«Роль и участие бизнеса в подготовке кадров и развитии инноваций»

10 Ноября, 2015, 15:00 764
  • Видео

Уважаемые пользователи!
10 ноября в 15:00 в студии портала BNews.kz состoялась онлайн-конференция с участием заместителя председателя Правления Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан Нуржана Альтаева на тему «Роль и участие бизнеса в подготовке кадров и развитии инноваций».

Ведущая: Добрый день, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Вы присоединились к прямой трансляции из нашей студии. Тема сегодняшней онлайн – конференции «Роль и участие бизнеса в подготовке кадров и развитии инноваций». Представляю вашему вниманию спикера сегодняшней онлайн – конференции, заместителя председателя Правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Альтаева Нуржана Бауыржановича. Здравствуйте!

Альтаев Н. Здравствуйте!

Ведущая: Рада приветствовать вас в нашей студии.

Альтаев Н. Я очень рад сегодня присутствовать у вас.

Ведущая: Спасибо, перейдем непосредственно к вопросам. Вопрос в подготовке кадров напрямую взаимосвязан с образовательной системой. И в этой связи хотелось бы узнать и услышать от вас ответ на вопрос о том, насколько тесно сотрудничают бизнес и образование?

Альтаев Н. На сегодняшний день в сфере именно технического и профессионального образования, это взаимодействие определенным образом уже устраивается. Начиная с прошлого года по инициативе национальной палаты предпринимателей «Атамекен» совместно с Министерством Образования и науки, Министерством Здравоохранения и социального развития нами была разработана дорожная карта развития дуального образования в Казахстане. Что такое дуальное образование? Это когда сами предприятия участвуют в подготовке специалистов для себя. Потому что, во – первых, лучше них никто не знает, каким должен быть специалист, который будет работать у него на предприятии, на заводе. Во – вторых, какого качества должен быть специалист, в этом обязательно, конечно, предприятия сами должны участвовать. Это хорошая мировая практика. Особенно она развита в странах Европы, допустим, в Германии, у которой считается наиболее лучший опыт профессионального и технического образования. У них практически 70 процентов времени студент колледжа находится на предприятии, и только 30 процентов он проходит теоретическое обучение. Поэтому мы с прошлого года разработали такую дуальную карту. В ней сейчас участвуют более шестисот предприятии Казахстана. И это выглядит таким образом, что мы вначале у предприятия опрашиваем, какие специалисты им нужны, кто ему нужен. Потом, когда они говорят, допустим, нам нужно столько то сварщиков, столько то кладчиков, столько – то маляров и т.д., мы уже этот заказ примерно опрашиваем эти предприятия, и в каких колледжах вы бы хотели этих специалистов подготовить. Во–первых, по территориальному нахождению, чтобы это было ближе к этому предприятию, находилось в одном городе с этим предприятием. Во-вторых, понятно, они делают по качеству, выбирают, примерно знают, какие колледжи как готовят. И здесь уже мы подписали с каждым предприятием, с каждым колледжем трех – четырехсторонние договоры. Этот договор подписывает предприятие. В этом договоре он описывает, что я делаю заказ колледжу на такое – то предприятие, и я готов его трудоустроить после того, как он закончит. И при этом, мы сразу в этом договоре прописываем, что, значит, колледж меняет свою образовательную программу под требование этого предприятия. Это во–первых. Во–вторых, свыше пятидесяти процентов времени, кто как договорится, где–то шестьдесят, где–то семьдесят процентов, он находится на этом предприятии. Там практикуется, и там работает. И параллельно тридцать процентов он проходит обучение в колледже. И при этом, мы сразу в этом договоре прописываем, что предприятие оплачивает ему определенную заработную плату. Где–то мы ее прописываем как заработную плату, где-то прописываем как стипендию, которую предприятие оплачивает. И, то же самое, где-то сто процентов от оклада, где-то семьдесят процентов, то есть, где как договоримся. И сейчас предприятия сделали нам заказ на более чем шестнадцать тысяч таких специалистов. Мы уже подписали соответствующие договора и сейчас более шестнадцати тысяч специалистов готовятся в колледжах с участием предприятии. То есть, 60 – 70 процентов времени находятся на предприятии, и 30-40 процентов находятся в колледже. Я думаю, что в прошлом году мы уже начали. Первый год как бы обучение идет, где-то через года два мы увидим первые результаты вот этой дуальной карты. Но есть еще проблемы с высшим образованием, где нет, такого как раз таки контакта, нет взаимодействия между практически высшими учебными заведениями и предприятия, это конечно высшее образование. Конечно, есть крупные предприятия, которые исторически уже как бы работают с определенным ВУЗ-ом. Там готовят специалистов, там есть какое-то взаимодействие. Но большинство это малый и средний бизнес. Они никак не взаимодействуют с ВУЗ-ами. Но Правительством в этом году приняты ряд мер, допустим, вы знаете, сейчас в стенах Парламента лежит проект Закона об образовании. В этом проекта закона предусматриваются вопросы автономизации ВУЗ-ов, и предусматривается, что теперь в этих высших учебных заведениях, в ее управлениях будут участвовать сами бизнесмены. В прошлом году этот пилот начался, где-то в десяти национальных высших учебных заведениях было принято решение о том, что там будут созданы наблюдательные советы. Это что то вроде совета директоров, и туда войдут бизнесмены, которые будут участвовать в управлении этим ВУЗ-ом. Но, вначале, можно сказать, первый блин получился комом. Потому что в первую очередь отбирались бизнесмены, больше были предложений от самих ректоров, и, понятно, ректора вместо того, чтобы включать туда именно предприятия, которые заинтересованы в них, они в первую очередь включали своих знакомых, друзей, тех, кто никогда не будут критиковать, ничего против этого ректора не будут говорить. И это, конечно, было не совсем правильно. Но мы с Министерством Образования в тесном контакте этот вопрос проработали, и было принято решение о том, что как раз таки, членов наблюдательных советов будут предлагать Национальная Палата предпринимателей. То есть, мы как бизнес сообщество от себя будем предлагать именно представителей бизнеса, предприятия, чтобы они участвовали в этих наблюдательных советах. И это решение было положительно принято Министерством Образования, и теперь в дальнейшем, когда будут формироваться такие наблюдательные советы, они будут именно из таких представителей. И мы очень приветствуем работу Министерства Образования и науки в том плане, что теперь эти наблюдательные советы, советы директоров, их роль будет усиливаться. То есть, в дальнейшем предполагается, что они будут утверждать бюджет этого ВУЗ-а. Они будут назначать или снимать с работы ректора соответствующего. И это мы считаем как раз таки правильным. И предприятие, которое будет участвовать в управлении ВУЗ-ом, конечно, очень в этом заинтересован. Ведь специалисты готовятся для них. Они конечные получатели этих специалистов, и, понятно, они будут выстраивать образовательную программу так, как им удобно. Они будут утверждать бюджет этого ВУЗ-а, то есть, будут распределять на что будет необходимо обратить внимание, на что нужно больше денег потратить.

