«Реконструкция автомобильных дорог в рамках программы «Нурлы жол»

26 Ноября, 2015, 11:00 2172
  • Видео

Уважаемые пользователи!
26 ноября в 11:00 в студии портала BNews.kz состoялась онлайн-конференция с участием заместителя председателя Комитета автомобильных дорог МИР РК Амангельды Бекова на тему «Реконструкция автомобильных дорог в рамках программы «Нурлы жол».

Ведущая: Доброе утро, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. С вами я – Алия Сармурзинова. Развитие транспортной инфраструктуры одно из стратегически важных направлений новой политики руководства страны программы «Нурлы жол», которая начала действовать с 1 января текущего года. Год практически подошел к концу. А значит, самое время поговорить об имеющихся результатах и дальнейших перспективах. Тема нашей программы - реконструкция автомобильных дорог в рамках программы «Нурлы жол». Позвольте представить вашему вниманию спикера сегодняшней конференции - заместителя председателя Комитета автомобильных дорог Бекова Амангельды Ауезхановича. Здравствуйте!

Беков А. Добрый день!

Ведущая: Рада приветствовать вас сегодня в нашей студии в рамках онлайн-конференции.

Беков А. Спасибо! Уважаемые участники конференции! Автомобильные дороги являются важнейшим элементом социальной, производственной инфраструктуры экономики Казахстана. Их функционирование и устойчивое развитие является необходимым условием уровня и улучшения условий жизни населения. Развитие автомобильных дорог, особенно в рамках международных транспортных коридоров обеспечивает развитие межрегиональных и международных экономических связей. В этой связи на протяжении последних лет в стране усиленно ведется политика, направленная на формирование современной высокоразвитой транспортной сети и повышения привлекательности транспортной инфраструктуры Казахстана. Соответствующая работа продолжена в рамках государственной программы «Нурлы жол», в которой предусмотрена реализация 11 автодорожных проектов, протяженностью свыше 7 тысяч километров. Это проекты завершения коридоров Западная Европа - Западный Китай, это коридоры по направлению от центра. То есть, от Астаны центр-юг, центр-запад, центр-восток, также дороги Алматы-Усть-Каменогорск, Астана-Петропавловск, Уральск-Каменка, Кызылорда - Жезказган – Караганда, Жетыбай-Жанаозен, Ушарал-Достык, и юго-западный обход города Астаны. Общая стоимость строительства составляет порядка 2,5 триллионов тенге. Последние 2 года из национального фонда выделено 301 миллиард тенге. При этом свыше 70 процентов финансовых средств на реализацию проекта будут составлять внешние займы. В настоящее время имеется договоренность с международными финансовыми институтами. Это международный банк развития и реконструкции, Азиатский, Европейский и Исламские банки развития на привлечение порядка 5,5 миллиард долларов США. За счет привлеченных средств будут реализованы проекты. Это центр – юг, центр – запад, Узынагаш-Отар, Жетыбай-Жанаозен. В текущем году по данным проекта разработаны техники экономического обоснования. По участкам Бурубайтал-Корты проекты центр-юг, Актобе - Макат и Атырау – Астрахань проекта центр-запад, также Жетыбай – Жанаозен и Узынагаш – Отар работы планируются во второй половине 2016 года после подписания соглашения с банками в первом полугодии 2016 года. По остальным участкам коридора центр-юг и участка Астана – Аркалык – Кандыагаш реализация проекта планируется начать в начале 2017 года. Подписание соглашения по этим участкам планируется на второе полугодие 2016 года. Кроме того планируется привлечь негосударственные займы под государственную гарантию. В частности 2 и 6 миллиардов планируется взять у ЭКСИМ-банка Китайской Народной республики. Полномасштабная работа на автодорожных проектах предусматривается в 2016-2018 годы, на которых будут задействованы около 2 тысяч человек. Здесь Глава государства отметил, что строительство инфраструктурных проектов дает мультимедийные эффекты для всей экономики Казахстана. И здесь особое значение в реализации автодорожных проектов уделяется Казахстанскому содержанию. Так на автодорожных проектах более 90 процентов дорожно-строительных материалов будет использоваться отечественного производства. В частности на реализацию проектов «Нурлы жол» потребуется порядка 42 миллионов кубов щебня, по 2 миллиона тонн цемента, битума, также порядка миллиона кубов железобетонных изделии, и около миллиона тонн металлических изделии – арматура, стальные изделия, и т.