Ликвидация лжепредпринимателей в Казахстане: Последствия «болезни» еще остались

Ликвидация лжепредпринимателей в Казахстане: Последствия «болезни» еще остались

08 сентября, 14:40 589 Новости Астаны
Ликвидация лжепредпринимателей в Казахстане: Последствия «болезни» еще остались

3 июля 2017 года Н. Назарбаевым был подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной системы». Изменения коснулись снижения санкций по экономическим правонарушениям. Корреспондент BNews.kz проанализировал эти нововведения.    

В новом законе исключено понятие лжепредпринимательство (статья 215) и внесены корректировки в статью 216 «Совершение действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров» (исключены слова «путем использования лжепредприятия»).

В 6 статей включены примечания об освобождении от ответственности, если лицо совершило деяние впервые и добровольно возместило ущерб (это: ст.214 «Незаконное предпринимательство, незаконная банковская деятельность», ст.219 «Незаконное получение кредита или нецелевое использование бюджетного кредита», ст.221 «Монополистическая деятельность», ст.222 «Незаконное использование товарного знака», ст.233 «Нарушение порядка и правил маркировки подакцизных товаров акцизными марками и (или) учетно-контрольными марками, подделка и использование акцизных марок и (или) учетно-контрольных марок», ст.245 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций»);

В статье 221 по монополистической деятельности исключен квалифицирующий признак «группа лиц по предварительному сговору»;

В статье 222 по незаконному использованию товарного знака исключена неоднократность деяния (теперь лицо привлекается к ответственности только в случае причинения крупного ущерба);

Исключена часть первая статьи 244 по уклонение гражданина от уплаты налога (теперь уголовная ответственность наступает только в случае уклонения от уплаты налогов с использованием фиктивных счет-фактур);

В статье 245 по уклонению юридического лица от уплаты налога введена альтернатива при максимальном наказании (либо штраф в размере трехкратной суммы не поступивших платежей в бюджет, либо лишение свободы на срок от пяти до восьми лет);

Снижены максимальные наказания (сроки лишения свободы) в 3 статьях (ст.217 «Создание и руководство финансовой пирамидой» (с 12 лет до 10 лет), ст.232 «Изготовление или сбыт поддельных платежных карточек и иных платежных и расчетных документов» (с 7 лет до 6 лет), ст.245 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций» (с 10 лет до 8 лет));

Исключены нижние пределы штрафов за преступления («от одной тысячи», «от трех тысячт» МРП) в 2 статьях (ст.217 «Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой», ст.235 «Невозвращение из-за границы средств в национальной и иностранной валюте»);

Снижены размеры штрафа за уголовные проступки в 10 статьях (с 500 МРП до 200 МРП - в 8 статьях, с 300 МРП до 150 МРП - в 2 статьях).

Какие проблемы появились у контрагентов?

«Лжепредпринимательство» - создание субъекта частного предпринимательства, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, в целях незаконного получения кредитов или освобождения от налогов, или сокрытия запрещенной деятельности, или извлечения иной имущественной выгоды, или в целях содействия совершению таких действий.

Проще говоря, лжепредпринимательство это способ незаконного получение кредита и уклонение от налогов.

Сам факт создания такой «пустой» компании не содержит признаков уголовного преступления, опасного для человека, общества или государства в целом. Более того, что интересно, это конституционное право каждого гражданина РК (ст.26 п.4 Конституции: «Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности…»).

Само наказание за создание не работающего предприятия последует, если только будет причинен крупный ущерб (около 20 тысяч МРП). Ниже этой отметки нет ни уголовной, ни административной ответственности.

Как же все-таки вычисляется ущерб? Он определяется как сумма налога, от уплаты которого уклонился контрагент.

Получается органы уголовного преследования должны установить всех контрагентов, определить все сделки с ними, установить их действительность или недействительность и только после этого решать вопрос об ответственности контрагентов (если ранее не установлено).

Как правило, на практике в отношении контрагентов этого не делается из-за их большого числа и количества сделок.

Зачастую многие контрагенты не привлекаются к участию в уголовном процессе по лжепредпринимательству, лишены возможности представить доказательства совершенных ими сделок с лжепредприятием. О приговоре суда они узнают значительно позже, из последующих уведомлений налоговых органов о необходимости доплаты налогов, то есть практически даже не понимают, что стали жертвами лжепредпринимателя.

Как же «выглядит» лжепредприниматель?

Действия при лжепредпринимательстве выглядят внешне вполне официально. Они подают документы на государственную регистрацию с соблюдением необходимой процедуры, принимается решение о их регистрации и лицензировании.

Лица, создавшие лжеорганизацию, активно заключают сделки и даже иногда их частично выполняют, однако это лишь прикрытие действительных целей.

Каковы последствия?

Для контрагентов лжепредприятий последствия применения налогового законодательства, прежде всего, отражаются в виде не вычета расходов, не отнесению в зачет налога на добавленную стоимость (НДС), что в итоге приводит к доначислению налогов.

В Налоговом кодексе предусмотрена общая статья по вычетам. Исключение составляют расходы, не подлежащие вычету в соответствии с Налоговым кодексом. Такие исключения предусмотрены в статьях 115 и 257 кодекса.

Например, вычету не подлежат расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием, за исключением расходов по сделкам с налогоплательщиками, не указанными в приговоре или постановлении суда, либо признанным судом действительными в гражданско-правовом порядке.

По сути, ущерб от лжепредпринимательства взыскивается с контрагентов вследствие наличия приговора суда о признании вины лжепредпринимателя.

При этом вина самих контрагентов в уклонении от уплаты налога в рамках уголовного дела о лжепредпринимательстве, как правило, не подтверждается ни приговором, ни постановлением суда.

Согласно сведениям, из «Информационного сервиса» Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК в сравнении 1 кварталов 2016 и 2017 года выглядит так:

Фактически налоговые недоимки взимаются не с самих мошенников, а с добросовестных предпринимателей.

Изменения в УК вступили в силу с 15 июля 2017 года и уже возникли вопросы: повлияет ли это на ранее вынесенные приговоры? Можно ли теперь пересмотреть доначисления налогов, сделанные контрагентам лжепредприятий?

Один из важных вопросов: отменят ли приговоры по 215-й статье УК «Лжепредпринимательство»?

Тут стоит напомнить, что статья 6 Уголовного кодекса РК предусматривает положения по обратной силе уголовного закона.

Закон, устраняющий преступность или наказуемость деяния, смягчающий ответственность или наказание, или иным образом улучшающий положение лица, совершившего уголовное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до введения такого закона в действие, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость.

То есть, если новый уголовный закон устраняет преступность и наказуемость деяния, то дело подлежит прекращению производством по этим основаниям независимо от стадии, на которой оно находится. Лицо, осужденное за такое деяние, признается не имеющим судимости и факт его осуждения не влечет уголовно-правовых последствий.

Подробнее об этих вопросах корреспондент BNews.kz расскажет в следующем материале.

Новости партнеров

Loading...