«Цифровой ЦОН: Внедрение проактивного принципа оказания госуслуг»

25 Октября, 2017, 10:00 1967
  • Видео

Уважаемые пользователи!
25 октября в 10:00 в студии портала BNews.kz пройдет онлайн-конференция с участием Председателя Правления НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Оспанова Аблайхана Есеновича на тему «Цифровой ЦОН: Внедрение проактивного принципа оказания госуслуг». 

Ведущая. Это онлайн-конференция информационного портала BNews.kz. Меня зовут Мадина Аргын. Здравствуйте! В конце года в Казахстане заработает полностью цифровой Центр обслуживания населения, где можно будет получить государственную услугу без участия операторов. Об этом мы сегодня и поговорим. У нас в гостях Председатель Правления некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Оспанов Аблайхан Есенович. Аблайхан Есенович, здравствуйте!

А. Оспанов. Здравствуйте!

Ведущая. Я рада Вас приветствовать в нашей студии. Сегодняшний наш разговор я бы хотела начать вот с какого вопроса. Сегодня Казахстан продолжает работу по упрощению предоставления определенных государственных услуг населению. Какие услуги уже сегодня можно получить через портал Правительство для граждан?

А. Оспанов. Спасибо, Мадина, за вопрос. Действительно, на сегодняшний день большая работа уже проведена по переводу электронных услуг в электронный формат, по их оптимизации. В свое время, когда мы проводили данную работу по автоматизации государственных услуг. На сегодняшний день, через портал Электронное правительство более 400 государственных из 746 можно получать в электронном формате. Все виды лицензий, подача заявлений на получение каких-либо разрешений, но и адресные справки, справки о несудимости на сегодняшний день получаются через портал Электронного правительства. Прежде, чем услуги передаются в Центр обслуживания населения, на сегодняшний день это Государственная корпорация «Правительство для граждан», к нам приходят, и мы консультируем в получении государственных услуг в электронном формате. Если говорить про оптимизацию, то данная работа проводится постоянно, мы постоянно запускаем пилотные проекты. В прошлом году было несколько пилотных композитных услуг запущено. Один из примеров – это рождение ребенка в электронном формате в виде композита было запущено на портале Электронное правительство в 2015 году. Когда человек физически обращался к нам после рождения ребенка, приходилось получать 3, а если женщина работающая, то 4 государственные услуги: свидетельство о рождении, пособие о рождении, пособие по уходу за ребенком, постановка ребенка в детский сад. В прошлом году мы запустили акцию. Попросили наших сотрудников приезжать в роддома и тут же они получали заявления на все эти 4 вида пособий. Самым основным условием было то, чтобы у родительницы был открыть счет в банке. Такую акцию мы провели и порядка 91 тысячи заявлений мы получили. Когда родительница выписывалась, могла получить весь комплекс услуг. Мы проводим работу в текущем году по автоматизации всего этого процесса, отойти от заявлений. Был запущен еще ряд композитных услуг при изготовлении землестроительных проектов. Если у вас есть земельный участок, то вам необходимо изготовить земельный проект и в дальнейшем его зарегистрировать. В этом году большая работа еще проводится, но это мы еще обсудим.

Ведущая. А, вообще, какая работа еще проводится по цифровизации услуг?

А. Оспанов. В рамках проекта разрабатывается проектная программа «Цифровой Казахстан», которая на сегодняшний день активно разрабатывается Министерством информации и коммуникаций РК под председательством вице-премьера Жумагалиева Аскара Куанышевича. В рамках этой программы, большой раздел дается именно услугам – проактивному оказанию услуг. В рамках этого, мы сейчас проводим большую работу, а именно ряд государственных, упрощение. О чем это говорит? О том, что не гражданин должен переживать о своевременности получения той или иной государственной услуги, а именно государство. Ему своевременно напоминают и часть услуг будет оказана автоматически. Человек может об этом и не знать. Часто бывает такое, что меняется наименование улиц. Когда гражданину необходимо либо продать дом, либо получить адресные сведения, он сталкивается с такой проблемой, что необходимо привезти свои документы в порядок. Это юридические документы, если на этом адресе зарегистрирован бизнес, поправить лицензию, внести изменения в регистрацию. Мы это все рассмотрели и утвердили План мероприятий, что в будущем это все будет меняться автоматически. Если раньше вам было необходимо прийти и поменять данные, подать заявление, то сейчас это государство будет делать самостоятельно. То есть, автоматически будет меняться в государственных базах данных.

Ведущая. Допустим, улица была 38, ей дали другое название и в базе автоматически все поменялось?

А. Оспанов. Да, все поменяется. И, когда вы уже будете брать справку о недвижимости, там будет новый адрес. В будущем, когда мы доработаем с государственными органами, вам будет отпадать необходимость изменения. Часть государственных услуг перейдет в автоматический режим.

Ведущая. А помимо этих государственных услуг, которые уже перешли в онлайн-формат, что еще планируют перевести в будущем в цифру?

