Как государство решает «квартирный вопрос» для казахстанцев?

21 февраля, 2017, 13:02 2477
Как государство решает «квартирный вопрос» для казахстанцев?

Наверное, не будет большим преувеличением сказать, что жилищный вопрос является одной из самых острых проблем в Казахстане. Согласно социологическим исследованиям, на сегодня каждый второй казахстанец так или иначе нуждается в улучшении жилищных условий. Еще одна цифра: все стоящие в очереди на получение социального жилья граждане Казахстана будут обеспечены недвижимостью только через 44 года.

Тем не менее государство планомерно решает пресловутый «квартирный вопрос». На данный момент в республике реализуются с десяток жилищных программ, внедряются механизмы, призванные помочь казахстанцам стать обладателями долгожданного собственного жилья.

Актуальность проблемы еще раз подтвердил Президент страны Нурсултан Назарбаев в своем недавнем Послании народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность».

«По моему поручению с этого года начинается реализация жилищной программы «Нұрлы Жер». Она направлена на решение важнейшей задачи – обеспечить жильем 1,5 млн семей в предстоящие 15 лет», - сообщил Глава государства.

В программе «Нұрлы Жер», отметил Президент страны, заложены комплексные меры развития рынка жилья. Речь идет об удешевлении для застройщиков банковских кредитов за счет предоставления государством субсидий через АО «Даму». Помимо этого, будет производиться субсидирование ипотечных кредитов для населения, выдаваемых банками, через АО «Казахстанская Ипотечная Компания». Также продолжится строительство кредитного жилья акиматами для вкладчиков Жилстройсбербанка. А для социально уязвимых слоев населения акиматы продолжат развивать арендное жилье без права выкупа.

«Для массового жилищного строительства акимы должны выделить соответствующие земельные участки. Мы будем стремиться к тому, чтобы строительство индивидуальных домов в городах осуществлялось в едином архитектурном стиле. Для этого государство будет помогать необходимой инфраструктурой», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Какие жилищные программы реализуются в Казахстане?

Как отмечалось выше, в Казахстане действуют – с разной степенью успешности – ряд жилищных программ.

Первое – это предоставление арендного жилья, которое строится местными исполнительными органами для очередников. Распределение жилья осуществляется жилищными комиссиями при местных исполнительных органах в порядке очередности.

Второе - кредитное жилье местных исполнительных органов для реализации через систему ЖСС. Такой вид жилья распределяется между вкладчиками «Жилстройсбербанка» и очередниками местных исполнительных органов. При финансировании из республиканского бюджета стоимость реализации одного квадратного метра в Астане и Алматы составляет 142,5 тыс тенге, в других регионах – 110 тыс тенге.

Кредитное жилье можно также получить через АО «Байтерек девелопмент». Оно распределяется среди вкладчиков «Жилстройсбербанка». Стоимость строительства и реализации через АО «Байтерек девелопмент» в Астане и Алматы – 200 тыс тенге за квадратный метр, в регионах – 180 тыс тенге за «квадрат».

Четвертое - арендное жилье для молодых семей через «Жилстройсбербанк». Такое жилье распределяется молодым семьям из числа вкладчиков ЖССБК, которые состоят в браке не менее двух лет и возраст обоих супругов не достиг 29 лет. Строительство ведется местными исполнительными органами.

Еще один способ получения арендного жилья в Казахстане предлагает АО «Казахстанская ипотечная компания» (КИК). 50% такого жилья строится для очередников местных исполнительных органов, не достигших возраста 35 лет, а другие 50% распределяются среди других очередников. Стоимость за квадратный метр в Астане и Алматы составляет 200 тыс тенге, в регионах – 180 тыс тенге.

Шестое – коммерческое жилье через АО «Фонд недвижимости». В данном случае жилье реализуется любой категории населения без ограничений. По этому направлению в 2016 году из Национального фонда выделено 97 млрд тенге. Планируется построить около 11 тыс квартир. Стоимость реализации в Астане и Алматы составит 288 тыс тенге за квадратный метр, в регионах – 240 тыс тенге за квадратный метр.

