граждан осуществляет там, мои осуществляют только проверки. В целом ничего такого сложного нет. Учет населения должен быть. Он всегда был. Он и будет. Это во всем мире существует. Это требование для расчета потенциала ёмкости каждого населенного пункта, понимаете? Здесь акиму надо рассчитывать, сколько школ, сколько лечебных заведении вплоть до продуктов питания, чтобы всем хватило. Вот эти сроки на сегодняшний день у нас вне срочного порядка удостоверение личности изготавливается 15 дней для самого отдаленного региона. Для областных центров можно за 4 дня сделать или в течение недели оно само будет. Этого вполне достаточно. Скажем, ни у кого нет отпуска больше месяца, кроме нас, военных. Если у меня 45 дней отпуск, я обязательно еду отдохнуть, правильно? Я уже в другой регион еду. Здесь же мы хотим предусмотреть, что данная норма не будет распространяться на временных жильцов. В соответствии с жилищным кодексом, временные жильцы – это кому собственность жилья предоставляется квартиру без взимания платы. То есть, это родственники, друзья, гости. В целом даже под предупреждение они попадать не будут до месяца. Но если человек приехал, и хочет дальше жить или учиться, он должен встать на учет. Если не на постоянный, то на временный учет. И этим же само собой разумеется, мы предлагаем вести ответственность на собственников жилья. Но не на всех. Имеется в виду арендодатели, займодатели, поднаниматели. Потому что проблема в чем? Вот вы снимаете квартиру, а хозяин не хочет вам регистрировать, понимаете? Регистрацию осуществляет не органы внутренних дел. У нас раньше было 8 документов требовалось сдать. А сейчас документы владельца жилья и ваши документы. И скажем, там квитанция об оплате. Тут собственник жилья разрешает, а вы желаете, и вас прописывают. Это вносится в базу данных. У нас государственная база данных физических лиц имеется. Все наши услуги построены на этой базе. Если вы видели, сейчас можно идти просто с удостоверением личности, чтобы вам дали кредит, вот эти все электронные услуги, адресную справку, о недвижимости, это все связано с тем, что сейчас нет необходимости с вас требовать регистрацию, документы, все в базе сидит. Вот этой нашей базой пользуются 15 наших государственных органов. Это и центр избирком, и налоговый орган, и министерство здравоохранения. Это облегчило жизнь для нас. Этот процесс сейчас идет. Они предлагают все услуги автоматизировать, упростить. Да, есть возможность пойти в ЦОН регистрироваться. Там у нас процесс построен наиболее просто. Практически нет очередей. Все в коверном типе, быстро пришли, зарегистрировались. Есть возможность у нас в стране оказание этой услуги через портал электронного правительства. Если у собственника жилья есть электронная подпись, и у жильца, они могут одновременно двумя подписями подписаться, и регистрироваться. Уже нет необходимости идти в том же ЦОН. Процедура максимально упрощена. Если в целом она только в пользу гражданам. И только что мы вернулись к институту регистрации. Это не совсем правильно. Сказано, он был. Он есть, и он не выходил.

Ведущая. Если взглянуть на этот вопрос с другой стороны, те же самые арендодатели думают, что в таких условиях повысится, к примеру, плата за коммунальные услуги. То есть, стоит ли людям за это переживать? Все-таки каждый считает свою копейку.

