Женщины в бизнесе

17 Августа, 2018, 17:59 2034
  • Видео

Уважаемые пользователи! 17 августа в студии портала BNews.kz прошла онлайн-конференция, посвященная роли женщины в бизнесе. В конференции приняла участие Председатель Совета деловых женщин НПП РК «Атамекен» Лаззат Рамазанова.

Ведущая. Это BNews-онлайн, меня зовут Даля Насипова. Более 40% предприятий в стране возглавляют женщины. О развитии женского бизнеса в Казахстане сегодня мы поговорим с Председателем Совета деловых женщин Лаззат Рамазановой. Здравствуйте, Лаззат!

Л. Рамазанова. Добрый день!

Ведущая. Расскажите, пожалуйста, сколько женщин сегодня вовлечены в бизнес?

Л. Рамазанова. Если мы возьмем статистику, то правильно Вы сказали, что свыше 40% женщин только возглавляют предприятия. Если взять большие агломерации, как город Астана и город Алматы, там свыше 50% столичного бизнеса в женском роде. Мы говорим сегодня, что это не тенденция Казахстана, это мировая тенденция. Наверно весь прогрессивный мир более точечно начал рассматривать эту проблематику не с точки зрения проблемы, а с точки зрения точки роста. Буквально, в марте я приняла участие в работе Генеральной Ассамблеи ООН, именно Комитета экономики, подкомиссии по делам женщин. Самое интересное, что в фокусе внимания мирового сообщества на сегодняшний день встает вопрос содействия и оказания поддержки женщинам на селе. Слушая доклады, которые были в ходе всей Генеральной Ассамблеи, я поняла, что отчет Казахстана стоит на ряду с развитыми странами. Многие задают вопрос, зачем создали Совет деловых женщин при Национальной Палате «Атамекен». Есть крупнейшая бизнес-ассоциация, она двигается, и не стоит бизнес сегментировать на женский и мужской род. Я абсолютно согласна со всем этим. Но, вместе с тем, давайте возьмем женскую ментальность. Генетически, природой мы созданы немного по-другому. Женщина призвана, в первую очередь, выполнить свою основную миссию, основную роль, как дочь, мать, хранительница домашнего очага и спокойствия. На фоне всего этого, мы помним, что в школах, в университетах активистами были всегда девушки. В какой-то промежуток времени девушки уходят для выполнения других своих миссий. В этот трудоспособный период женщина находится в декретном отпуске, по уходу за ребенком. В этот промежуток времени мы понимаем, что страна и общество теряет боевую единицу. То есть, женщина может быть источником доходов для своей семьи, вне зависимости от того, где она находится. Это все не мешает ей выполнять дополнительные функции. Что мы усмотрели, создав Совет деловых женщин. Мы поняли, что есть проблема женщин 40+. Это состоявшаяся женщина. У нее семья устоялась, дети в ВУЗовском, предВУЗовском периоде и женщина предоставлена себе какой-то промежуток времени. Но, проблема в том, что она сидела дома, была вне активного социума и возникает небольшой внутренний комплекс. В регионах эта проблема намного сильнее. Когда мы ездили в районы, мы понимали, что женщины живут в замкнутом мире и они не верят в себя, что они могут чего-то достичь. В этот период мои коллеги по Совету деловых женщин, которые возглавляют областные и региональные советы деловых женщин при Национальной Палате «Атамекен», своей мотивацией дают возможность им раскрыться.

Ведущая. Как это происходит?

Л. Рамазанова. Образованный на существующей площадке Бизнесс-ассоциации «Атамекен», Совет деловых женщин сформировал свой актив. Основную задачу мы поставили – дойти до населенного пункта. Эта задача поставлена, в целом, перед Национальной Палатой Предпринимателей «Атамекен». Мы видим свою целевую аудиторию активных женщин-предпринимательниц и девушек, которые не вовлечены в бизнес, но имеют желание и потенциал. Актив Совета деловых женщин «Атамекен» в той или иной области, в соответствии со своим внутренним графиком, выезжает. Я хочу сказать, что женщины, которые входят в наш Совет, делают все это бесплатно. Мы существуем не за счет взносов, это личная инициатива. Женщина, которая сделала свой бизнес, всегда может поделиться с теми, кто больше нуждается во внимании. Они собираются в небольшие мобильные группы и выезжают с семинарами, с мастер-классами. Каждая женщина-бизнесмен в своей отрасли является чемпионом. Я вижу с каким энтузиазмом они делятся и проявляют навыки наставничества. Очень активно у нас работают женщины Актюбинской, Мангыстауской области. Алматинская область в чемпионах, потому что они, действительно зажигают своей энергией и личным примером вовлекают в предпринимательство. Буквально недавно, мы поднимали вопрос о том, что необходимо создавать межрегиональную кооперацию. На своем примере работы деловых женщин, мы показываем, что внутри региональная кооперация возможна, при правильных настройках. Данными настройками являются те каналы коммуникаций, которые мы наладили. Внутри мы общаемся по вертикали и по горизонтали. Это общественное объединение, за 4 года своей активной деятельности, выработали свои определенные лекала. С большим энтузиазмом женщины разных регионов приезжают на помощь тем, кто только начинает бизнес-инициативы. Главное, чтобы предприниматель был подготовлен. То есть, ему нужны знания, ему нужны навыки, ему нужно сопровождение. «Атамекен» на себя взял эту функцию. То есть, первый год предпринимателя ведут, начиная от составления его бизнес-планов, прохождения всех его консультаций. Первый год бесплатно ведётся бухгалтерский учёт, даются юридические консультации. Это тот самый люфт, который необходим бизнесу, чтобы встать на ноги.

