«Среднесрочные тенденции на рынке труда Казахстана»

4 Октября, 2016, 16:00 1062
  • Видео

Уважаемые пользователи!

4 октября в 16:00 в студии BNews.kz состоялась онлайн-конференция на тему «Среднесрочные тенденции на рынке труда Казахстана». Стоит ли казахстанцам ждать экономического подъема и роста заработных плат?  На какие государственные гарантии могут рассчитывать  работники?  Об этом и не только расскажет главный государственный инспектор труда РК Акмади Сарбасов.

Ведущая. Доброго времени суток, уважаемые пользователи информационного портала BNews.kz. Я рада поприветствовать вас в прямом эфире. Тема нашей конференции – это среднесрочные тенденции на рынке труда Казахстан. Стоит ли казахстанцам ждать экономического подъема и роста оплаты труда? Что делается для того, чтобы помочь нашей молодежи трудоустроиться? На какие государственные гарантии могут рассчитывать работники? Об этом и не только расскажет наш гость. Позвольте представить вашему вниманию главный государственный инспектор труда Республики Казахстан Акмади Адилович Сарбасов. Добрый день!

Сарбасов А. Добрый день!

Ведущая. Спасибо большое, что в рамках своего очень плотного графика вы выделил для нас время, и стали участником конференции.

Сарбасов А. Спасибо! Вам спасибо!

Ведущая. Акмади Адилович, у вас на самом деле непростая деятельность. Для всех работающий казахстанцев должность достаточно близкая, можно сказать народная. Расскажите, пожалуйста, о зоне своей ответственности. С какими вопросами вам приходится сталкиваться, и как решать?

Сарбасов А. Спасибо вам большое. Позвольте вас еще раз поблагодарить за возможность ответить на вопросы, которые есть. Безусловно, сфера ответственности нашего министерства и нашего комитета, которую я возглавляю, она достаточно широка. И вы вот упомянули, даже народная. Безусловно, через нашу компетенцию проходит весь жизненный цикл человека. Мы с уверенностью можем сказать, что это работа, которая касается практически каждого гражданина. Что касается зоны ответственности, то в сфере компетенции нашего комитета – это вопрос реализации государственной политики в сфере труда, в сфере трудовых отношении. И в этом направлении мы координируем местные органы по инспекции труда, прежде всего. Есть местные органы по инспекции труда. Это вопрос обеспечения безопасных условии труда, то есть, комплекс вопросов, касающихся обеспечения безопасных условии труда на работе, и в целом защита здоровья работающего населения. Есть отдельный блок. Наш комитет координирует вопросы миграции населения. Когда мы говорим о миграции населения, прежде всего, вопросы регулирования, привлечения рабочей силы, вопросы регулирования этнической миграции, также вопросы по регулированию внутренних миграционных процессов. И третьи блок вопроса – это вопросы социальной защиты. Мы в этом случае координируем наши центральные органы, вопросы назначения пенсии, социальной пособии и проведения социальной экспертизы. Вот эти блоки вопросов в сфере нашего комитета.

Ведущая. Скажите, каковы среднесрочные тенденции на рынке труда Казахстана на ближайшее время будет ли расширяться трудовое поле и стоит ли казахстанцам ожидать повышения заработной платы? 

