Как совершенствовалась оценка эффективности госорганов в Казахстане

Как совершенствовалась оценка эффективности госорганов в Казахстане

15 сентября, 18:34 2711
Как совершенствовалась оценка эффективности госорганов в Казахстане

Президент Казахстана еще в 2007 году в своем Послании одной из основных задач дальнейшего развития нашей страны определил ускоренное проведение административной реформы с учетом международной практики с целью создания профессионального правительства. Как совершенствовалась оценка эффективности деятельности госорганов в нашей стране, читайте в обзорном материале BNews.kz. 

Административной реформы уже конкретизировались в Указе президента «О мерах по модернизации системы госуправления», где указывалось на качественное совершенствование процессов и процедур госуправления, госуслуг, эффективности деятельности госаппарата.

Одной из основ эффективной системы госуправления должна была стать комплексная оценка эффективности деятельности госорганов управления. При создании собственной системы оценки работы госаппарата Казахстану приходилось учитывать множество факторов. Например, на тот момент в госорганах не было практически никакого опыта проведения внешней оценки и как таковой культуры самой оценки.

На тот момент важным вопросом для чиновников была выработка самого определения «эффективность работы государственного органа»: в чем она выражалась, как можно оценивать эффективность совершенно разных ведомств и получать сопоставимые результаты?

Система оценки эффективности деятельности госорганов была введена в действие в 2010 году в пилотном режиме только трех госорганов: акимата Акмолинской области, Агентства по регулированию естественных монополий и Министерства труда и социальной защиты населения.

Успешное проведение пилотной оценки в 2011 году дала возможность оценивать уже 40 госорганов. В настоящее время выработана комплексная метотология и теперь оценку проходят 14 областных акиматов, акиматы городов Астана и Алматы, а также 15 центральных госорганов (министерства и агентство).

Как складывается методология Системы оценки? Она состоит из основных блоков системы оценки и направлений внутри их, при этом каждое направление («Качество оказания государственных услуг» или «Открытое правительство» и другие) – самостоятельный индикатор эффективности работы госоргана.

Следует отметить, что критерии оценки очень динамичны: изменения вносятся в методики оценки практически каждый год. Например, по оценке госуслуг  происходят изменения из-за автоматизации госуслуг, оптимизации процессов оказания государственных услуг и так далее.

В целом Система оценки отражает общий прогресс административной реформы. В  первые годы благодаря оценке государственные органы упорядочивали свои внутренние процессы, улучшали работу и в тоже время Система оценки поддерживала ключевые реформы модернизации госуправления

В 2017 году в Казахстане была введена обновленная система оценки, которая сфокусировалась на двух аспектах: оценка результатов и поддержка ключевых реформ госуправления. При этом результатом работы госоргана должны рассматриваться как достижение каких-то стратегических показателей, так и оказание услуг гражданам. Исходя из этого двумя главными блоками оценки стали: достижение стратегических целей и показателей бюджетных программ, взаимодействие с гражданами.

Эти два блока дают по 45% от итогового балла оценки для каждого госоргана. Ключевые процессные показатели, без которых невозможна эффективная работа госоргана, оцениваются в блоке «Организационное развитие» и дают 10% от итогового балла.

Первый блок оценивает, как государственный орган достиг выполнения поставленных на год задач стратегического характера, как он при этом освоил и использовал средства бюджетных программ. Впервые в этом году во всех министерствах также оценивалась связь между целями стратегического планирования и бюджетом.

Второй блок «Взаимодействие с гражданами» поддерживает ориентацию госорганов на удовлетворение потребностей граждан. Оценивается то, насколько качественно и в срок госорган оказывает услуги, насколько качественно и в полной мере он рассматривает и удовлетворяет обращения граждан, а также оценивается большой пласт работы по «открытости» государственного органа.

Блок «Организационное развитие» оценивает те факторы, которые определяют эффективность госоргана как организации, в нем оцениваются управление персоналом госоргана, а также то, насколько полно и эффективно государственный орган использует в работе информационные системы, насколько они интегрированы с электронным правительством.

В итоге общим эффектом оценки стала новая для государственных органов возможность увидеть собственную четкую «карту эффективности» и сравнить себя с другими государственными органами, а также Система оценки позволяет поддерживать реформы и отслеживать прогресс по их реализации.

В настоящее время результаты оценки четко демонстрируют, какую огромную работу проделали госорганы.

В 2016 году количество услуг, включенных в Реестр и получивших статус «государственных», увеличилось более чем в 3 раза (их сегодня 723)

По каждой госуслуге Реестра приняты стандарты и регламенты. 414 видов госуслуг автоматизированы и предоставляются в электронном виде. 75% видов госуслуг (548 из 723 по Реестру) стали доступны населению через Государственную корпорацию «Правительство для граждан» и ЦОНы.

На данный момент Система оценки активно поддерживает реформу по повышению открытости деятельности госорганов по следующим критериям: активность госорганов при публикации проектов бюджетных программ и отчетов об их реализации; проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения; статистической информации, сигнализирующей об эффективности их деятельности.

Новости партнеров

Loading...