Деньги, имидж, бизнес. Как заполнить пробелы в системе казахстанского образования

20 июля, 2017, 13:11 806 Новости Астаны
Деньги, имидж, бизнес. Как заполнить пробелы в системе казахстанского образования

В Казахстане на развитие системы образования государство тратит 16,5% расходов госбюджета РК (1,6 трлн тенге). Несмотря на хорошее финансирование, международное исследование PISA 2015 указало на пробелы в образовательном секторе, передает корреспондент BNews.kz.

Например, в казахских школах на 2 года отстает уровень психологического развития от уровня в школах с русским языком обучения.

Стоит отметить, что из 7 100 школ по стране:

3 761 – казахскоязычных школ,

2 045 – со смешанным языком обучения,

1 262– с русским языком обучения,

32 школы - с иными языками обучения (уйгурский, узбекский, кыргызский и другие).

Из 2,9 млн казахстанских школьников только 1,9 млн. учеников, а это 66%, обучается на государственном языке. 

А сельские школы на два года отстают от уровня городских учебных заведений. Например, в 5 418 школах, в которых обучается 1,39 млн. школьников находятся в поселках. Стоит добавить, что 80% лучших учителей и учеников по всей стране сконцентрированы только в 20% школ. То есть, существуют острый недостаток в квалифицированных специалистах.

Качество казахстанского педагогического состава не соответствует международным стандартам.

«Не утешительные результаты показало исследование U-study (Центр онлайн тестирования). Из 500 преподавателей математики ни один не сдал свой предмет на «отлично» (!). Несмотря на это, 12,79% их учеников смогли показать отличные результаты. Данный факт указывает на дополнительное обучение предмета школьниками (репетиторы, факультативные занятия)», - подчеркнул заместитель Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Эльдар Жумагазиев.

Ключевой проблемой стоит также и низкий статус педагога в Казахстане. На сегодня в стране 318 197 педагогов, существует дефицит еще в 200 тысяч специалистов. Слабый приток в профессию во многом объясняется низким уровнем заработных плат.

К сведению:

средняя заработная плата для образования в Казахстане на конец 2016 года составила – 84 911 тенге, средняя по стране – 143 650 тенге;

средняя для педагогов в странах ОЭСР (международная межгосударственная организация экономически развитых стран) – 900 тысяч тенге.

Важно отметить, что только 7% обладателей «Алтын Белгі» выбрали педагогические специальности, при этом 65% выпускников педагогических вузов вообще не работают по специальности.

Обратная ситуация сложилась в странах ОЭСР и Азии:

10% лучших выпускников вузов отбирают для работы в школе в Финляндии;

десять человек на одно место в педагогические вузы в Сингапуре и Южной Корее;

восемь человек на место учителя в Сингапуре

«Атамекен» считает крайне важным провести повышение заработных плат педагогов, что потребует увеличения бюджета образования в среднем на 220 млрд. тенге в год.

«В секторе школьного образования необходимо расширять участие частного сектора. На сегодняшний день из 7100 школ только 112 частных (1,6%). В школьном образовании не уделяется внимания профессиональной диагностике и профориентации», - считают эксперты НПП РК «Атамекен».

Национальная палата предпринимателей совместно с Министерством образования и науки РК открыла 1286 профориентационных кабинетов, проведены экскурсии для 65 тысяч учащихся с привлечением более 4 тысяч предприятий, но отсутствует ключевое звено – единая система профориентации и диагностики.

«Необходима система развития индивидуальных талантов и способностей каждого ученика, то есть работа на клиентоориентированность. Следующим этапом может стать практика механизма доверительного управления школами со стороны бизнес-сообщества», - считает Эльдар Жумагазиев.

Уже сейчас бизнес готов взять в управление до тысячи школ, разместить в регионах методические центры, которые сфокусируются на обеспечении качества управления, обучения, воспитания и развития. Причем одним из наиболее важных элементов считается обучение преподавателей и директоров школ. На казахстанском рынке существуют успешные методики, например, технология БиС (Биоинформатика и синегретика).