д. То есть практически будет полностью задействовано 4 битумного завода Казахстана, это Актауский битумный завод, Павлодарский нефтехимический завод, асфальтобетон и битумный завод в городе Шымкент. Также будет задействовано 10 цементных заводов во всех регионах Казахстана. То есть благодаря производственным частям заводов будет полностью обеспечена необходимая потребность битума и цемента отечественного производства. Если перейдем на текущий год, то объем финансирования в 2015 году составил 302 миллиарда тенге. Из них 178 миллиардов тенге были выделены с национального фонда. За счет выделенных средств реализуются такие проекты, как Западная Европа – Западный Китай, Астана – Алматы, Астана – Усть-Каменогорск, Бейнеу – Актау, Астана – Петропавлск, Уральск – Каменко. Здесь работа охвачена более 2 тысяч километров. В реализации автодорожных проектов уже на сегодняшний день это чисто проекты «Нурлы жол», на них задействовано 72 тысяч человек. Применено свыше 5 миллионов тонн щебня, 700 тысяч тонн цемента, и более тысячу кубов изделий. Теперь позвольте кратко остановиться на основных проектах, которые на сегодня у нас реализуются. Самый основной проект – это Западная Европа – Западный Китай. Реализация данного проекта начата с 2009 года. Стоимость проекта составляет свыше 800 миллиардов тенге. Ну, основная часть, конечно, коридора финансируется за счет займов международных финансовых институтов. За прошедший период на проекте уже завершены работы на 1884 километров. Это по Актюбинской, Кызылординской, и Южно-Казахстанской областях. То есть, от Шымкента до границы Российской Федерации уже открыто движение. С начала реализации проекта у нас в первую категорию переведено 890 километров. Построено 24 обхода крупных населенных пунктов и 2 перевалов, которые обеспечили безопасный бесперебойный проезд. Создано 47 новых производств, и расширено 8 существующих производств. Это в регионах, по которым проходит коридор. В среднем было задействовано ежегодно 35 тысяч человек, и мобилизовано свыше 4 тысяч единиц техники. И применены основные новые технологии. То есть, продолжили применять цементобетонное покрытие, щебёночно асфальтобетон и искусственные сооружения. Также был построен первый в Казахстане монолитный мост. Это в прошлом году мы как раз на день индустриализации открывали этот мост в городе Кызылорда. Здесь обеспечено надежное транспортное сообщение с 120 населенными пунктами, и грузопоток за прошедший период увеличился в 2 раза. В текущем году работы ведутся на участках Шымкент, границы Жамбулской области, Шымкент-Ташкент, Алматы – Хоргос. В августе мы завершили строительство обхода города Тараз, и к концу года обеспечим проезд от Шымкента до границы Жамбулской области. В целом реализация проекта будет завершена в следующем году, в конце следующего года. По коридору центр-юг реализация проекта соединяет Астану с Алматы через города Темиртау, Караганда, Балхаш. И реализация проекта начата в 2013 году на двух участках. Это Астана-Темиртау, Алматы-Капчагай. Общая протяжённость коридора составляет 1282 километра. В 2014 году в данном направлении введены уже первые 22 километра. В текущем году работы продолжаются на 253 километрах данного участка. По Астана-Темиртау работы ведутся на 6 участках, протяженностью 159 километров, где работают 5 подрядных организации. По Алматы-Капчагай работы ведутся на 3 участках, в общей протяженностью 94 километра, где у нас задействовано 3 подрядных организации. В целом в настоящее время уже 98 процентов строительных работ план этого года уже выполнен. И в декабре будут завершены работы на 72 километрах, из них на участке Темиртау – Астана 10 километров, и 62 километра на участке Алматы – Капчагай. Финансирование работ по реконструкции участка от Караганды через Балхаш - Бурубайтал предусмотрено за счет займов международного Европейского банка реконструкции и развития. По данным участкам для привлечения займов в текущем году будет разработана техника обоснования. И в следующем году начнется процедура подписания соглашения займах. Полное завершение данного проекта предусмотрено в 2019 году. По коридору центр-восток работы также начаты в 2013 году. Общая протяженность коридора составляет свыше тысячу километров. Данный коридор соединит Астану с городом Усть-Каменогорском через города Павлодар, Семей, Калбатау. В 2014 году на данном коридоре у нас 18 километров дороги уже построены и введены в эксплуатацию. В текущем году работы у нас ведутся на 507 километрах на 14 участках, включая мостовой переход. Там строится большой мостовой переход через город Павлодар. То есть, если раньше мы проезжали через Павлодар, там был единственный мост через реку Иртыш, то сейчас мы строим новый мост. Это в обход города Павлодара, чтобы вывести весь транзитный транспорт с улиц города