Ведущая: То есть, стоять у самых истоков в формировании будущих специалистов?

Альтаев Н. Да-да. Поэтому мы считаем, пока сейчас в ВУЗ-ах эта работа еще не выстроена, то есть, нет этого взаимодействия, но те решения, и то, что делается сейчас Правительством и МОН, оно позволят как раз таки выстроить систему взаимодействия между предприятиями и ВУЗами.

Ведущая: В перспективе на какое время можно будет рассчитывать?

Альтаев Н. Мы думаем, что после принятия закона год два будут формироваться эти наблюдательные советы и советы директоров. Потом наверно будет определенная придирка, потому что это совсем новый механизм. И наверно, не все это будут воспринимать. Где-то будет отторжение, возможно от ректоров ВУЗ-ов, которые не захотят подчиняться этим наблюдательным советам. Но в целом, я думаю, что эта работа в конечном итоге будет выстроена. И, конечно, те ректора, которые болеют за свою работу, которые хотят, действительно, подготавливать специалистов, которые будут востребованы предприятиями, они, конечно, это воспримут и поймут. И я думаю, эффект от этой работы мы еще увидим.

Ведущая: Спасибо большое. Теперь хотелось бы поговорить о существующих на сегодня образовательных программах в наших учебных заведениях. Потому что, планируются такие глобальные реформы, в перспективе они могут стать не совсем актуальными. Можете об этом рассказать?