Также предлагается передать вопросы среза знаний, ЕНТ и исследований в предпринимательский сектор, что позволит выстроить оптимальные бизнес-процессы и исключить конфликт интересов (МОН - обучает, МОН - проверяет). Данные элементы позволят повысить эффективность школьного образования.

«Единственным возможным путем развития системы образования – это инвестиции в людей. Таким образом, необходимо поднять статус педагога и довести до среднего уровня зарплат по стране», - добавил заместитель Председателя Правления.

Свыше полумиллиона безработных казахстанцев имеют только среднее образование

Вместе с тем, по данным «Атамекена», на сегодняшний день свыше полумиллиона самозанятых и безработных казахстанцев имеют только среднее образование. Низкое качество подготовки кадров является одной из системных проблем предпринимательского сектора страны, считают в НПП. 

В рамках Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы в палате инициировали новый элемент – «Бастау Кәсіп», в рамках которого предлагается запустить учебные классы на базе предприятий и даже обеспечить возможность получения микрокредита на покупку орудия труда. Такой опыт уже есть в Мангистауской области, палата планирует его масштабировать.

Другой проект, который позволяет решить проблемы с трудоустройством – «Бастау Бизнес», он представляет собой адаптированный курс обучения основам предпринимательства продолжительностью 30 дней.

С 2017 по 2021 год по проекту будет обучено 135 тысяч безработных и самозанятых, из которых не менее 27 000 должны открыть бизнес.

Целевые показатели на 2017 год так же достаточно амбициозные – обучить 15 тысяч безработных и самозанятых, из которых не менее 3 тысяч должны открыть бизнес и создать новые рабочие места.

Говоря о статистике, на 2017 год было определено 80 сельских района в 14 областях Казахстана, с 2018 года будет охвачено все 160 сельских районов. Планируется, что в 2017 году посредством инструмента «Бастау бизнес» будет обучено 15 тысяч человек, в 2018 году - 18 тысяч, в 2019 году - 22 тысячи, в 2020 году - 26 тысяч, в 2021 году - 30 тысяч человек ежегодно. 

В 74 районах 14 областей запущен процесс обучения и защиты проектов. В оставшихся 6 районах проект стартовал с 26 апреля 2017 года.

Для повышения эффективности обучения бизнес-тренеры обеспечиваются едиными учебно-методическими материалами: подготовлено учебное пособие - руководство для бизнес-тренера, рабочая тетрадь на казахском и русском языках.

Проект нашел хороший отклик среди казахстанцев. Более 3 тысяч слушателей уже обучились основам бизнеса в рамках первого потока и ждут финансирования, чтобы начать свое дело. Одновременно необходимо провести скрининг домохозяйств, чтобы определить свободные ниши для занятия предпринимательством. Исследование так же позволит выявить точное количество безработных в Казахстане, поскольку официальная статистика, по словам Эльдара Жумагазиева, не отражает реального положения вещей.

Полученные данные позволят сформировать государственный образовательный заказ. Существует еще одна проблема: в стране отсутствует эффективная система определения потребности кадров на рынке труда. Нет четкого видения того, какие кадры нужны предприятиям.

«Вместе тем, Национальная палата предпринимателей уже внесла предложение в Министерство труда и социальной защиты РК населения по передаче на аутсорсинг части функций Центров занятости населения. Такая мера позволит задать новые стандарты работы Центров и снять вышеуказанную проблему. Предложения приняты и со следующего года ЧАЗам будут возмещаться расходы по трудоустройству.  Частные компании, в свою очередь, готовы взять на себя эту работу», - сообщил Эльдар Жумагазиев.

Необходимо отметить, что существуют частные интернет-площадки: hh.kz, rabota.nur.kz, enbek.kz, они имеют наработанную систему трудоустройства, удовлетворяющую потребности, как работодателей, так и соискателей.

«В связи с этим, необходимо распределить функции в сфере информационного обеспечения рынка труда: за государственным интернет  ресурсом оставить функции анализа, формирования статистики, социальной защиты; за частными – обучение и трудоустройство.

Реализовать пилотный проект с передачей в доверительное управление  нескольких центров занятости частным биржам по трудоустройству с выделением госзаказа», - добавил зампред.

`