А. Оспанов. Большинство услуг уже в электронном формате. Мир не стоит на месте и появляются новые информационные системы, необходимо их дорабатывать и, тем самым, интегрировать их между собой. Госкорпорация проводит такую работу, что мы оптимизируемся все эти процессы и подсказываем какие услуги необходимо упростить, для того, чтобы эта услуга была удобной в получении в электронном формате. Если смотреть по статистике, то количество оказанных государственных услуг Госкорпорацией 37 млн. услуг ежегодно. Из этих 37 млн., 20 млн. – это электронные справки, которые гражданин может получать их самостоятельно. Наша задача в рамках «Цифрового Казахстана» исключить необходимость получения справок. Мы постоянно делаем анализ, куда сдаются справки. Их сдают в школы, в акиматы, работодателям. Мы планируем государственным органам запретить требовать адресные справки от граждан. Сейчас, также, идёт доработка единой информационной системы здравоохранения. Как только ее запустят, не будут требовать от граждан сведения, которые имеются в информационных системах. Министерство образования и науки РК тоже приняло такое решение, что они не будут от родителей требовать электронные справки. Работодатели должны сами запрашивать эти электронные справки. К примеру, сейчас мы дорабатываем сервис Министерства информации и коммуникаций РК получения справок третьими лицами. К примеру, я Ваш работодатель и мне нужен убедиться там ли Вы проживаете, судимы или нет, я не буду требовать справки, я смогу зайти на портал Электронного Правительства, забить Ваш ИИН. Вам придёт запрос на разрешение мне получить доступ к таким сведениям. Таким образом, Вы будете управлять и разрешать тому или иному лицу получать такие сведения. Перед нами стоит такая большая задача. Для того, чтобы ее решить, необходимо, чтобы граждане были цифровизированы. Они должны уметь пользоваться порталом Электронного Правительства. Мы получили feedback от граждан, что не удобно получать и устанавливать ЭЦП и рассмотрели с государственными органами такой механизм, что на часть популярных услуг дадим доступ, посредством одноразовых паролей. Сейчас реализовали такой механизм, что адресные справки, справки о несудимости, справки о недвижимости можно получать без ЭЦП. Чтобы этот механизм заработал, необходимо единожды Вы пришли в Госкорпорацию или через портал Электронного Правительства указали свой e-mail и номер телефона. Порядкам 9 млн. граждан мы уже сказали и показали, как пользоваться порталом, но все-равно они приходят и получают эти справки.

Ведущая. Теперь граждане не смогут жаловаться, что в ЦОНах работают медленно, потому что им надо будет самим все делать?

А. Оспанов. Да. Им придётся самим. Мы хотим, чтобы электронные справки гражданин получал сам, либо, чтобы с ним эти справки не требовали.

Ведущая. То есть, одна проблема будет решена. Когда мы заявили тему, что к нам придёте Вы, поступило достаточно много вопросов по поводу того, когда в ЦОНах будут быстро работать. Также, поступило большое количество нареканий о том, что в ЦОНах работают люди со слабой квалификацией. Как Вы можете прокомментировать этот момент?

А. Оспанов. На самом деле ЦОНов работает по всему Казахстану около 349 во всех регионах. Оплата труда у всех одинаковая. Мы сейчас рассматриваем различного рода форматы, для того, чтобы в крупных городах повысить заработную плату. Так как, офисы не зарабатывают денег от граждан, все финансируется за счёт средств государства. Мы проводим работу по повышению квалификации сотрудников, для того, чтобы человек был заинтересован работать. На сегодняшний день, действительно, большая текучка кадров. Но, я могу сказать, что это хорошая узница кадров. У нас работает больше 10 тысяч человек. Прежде чем войти к нам, они сдают жёсткое тестирование, просто так мы никого не берём. Дальше мы проводим месячный курс, у нас есть принцип наставничества. Вместе с этим, я хочу сказать, что у нас есть единая информационная система, в которой эти государственные услуги оказываются. Сотруднику там очень легко ориентироваться.

Ведущая. Мне кажется, ещё большая стрессоустойчивость должна быть?

А. Оспанов. Да, абсолютно. Мы морально и материально поддерживаем наших сотрудников, есть премиальный фонд. Что касается стрессоустойчивости. Практически в каждом городе есть HR-менеджеры, психологи, которые работают с нашими сотрудниками.  На сегодняшний день требования от граждан к сервису растёт. Давайте посмотрим на спецЦОНы. До этого регистрация автомобиля занимала около 6 часов. Сейчас все это делается быстро и удобно под одной крышей, в течении 2-х часов. Это время мы сейчас уменьшаем, совместно с Министерством внутренних дел РК. Мы, буквально на днях, встретили 14 стран-участниц СНГ, и они приехали перенимать опыт Казахстана, перенимать опыт работы Центров обслуживания населения. Лидер развития Электронного Правительства – Эстония. Они говорят, что в Казахстане колоссальный опыт. Поэтому сказать, что у нас долго, то посмотрите на другие страны. В Малайзии и Сингапуре создали ЦОН, но они работаю по другому принципу. Они посадили туда государственные органы и разладили их по зонам. А у нас любой оператор может оказать любую государственную услугу любого государственного органа. У нас самый настоящий принцип «одного окна».

Ведущая. Мы рады, что ЦОНы развиваются и не стоят на месте. Мы желаем вам дальнейших успехов в этом нелегком деле. А я напомню, что сегодня мы говорили о цифровизации государственных услуг. У нас в гостях был Председатель Правления некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Оспанов Аблайхан Есенович. В студии работала Мадина Аргын. До свидания!

Новости партнеров
Loading...

Похожие новости