Саинов С. Если человек сдает квартиру, это же получается его бизнес. Он предприниматель. У нас в Казахстане платятся в государственную пошлину 10 процентов. Это, действительно, не большой налог. Но с другой стороны, это его обязанность. В данном случае на сегодняшний день у нас все в домах автоматизировано. Я видел за свет счетчики, за газ счетчики, за воду счетчики. Насколько я знаю, когда этот вопрос поднимали, только за вынос мусора по количеству людей это определяется. Но это действительно копейки, если даже они делят на все. Даже лифты уже идут со своим электронным ключом. Других коммунальных услуг я не знаю. Это уже не совсем правда. А то, что просто не уходит от налогов это есть. А в целом на законных основаниях он просто дает разрешение на регистрацию на постоянно или временно. Это все зависит от собственника жилья, и от самого жильца, как он захочет. И в дальнейшем даже по закону тот же жилец не может претендовать на эту недвижимость. Это собственность собственника жилья. Этого тоже боятся нечего. Поэтому мне кажется, эти нормы просто у нас упорядочат учет населения именно внутренней миграции. Вот смотрите, в чем самая проблема? Что жильцы хотят зарегистрироваться. Но чтобы зарегистрироваться им необходимо разрешение хозяина. Если хозяин не дает разрешение, но их устраивает эта работа, скажем, их работа рядом, они регистрируются в коммерческих квартирах, которых мы называем резиновыми, где те же собственники регистрируют за деньги неограниченное количество граждан. Именно что им требуется эта регистрация. Мы уже ввели ответственность за регистрацию лиц, которые фактически проживают. Там порядка более 5 тысяч человек было привлечено с начала года и наши местные полицейские участковые, КСК и финансовые органы. Если все-таки мы законодательно обяжем собственников жилья давать разрешение на регистрацию, если он сдает квартиру, он обязан дать разрешение прописаться. Но если он даст ему разрешение зарегистрироваться, значит он уже переходит в правовое поле, что действительно сдает, ему необходимо вставать на учет, и платить налоги. Это все как-то взаимосвязано.

Ведущая. Скажите, как будет проводиться мониторинг за такими арендодателями, которые не желают проводить в рамках правового поля? Как их будут выявлять?

Саинов С Мониторинг будет также в предложении нашей автоматизации, скажем, с прошлого года завершается автоматизация информационных систем. Идет адресный регистр и регистр недвижимости. Они присваивают там регистрационный код адреса каждому объекту. И в целом каждый дом будет иметь свой номер, свой адрес. Обязательно это будет уже систематизировано. И если мы привязываем уже к базе документов, у нас будет своего рода электронная домовая книга, от которых мы ушли, от бумажных домовых книг. И каждый жилец может увидеть, кто прописан, и можно будет предмет найти. Скажем, видно, что в этой квартире зарегистрирован один человек, а проживает там человек 10. Это уже вопрос. И в зависимости от какого срока. У нас уже будет КСК. Они будут информировать. Наши участковые полицейские обязаны знать обстановку на своем регионе. И те же налоговые органы, которые проверяют именно сдачу в аренду. И вот, скажем, вы покупаете квартиру, заходите в базу, и увидите, вы купили квартиру, а у вас там прописано еще человек десять. Вы их просто автоматически выпишите, и они уже будут должны подлежать административной ответственности за то, что где-то проживают без регистрации. В целом будет порядок, будет учет. И это все скажется. На сегодняшний день у нас все зарегистрированы. Все имеют адрес регистрации. Все имеют действительные документы. Последние выборы Мажилиса показали, что участие там больше 90 процентов было. Это говорит о том, что все население зарегистрировано. Действительно, это будет учет и порядок.

Ведущая. Можно тогда такой уточняющий вопрос. если, к примеру, человек прописан по одному адресу, но проживает по-другому в рамках одного населенного пункта, к примеру. в Астане. Нужно ли ему регистрироваться в том месте, где он проживает?

Саинов С Видите, у нас по закону адрес регистрации физического лица является его юридическим адресом. Это все для налогов, для воинского учета. Если человек прописан, он здесь должен жить. Если в одном городе он проживает, регистрация в другом городе, он может встать на временный учет, к чему мы все идем. Если мы обяжем собственника жилья, то у него проблем не будет, понимаете? Он же почему-то живет на этом адресе? Почему он не живет по месту прописки? Или это была резинная квартира или действительно, ему там места не хватает с родственниками? Он же живет, он учитывается по этому адресу. Он может встать на учет, потом продлить. Самое главное – у него не будет проблем уже с получением различных государственных услуг, обслуживанием медицинских услуг, в образовательных учреждениях.

Ведущая. Скажите, каким будет размер штрафных санкции за нарушение?

Саинов С На сегодняшний день штрафные санкции составляют 3 МРП. Мы увеличим до 7 МРП для физических лиц. И соответственно, на юридических лиц из-за повторности она тоже будет побольше, доходить до 10 МРП. Это в целом будет дисциплинировать население.