Ведущая. Кем проводятся эти консультации?

Л. Рамазанова. Консультантами Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен».

Ведущая. Благодаря вашему совету, сколько женщин решились на то, чтобы открыть свой бизнес?

Л. Рамазанова. Я не хочу сказать, что это заслуга Совета деловых женщин «Атамекена». Если взять именно гендерный сегмент, то на сегодняшний день Казахстан в лидерах по количеству женщин, которые заведены в малый и средний бизнес, возглавляют его. Если брать в целом МСБ Казахстана, то 60% МСБ – это женщины. В Америке – это 52 %, в Германии – это 55%, в Японии – около 50%.

Ведущая. Почему так происходит? Какие причины того, что Казахстан лидирует в этом плане?

Л. Рамазанова. Наверное, это в первую очередь, то, под каким фокусом держит государство вопрос благополучия, безопасности для женщины в стране. Глава государства уделяет этому огромное внимание. Национальную комиссию, которая имеет статус, возглавляет Пятое лицо государства. Это все говорит о том, в каком фокусе держит государство вопрос гендерного равенства, вопрос равных возможностей для женщин, для самореализации. Два года назад был проведён такой индекс и, в соответствии с этим, пришли к выводу, что тенденция роста активности женщин в мире растёт. Есть такое предположение, что в ближайшее время, практически 85% всей мировой экономики будет в женских руках.

Ведущая. Хотелось бы поговорить о мерах поддержки. Есть ли инструменты, в том числе – государственные, не только финансовые, которые женщинам дают прерогативы?

Л. Рамазанова. Есть меры государственной поддержки по линии Министерства Национальной экономики, в рамках «Дорожной карты бизнеса -2020». Я хочу рассказать о бизнес-инициативах. Это новое, из того, что мы запустили в этом году. Специальная линия по микрокредитованию и поддержки женского предпринимательства. Мы разработали совместную программу, стартовала она в июне. Перед съездом «Атамекена» было объявлено, что мы подписали меморандум и запускаем льготное микрокредитование 5-7% для женщин предпринимателей. Буквально, через неделю эта программа начала работать. Сегодня под такие низкие процентные ставки профинансированы женщины на сумму порядка 300 млн тенге. Общая сумма кредитной линии 1 млрд тенге до конца 2018 года. Анализ показывает, что активность по кредитам женщин-предпринимателей очень высокая. Это является одним из определяющих моментов для кредитной организации.  Сегодня по всей стране выдано порядка 300 млн тенге микрокредитов.

Ведущая. Какую максимальную сумму могут выдать?

Л. Рамазанова. 10 млн тенге. Если сумма превышает, банк ещё раз рассматривает и выносится дополнительное решение о выделении кредита на сумму, превышающую 10 млн тенге.

Ведущая. В каких сфераx женщины сегодня наиболее активны?

Л. Рамазанова. Это сфера обслуживания, это рестораторы, легкая промышленность. Многие крупные предприятия добывающей отрасли больше привлекают к работе отечественных товаропроизводителей. Хорошим примером может служить, когда в Актюбинской области предпринимательница открыла небольшой цех, куда привлекает безработных женщин. Безработные женщины получают по линии государственной поддержки стипендию, проходят трёхмесячное обучение, и она помогает им устроиться у себя на предприятии. А в случае, если женщина хочет открыть свой стартап, она может воспользоваться помощью НПП «Атамекен» и открыть своё индивидуальное предпринимательство.

Ведущая. Мы сейчас говорим о малом и среднем бизнесе. А если говорить о более крупном предпринимательстве. Есть ли женщины, которые достигли мирового уровня?

Л. Рамазанова. В крупном бизнесе женщинам не так просто. То, что мы называем МСБ, в продвинутых странах это крупный бизнес. Тот бизнес, который в Казахстане называется малым, он, посредством всесторонней поддержки со стороны государства, ближайшие 10 лет станет крупным бизнесом.  По всему миру идёт диверсификация экономики. Поставлена задача отойти от сырьевой зависимости, изыскания внутренних резервов развития страны. Ближайшие 10 лет все поменяется. Каждая женщина, которая начинает своё маленькое дело, в ближайшем будущем увидит результаты.

Ведущая. С какими проблемами приходится сталкиваться женщинам-предпринимателям?

Л. Рамазанова. Проблемы у бизнеса, вне зависимости от страны, одинаковые. Любая проблема возникает, вследствие отсутствия правильных каналов коммуникаций. Есть вопрос, есть проблема – нужно правильно ее решить, найти компромисс. Многие предприниматели в регионах сталкиваются с тем, что государственные чиновники на местах, именно представители местной исполнительной власти, с которыми соприкасается бизнес, находят непонимание. Чтобы понять проблему бизнеса, он должен думать с ним на одном уровне. Сегодня мы говорим о том, что уровень государственных служащих, которые соприкасаются с бизнесом, должен быть достаточно высоким. Мы должны обоюдно друг друга учить. Сегодня ты сделал микрокредитование, сегодня ты дал возможность человеку осуществить мечту и сегодня же ты получил ответ. Микрокредитование для бизнеса означает, револьверный метод. Сегодня ты дал, быстренько вернул, завтра получил другой. То есть, ты несёшь ответственность за то, чтобы этот микрокредит получил завтра другой предприниматель.

Ведущая. Спасибо большое за сегодняшнюю беседу! Я думаю, что она воодушевит нашу женскую аудиторию на то, чтобы пойти и реализовать себя, поверить в себя и в свои возможности. Я напоминаю, что сегодня у нас гостях была Председатель Совета деловых женщин Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Ляззат Рамазанова. Всего доброго!

Похожие новости