Альтаев Н. В системе образования, вы понимаете, что образовательные все стандарты, они на профессиональных стандартах. То есть, фундаментом всей этой системы это профессиональный стандарт. Что такое профессиональный стандарт? Это то, что каким, допустим, должен быть инженер в такой-то сфере, таким должен быть сварщик, маляр, журналист в такой сфере, да? То есть, профессиональный стандарт – это, так сказать, минимальные требования к этому специалисту каким он должен быть. И вот эти профессиональные стандарты. Идет процесс разработки этих стандартов во всех сферах. Если не ошибаюсь, на сегодняшний день около двухсот пятидесяти профессиональных стандартов было разработано, и где-то девятьсот профессиональных стандартов до 2020 года предстоит разработать. Что мы видим? Какую картину? На сегодняшний день, к сожалению, выделяются денежные средства. Они направляются в соответствующие отраслевые министерства. Но министерства для того, чтобы разработать отраслевой профессиональный стандарт, они нанимают некие консалтинговые кампании непонятные, которые, вообще, не понимают в этой профессии, в этой отрасли ничего. Но при этом разрабатывают эти так называемые отраслевые профессиональные стандарты. Они разрабатывают, потом направляют где-то на согласование в Национальную палату предпринимателей. Мы направляем отраслевым ассоциациям. Отраслевые ассоциации приходят в ужас от тех профессиональных стандартов, разработанных, так сказать, в консалтинговых кампаниях. Поэтому, мы уже, начиная с прошлого года этот вопрос обсуждаем с соответствующим министерством. Мы были категорически против того, чтобы эти отраслевые профессиональные стандарты разрабатывались непонятными кампаниями. Хорошо, что Министерство Здравоохранения и социального развития положительно это восприняло. Это неоднократно обсуждалось в Правительстве. И буквально в текущем году было принято положительное решение, и с первого января 2016 года разработка этих профессиональных стандартов будет передана отраслевым ассоциациям. А контроль за этим будет вести Национальная палата предпринимателей. То есть, есть отраслевые ассоциации, которые на сегодняшний день готовы, созрели, и могут эту работу проделать. Но есть, конечно, отраслевые ассоциации, которые очень слабенькие, которые состоят буквально из 2-3 человек. Поэтому понятно, мы будем определенно проводить отбор, и те такие ассоциации крупные KAZENERGY, Ассоциация строителей, они будут проводить разработки профессиональных стандартов. Но здесь, конечно, есть еще один момент. То, что мы хотим сделать при разработке профессиональных стандартов то, что мы их хотим имплиминтировать с теми профессиональными стандартами, которые есть в развитых странах. Потому что мы видим, где-то у нас есть предприятия, которые работают по старинке, по старинным технологиям, грубо говоря, режут ножовкой. Необходимо модернизировать технологию. Сейчас новые технологии. Они каждый день меняются, и мы должны готовить специалистов уже в новых условиях. Вы видите, сейчас Правительство очень серьезно работает над привлечением инвестиции. Даже Глава государства каждый день ездит по многим странам, привлекает инвесторов. Это большая работа, и завтра придут большие инвестиции. Завтра придут инвесторы. Когда они придут, где они возьмут кадры, которые будут работать? Они придут с новыми технологиями. А вы знаете, что например, сейчас развиваются 3Д технологии. По сути, в сфере строительства китайцы, допустим, уже на принтерах печатают дома, легковозводимые, быстро сборные дома. То есть, сейчас эта технология очень быстро будет развиваться. Мы должны за этим успевать, готовить соответствующих специалистов. Для этого, когда будем разрабатывать эти профессиональные стандарты, мы должны ориентироваться на развитые страны. Какие технологии там применяют, мы хотим как раз при разработке этих профессиональных стандартов имплиминтировать в развитые страны ОЭСР.

Ведущая: Хорошо. Спасибо большое за такой комплексный ответ. У меня будет вопрос о том, что сегодня у многих отраслях ощущается дефицит кадров. В частности в достаточно таких стратегически важных отраслях. Скажите, каким образом можно преодолеть этот дефицит?