Обладателем арендного жилья можно также стать через АО «Фонд недвижимости». Жилье в данном случае предоставляется очередникам местных исполнительных органов в аренду с последующим выкупом или путем прямой продажи. В 2016 году по этой программе построено 1 800 квартир по линии арендного жилья. Стоимость арендного платежа за 1 кв м зависит от стоимости финансирования и индексации. По  объектам  Астаны, Алматы, Актау и Атырау  диапазон составил от 1600 – 1700 тенге за 1 кв.м. в зависимости от года постройки, в других регионах  1300-1400 тенге за 1 квм.

И восьмой вариант – арендное жилье АО «Байтерек девелопмент». В данном случае жилье предоставляется очередникам местных исполнительных органов в аренду с выкупом или без выкупа в порядке очередности, определяемой жилищным законодательством. В 2016 году построено 1400 квартир по линии арендного жилья.

В чем отличие программы «Нұрлы Жер» от предыдущих аналогов?

По мнению казахстанского публициста, главного редактора общественно-политического интернет-портала Abai.kz Даурена Куата, инициатива Главы государства, озвученная в недавнем Послании народу Казахстана, даст мощный импульс для улучшения социального благополучия всех казахстанцев.

«Особенно эта программа, на мой взгляд, будет интересна для молодежи и молодых семей, которые сейчас, увы, ютятся по съемным квартирам, - говорит Даурен Куат. – Принципиально важно, что Глава государства четко расписал механизм реализации данной социальной программы. И названа конкретная цифра – через пятнадцать лет 1,5 млн казахстанских семей обретут долгожданный кров. В том числе в 2017-1019 годах будет введено в эксплуатацию 274 тыс кв м жилья. Все это, конечно же, хорошо и внушает оптимизм в то, что жилищный вопрос мало-помалу находит свое решение. Но мне кажется, что Правительству, местным исполнительным органам, а также средствам массовой информации следует простым и доступным языком объяснить гражданам, что такая госпрограмма существует, рассказать о ее преимуществах, словом, провести агитационную работу».

Между тем, по мнению известного казахстанского политического аналитика Талгата Мамырайымова, жилищный вопрос является главной проблемой в жизни  многих казахстанцев.

«Впрочем, от решения жилищной проблемы зависит устойчивость всей национальной безопасности Казахстана, так как прирост населения является насущной задачей по обеспечению обороноспособности страны, качества экономики», - считает Талгат Мамырайымов.

Ссылаясь на данные портала о недвижимости Kn.kz,  эксперт напомнил, что порядка 50% (около 2,657 млн из 5,325 млн) казахстанских семей не может копить на жилье.

«Решение жилищной проблемы для этих семей означает достижение достаточного уровня жизни. Большинство не имеющих своего жилья казахстанцев вынуждены в среднем тратить на арендную плату более половины заработков. Как показывает мировая практика, если расходы на арендную плату превышают 30-35% всех расходов, то тогда очень мало остается средств на достаточную одежду, достойное питание, образование и отдых. Не говоря уже о возможности копить на свое жилье. Поэтому, если учитывать еще темпы естественного прироста населения, обеспечение жильем 1,5 млн семей в предстоящие 15 лет – это недостаточные объемы, чтобы решить жилищный вопрос», - считает Талгат Мамырайымов.

Согласно программе «Нұрлы Жер», в среднем планируется введение 0,57 кв м жилплощади на каждого казахстанца, и этого, считает политолог, недостаточно.

