В новый учебный год с новыми учебниками

25 Августа, 2018, 09:10 1258
  • Видео

Уважаемые пользователи! 24 августа в студии портала BNews.kz прошла онлайн – конференция, посвященная внедрению новых учебников в казахстанских школах. В конференции принял участие заместитель директора республиканского научно-практического центра «Учебник» Адильхан Дуйсебек.

Ведущая. Это BNews-онлайн, меня зовут Даля Насипова. В новом учебном году ряд казахстанских школьников будут получать знания по новым учебникам. Подробнее об этом нам сегодня расскажет заместитель директора Республиканского научно-практического центра «Учебник» Адильхан Дуйсебек. Здравствуйте!

А. Дуйсебек. Здравствуйте!

Ведущая. Расскажите, пожалуйста, учащиеся каких классов и по каким предметам будут учиться по новым учебникам с 1 сентября?

А. Дуйсебек. Согласно Государственной Программе развития образования и науки Республики Казахстан, все общеобразовательные школы Казахстана переходят на обновленное содержание образования. Этот переход осуществляется на основе Государственных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РК и учебных Программ, утвержденных Министерством образования и науки РК. Уже третий год – в первом году был 1 класс, потом 2,5,7 классы, в этом году – 3,6,8 классы переходят на обновленное содержание. К нам в Центр поступают учебники для 4,9,10 классов на экспертизу. Они будут внедряться в следующем году. С 2020 года будут учебники для 0 и 11 классов. Этот график утвержден Государственной Программой и, согласно этого графика, происходит переход на обновленное содержание. В 2018-2019 учебном году переходят три класса – 3,6,8 классы.

Ведущая. Получается у них полностью все предметы будут по новым учебникам?

А. Дуйсебек. Все предметы во всех школах, так как у нас единый стандарт. Соответственно, разработаны учебники для этих классов. Сейчас они на стадии доставки в организации образования. Министерство занимается сложным и ответственным мероприятием – мониторингом и контролем процесса своевременной доставки учебников в организации образования. В основном, 99% учебников издается в Алматы, их надо доставлять по всей Республике, во все районные центры. Территория очень большая и процесс очень сложный, поэтому он требует особого внимания. Мы надеемся, что к 1сентября все учащиеся будут иметь учебники на руках.

Ведущая. Доставкой занимается одна компания или разные?

А. Дуйсебек. Это, тоже, очень сложный вопрос. К сожалению, единого поставщика-транспортировщика нет в Казахстане. Это регулируется Законом о государственных закупках. Поэтому местные исполнительные органы, в рамках государственных закупок объявляют тендер и заключаются договора с транспортными компаниями. Бывает, что разные компании, в разных областях. Нет монополии, чтобы был один поставщик на всю Республику. «Казпочта» доставляет большую часть учебников, но не является единым поставщиком-монополистом. Регионы предлагают этот вопрос решить, путем выполнения не через государственные закупки, а государственный заказ, чтобы была единая компания. Пока этот вопрос обсуждается и приходится сталкиваться с разными компаниями. Бывали такие случаи, что в тендерах участвуют не совсем адекватные транспортные компании и они срывают процесс доставки. Приходится областным или городским Управлениям решать этот вопрос самостоятельно, на ходу. То есть, менять транспортировщика, либо вывозить своими силами. В этом году в Правительстве РК были озвучены 3 области – Туркестанская, Акмолинская и город Астана, в которых транспортировщики подвели. Поэтому было напряжение, но сейчас этот вопрос решается.

Ведущая. Скажите, каким образом проводится экспертиза новых учебников?