Павлодар за пределы города. По итогам года планируется открыть движение на 100 километрах. Это 47 километров выход с Астаны, до Павлодара- Семея 53 километра. По участку, по коридору центр-запад планируется построить дорогу от Астаны до города Актау через Актобе, Атырау. Далее данный коридор от Атырау будет продолжена до города Астрахань. Ориентировочная протяженность коридора составит 2605 километров. В настоящее время работы ведутся на участке Бейнеу – Актау, Мангыстауской области, протяженностью 470 километров. Это за счет займов Азиатского банка и средств республиканского бюджета. В прошлом году мы завершили 200 километров. В текущем году работы ведутся на 270 километрах. Также практически все виды работы завершены. По итогам году планируем открыть движение на 40 километрах. Остальные 230 километров будут завершены в 2016 году. Финансирование работы от Астаны до Актобе, это 1200 километров, Актобе – Макат, Атырау – Астрахань планируются за счет займов международного банка реконструкции развития Азиатского и Исламского банков развития. Для привлечения займов в этом году мы завершаем разработку технико-экономического обоснования. И также в следующем году начнется процедура подписания соглашения. То есть в текущем году мы на участках уже за счет национального фонда начинаем. Это на участке между Актобе – Атырау. В настоящее время уже определены организации. И со следующего года уже будет вестись работа на участке от Актобе до Атырау, и Атырау – Астрахань. И с 2017 года начнем работу уже на участке от Астаны до Актобе. По маршруту Алматы – Усть-Каменогорск в настоящее время работы ведутся у нас на участке Капчагай – Талдыкорган. Это протяженность 141 километров. В 2015 году планируем сдать 53 километра дорог. Полное завершение участка до Талдыкоргана будет завершено в следующем году. На реализацию остального участка от Талдыкоргана до Усть-Каменогорска планируется привлечение займов под государственные гарантии. Полное завершение реализации данного проекта предусмотрено в 2020 году. Также мы завершаем к следующему году участок от Астаны до Петропавловска. В этом году мы планируем 55 километров. И на следующий год завершить участок до Петропавловска. Также в 2017 году планируем начать от Петропавловска до границы Российской Федерации с выходом на Челябинск. Также в этом году мы начали реализацию проекта Уральск – Каменко. Это протяженность 100 километров. Работы на этом участке будут завершены в 2017 году. Хотел бы остановиться по 100 шагам. Вы уже знаете, что Главой государства объявлено о 5 институциональных реформах, и обозначены 100 конкретных шагов по их реализации. Эти 100 шагов включают в себя 5 основных реформ. Это реформа в области формирования государственного аппарата. По обеспечению верховенства закона. Реформа в области индустриализации экономического роста. Реформа под названием нации единого будущего, а также реформа по созданию транспарантного государства. В рамках реформы в области индустриализации экономического роста закреплены несколько шагов по транспортной отрасли. В том числе по автодорожной отрасли. Так в автодорожной отрасли реализуется 58-шаг, который предусматривает привлечение якорных инвесторов на создание единого инвестора по развитию и содержанию транспортной инфраструктуры. соответствующий законопроект уже подписан Главой государства, и вступает в силу уже с 1-января следующего года. В рамках этого шага национальный оператор в лице акционерного общества Национальная компания Казавтожол будет наделен полномочиями по самостоятельному привлечению инвесторов для реализации проектов, а также по погашению средств инвесторов за счет отборов отплатных дорог, а также по взиманию платы за проезд в залог автотранспорта по всем автодромам после проведения реконструкции. Также национальный оператор будет определен полномочию по контролю над проездом грузового автотранспорта посредством специальных автоматизированных средств, что позволит максимально ограничить вес тяжеловесного транспорта на автодороге. Данный законопроект, как я уже отметил, вышел уже 27-октября и подписан Главой государства. В ближайшие 5 лет в рамках программы «Нурлы жол» перед автодорожной отраслью стоят большие задачи по строительству автомобильных дорог для своевременной реализаций которых необходимы средства, как национального оператора, так и будут привлечены дополнительные средства в виде негосударственных займов. Также будут подписаны все соглашения по привлечению правительственных займов. То есть, задача, поставленная в программе «Нурлы жол» по развитию автомобильных дорог будут выполнены своевременно и соответствующим качеством.

