Уровень локализации в производстве автомобилей достиг 35% - Союз «КазАвтоПром»

30 Июля, 21:21 488
  • Видео

 В Казахстане растет популярность автомобилей отечественного производства. За шесть месяцев 2019 года выпущено 20 тысяч авто, уровень локализации достиг 35%. О планах казахстанских автопредприятий, перспективах электромобилей в нашей стране и о самых продаваемых легковых транспортных средствах рассказывает в интервью «Bnews Online» директор по стратегическому планированию Союза «КазАвтоПром»  Артур Мискарян.

Это «Bnews Online» меня зовут Дамир Айдаров, здравствуйте. Тема нашего выпуска - производство автомобилей в Казахстане.

Гость нашей студии - директор по стратегическому планированию Союза «КазАвтоПром» Артур Мискарян.

Д.Айдаров: Добрый день, Артур.

А.Мискарян: Здравствуйте.

Д.Айдаров: Итак, Артур, начнем нашу беседу. Сколько сегодня заводов в Казахстане выпускает автомобили и где они находятся?

А.Мискарян: Автопром нашей страны сегодня представлен 7 площадками. В первую очередь это флагман нашей автомобильной промышленности - завод «Азия Авто» в Усть-Каменогорске, завод «Камаз Инжиниринг» в Кокшетау, костанайский завод «СарыаркаАвтоПром», в Семее у нас расположены два завода - это «Daewoo Bus Kazakhstan» и «СемАз»,  а также завод «Hyundai Trans Auto» в Алматы и завод «Уральскагрореммаш».

Д.Айдаров: Недавно ваш союз обнародовал цифры за 2019 год: заводы в Казахстане выпустили более 20 000 автомобилей. Удалось ли нарастить объемы?

А.Мискарян: Вы правы, за первое полугодие текущего года выпущено 20 623 автомобиля. Эта цифра включает как легковые автомобили, так и грузовики, и автобусы, и спецтехнику. Этот показатель на 40% превышает цифру первого полугодия 2018 года. Но важно другое: вот эти самые 20 000 автомобилей - это ровно половина от того, что отрасль показала в 2014 году, который является докризисным для отрасли. Как вы помните, тогда казахстанский рынок столкнулся с тем, что жители нашей страны стали массово покупать автомобили на территории Российской Федерации, в результате чего резко снизились производство и продажи на отечественном авторынке.

Д.Айдаров: Если вспомнить, что первые автозаводы, которые выпускали автомобили в Казахстане, начинали с так называемой «отверточной» сборки, то сегодня на каком этапе производство автомобилей в Казахстане?

А.Мискарян: В среднем по отрасли уровень локализации достигает 30-35% и этот показатель, естественным образом, будет расти с ростом производства и сбыта. Для этого нужны крупные проекты, которые могут обеспечить достаточную производственную мощность и достаточно высокий уровень сбыта для того, чтобы повышение локализации и производства комплектующих на территории нашей страны, становилось более рентабельным. И такие проекты у нас есть. На сегодняшний день в Усть-Каменогорске строится завод полного цикла. На первом этапе производственная мощность этого завода составит 60 000 автомобилей, и эта мощность позволит обеспечить экспорт на территорию стран Евразийского экономического союза и, соответственно, вместе с этим будет расти локализация.

Д.Айдаров: А какой марки автомобили будут выпускать?

А.Мискарян: Планируется, что на первом этапе будут выпускаться автомобили «Lada» и они же будут реализованы на территории Российской Федерации.

Д.Айдаров: А  какой процент казахстанского содержания в выпускаемой продукции сегодня?

А.Мискарян: На сегодняшний день в среднем по отрасли это 30-35%.

Д.Айдаров: Какие комплектующие?

А.Мискарян: Ну, как правило, это сварка, окраска кузовов и сборка автомобилей.

Д.Айдаров: Превышает ли предложение сегодня внутренний спрос на казахстанские автомобили?

А.Мискарян: На сегодняшний день автомобили казахстанского производства пользуются высоким спросом. Здесь важно отметить, что по итогам прошлого 2018 года в стране было продано почти 58 000 автомобилей и из них 29 с половиной тысяч, или 51% - это были импортные автомобили, то есть, те марки и модели, которые завозятся к нам из других стран. При этом доля автомобилей казахстанского  производства составляла 48%. Однако, что мы наблюдаем сегодня? По итогам первого полугодия доля автомобилей, выпущенных в Казахстане, составила уже 56% и мы видим, что этот показатель растет, и на сегодняшний день рост, который мы видим на отечественном авторынке, обусловлен как раз тем, что растет популярность автомобилей, сделанных в Казахстане.

Д.Айдаров: За счет каких-то инструментов, возможно, да, льготного кредитования?

