Проблема доступа к информации в Казахстане: Ошибки госорганов и неисполнение закона 

01 июня, 2017, 13:14 2674
Проблема доступа к информации в Казахстане: Ошибки госорганов и неисполнение закона 

Представители НПО Казахстана, для того, чтобы изучить исполнение госорганами закона «О доступе к информации», направили запросы на блоги 12 акимов областей. Ответы предоставили только 4 региона, а у некоторых руководителей областей и вовсе отсутствуют блоги. Выходит, что 70% руководителей МИО нарушили закон «О доступе к информации». Проблему функционирования данного закона в нашей стране сегодня обсудили в ходе круглого стола в Мажилисе. Подробности в материале корреспондента BNews.kz.

Абаев о доступе к информации 

По итогам 2016 года среди центральных госорганов высокую оценку получили сайты Министерства юстиции, здравоохранения, по инвестициям и развитию, национальной экономике, энергетике. 

«Эти интернет-ресурсы отличают своевременность обновления информации, четкая нацеленность на пользователей, в том числе с ограниченными возможностями, функциональная система навигации. Среди местных исполнительных органов лидирует интернет-ресурс акимата СКО. Его отличает четкое структурирование разделов меню, информационная насыщенность, оперативность и актуальность информации», - сообщил министр информации и коммуникаций Даурен Абаев.

Министр обозначил нерешенные проблемы в этой сфере. По его словам, информация о текущей деятельности госорганов носит декларативный характер и чаще всего не актуализируется. 

«В интернет-ресурсах раскрывается информация общего характера, статистика, связанная с госорганом, - все в общем порядке. Практически не раскрывается информация о проводимых проверках. Как правило, на интернет-ресурсе размещается план проверок, но отсутствуют результаты их проведения. Сведения об оказываемых госуслугах предоставляются частично, с различной степенью детализации. На интернет-ресурсах местных исполнительных органов слабо представлена справочная и консультационная информация для сельского населения о мерах государственной поддержки. Некорректно реализована система поиска информации. Большинство интернет-ресурсов не соответствуют принципам удобства для пользователей - это самое главное», - отметил Д.Абаев.

Депутат и организатор круглого стола Маулен Ашимбаев, в свою очередь, отметил, что руководители местных исполнительных органов зачастую не соблюдают закон «О доступе к информации».

«Перед нашим круглым столом ряд неправительственных организаций по своей инициативе провели исследования, как отвечают на запросы государственные органы. Они направили запросы 12 областям через блоги первых руководителей акимов областей, которые существуют на портале e-Gov.  У других руководителей областей, оказывается, нет блогов на e-Gov. Возникает вопрос, почему блогов до сих пор нет? Из 12-ти только 4 области в соответствии с законом дали ответы на запросы граждан. Таким образом, 70% областей не дали ответы, которые они должны были в соответствии с законом о доступе к информации предоставить. В нашем законодательстве предусмотрена ответственность, которую мы включили в кодекс об административных правонарушениях.  Также были направлены запросы в 15 министерств. Там ситуация несколько лучше. 70% предоставили ответы, 30% нарушили закон о доступе к информации, тоже немало, согласитесь», - сказал Маулен Ашимбаев.

Он высказал предложение по созданию общественного рейтинга открытости государственных органов.

«Этот рейтинг мог бы ежегодно публиковаться, лидеров можно было бы как-то поощрять, премии предусмотреть. Ну, а аутсайдеров будем только критиковать», - добавил М.Ашимбаев.

Об «Открытом правительстве»

В целях исполнения замечаний депутатов Мажилиса и предложений неправительственных организаций Министерством информации и коммуникаций проведен редизайн компонентов открытого правительства. Большая часть функционала порталов «Открытые данные», «Открытые НПА», «Открытый диалог» и «Открытые бюджеты» перенесена на главную страницу. На порталах «Открытые данные» и «Открытые бюджеты» размещена инфографика, упрощающая понимание информации для пользователей портала. На всех компонентах показана статистика по размещенным материалам.