Альтаев Н. Да, мы проводили в Национальной палате предпринимателей опрос среди бизнеса, среди предприятия. И бизнес дал нам потребность в специалистах, если не ошибаюсь, где-то около шестидесяти пяти тысяч специалистов. 65 тысяч специалистов по сути существует рабочих мест, где предприятия не могут найти себе специалистов. Но при этом, есть конечно, определенные направления, где у нас наоборот идет избыток. Есть регионы, в которых есть переизбыток специалистов. Есть регионы, в которых дефицит людских ресурсов. Это в основном северные регионы. Поэтому, конечно, здесь очень большая задача. Я считаю, это проведение работы по профориентации, потому что у нас кого не хватает, у нас не хватает специалистов простых рабочих, у нас не хватает трактористов, комбайнеров, сварщиков. То есть, именно на эти профессии молодежь не хочет идти, Они хотят сидеть в красивых офисах, хотят сидеть на чиновничьей какой-то работе. И при этом, выбирая как бы именно эту профессию, они идут в высшие учебные заведения. Поступают на юристов, экономистов, и потом не могут найти работу. Им приходится завтра идти таксистом либо сварщиком, но уже с дипломом о высшем образовании, уже со школы нам нужно правильно ориентировать молодых ребят. В прошлом году мы начали эту работу, и привлекли большое количество предприятии. Мы привлекли около двух тысяч предприятии по всему Казахстану, которые ходили по школам. Например, в школу приходила швея, которая работает на определенной фабрике, и рассказывала девушкам, в чем заключается ее работа. А потом формировали заинтересовавшихся ребят или девушек. В основном, это девушки формировали группу, которая приходила на ткацкую фабрику, и видела, как это все ведется. И мы видели, как загорались у девушек глаза. Они видели, как это все делается, что это такая творческая работа, то, что она очень интересна. При этом, эти мастера, швеи они получают очень хорошую заработную плату на этой фабрике. Она ничем не хуже, чем определенных чиновников. И здесь уже многие девушки говорили, что они хотели бы выбрать именно эту профессию, хотя родители при этом говорят, что ты должна пойти на юриста или должна пойти на экономиста. У нас, к сожалению, основными людьми, которые проводят профориентации, являются родители. Но детям в основном на уровне 10 – 11 классах родители говорят, ты пойдешь поступать в Евразийский Национальный Университет на юриспруденцию, мы решили, ты должен пойти туда. Хотя диплом ЕНУ юридического не гарантирует, что завтра устроитесь на работу. Поэтому мы считаем, что правильные профориентации должны давать не только родители, но и предприятия, бизнес, если он хочет специалистов нужных ему, Уже сейчас со школьной скамьи, со школьной парты на уровне 9-классов нужно проводить правильную профориентацию. Поэтому мы начали эту работу, и будем продолжать ее вместе с Госорганами. Но мы неоднократно также и говорим, что нужно дальше проводить идеологическую работу. Если вы помните, в Советское время очень много снималось документальных и художественных фильмов, которые пропагандировали именно простые профессии: «Весна на заречной улице», и очень много. Вспомните Главу государства, который работал простым металлургом, начинал с этого, и он очень гордится этой профессией, как мы видим. И нужно здесь правильно ориентировать. Нужно понимать, что любой карьерный рост начинается с простого. Буквально вчера мне на брифинге ЦК журналисты задали вопрос, вот вы постоянно говорите о том, что нужно популизировать просты рабочие профессии, специалистов простых рабочих профессии. Но вы-то сами как бы работали вообще в такой сфере? Вы же сейчас больше являетесь менеджером, который сидит в офисе. И я хочу сказать, моя профессиональная карьера тоже начиналась с простой рабочей профессии. Я работал на мебельной фабрике, будучи еще студентом. И я освоил для себя профессию оператора машины с числовым управлением. Это называется машинный ЧПУ. Это новая технология с числовым программным управлением. И таких специалистов в Казахстане очень мало, и я всегда говорю, если останусь безработным, я могу пойти на любую мебельную фабрику, которые есть в Казахстане. Если там есть такие технологии машинный ЧПУ, то меня руками и ногами оторвут туда, потому что я эту технологию знаю.

Ведущая: Это хороший пример. Будем надеяться, что подрастающее поколение будет брать для себя подобные ориентиры. Хотелось бы теперь перейти к вопросу по внедрению инновации в производство. Итак, Глава государства в шестьдесят четвертом шаге указал на необходимость разработки закона о коммерциализации результатов научной и научно - технической деятельности, что позволило бы создать соответствующий механизм финансирования подобных работ . И насколько существующий механизм коммерциализация соответствует предъявляемым требованиям?

