Каким будет ЕАЭС к 2025 году?

Каким будет ЕАЭС к 2025 году?

12 сентября, 14:44 3274 Новости Астаны
Каким будет ЕАЭС к 2025 году?

Изучение потребностей российского рынка, развитие информационно-аналитической работы, включение стандартов ЕАЭС в национальные программы стран-участниц союза – такие долгосрочные задачи предложили эксперты Российского совета по международным делам (РСМД). О результатах своих исследований евразийской интеграции к 2025 году они рассказали на традиционном деловом завтраке РСМД в Москве, передает собственный корреспондент BNews.kz в РФ.

Евразийский экономический союз уже имеет общие документы, согласно которым страны-участницы могут развиваться на основании общих принципов и стандартов. Однако практика показывает, что внутри государств ожидания от членства в союзе не совпадают с реальным положением национальных интересов. Менеджер по аналитической работе РСМД, научный сотрудник Центра глобальных проблем МГИМО МИД России Елена Алексеенкова, говоря о результатах своего исследования, обратила внимание на то, что одним из главных ожиданий является наращивание экспортных возможностей, расширение рынка сбыта для национальной продукции. Страны союза стремятся, прежде всего, повысить конкурентоспособность отечественного бизнеса и национальных товаров, а также привлечь как можно больше инвестиций.

«Еще одно общее ожидание – это ожидание реиндустриализации экономик и развития промышленной кооперации внутри союза. Также все государства рассчитывают на формирование единого рынка труда и лучшую реализацию имеющегося человеческого капитала. Еще один немаловажный фактор – то, что все государства рассчитывают на то, что в перспективе до 2025 года будет достигнута координация экономического макрорегулирования. Это очень важный фактор, потому что тот период, когда союз создавался, совпал с периодом глобальной турбулентности, с колебаниями цен на энергоресурсы», - сообщила Е.Алексеенкова.

Последствиями этих событий и напряженных отношений России с Европейским союзом (ЕС) стал подъем экономик других стран союза. К примеру, известно, что по итогам 2016 года Армения показала хороший результат, нарастив взаимную торговлю со странами ЕАЭС на 53%. Одной из благополучных сфер для страны стало сельское хозяйство.

«Безусловно, бизнес Армении этому очень рад, но тут есть опасения. Все понимают, что эта тенденция вызвана санкционными войнами между Россией и Евросоюзом. Одним из ключевых партнеров Армении является Европейский союз. Порядка 30% внешней торговли приходится на ЕС. Армения надеется на то, что ей удастся выступить медийным звеном между Европейским союзом, Евразийским экономическим союзом, что ей удастся сохранить и далее развивать для себя европейский рынок. Здесь очень важно, как динамика отношений России и ЕС, ЕАЭС и ЕС в целом будет развиваться далее. Удастся ли выстроить партнерство между Евразийским союзом и Европейским союзом? На самом деле этот фактор чувствителен не только для Армении, но и для Казахстана, который подписал расширенное соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, где 50% внешнего торгового оборота приходится на ЕС и 52% инвестиций приходит в Казахстан из Европейского союза. Этот фактор выстраивания отношений ЕС и ЕАЭС, вот эта турбулентность, вызванная противостоянием России с ЕС, безусловно, воспринимается достаточно негативно», - пояснила Е.Алексеенкова.

Для внешней торговли России 2016 год стал самым негативным. В дальнейшем российские специалисты заинтересованы в наращивании несырьевого капитала, а площадка ЕАЭС для отечественных предприятий является отличным шансом обрести высокий уровень качества. Что касается потенциала евразийской интеграции до 2025 года, то Кыргызстану предстоит работа над устранением барьеров на рынках Казахстана и Белоруссии для своих трудовых мигрантов. Также, как указала эксперт Е.Алексеенкова, стоит обратить внимание на повышение конкурентоспособности кыргызских товаров. В Белоруссии делают акцент на цены на энергоресурсы, также разработана национальная программа развития. К 2025 году Белоруссия планирует расширить свое влияние не только внутри ЕАЭС, но и за его пределами. До 2025 года также актуальными для стран-участниц союза останутся договоры с третьими странами и соглашения о зонах свободной торговли. Ключевыми партнерами по-прежнему останутся ЕС и Китай.

«Главный вопрос – изучение потребностей рынка труда внутри ЕАЭС, потому что мы в рамках Российского совета по международным делам уже три года проводим международную конференцию по миграции. Мы сталкиваемся с тем, что наши специалисты говорят, что не знают потребности российского рынка труда. Этот вопрос не исследован», - рассказала Е.Алексеенкова.

«Казахстан тоже стал страной, принимающей мигрантов, в последние годы, но к 2020 году в Казахстане ожидается так называемый «молодежный бугор». Выйдет поколение, рожденное в конце 90-ых – начале 2000-ых годов. В какой мере экономика переварит это, остается не до конца проясненным», - добавила спикер.

Как отметила эксперт, в развитии евразийской интеграции также не хватает информационно-аналитической работы, что следует исправить до 2025 года.

Заведующая сектором Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН им.Е.М.Примакова, эксперт РСМД Елена Кузьмина поделилась своими наблюдениями о том, как сочетаются друг с другом стратегические программы развития Евразийского экономического союза и национальные программы самих стран ЕАЭС. В целом такие программы развития всех государств направлены в большей степени на инновационное развитие, а особый акцент делается на межрегиональном и приграничном сотрудничестве. Также одной из главных задач остается укрепление экспортного потенциала стран.

«Если говорить о Казахстане, это один из самых активных участников Евразийского экономического союза, и именно Президент Казахстана первым заговорил о том, что необходим такой союз для развития. У Казахстана очень много программ, но есть один интересный момент: я только в программе «Казахстан – 2050» нашла упоминание о том, что Казахстан должен использовать возможности Евразийского союза для сотрудничества», - отметила Е.Кузьмина.

По ее мнению, Казахстану необходимо учесть возможности ЕАЭС в программах, направленных на развитие транспортной инфраструктуры. Стоит отметить, что не все национальные программы могут содержать условия для развития внешнего сотрудничества, а конкретные пункты некоторых программ зачастую прописаны только для внутренних модернизаций. 

`

Новости партнеров