Ведущая. Также есть информация, что Министерство внутренних дел совместно с Министерством юстиции завершает подвязку электронной базы регистрации граждан с базы владельцев недвижимости. Расскажите, пожалуйста, для чего это все делается? Как будет работать совмещенная система?

Саинов С Я вам только сейчас рассказал, что это будет электронная домовая книга. Это будет упорядочено. Каждый объект недвижимости будет иметь свой адрес. Это будут уде все справочники проведены по эту государственную базу. Это позволит дальнейшее упрощение оказания определенных государственных услуг. И для меня главное, как миграционщика то, что будет электронная домовая книга. На сегодняшний день я могу по фамилии определить, где вы живете. По адресу я е могу, потому что адреса раньше записывались со слов заявителя. Вот один пример, улица Гагарина. Здесь написано Ю.Гагарина, Гагарина Ю, а где-то написано герой Советского союза, летчик испытатель Ю.Гагарина. Автоматизированная база не может их сопоставить. Сейчас это будет регистрационный код адреса. Одно название будет использоваться во всех базах. Это дает возможность автоматизироваться к другим, именно по этим адресам смотреть, кто там зарегистрирован. Это упорядочит кадастры недвижимости, адресные регистры.

Ведущая. Спасибо. Такие поправки ужесточают не только контроли за внутренней миграцией Казахстана, но и коснуться иностранных граждан. Можете рассказать об этом?

Саинов С В отношении иностранцев у нас достаточно жёсткое законодательство. Там у нас все упорядочено. Жесткие штрафы были увеличены с прошлого года. Здесь тоже увеличим штраф за проживание без регистрации постоянно проживающих иностранцев или без гражданства. Ужесточения для некоторых категории будут в принудительном порядке осуществляться. Раньше это было контролируемо. Мы просто смотрели, кто выехал, и никаких последствии. На сегодняшний день за любое правонарушение уже иностранец может подвинуться наказанию. Если его выдворили, уже 5 лет он не сможет заходить на территорию Казахстана. У нас информация стоит на границе, на каждом пункте пропуска. Информационная система по контролю за выездом и пребыванием иностранных граждан завязана с нами и с Министерством иностранных дел. Тут от оформления визы за рубежом, прохождение границы и до выезда мы прослеживаем каждого иностранного гражданина. Так что в отношении них у нас контроль достаточная.

Ведущая У нас есть пользовательский вопрос. Позвольте я их озвучу. Данияр спрашивает: Добрый день! Недавно в России озвучили информацию, что многие россияне иммигрируют на запад. Есть ли такая проблема в Казахстане?

Саинов С В Казахстане у нас разрешение получается только при выезде на постоянное жительство. Скажем, человек проверяет, вдруг у него долговые обязанности перед государством, перед детьми, родителями. Вопросы допуска к секретным материалам, когда они подписывают о неразглашении столько-то лет. Могут быть какие-то ограничения. И в целом оформляется выезд на постоянное жительство. Изымается удостоверение личности из базы. В этой базе делается отметка. Он остается нашим гражданином. Он выехал. Он встает на конский учет за рубежом в той стране, где он прибывает, и может там проживать неограниченное количество времени. В целом когда он захочет вернуться, он просто встает на регистрационный учет. Ему дается удостоверение личности. Он продолжает жить. Ежегодно порядка 30 тысяч человек у нас уезжают на постоянное место жительства. Возвращается такое же количество. У нас временный выезд не контролируется. Но это будет слишком жестко. У нас все-таки в Конституции закреплено свобода передвижения каждого. У нас очень мобильное население. Сейчас очень многие ездят отдыхать на курорт, в гости к родственникам, и ограничивать в этом было бы не совсем правильно. Они уезжают не на длительный срок. Возвращаются, чтобы потерять там миллионами, как говорить наш пользователь, такого у нас нет. Когда актуализировали списки избирателей, тогда мы не нашли того количества людей, которые выехали. У нас договоренность со странами СНГ есть об информировании, если наш гражданин получает там гражданство, информация к нам идет, и мы здесь отмечаем, что он уже не наш гражданин. И он уже после этого воспользуется документами. У нас есть ответственность, если он укрыл информацию, что получил иностранное гражданство.