«Для разрешения проблемы обеспеченности граждан доступным жильем по примеру развитых стран (США, Франция, Германия) следует наращивать объемы строительства в диапазоне, как минимум, 0,7-1 кв м на человека в год. К тому же в программе «Нұрлы Жер» выделяется довольно мало средств для обеспечения жильем малоимущих казахстанцев. На самом деле, при существующем уровне средних зарплат, одному казахстанцу, учитывая его расходы только на питание, одежду, аренду жилья, в среднем нужно копить на жилье площадью в 22 кв м более 13 лет. Иначе говоря, есть большие риски, что «Нұрлы Жер» поможет решить жилищные проблемы лишь небольшой части казахстанцев, имеющих соответствующие доходы», продолжил эксперт.

В этой связи примечательно, что по опросу портала недвижимости Kn.kz, проведенному в ноябре 2015 года, реализация разных государственных программ на протяжении 5 лет не привела к существенным изменениям в улучшении показателя доступности жилья для простых казахстанцев. Более чем 40% казахстанских семей не удовлетворены льготными инструментами госпрограмм доступного жилья. Что же поможет, помимо наращивания ввода объемов жилплощади на душу населения, исправить эту ситуацию?

«Наши власти часто говорят о необходимости предотвращать иждивенческие и патерналистские требования населения от государства. Но такие заявления справедливы, если государство устанавливает уровень минимальной и средней заработной платы, прожиточного минимума, которые обеспечивают достаточный уровень жизни. Однако указанные государственные социальные стандарты в нашей стране не соответствуют международным нормам поддержания достаточного уровня жизни. То есть наши граждане зачастую работают на государство в ущерб своим интересам. Во многом из-за этого многие казахстанцы не могут накопить на свое жилье. Ввиду этого государство обязано помогать широким слоям казахстанцев в приобретении своего жилища, например, повышая для этого минимальный порог доходов (больше 3,1-кратного размера прожиточного минимума), как критерий социальной уязвимости», - полагает политический аналитик.

По его мнению, необходимо – по меньшей мере – в два раза увеличить объемы предоставляемого жилья из жилищно-коммунального фонда для уязвимых детей, многодетных и неполных семей. Не помешало бы изучить вопрос предоставления существующим жилищно-строительным кооперативам государственных ссуд в размере до 70% от стоимости строительства на срок до 20 лет под 1% годовых и других льгот. Также очень востребованы меры по борьбе с монополизмом и сговором на рынке недвижимости, из-за которого мы имеем завышенные цены.

Независимые эксперты отмечают, что, к примеру, стоимость социального жилья по программе «Нұрлы жол» неоправданно завышена. Власти утверждают, что здесь квадратный метр жилья стоит 1100-1200 долларов, но социальное жилье допустимо строить за 650 долларов за квадратный метр.

«Кроме того, следует отменить привязанность отраслевых жилищных программ к институту прописки. Для получения социального жилья, участия в программах льготной ипотеки требуется прописка. Тем самым ущемляются права внутренних мигрантов на достаточное жилье, поскольку многие из них не имеют регистрации по месту жительства», - подытожил Т. Мамырайымов.

Политик Серикжан Есенгосулы, в свою очередь, поделился оригинальным «рецептом» решения жилищного вопроса, почерпанным из своего опыта работы в студенческом строительном отряде.

«Я пять лет работал в студенческих строительных отрядах. В первый раз – в Хромтауском районе Актюбинской области, в последний – в далекой Мексике, где мы строили дома индейцам из племени отоми. Считаю, что нам необходимо возродить систему стройотрядов и строить дома по госпрограмме в сельской местности. А государству взять на себя проведение инфраструктуры и обеспечение стройматериалами. Для этого было бы нелишним построить в регионах целевые цементные и кирпичные заводы и выдавать квоты на семью. В моей молодости студенты за сезон строили тысячи домов по всему СССР, при этом зарабатывая неплохие деньги», - считает С. Есенгосулы.

По его мнению, такое массовое строительство позволило бы, помимо всего прочего, решить проблему внутренней миграции, а экономика получила бы дополнительный стимул. Не стоит забывать, что одной из важнейших предпосылок для демографического роста населения является наличие собственного жилья. Имеющий собственную крышу уже наполовину счастлив, считает собеседник BNews.kz.

`