Альтаев Н. Вы затронули очень такую больную тему для нас, потому что, если рассматривать ее с позиции бизнеса, с позиции предприятий, то мы видим, что наука на сегодняшний день работает в полном отрыве от реальности, в полном отрыве от производств, и от предприятий. То есть, у нас наука в первую очередь ударилась больше в прикладную науку, извините, за выражение, больше в теорию, но не в прикладную. То есть, грубо говоря, по сути, я условно буду говорить, ученые сейчас работают над, над созданием космических кораблей, которые бизнесу никак не нужны. Я в текущем году, весной этого года посетил ряд скандинавских стран, которые считаются инновационно активными, и там увидел очень простой механизм, который они применяют. У них существует некий координационный центр, куда весь бизнес, все предприятия обращаются за решением своих проблем. Например, у них в технологиях, в работе возникла какая-то проблема, они обращаются туда, говорят, попросите ученых, пусть они придумают как решить эту проблему, грубо говоря. Я приведу простой пример. Компания Airbus, крупная самолетостроительная кампания, она обращается в этот центр, и я видел этот пример, нам нужен новый дизайн самолета, придумайте. А этот координационный центр связан всеми практически университетами мира, и во всех университетах созданы такие сказать группы из ученых и студентов. Они из разных направлений: дизайнерские, инженерные, биотехнологии, медицине и т.д. По сути, делают заказы этим группам, и компания Airbus, мы например, за решением этого вопроса готовы заплатить два миллиона евро, или пять миллионов евро, условно говоря. Они делают конкурс среди этих групп, и та группа, которая разработает тот дизайн, который понравится кампании Airbus, она и получает эти деньги. Или компания Philips. Заказ они говорят, мы производим магнитно- резонансные томографы. Когда мы сканируем тело человека, поясница его разогревается воздействием лучей, и это для нас проблема. Решите нам эту проблему. И они ставят этот вопрос перед учеными, и говорят, мы готовы за решение этой проблемы, условно столько-то денег дать. И все эти группы начинают работать. Молодежь, студенты, эти миллионы евро они там извините, носом землю роют, пытаются найти решение этой проблемы. То есть, там это все поставлено научно практическую основу, и мы считаем, нам в Казахстане нужно делать. Это, по сути, предусмотрено в плане нации «100 шагов», и в рамках этого плана мы хотим создать координационный центр. У казахстанского бизнеса тоже сотни нерешенных проблем, в котором наука могла бы им помочь. Это и в сфере биотехнологии, и в сфере агропромышленного комплекса, и сфере машиностроения. Сотни - сотни тысяч проблем которые для нашего бизнеса решать. Нужно понимать, что мы сейчас новые технологии, какие- то новые решения привлекаем только из-за рубежа. Но, вы поймите, что зарубежные компании и другие страны новые технологии неохотно передают. Они сначала максимально сами используют, и после того как это станет менее прибыльным, только в этом случае могут поделиться. И если мы будем рассчитывать на зарубежные технологии, то постоянно будем плестись в хвосте. Поэтому нам нужно привлекать свои умы, своих ученых, нашу молодежь, чтобы они постоянно работали, искали. И вы знаете, если молодежь почувствует вкус денег, когда он увидел, что придумал, и за это получил реальные деньги, он будет постоянно стараться что-то придумывать. И это будет за собой влечь инновационный смысл нашей молодежи. Мы даже предлагали в рамках координационного центра создавать такие группы не только у нас в стране, но и привлечь российские университеты, украинские университеты, рядом находящиеся Киргизстан, Узбекистан и так далее. Им какая разница. Главное им заработать деньги, и они, чтобы эти деньги заработать, постоянно будут мыслить, и внедрять какие-то новые технологии. Над этим мы очень усиленно работаем совместно с Министерством Образования и Науки, Министерством инвестиции и развитии. Я думаю, что какую- то площадку очень практичную и нужную для бизнеса мы, все-таки, найдем.

Ведущая: Спасибо большое, Нуржан Бауыржанович. К сожалению, у нас ограничено время, оно подходит к концу. Но напоследок, я бы хотела задать вопрос от нашего постоянного пользователя Данияра. Звучит он следующим образом: «Добрый день! На форуме машиностроителей вы говорили, что Министерство Образования и науки не выделяет госзаказ МПП на разработку профессиональных стандартов. Получат ли в следующем году Палата предпринимателей госзаказ на эту работу?»

Альтаев Н. Да. Я уже как раз таки обговорил, то, что этот заказ касается не только Министерства Образования и науки. Это касается всех отраслевых министерств. То есть, разработка этих профессиональных стандартов. Мы предлагали, чтобы этим занялась не только Национальная палата предпринимателей, а отраслевые ассоциации, потому что лучше самих строителей никто не знает, каким должен быть строитель. Лучше самих работодателей никто не знает, каким должен быть сварщик. Поэтому эти профессиональные стандарты должны разрабатывать отраслевые ассоциации, и уже соответствующее решение принято. С января 2016 года разработка профессиональных стандартов переходит в систему Национальной палаты предпринимателей. Спасибо за вопрос. Он очень важный. Как мы говорили, обещали на форуме машиностроителей, практически добились успеха в этом вопросе. И со следующего года оно переходит к нам.

Ведущая: Спасибо за ответ для Данияра, а также за комплексные ответы на наши вопросы!

Альтаев Н. Спасибо большое.

Ведущая: А вам, дорогие пользователи, напоминаем , что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго. До свидания!

Читайте также

Рекомендуем
Концерт Ержана Максима состоится 28 июня в Нур-Султане 2746

Похожие новости