Ведущая Следующий вопрос звучит так: За последнее время МВД часто сообщает о штрафах граждан с двумя паспортами, казахстанским и иностранным в аэропортах и пограничных переходах. Может быть многие казахстанцы действительно уезжают без снятия с учета. Как вы можете это прокомментировать?

Саинов С Вот так мы и контролируем эти вопросы. У нас информация о недействительных, утерянных паспортах, и та информация, которая поступила от зарубежных государств, что он приобрел гражданство. Мы сразу информируем пограничную службу. И тот гражданин не сможет воспользоваться нашим паспортом. Он уже идет как недействительный. Там порядка 280 фактов было выявлено. Видите, мы привлекаем незаконно использовавших. Потом он уезжаем как гражданин той страны. В целом уже обмануть государство не смогут. И даже воспользоваться услугами государства, купить недвижимость не смогут. В базе есть информация о регистрации, о которой мы говорили.

Ведущая Спасибо! Сколько на ваш взгляд в Казахстане сейчас находится не регулируемых трудовых эмигрантов, которые не вставлены на учет?

Саинов С Не регулируемая трудовая регистрация, как вы все знаете, Казахстан по международным оценкам занимает 9-место по привлечению иностранной силы. У нас Правительством установлена квота на привлечение высококвалифицированной рабочей силы. Была проблема всегда наших ближайших соседей, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, которые действительно оказывали трудовую деятельность без разрешения уполномоченного органа. Хотя, видите, у нас квота категория не нормировалась. В 2014 году в рамках закона об иммиграции мы внесли изменения, которым предоставили возможность им работать в упрощенном порядке у физических лиц. Скажем, если вам надо сделать ремонт, построить дом, гараж, вы можете привлечь иностранного работника. Но это касается только стран СНГ.  Основной поток у нас идет оттуда. Там установили плату. 2 МРП за каждый месяц. Разрешение выдается на месяц, на два, три, в зависимости от необходимости, от объема работы до года. После года он должен выехать, чтобы не нарушать наше трудовой законодательства. Он должен предоставить отпуск. Мы раньше писали, что где-то в пределах 300-500 тысяч у нас было этих иностранных работников. Потому что нам система выдает, что приехали по частным делам если они здесь находились длительное время, они работали. На сегодняшний день на 1 октября мы уже легализовали 245 тысяч граждан СНГ, которые получили разрешение работать у физических лиц. На сегодняшний день, если у нас есть 94 тысяч иностранных граждан мы привлекли к административной ответственности. Если среди них есть часть, которая работали незаконно, это есть. Хотя, видите, мы упростили. Сейчас этим все пользуются. Раз дали возможность, работают. Мы практически эту проблему сняли.

Ведущая Скажите, сколько российских и китайских граждан зарегистрированы и проживают на данный момент в Казахстане?

Саинов С В отношении России у нас начиная с Таможенного союза для них 30 дней идет без регистрации. Если фиксировать въезд, выезд, то у нас где-то миллион 200 въехало.  У нас в день больше 10 тысяч заезжают, выезжают граждане России. Особенно это приграничные районы. У нас с Россией граница очень большая. Очень много пропускных пунктов. В рамках Таможенного союза у нас взаимодействия, и они могут работать без квоты. Без получения разрешения. Если с начала года их 10 тысяч, они указали цели визита на работу. У нас тоже они используются. Это больше компетенция Министерства труда. Они могут спокойно на законных основаниях работать, и проблему они не создают. На базе данных мы фиксируем каждый выезд, въезд. В принципе, на территории у нас находятся не так много. Те, кто привлекаются к административно ответственности тоже под общие законы подпадают. Тоже на 5 лет закрываем выезд. Сейчас идет работа по созданию единых баз данных против граждан, кто нарушил законодательство, чтобы мы тоже могли их не впускать. Здесь проблем нет. Если брать граждан КНР, с ними у нас тоже общая большая граница. Но тут визовый режим. Без визы никто заехать не может. Очень большое внимание уделяется данной категории иностранных граждан. Заехало их 115 тысяч, выехало 114 тысяч. Там, кто с прошлого года остался, работают 6 тысяч человек, обучаются 1,5 тысяч человек. В принципе тоже все контролируется. Если человек не выехал, у нас информация есть. Мы его ищем, привлекаем, выдворяем, смотрим, что за обстоятельства. Заболел, продлеваем ему визу. Гражданам Китая 2 тысяч человек были привлечены к административной ответственности. Основные виду нарушении – они работаю без разрешения, категории виза деловая именно для проведения участия в конференциях, симпозиумах, консультации. Они все-таки остаются, работают, получают зарплаты. Мы их привлекаем, выдворяем. Контроль у нас за этой категорией есть. Если верить некоторым СМИ, которые говорят, 1,5 миллиона граждан Китая ходят, такого нет.