А.Мискарян: В том числе за счет льготного кредитования. Должен сказать, что по итогам, опять же, первого полугодия, доля продаж по программе льготного кредитования составила 9,5% - это 1700 автомобилей. То есть, эта программа пользуется широким спросом среди жителей нашей страны. Но, кроме того, дело в том, что производители очень активно расширяют линейку моделей, представленных в Казахстане и, соответственно, собираем их на наших мощностях. И за счет сборки внутри страны дилеры могут предлагать гораздо более выгодные условия по сравнению с импортными автомобилями, что вызывает спрос со стороны наших соотечественников.

Д.Айдаров: А какие модели казахстанского производства сегодня популярны?

А.Мискарян: Сегодня наиболее популярными моделями в Казахстане являются такие марки, как Lada, Kia, Skoda. Наряду с ними казахстанцы приобретают автомобили марки Jac, Peugeot, которые также собираются на территории нашей страны.

Д.Айдаров: А есть ли спрос на кроссоверы? Казахстанские автозаводы расширяют линейку? Вот я знаю, что есть Kia Sportage, кроссовер Skoda Kodiaq выпускается. Еще какие-то планируются?

А.Мискарян: Да, конечно. Дело в том, что сегмент, о котором вы говорите, сейчас растет во всем мире и в этом отношении Казахстан не является исключением. На мощностях казахстанских предприятий собираются кроссоверы марок Hyundai, Kia, Skoda, как вы сказали, и производители расширяют эту модельную линейку и все больше кроссоверов предлагается казахстанским покупателям. Есть модели как бюджетного сегмента, есть модели люкс, у той же Kia представлено несколько моделей, которые собираются в Казахстане. За счет этого казахстанские предприятия стараются удовлетворить спрос на  автомобили этого сегмента.

Д.Айдаров: Артур, ранее вы говорили, что мы планируем экспортировать наши автомобили в Российскую Федерацию. На сегодняшний день, в какие страны, осуществляется экспорт казахстанских автомобилей?

А.Мискарян: На сегодняшний день сложно говорить о каких-то крупных достижениях нашего автопрома в этом направлении и дело в том, что успех автопромышленности любой страны в экспортном направлении во многом обусловлен наличием инструментов экспортной поддержки. Пока мы имеем то, что мелкие партии автомобилей казахстанской сборки экспортируются в страны ближнего зарубежья, в страны Евразийского экономического союза. Но наиболее крупной партией в истории казахстанского автопрома стала партия автомобилей Lada 4x4, это бюджетные внедорожники. Больше 1000 таких автомобилей было поставлено на территорию Китая в 2017 году.

Д.Айдаров: Хорошие цифры. Артур, как в КазАвтоПроме сегодня оценивают качество выпускаемой продукции казахстанскими заводами?

А.Мискарян: Автомобили, выпускаемые в Казахстане, адаптированы к сложным климатическим условиям, к разным дорожным условиям. Кроме того, автомобили, выпускаемые на разных заводах одного и того же бренда, производство этих автомобилей осуществляется в строгом соответствии со стандартами того или иного производителя. К примеру, взять автомобили Kia Optima, которые собираются у нас на заводе в Усть-Каменогорске: автомобиль с этого конвейера и автомобиль с конвейера в городе Хвасон в Южной Корее не будут отличаться, так как есть единые стандарты качества, за которыми следит производитель. Поэтому автомобили, производимые в Казахстане, в этом отношении не отличаются от тех, которые производятся, скажем, на заводе «Автотор» в Калининграде или на том же заводе в Хвасоне, в Южной Корее.

Д.Айдаров: Сегодня, Артур, к сожалению, не все казахстанцы могут позволить себе приобрети новые автомобили казахстанского производства. Многие прибегают к услугам вторичного рынка, покупают подержанные автомобили, часть казахстанцев ездят за рубеж, в Российскую Федерацию, в Кыргызстан, в Республику Армению, где подержанные автомобили намного дешевле, чем у нас на рынке в Казахстане. И существует такое мнение, что якобы автопроизводителям это не нравится, и они стараются делать всяческие препоны для так называемых «народных каналов» поставки этих автомобилей. Правда ли это, или нет?

А.Мискарян: Дело в том, что «Закон о дорожном движении Республики Казахстан» разрешает ввоз автомобилей, зарегистрированных в других странах, на территорию нашей страны. Однако сроком не более чем на один год. Мы в последнее время сталкиваемся с тем, что граждане нашей страны приобретают автомобили за рубежом для постоянной эксплуатации, а это влечет за собой ряд нарушений. Дело в том, что, как вы знаете, уже много лет назад в Казахстане, в частности, запрещен ввоз автомобилей с правым расположением руля. В некоторых странах ближнего зарубежья этот запрет был введен несколько позже, за счет чего на рынках этих стран имеется большое количество автомобилей с правым рулем. Зачастую казахстанцы приобретают такие автомобили на территории этих стран и завозят их сюда, в нарушение правил технических регламентов, в нарушение правил безопасности. Кроме того, известны случаи, когда в странах ближнего зарубежья автомобили с правым расположением руля переоборудуют, то есть, говоря простым языком, переставляют руль с правой на левую сторону, что само по себе является прямым вмешательством в конструкцию автомобиля. И мало того, производится это в кустарных условиях. Соответственно, это влечет очевидные угрозы безопасности. Более того, это часто происходит с микроавтобусами, которые завозятся к нам в страну, а затем используются, например, для перевозки пассажиров, в частном извозе. Правительство нашей страны прилагает усилия к тому, чтобы «омолодить» и обновить  отечественный автопарк. На сегодня в стране зарегистрировано примерно 3 800 000 автомобилей и их средний возраст - 19 лет. То есть, налицо проблема стареющего автопарка. Старые автомобили, как вы понимаете, - это прямая угроза безопасности дорожного движения. С другой стороны, наличие возможности ввоза подержанных автомобилей, зарегистрированных в других странах, в некоторой степени сводит на нет усилия по обновлению автопарка.