А. Дуйсебек. С переходом на обновленное содержание образования, ответственность за качество учебников сильно повысилась. Министерство продолжает проводить комплекс мероприятий, которые улучшат качество экспертизы, потому что от экспертизы зависит качество учебников. В последние годы мы говорим о том, что обновленные учебники проходят 5 этапов эксперизы – научно-педагогическая экспертиза, с привлечением хороших специалистов, апробация – проверка новых учебников в школах через учителей, общественная оценка – по поручению Министерства на сайте размещены проекты всех учебников и любой может открыть эти учебники и оставлять комментарии, предметная комиссия – это комиссия Министерства и Республиканская комиссия, которые принимают окончательные решения по включению учебников в перечень. В прошлом году в Республике была впервые проведена работа, Центру «Учебник» было поручено ввести во всех регионах Республики ознакомление проектов учебников учителям. Получилась интересная и эффективная работа. Мы собирали со всех районов учителей. Сначала была презентация учебников, учителя ознакомились с проектами и высказали свое мнение. Авторы учебников были довольны, что они получили свое мнение от пользователей учебников. Последний этап экспертизы – пред издательская работа, то есть, мы собираем экспертов, предметную комиссии, ученых и лингвистов. В этом году мы пригласили представителей разных СМИ, которые очень интенсивно эти вопросы поднимали. Мы их пригласили, чтобы они посмотрели учебники и сказали свое мнение, пока не поздно. Это предварительная работа, чтобы предупредить эти ошибки. В этом году была проведена масштабная работа и мы надеемся, что она даст свои результаты.

Ведущая. Результат мы увидим только в начале учебного года, когда дети придут в школу?

А. Дуйсебек. Да.

Ведущая.  Вы предъявляете какие-нибудь требования к составителям учебников? Непосредственно, ваш центр чем занимается?

А. Дуйсебек. Наш Центр разработал методические рекомендации – это требования к современным учебникам. Учебники обновленного содержания уже не те. Они сильно отличаются от старых традиционных учебников. Для того, чтобы авторы и издательства знали в каком стиле писать учебники, были разработаны нами требования, критерии оценивания. Все издательства, которые претендует на авторство, были ознакомлены с этими требованиями. Они находятся на нашем сайте, и любой автор эти требования знает. Мы говорим, что если учебники сильно изменились в положительную сторону, то это может быть заслуга Центра «Учебник», который разработал эти рекомендации.

Ведущая. Что касается грамматических ошибок, которые допускаются издателями. Если их много в учебнике, что происходит с этой партией – эти учебники отзываются? Разъясните этот механизм.

А. Дуйсебек. К сожалению, бывает, что в учебниках допускаются ошибки. Все говорят, что в советских учебниках никогда не было ошибок. Мы сами учились и учебники переиздавались. Они всегда совершенствовались. А учебники, которые мы сейчас разработали, они впервые издаются. Они издаются в новом формате, в новой концепции. В учебниках меньше текстов к заучиванию, а больше интересных заданий на то, чтобы заставить ученика мыслить. Сама дидактика этих учебников другая, поэтому ошибки допускаются. Мы не скрываем, что проекты учебников, которые к нам в Центр поступают, бывают ужасные. В этом заслуга наших экспертов, что мы эти учебники 99 % возвращаем на доработку. Редко бывает такое, что учебник поступил и сразу прошел экспертизу. Проверяется очень тщательно и возвращается на доработку. Это совместный труд экспертов, авторов и нашего Центра. Например, в этом году первый раз издали учебник «Краеведение» и 2 раза его возвращали. Сейчас мы получили добротные учебники.

Ведущая. Предмет «Краеведение» в каждом регионе изготавливается отдельно?

А. Дуйсебек. Да. Этот учебник особенный. Министерство образования и науки РК инициировало по заданию, чтобы каждый ребенок любил свой край. По этой идеи была составлена программа. Национальная академия образования собирала целую группу составителей. Программа была утверждена и учебники теперь разработаны в каждом регионе. Авторский коллектив с регионов, туда никто не вмешивался. По Поручению Министерства наш Центр «Учебник» разработал методические рекомендации, они были направлены в регионы, в издательства и согласно этим рекомендациям составили учебники. В каждом регионе свой учебник. Специфика региона определяется учеными, краеведами, работниками музеев, историками, этнографами этих местностей. Поэтому, в наших методических рекомендациях мы указали, что за содержание учебников отвечает сам регион. Мы рекомендовали, чтобы создали редакционный совет, под руководством заместителя акима, чтобы он подписывал и давал рецензию. Вставали вопросы, кого включать в главы, где указывают имена личностей и там ошибки допускать нельзя. Поэтому была проведена тщательная работа регионами.