Сарбасов А. Говоря о тенденциях на рынке труда, сложно прогнозировать. Но тем не менее позвольте сказать, что сейчас в экономике занято более 8 миллионов работающих. У нас уровень безработицы на сегодняшний день сложилась порядка 5 процентов. Мы еженедельно мониторим ситуацию на рынке труда. Поскольку сейчас ситуация в экономике в целом требует принятия достаточных эффективных мер по защите рынка труда, по защите прав трудящихся. И в этом направлении хотелось бы отметить, что у нас порядка 11 тысяч человек находятся в режиме гибкого рабочего времени. То есть, этот гибкий режим подразумевает собой, когда в силу определенных негативных тенденции производства тенденции работодатели вынуждены работников привлекать к трудовой деятельности по отдельным режимам. То есть, неполное рабочее время, либо через другой механизм. Вот в таком режиме у нас 11 тысяч на сегодняшний день работают. И мы по ним проводим мониторинг. Если действительно работник высвобождается, то здесь уже подключаются органы занятости, и к ним принимаются государственные меры содействию занятости. Это меры по трудоустройствам, мера по обучению, а также по ряду других направлении, которые предусмотрены в нашем законодательстве по занятости населения. В целом, мне бы хотелось отметить, что в текущем году наш центр трудовых ресурсов проводил анализ рынка труда совместно с Национальной палатой предпринимателей. Они порядка 11 тысяч опрос провели, по итогам которого установлено, что в целом на ближайшие 5 лет сохранятся положительная динамика на рынке труда. У нас на рынке труда будет спрос на рабочую силу. К 2021 году, пока неимении те опросы, которые провели показывают, что будет прирост занятости населения порядка более 800 тысяч, и основными секторами будет сфера индивидуальных услуг, сфера промышленности, сфера образования, а также ряд других приоритетных отраслей, где ожидается рост рабочей силы.

Ведущая. Скажите, каковы прогнозы по безработице на 2016-2017 годы?

Сарбасов А. Что касается безработицы, то опять-таки с учетом тех мер, которые принимаются государством по обеспечению занятости населения, мы ожидаем, что ближайшие 2 года в 2016-2017 годы уровень безработицы сохранится на уровне 5 процентов. То есть, он не превысит 5 процентов. За счет чего это будет достигнуто? Прежде всего, безусловно, это реализация тех государственных отраслевых программ, которые в настоящее время реализуются. Это по направлении индустриально-инновационного развития программы, дорожной карты бизнеса, вы знаете прекрасно. И безусловно, это программа Дорожной карты занятости, администратором которого является наше министерство. В рамках этой программы есть 3 направления. В рамках каждой которой реализуются содействие трудоустройства и социальной защиты граждан. Бюджет 2-16 года на эту программу у нас выделено более 128 миллиардов тенге, в рамках которого предусмотрено создание, даже уже по итогам 8 месяцев уже задействовано в рамках реализации программы 111 тысяч человек. По всем направлениям реализуются меры. Допустим, если взять первое направление, это содействие занятости через развитие инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, то в рамках этого направления у нас предполагается, что будет создано свыше 41 тысяч рабочих мест. И вот по каждому направлению Дорожной карты занятости такие индикаторы у нас предусмотрены в рамках которого реализуются не только меры по занятости, но и в целом реализуют инициативы в частности предпринимательской инициативы, которые есть у граждан. У нас есть отдельное направление, в рамках которого уделяются микрокредиты гражданам. И в рамках этого направления уже микрокредит получили свыше 9 тысяч граждан. Вот такие меры на сегодняшний день реализуются на рынке труда в Казахстане.

Ведущая. Специалисты интернет платформы Headhunter сообщают о том, что самая сложная ситуация именно среди молодежи, которые только начинают свой трудовой путь. На каждую открытую вакансию претендуют в среднем 22 человека. Скажите, что делается государством для того, чтобы помочь молодежи трудоустроиться?

Сарбасов А. Что касается молодых людей, то это в рамках законодательства они относятся к приоритетной категории граждан. На сегодняшний день, если я уже говорил, общий уровень безработицы у нас составляет 5 процентов, то уровень молодежной безработицы не превышает и 4,2 процентов. Это порядка 95 тысяч человек. В рамках законодательства занятости населения, в рамках трудового законодательства в целом предусмотрены определенные гарантии и льготы ля этих категории работников. Если взять, допустим, Дорожную карту занятости-2020, то по всем направлениям, которые реализуются в настоящее время предусмотрено, что у нас есть приоритетная категория, когда этим молодым работникам выделяется в приоритетном порядке рабочее место. То есть, их трудоустраивают. Им оказывают услуги по обучению, по повышению квалификации, оказываются меры содействия переселения, если есть такая необходимость. И уже в текущем году в рамках Дорожной карты занятости порядка свыше 50 тысяч молодых людей были задействованы. Мы считаем, что это достаточно эффективные меры, которые позволяет не только обеспечить работой молодых людей, но и в целом дать им возможность получить навыки, умения, знания в процессе первых лет трудовой деятельности.  