Ведущая: Спасибо большое за ваш комплексный и обширный ответ о том, что рассказали о наиболее важных стратегических проектах, какая проводится работа, в каком направлении. И вот хотелось бы узнать, на развитие автомобильных дорог выделяются достаточно значительные средства, как вами было упомянуто, из национального фонда, и также привлекаются займы. В этой связи хотелось бы узнать, осуществляется ли контроль над строительством автомобильных дорог, которые на сегодняшний день реализуются?

Беков А. Ну, здесь хотел бы отметить, что у нас в отрасли уже более 5 лет действует пятиступенчатый контроль качества. То есть, первая ступень – это приемочный контроль. Затем идет независимая служба инженера, которого нанимает заказчик. Затем автор проекта проверяет соответствие проектным условиям, которые были заложены в проектной смете документации. Также у нас имеется у комитета автомобильных дорог в каждой области 14 лаборатории, которые проверяют качество выполняемых работ. И последнее – это служба качества заказчика. То есть, 5 ступеней контроля. То есть мы стараемся, чтобы работы были выполнены качественно. Также мы предусматриваем условия для подрядных организации. То есть, после завершения проекта в течение 5 лет подрядчик дает гарантию на исправление возможных эффектов, которые образуются в ходе эксплуатации автодороги. При этом он 5 процентов от стоимости контракта закладывает в виде гарантии. То есть, если на следующий год появится дефект, и подрядчик будет отказываться исправлять дефекты, то мы отзываем гарантию, и на эти деньги нанимаем другого подрядчика, который будет исправлять эти дефекты. Гарантия у нас есть. То есть, в вопросах качества сейчас работа уже хорошо налажена.

Ведущая: Спасибо большое! Следующий вопрос звучит таким образом – определены ли все автодорожные проекты в рамках реализации проекта «Нурлы жол», и какие будут источники финансирования?

Беков А. Ну, я вот в своем выступлении отметил, что мы привлекаем средства из республиканского бюджета, национального фонда и займы международного финансового институтов, и займы государственной гарантии. То есть, практически все проекты у нас имеют источники финансирования. На сегодняшний день у нас 2 проекта Кызылорда – Жезказган - Караганда, и юго-западный обход Астаны, где не были определены источники. Но мы надеемся, что за счет привлечения займов в рамках девальвации тенге у нас появится определенное экономия, за счет которых мы будем закрывать эти проекты. То есть, все проекты «Нурлы жол», все 11 проектов можно сказать обеспечены источниками финансирования.

Ведущая: Спасибо большое! Ну, и в завершении хотелось бы озвучить вопросы от наших пользователей. Потому что в первую очередь мы ориентированы именно на них. Итак, Данияр спрашивает: «Добрый день! Министр Исекешев сказал, что сэкономленные средства от займов на строительство автомобильных дорог пойдут на модернизацию дорожной сети в стране. Сколько было сэкономлено средств и займов международных финансовых институтов, и на какие дороги будут пущены эти средства? Ведь если вспомнить, пока строили дорогу Западная Европа – Западный Китай, то прошло 3 девальвации. 1 миллиард долларов было пущено на дорогу Шымкент – Ташкент, куда будут направлены эти средства? Из-за свободного курса тенге бюджет в рамках программы «Нурлы жол» по реконструкции дорог уменьшаются. Все-таки, зарплаты в тенге должна занимать значительную часть бюджета. Тем более, что, наверное, треть материалов являются казахстанским по содержанию».

Беков А. Очень хороший вопрос. В действительности, при реализации проекта Западная Европа – Западный Китай было 3 девальвации. Займы мы брали в долларах. То есть, у нас сложилась определенная экономия. То есть, на сегодняшний день мы уже порядка 500 миллиона долларов имеем экономии. Это по действующим займам. Данные средства мы направляем на участок Курту - Бурылбайтал. Это самый такой участок межу Астаной и Алматы, которое в свое время не было охвачено ремонтом. На этот участок мы направляем порядка 300 миллиона долларов. И начинаем новый участок. То есть, у нас получается, между Алматы и Бишкеком, начиная от Узынагаша, идет двух полосная дорога. Мы хотим этот участок перевести к первой категории четырех полосной дороги. То есть, получается, Западная Европа – Западный Китай в этих участках будет полностью четырех полосная дорога. То есть, эти все сэкономленные средства мы будем использовать уже на других участках дорог. Теперь, если хотим остановиться на новых займах, то там тоже, как сказал Асет Исекешев, там порядка миллиарда долларов также планируется сэкономить за счет девальвации, которые также будут использованы на других проектах развития автомобильных дорог. В частности, как я уже отметил выше, это участок Кызылорда – Караганда, и юго-западный обход Астаны. В действительности, как я уже отразил в своем выступлении, свыше 90 процентов материалов у нас казахстанского содержания. То есть, девальвация тенге на стоимость автодорожных проектов оказывает минимальное значение. Зарплата у нас в тенге, материал казахстанский. То есть, получается, практически все казахстанское.