Д.Айдаров: Казахстанцы, судя по статистике, предпочитают автомобили японской марки Toyota, сегодня можно назвать ее даже «народным автомобилем» - Camry, Corolla. Учитывая этот фактор, почему у нас в стране не построить линию по производству этих марок? Ранее в Костанайской области уже была попытка производства автомобилей этой марки. Выходили ли отечественные автопроизводители с таким предложением на японский концерн?

А.Мискарян:  На сегодняшний день самыми популярными автомобилями в нашей стране остаются автомобили Lada, но опыт производства автомобилей Toyota в нашей стране был, как вы знаете, на костанайском заводе «СарыаркаАвтоПром» была налажена сборка автомобилей Toyota Fortuner, однако эта японская марка спустя некоторое время решила свернуть этот проект, исходя из экономических соображений.

Д.Айдаров: Есть ли планы возобновить сотрудничество с этим японским концерном?

А.Мискарян: Ну, на сегодняшний день таких планов нет.

Д.Айдаров: Сегодня вопрос экологии выходит на первый план, растет популярность электромобилей. Есть ли спрос на данную категорию авто в Казахстане, сколько их было выпущено у нас и почему они не популярны среди нашего населения?

А.Мискарян: Электромобили остаются чрезвычайно дорогими и поэтому непопулярными, не только в нашей стране, но и в мире. Хотя в некоторых странах мы можем наблюдать рост продаж электромобилей, но дело в том, что это обусловлено государственной поддержкой. Без этой меры электромобили не могут пользоваться популярностью. Дело в том, что даже те электромобили, которые казахстанцы приобретают на протяжении прошедшего полугодия, это в основном автомобили марок Tesla и BMW. И счет здесь идет на единицы. Стоимость этих автомобилей зачастую превышает 60 000 долларов и, как правило, люди приобретают их в качестве второго или третьего автомобиля в семье, поэтому электромобиль остается на сегодняшний день скорее атрибутом роскоши для какого-то узкого круга покупателей.

Д.Айдаров: В Костанае ранее выпускались, да, электромобили, я видел, по телевизору показывали, в новостях об этом писали.

А.Мискарян: У нас в стране был опыт производства опытных партий электромобилей на заводе в Усть-Каменогорске, на  заводе в Костанае. Однако на рынке эти модели пока не востребованы.

Д.Айдаров: Но, допустим, в планах у нас будет или пока мы вообще не будем, по электромобилям производство планируется? Вроде как со стороны правительства, министерства индустрии и инфраструктурного развития, по-моему, тоже недавно они говорили об этом - что будем акцент делать на выпуск, на производство электромобилей.

А.Мискарян: Другая причина, по которой не развивается популярность электромобилей - это отсутствие инфраструктуры, то есть, зарядных станций. Однако, в Нур-Султане и в Алматы этот вопрос на сегодняшний день уже решен, эти два города обеспечены зарядными станциями, некоторые из них, как мы знаем, даже закрывались за отсутствием спроса. Однако, тем не менее, наличие этой инфраструктуры также не стало каким-то импульсом к росту популярности электромобилей, так что их цена пока остается главной причиной того, что эти автомобили остаются непопулярными. Тут важно отметить еще то, что Казахстан, по данным ОПЕК, за 2017 год вошел в тридцатку стран по запасам газа. В этом отношении в наших условиях, также, как и в условиях, например, Российской Федерации, было бы гораздо более выгодно развитие транспорта на газовом топливе.

Д.Айдаров: И что-то в этом направлении делается?

А.Мискарян: Такие проекты есть. В России и в Казахстане имеется возможность для производства автомобилей Lada, в частности, на выставке EXPO, прошедшей в нашей стране, была представлена модель Vesta на газовом топливе и поэтому с ростом популярности наши заводы имеют возможность начать производство этих автомобилей.

Д.Айдаров: Вы сами, Артур, пользуетесь автомобилем казахстанского производства?

А.Мискарян: Да.

Д.Айдаров: Какая марка, если не секрет?

А.Мискарян: Skoda.

Д.Айдаров: Хорошо. Спасибо, Артур, за беседу. Это была программа «Bnews Online», меня зовут Дамир Айдаров. Следите за нашими новостями на портале Bnews.kz, всего доброго и до свидания.

Похожие новости