Ведущая. Если молодежи трудно трудоустроиться, то людям старше 50 лет наоборот сложнее сохранить свое рабочее место. Скажите, на какие государственные гарантии могут рассчитывать данные работники?

Сарбасов А. Что касается этой категории граждан, работающих граждан, прежде всего, то здесь я хочу отметить, что по этой категории граждан реализуется специальная программа в содействие занятости лиц, старше 50 лет. 50+, так называемая программа. В рамках нее также предусмотрены отдельные меры, направленные на содействие занятости. Я не буду углубляться в цифры. Я хочу сказать, что также в каждом направлении инструментов, которые предусмотрены в рамках Дородной карты занятости-2020 эти категории также предусмотрены, также приоритетны. В порядке оказываются меры содействия занятости. Что касается трудового законодательства, то у нас есть ряд гарантии для этой категории работников. Одна из них, я вам скажу, допустим, если работнику осталось до пенсионного года, скажем, 2 года, то для них есть гарантия о невозможности их сохранения. При этом это сокращение по сути возможно лишь в том случае, если на это даст добро комиссия. Комиссия создается на приоритетных началах из разного числа представителей от работодателей и работников, то есть, от профсоюза. И только положительное решение дает возможность вот этим категориям работников, лицам, которым до пенсии осталось по сути 2 года их сократить по тем или иным основаниям. Вот такие гарантии у нас предусмотрены в законодательстве. 

Ведущая. Спасибо! Скажите, какова ситуация в Казахстане с выплатой заработной платы? Сколько составляет общая задолженность по стране, и в каких регионах ситуация наиболее сложная?

Сарбасов А. Что касается задолженностей, опять-таки с учетом ситуации на рынке труда и в целом в экономике это мониторинг по задолженности выплате заработной платы у нас осуществляется практически в ежедневном режиме. Еженедельно мы проводим сверку по линии местных органов по инспекции труда, по линии органов прокуратуры, по линии органов юстиции. То есть, это органы, которые заключены в исполнение судебных решении. И по линии налоговых органов через призму предприятия, которая находится на стадии банкротства. И вот, с учетом этих мер мы в целом, если сравнивать период с началом года удалось достигнуть определенных успехов. Порядка 5 миллиардов тенге было выплачено именно сумма задолженности, которая была перед работниками за счет тех мер, которые были реализованы местными органами по инспекции труда. Помимо этого, реализуется ряд мер, направленные через призму государственного контроля. Все жалобы, в приоритетном порядке рассматриваются как по лини органов прокуратуры, так и по линии местных органов по инспекции труда с проверкой работодателя, и с принятием соответствующих мер. На сегодняшний день уже если взять ответственность работодателя, то у нас порядка получается наложено за эти 8 месяцев более тысячи штрафов и порядка 200 миллионов тенге штрафов возложены на работодателя. Задолженность сама на сегодняшний день если в целом взять с учетом предприятии банкротов, то у нас осталось порядка 1,4 миллионов тенге. При этом я хочу сразу сказать, что 1,1 миллиард тенге – это задолженность по предприятиям банкротам. То есть, это длящиеся процедуры, которые годами накапливаются, но по ним эффективные меры принимаются по линии органов в рамках законов. А что касается текущей задолженности, это задолженность, которая у нас не превышает 3-х месяцев, то здесь у нас на сегодняшний день порядка миллионов задолженность есть. Но эта задолженность у нас ежемесячно наращивается и в течение трех месяцев они и гасится. Это оперативные меры, которые принимаются по линии компетенции органов совместно с нашими работодателями. То есть, мы эти меры все-таки принимаем, и эта задолженность гасится. Кроме того, у нас есть задолженности, которые превышают трех месяцев. Там порядка 100 миллионов. По ним тоже опять-таки каждое предприятие, каждый работник точно ведется инспектором труда, начиная от момента проверки внесения предписания наложения штрафов, потом работодатель если не ополячивает, это предприятие дает иски в суд принимать судебные решения. Потом судебный исполнитель принимает соответствующие меры. Вот этот алгоритм полностью прослеживается и в рамках этих мер тоже оперативно принимаем меры по повышению задолженности в части досрочных задолженностей.