Ведущая: Ну, и второй пользователь посчитал остаться анонимным. Но представился как инженер по развитию инфраструктуры. Его вопрос звучит следующим образом: Добрый день! У меня есть несколько вопросов, на которых хочется услышать ответ. Я буду задавать их по очереди. Первый вопрос – что происходит с проектом капитального ремонта строительства автодороги Актобе – Атырау, особенно на участках Кандыагаш-Доссор?

Беков А. Ну, по этому вопросу скажу, что между Атырау - Актобе мы уже первые 2 участка начинаем. Это 26 километров. 16 километров в Актюбинской области, от населенного пункта Байганин в сторону Атырау, и в Атырауской области 10 километров. Это за сет средств национального фонда. А полностью работа на данном участке начнется в следующем году. То есть, мы туда привлекаем займы Азиатского и исламского банка развития . То есть, во втором полугодии уже работы на участке от Атырау до Актобе, также до Астрахани будет уже начата во второй половине следующего года. Касательно участка Доссор-Кандыагаш, как я сказал, от Кандыагаша до Маката уже работы начнутся полностью в следующем году. От Маката до Доссора мы уже реконструкцию сделали в 2016 году. И этот участок у нас в хорошем состоянии, и не требует никаких видов ремонта.

Ведущая: Спасибо большое! Второй вопрос: что вы думаете по поводу строительства автодороги второй категории между Саксаульской и Бейнеу? По моим предварительным расчетам нужно построить 500 километров новой дороги. Эффект от строительства от этой дороги будет сверхэффективным. Сейчас автомобили ездят через Уральск. Дополнительный крюк составляет 1500 километров. Строительство этой дороги можно осуществлять на основе государственного частного партнёрства.

Беков А. По строительству такой прямой автомобильной дороги, соединяющий центр с морским портом Актау, действительно, у нас в прогнозных планах Министерства имеется. То есть мы хотим строить дорогу уже не через Саксауыл, а от Шалкара до Бейнеу. Но ориентировочно где-то 500 километров. Но этот проект будет реализовано уже после завершения проекта программы «Нурлы жол». Действительно, данный маршрут сократит где-то 1500 километров. Но мы в рамках проекта центр-запад строи дорогу от Астаны до Актобе. То есть, это дорога пройдет через Аркалык, Шалкар, Кандыагаш. Сейчас этот коридор уже на половину сократит этот маршрут. К 2020 году мы уже сократим. Она не будет идти параллельно железной дороги. Она будет у нас идти от Шалкара до Бейнеу.

Ведущая: Спасибо большое! И третьи заключительный вопрос: На мой взгляд в Казахстане необходимо строить транзитные широкие дороги. Что вы думаете по поводу строительства новой автодороги напрямую от Жезказгана до станции Саксаульская? Если будут построены новые автодороги Жезказган - Саксаульская, и Саксаульская – Бейнеу, в Казахстане появится эффективная транзитная широтная автодорога.

Беков А. Касательно широтной автодороги, то я уже выше отметил, что мы строим дорогу центр-запад. То есть она пройдет от Астаны через Аркалык, Иргиз, и далее на запад. То есть она, практически получается, широтная дорога. Строительство автодороги Жезказган – Саксаульская, как я уже отмечал выше, параллельно железной дороге. Таких планов у нас нет. То есть за счет строительства автодороги центр-запад мы решаем этот вопрос широтного расположения. То, что ранее предлагалось на основе ГЧП, то вы прекрасно понимаете, что Казахстан занимает 9-место по территории. А по численности населения мы уже не очень. То есть, у нас большая территория, очень протяженные дороги, и использование средств частных инвесторов на строительство автомобильных дорог практически не будут выкупаться. То есть, использование ГЧП на таких участках не даст эффективности. Сейчас мы реализуем этот первый конституционный проект с участием частных инвесторов. Это большая Алматинская кольцевая дорога. Но этот проект может окупить эти средства частных инвесторов.

Ведущая: Амангельды Ауезханович, спасибо большое за ваши ответы о том, что дали такие четкие представления для наших пользователей о том, как реализуется программа «Нурлы жол», обозначенная Главой государства непосредственно в вашем направлении. К сожалению наше время подошло к концу. Спасибо вам большое!

Беков А. Вам спасибо за приглашение!

Ведущая: Ну, а вам, дорогие пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего доброго! До свидания!

Похожие новости