Ведущая То есть, это все четко отрегулировано?

Саинов С Четко отрегулировано и большая половина – это наши оралманы. Мы отделяем категорию, которая приехали, хотят получить гражданство. Мы за то, чтобы восполнить демографические потери. Мы в этом заинтересованы. Но как к иностранцам они подпадают у нас под общие правила, требования законов. Они стараются соблюдать в рамках больших проектов, которые у нас проводятся. У нас тоже с ними больше не должно быть. Там даже сейчас визовые вопросы немножко упрощаются. Им делают групповые туристические визы. Там уже одна виза на группу будет выдаваться. Тоже есть у нас методы контроля. Потому что она будет фиксироваться в базе. Если один человек пропадет, мы уже будем задерживать всю группу, и проверять.

Ведущая Следующий вопрос – есть ли сейчас во всех гостиницах Казахстана возможность иностранцам регистрироваться без обращения напрямую в местные органы полиции?

Саинов С Да. Данную возможность мы с прошлого года ввели. С начала мы предоставили возможность физическим лицам, то есть, нашим гражданам регистрировать прибывающих к ним иностранцев, приглашенных. После этого уже сделали пилот по гостиницам. Порядка 280 гостиниц. На сегодняшний день у нас все юридические лица имеют права регистрировать у себя иностранцев. Так что любая гостиница, которая зарегистрирована как осуществляющий гостиничный бизнес, если у него есть электронная печать, свой юридический адрес, она может зарегистрировать иностранца. Единственное, что у них сейчас на сегодняшний день какие-то проблемы возникли. Там что-то связано с электронной подписью. Сейчас с этим разбираются. Гостиницы, которые перешли на электронную подпись могут. Но это технические моменты. Я думаю, сейчас люди занимаются.

Ведущая И такой завершающий вопрос. на сегодняшний день растет количество людей, которые отправляются на поиски лучшей жизни в дальние страны. В частности, это касается представителей молодежи, которые едут на обучение и не возвращаются. Скажите, какова статистика? И насколько увеличилось количество людей, покидающих страну за последние года три?

Саинов С Если брать выезд на постоянное жительство, то если в 2014 году 33 тысяч выехало, в 2015 году 32 тысяч, в текущем году пока 26 тысяч. В среднем мы берем 30 тысяч. У нас стабильная ситуация. Кто-то возвращается. Если человек едет на учебу, он в принципе встает там на учет за рубежом. Это уже работа нашего внешнеполитического ведомства. Они там их берут на учет. Помогают за рубежом. Поддерживают связь. Но у них, видите, длительное обучение. Мы не требуем оформления выезда на постоянное жительство, если он едет на учебу. Закончит учебу, и вернется, это его право. На выбор места жительства и свободы перемещения. Если вдруг им понравится, если он решит остаться, я здесь ничего сделать не смогу. Но он там уже будет подавать документы с начало на выезд. Потому что практически во всех государствах, в том числе и зарубежных, чтобы оставить на постоянное жительство, там выдают карту. У них идет согласие страны гражданства. То есть, наша сторона должна дать разрешение. Но эти цифры входят в эти 30 тысяч ежегодно, которые через посольства сделали себе выезд на постоянное жительство. Но в то же время они остаются нашими гражданами до получения гражданства страны пребывания.

Ведущая Серик Саинович, спасибо вам большое за ваши ответы. Наше время, к сожалению, подошло к концу. Хотелось бы пожелать вам успехов в реализации тех задач, которые перед вами стоят.

Саинов С Спасибо огромное!

Ведущая Уважаемые пользователи! Вам бы хотелось напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго! До свидания!

 

 

 

 

Новости партнеров
Loading...

Похожие новости