Ведущая. Скажите, кто из госорганов помогает в этом деле и поддерживает вас больше всего? Это может прокуратура, профсоюз или местные акиматы?

Сарбасов А. Безусловно, конечно, это органы прокуратуры. Мы совместно с органом прокуратуры в прошлом году внесли коррективы, наш совместный приказ по выплате задолженностей по заработной плате. Мы к этому приказу подключили и налоговые органы. Мы подключили в этот процесс и орган юстиции. Благодаря вот этим совместным усилиям, безусловно, удается принимать меры по погашению задолженности по заработной плате. Здесь бы хотелось отметить, что на местах есть оперативные штабы. Эти штабы у нас возглавляет как сами акимы областей, так и заместители. В рамках этих штабов и в рамках трехсторонней комиссии в эту работу вовлекаются все региональные палаты предпринимателей, бизнес сообщества, вовлекаются наши профсоюзы. И совместными усилиями, с приглашениями тех работодателей, которые имеют задолженность на вот эти заседания штабов с принятием более конкретных планов действии по повышению задолженности удается принимать меры, которые, если взять по итогам этих 8 месяцев, то есть, порядка 5 миллиардов задолженность уже была погашена. Мы полагаем, что эти инструменты достаточно эффективны, и позволяют погашать задолженность оперативно и более эффективно, которые имеются в настоящее время в предприятиях.

Ведущая. Очень интересную инициативу предложил аким Карагандинской области. То есть, отключить предприятия, в которых должны людям заработную плату электроэнергии, объясняя это тем, что люди, которые не получают заработную плату, они не могут оплатить коммунальные услуги. Как вы относитесь к такой инициативе?

Сарбасов А. Инициатива достаточно интересная. Мне бы не хотелось комментировать данное предложение акима Карагандинской области. Мне бы просто хотелось напомнить всем нашим слушателям, что у нас в законодательстве и в трудовом, и в административном, и в уголовном есть достаточно жесткие меры, которые позволяет принимать меры ответственности к отношению таких нерадивым лицам работодателей. Если взять Кодекс об административном правонарушении, то у нас предусмотрена мера ответственности до 400 МРП. То есть, в случае повторности нарушения. это достаточно большие штрафные санкции. Я думаю, поэтому работодатель не захочет по сути в дальнейшем задерживать заработную плату. Но и безусловно, у нас есть уголовная ответственность. Уголовная ответственность у нас предусматривается, если работодатель неоднократно не выплачивал заработную плату. То есть, органы могут поставить вопрос об это ответственности, и эта ответственность будет предусматривать меры по аресту до 90 суток. Также есть у нас меры по общественным работам. Там до 300 часов. И есть меры по выплате 500 МРП за неоднократную задержку заработной платы. То есть, в совокупности эти меры позволяет работодателям еще раз задуматься, прежде чем не выплачивать работнику ту заработную плату, которую он заработал в рамках выполнения своей трудовой функции.

Ведущая. Спасибо. Теперь хотелось бы перейти к вопросам, в которых мы коснёмся иностранной рабочей силы в Казахстане. Скажите, много ли иностранцев работают в нашей стране легально, и в каких областях их больше?