Ведущая. Получается ответственность ложится на тот регион?

А. Дуйсебек. Министерство так решило, чтобы потом не говорили, что какое-то событие отразили, а какое-то не отразили. В первоначальном варианте было такое, что какая-то часть региона отражена, а какая-то осталась не отраженной – это несправедливо и необъективно. После этого Министерство приняло решение, подойти к этому вопросу скрупулёзно.

Ведущая. В каких классах будет преподаваться краеведение?

А. Дуйсебек. 5,7,8 классы. Сейчас по этому предмету много вопросов в СМИ. Это все-таки новый учебник, новый курс и он вызывает интерес СМИ и среди родителей. Если считать количество часов, выделенных на этот курс, то их очень мало. Всего 20 часов на три класса в год. То есть, в 5 классе всего 5 часов, 4 часа – История Казахстана и 1 час – музыка. В 6 классе – 4 часа – История Казахстана, 2 часа - Қазақ әдебиеті, 1 час – музыка. В 7 классе всего 8 часов, из них 4 часа – История Казахстана, 2 часа - Қазақ әдебиеті, 2 часа – география.

Ведущая. Получается, это не самостоятельный предмет, и он будет чередоваться?

А. Дуйсебек. Да, курс называется Интегрированный. Это значит, не отдельный курс, не отдельный предмет. Например, История Казахстана всего 12 часов, и он изучается в пределах программы История Казахстана. На этом же уроке будут изучаться вопросы в рамках регионального аспекта. Общереспубликанская программа по Истории Казахстана будет дополняться и расширяться за счет этого компонента. Для этого создан этот учебник, как дополнительный ресурс. Например, в Павлодарской области будут изучать свою область. Я думаю, что детям будет интересно. Они будут лучше знать свой регион, свою историю, свою культуру. Хочу добавить, что на днях получили задание от Администрации Президента РК разработать к этим учебникам общереспубликанскую хрестоматию. Эта хрестоматия будет уже единая для всей Республики. Она будет составляться по материалам со всех регионов по географии, по истории, по культуре.

Ведущая. То есть, отдельно этот предмет оцениваться не будет?

А. Дуйсебек. Это все в рамках учебной программы и те же учителя будут вести. Просто они будут использовать расширенные материалы.

Ведущая. Сколько на сегодняшний день выпущено этих учебников? Хватает ли их на количество школ, на всех учеников?

А. Дуйсебек. Учебники составляются из потребностей регионов, из прогнозируемого количества учащихся. Областное Управление образования дает заявки и, согласно этим заявкам издательство готовит учебники. Сейчас все области дали свои заявки. У нас учебник «Краеведение» готовит 5 издательств. «Алматы кітап» делают больше всех, для 7-ми регионов на государственном и русском языках. Они подготовили 14 наименований. «Издательство «Арман-ПВ» - 3 региона, «Атамура» - 2 региона, «Жазушы» - 2 региона, «Білім» - 1 регион и «Арман-ПВ» - 1 регион. То есть, 5 издательств принимали участие и сейчас они получили заявки на тиражирование учебников. Точное количество мы не можем сказать. Есть области, которые экономно подошли и заказывают 1 учебник на 3 класса. Этот учебник будет находиться в школе и их будут использовать все классы. Согласно этим заявкам, все школы будут обеспечены учебниками.

Ведущая. Получается, что финансирование идет из местного бюджета?

А. Дуйсебек. Да. Финансирование из местного бюджета. Закуп осуществляется местными исполнительными органами – районные Управления образования, акиматы и областные Управления образования. У нас сейчас 286 субъектов, которые закупают учебники, заключают договоры с издательствами. То есть, с республиканского бюджета деньги на закуп учебников не уходят.

Ведущая. Учебники получается у всех разные? У кого-то есть, дополнительно, диски. Сильно ли они отличаются по дизайну?