Сарбасов А. Что касается иностранной рабочей силы, то мне бы хотелось сразу сказать, что законодательством и государством предусмотрены достаточно жесткие меры по защите национального рынка труда, результатом которых является то, что сама процедура получения работы иностранцами на сегодняшний день квотируется, и им, в данном случае работодателям выдается разрешение. То есть, это достаточно жесткий механизм, в рамках которого достаточно сложно получить разрешение. На этот год правительство установило порядка 63 тысяч человек иностранной рабочей силы, которые могут работать в Казахстане. При этом из этого количества иностранной рабочей силы на сегодняшний день 32 тысячи иностранных рабочих работают. Я хочу сразу сказать, что эти 32 тысячи – это рынок квалифицированной рабочей силы. То есть, это иностранные работники, которые обладают теми знаниям и умениями, которые на сегодняшний день необходимы нашим работодателям, в том числе иностранным инвесторам при реализации значимых приоритетных проектов в Казахстане. То есть, строительство новых заводов, и т.д., которые на сегодняшний день реализуются по программе индустриально-инновационного развития. Что касается рынка нелегальной рабочей силы, то в данном случае ряд мер по борьбе с ними предусмотрено. И одним из этих механизмов является выдача органами внутренних дел разрешении иностранным работникам патент, когда они плотят налоговый сбор, и за счет этого осуществляет трудовую деятельность. У нас порядка 200 тысяч иностранных работников осуществляют трудовую деятельность в рамках разрешения, выдаваемых органом внутренних дел. Здесь, если взять по странам, то процентов 90 или даже приходится на граждан Узбекистана. Опять-таки этот механизм помогает тем гражданам, в странах которых безвизовый режим. Вот эти меры в целом позволяют все-таки вывести из тени тех работников, которые осуществляют трудовую деятельность в настоящее время. Если взять по секторам экономики, то, прежде всего, это строительство, это услуги в рамках домашнего хозяйства, и мы полагаем, что вот эти меры по легализации на сегодняшний день реализуются, они в целом позволяют все-таки констатировать, что рынок нелегальной силы в Казахстане не так значителен, о чем говорят в настоящее время. Кроме того, органы внутренних дел за нелегальную занятость предусмотрены меры ответственности. Если взять статистику, то у нас на сегодняшний день по итогам 8 месяцев получается порядка 75 тысяч нарушителей были привлечены к ответственности. Вот такие меры, которые в настоящее время есть.

Ведущая. Планируется, что со следующего 2017 года будут действовать как бы новые правила, регулирующие потоки трудовых мигрантов и иностранных работников Казахстана. Можете рассказать об этом более детально? Что это за правила? Как они будут работать?