А. Дуйсебек. Это еще один аспект, на который Министерство образования и науки РК уделяет пристальное внимание – это обеспечение электронными версиями учебников. Ваши коллеги в прошлом году задавали эти вопросы. Вся педагогика показывает, что нельзя полностью переходить на электронную версию, поэтому бумажная версия будет. Министерство сейчас попросило все издательства разместить на все обложки QR-коды. То есть, с октября эти коды будут действовать, и любой учащийся, любой учитель может через него скачать полное содержание учебника на планшет, на компьютер, на сотовый телефон. Это очень удобно. По формату была проведена большая работа. Больше всего было критики по весу учебников и формату.

Ведущая. Сколько сейчас должен весить учебник?

А. Дуйсебек. Я хочу сказать, что контроль веса учебников – это не компетенция Министерства образования и науки, это компетенция Министерства здравоохранения. У них есть Приказ №611, там указано, что в 1-4 классах учебник не должен превышать 300 грамм, 5-6 классы – 400 грамм, 7-9 классы – 500 грамм, другие классы – до 600 грамм. Существуют Правила обеспечения, утвержденные Министерством образования и науки РК. Там есть такой пункт, что при закупе учебников, при составлении договоров местные исполнительные органы проверяют наличие санитарного заключения Министерства здравоохранения и что учебник соответствует тем параметрам, которые утверждены. Но, получается, что местные исполнительные органы не смотрят на это и, игнорируя этот пункт, заключают договоры. Поэтому бывает превышение санитарной нормы. В прошлом году мы этим вопросом занимались, сами говорили издательствам, что есть превышение веса. В этом году министерство образования и науки направило в Минздрав 2 Проекта Закона, чтобы утвердить вес не только учебника, но и портфеля. Сейчас этот проект находится на рассмотрении в Министерстве юстиции. Там есть ограничения, что вес ежедневного ученического комплекта не должен превышать для начальных классов 2-х килограмм. Это определяется весом самого учащегося, то есть, не должен превышать 10%. С этой позиции такой Проект направили в Минздрав, они поддержали. По обновленной программе должны быть рабочие тетради, они тоже тяжелые. Сейчас мы опять направили в Минздрав гигиенические требования к учебным изданиям и туда добавили, что вес рабочей тетради не должен превышать 30% от веса учебника. Такими правилами мы хотим регулировать вес. Формат учебников хороший. В издательства Министерство направило рекомендательные письма, где расписали какой должен быть формат, иллюстрации, цвета, шрифт. Издательства руководствовались этим письмом.

Ведущая. А с теми учебниками, которые были выпущены ранее. Они будут переделываться?

А. Дуйсебек. Вы сами понимаете, что очень тяжело их все переделать. Они уже изданы и должны использоваться 4 года. Это все будет учитываться в их переизданиях. Принимаются меры, чтобы впредь не допустить такое. Таких учебников, которые все нарушают – очень мало.

Ведущая. Исходя из вашего предложения, которое вы сделали Министерству здравоохранения, по поводу портфелей, каким образом это будет контролироваться? Не все родители будут знать эти стандарты, покупая портфель. Как Вы видите эту ситуацию?

А. Дуйсебек. Во-первых, мы сам портфель не регулируем. Какой портфель купить – это право родителя. Мы в это дело не вмешиваемся. Всех родителей учителя будут предупреждать о вредности тяжелых портфелей. Нашим Министерством регулируется вес учебников, УМК и рабочих тетрадей. Мы предупреждаем учителей, чтобы они составляли расписание уроков по-умному. Бывает, что в один день – 8 учебников, в другой – 3 учебника. Это можно регулировать на уровне школы.

Ведущая. Спасибо большое за сегодняшнюю беседу. Я думаю, что пользователи нашего портала узнали много информации, которая актуальна перед началом учебного года. Я напоминаю, что сегодня у нас в гостях был заместитель директора Республиканского научно-практического центра «Учебник» Адильхан Дуйсебек. Всего доброго!

Похожие новости