Сарбасов А. Действительно, уже со следующего года новые подходы будут введены в действия. Новые подходы помимо тех мер, которые уже сейчас меняются, они направлены на содействие привлечения на рынок Казахстана высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Ряд направлении по совершенствованию предусмотрены. В рамках направления по привлечению на рынок труда иностранцев, имеющих высокую квалицированных самостоятельно трудоустроенных, то здесь предусмотрено ряд новелл, которых не было. Если коротко сказать, то предусматривается, что соответствующие нормативные базы министерством уже принято по согласованию заинтересованных государственных органов, и будет предусматриваться, что будут определены отрасли экономики и востребованные в них специальности. Опять-таки эти отрасли экономики будут ориентированы на необходимость реализации государственных программ индустриально-инновационного развития. То есть, это сектора обрабатывающие, промышленности, актуальные сектора, представляющие сектор образования, в сектор здравоохранения. Именно только в рамках этих отраслей будет допущена возможность того, что иностранный работник, потенциально находясь в своей стране пребывания и найдя работу в Казахстане он направит к нам свое заявление. Эти заявления будут рассматриваться нашим министерством через бальную оценку его квалификации, образования. И по итогам этой оценки только этот работник возможно будет допущен к рынку труда с предоставлением права нахождения до 3 месяцев на территории нашего Казахстана, в рамках которого он может найти себе работу. Если он находит работу, по истечении трех месяцев он обязан направить свой трудовой контракт, сказать, что он работает конкретно у какого-то работодателя. Если этого не делается, этот иностранный работник будет обязан выехать за пределы Казахстана. Это первое направление. Второе направление -  это общий порядок привлечения иностранной рабочей силы. Я говорил, что 32 тысяч на сегодняшний день у нас работают квалифицированной иностранной рабочей силы. Здесь также будут определенные корректировки в законодательства. С 1 января 2017 года все работодатели, которые привлекают иностранную рабочую силу будут выплачивать налоговый сбор. Этот налоговый сбор позволит иностранным работникам легально находиться на территории Казахстана для трудовой деятельности. Но при этом этот налоговый сбор – это не является единственной мерой. То есть, к работодателю также будет предъявляться требования по содержанию кадров. На сегодняшний день требования по казахстанскому содержанию кадров составляет 90 и 10 процентов. То есть, 90 процентов граждане Казахстана должны быть, и 10 процентов иностранных граждан. Вот эти меры все будут сохранены. Но в целом мы полагаем, что за счет этих мер будут упрощены административные барьеры. То есть, существенно будут сокращены сроки выдачи разрешении. В настоящее время местные исполнительные органы выдают разрешения, срок которых затягивает порядка до 40-50 дней. И мы полагаем это сократить вдвое, и в течение 20 дней включая налоговый сбор, снижение административных барьеров гарантированного взноса, исключения особых условии, которые принимается к работодателям, позволит сократить нам выдачу разрешении, что в целом скажется благоприятно в целом на инвестиционном климате Казахстана. Но безусловно это направление корпоративных переводов. Мы все прекрасно знаем, что в прошлом году вступили в ВТО, и там тоже есть отдельные требования, которые мы также реализовали в рамках наших национальных законодательств. Там тоже будут меры благоприятного режима получении разрешении для работников, которые работают в транснациональных компаниях, у которых здесь есть представительства, филиалы, и их рынок, доступ на наш рынок труда будет облегчен. Но в целом те меры защиты рынка труда, которые мы на сегодняшний день имеем – это казахстанское содержание, меры по соответствию квалификации будут сохранены. Вот такие меры будут реализованы с 1 января 2017 года.

Ведущая. Спасибо большое за такой комплексный ответ. И в самом завершении мне хотелось бы узнать у вас, к кому именно могут обращаться работники в том случае, если работодатель не выплачивает заработную плату или задержит ее на срок более месяца? Какой должна быть процедура пошагово?

Сарбасов А. Наше трудовое законодательство предусматривает механизмы, в соответствии с которыми работнику не выплачивается заработная плата или нарушены его трудовые права в целом, он имеет право обратиться в местный орган по инспекции труда. У нас во всех 16 регионах есть местные органы по инспекции труда с представительствами даже в районах путем подачи им жалобы. Кроме того они могут обратиться ив органы прокуратуры. Третьи – они могут напрямую обратиться в судебные органы. С момента поступления в инспекцию труда заявления, инспектор труда обязан незамедлительно приступить к рассмотрению жалобы либо заявления с путем выхода на проверку в то предприятие, на которое работник по сути жалуется. Но и соответственно по итогам проверки будет приниматься решение. Если действительно трудовые права работника будут нарушены, будет принята мера ответственности. Меры ответственности я уже озвучил. Административные меры ответственности, даже предусмотрены меры и уголовной ответственности в отношении работодателя, который не выплачивает заработную плату и нарушает в целом трудовые права работников.

Ведущая. Ну, что же, Акмади Адилович, к сожалению наше время подошло к концу. Спасибо вам большое за ваши ответы. И хотелось бы пожелать удачи в реализации намеченных целей, которые перед вами стоят.

Сарбасов А. Спасибо большое!

Ведущая. Ну а вам, уважаемые пользователи, хотелось бы напомнить о том, что за самой достоверной правовой информацией вы можете обращаться на информационный портал BNews.kz. Всего вам доброго! До свидания!

Похожие новости