«Это позволяет отслеживать динамку роста количества публикуемой информации. Кроме того, добавлен ряд нужных разделов, в частности, помощь пользователям, как формуется бюджет, как обсуждаются проекты НПА. Также в июне текущего года при участии НПО будут проводиться онлайн фокус-группы для получения общественной оценки работы порталов открытого правительства. Совместно с международным центром журналистики и Media Net ведется работа по проведению так называемой Data Lab - своего рода хакатомы для журналистов по открытым данным. Но мы понимаем, что в первую очередь нужно, чтобы у журналистов уровень компетенции по этой теме вырос. Тогда они будут трансляцию для населения более качественно подавать», - рассказал Даурен Абаев.

Наряду с этим Министерством прорабатывается вопрос по созданию нового компонента «Открытой петиции». 

«Для его реализации необходимо внести изменения в законодательные акты, также потребуются дополнительные бюджетные средства, но нужно время», - добавил Д. Абаев.

Он отметил активизацию работы госорганов в этом направлении. Если за весь прошлый год было размещено 7 тыс 12 проектов нормативно-правовых актов, то за 5 месяцев текущего года уже размещено 5 тыс 878. На портале «Открытые бюджеты» за 2016 год размещено 5 тыс 908 бюджетных программ, в этом году уже 5 тыс 519.

«Также хочу отметить рост популярности портала «Открытый диалог». В прошлом году на него  поступило в среднем около 1 тыс 600 обращений граждан, то в этом году на 62% больше - порядка 2 тыс 600 обращений.  На плановой основе проводится обучение работников», - добавил министр.

Однако не обходится без проблем. Комментарии, которые оставляют пользователи компонентов открытого правительства, остаются либо без ответа, либо получают формальный ответ. Существенно тормозится наполнение портала «Открытые данные». Все это вкупе, как подчеркнул Д. Абаев, не способствует доверию казахстанцев к работе, которую выполняют в этой сфере госорганы.

«Мы ведем работу с коллегами с центральных и местных госорганов. Но надо понимать, что эта работа больше разъяснительного и методологического характера. Импликативных норм, позволяющих говорить о серьезной ответственности, у нас, к сожалению, нет. Наверное, уже назрела необходимость совершенствования закона. Мы сейчас будем думать, с НПО в том числе, как дальше расширить и детализировать компетенции госорганов и конкретизировать формат работы самой комиссии. Особым блоком нам видится работа по рассмотрению обращений граждан. Предусмотренные действующие законодательные механизмы обращений граждан к вышестоящему лицу или в суд сейчас не соответствуют», - заключил министр.

Доступ к информации - часть гражданских и политических прав казахстанца

«По нашему мнению, недостаток нужной, объективной и правдивой информации приводит к искаженному пониманию действительности. Поэтому, на наш взгляд, важно создавать для людей условия, при которых доступ к объективной информации будет легким, быстрым и эффективным. Это актуально для любого цивилизованного общества и актуально для нашей страны», - выступил заместитель Генерального прокурора РК Андрей Кравченко.

Право на доступ к информации каждого является частью гражданских и политических прав и свобод, закрепленных во всеобщей декларации прав человека и международном пакте о гражданских и политических правах, которые ратифицировал Казахстан. В конституции Республики Казахстан, в статье 20, также гарантируется право каждого гражданина свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. 

«В 2015 году мы приняли закон, который сегодня обсуждается, и, открою маленький секрет, Генеральный прокурор, еще будучи депутатом Мажилиса, был одним из разработчиков этого закона и активно выступал за его принятие. Наверное, важно вспомнить, что до принятия закона в Казахстане отсутствовал действенный законодательный механизм, регулирующий вопросы в этой сфере, не было даже базового понятия, что такое доступ к информации. Этим пробелом пользовались многие и сами определяли, какую информацию предоставлять, какую нет, какие из сведений считаются открытыми, какие нельзя делать публичными. Теперь же в законодательстве предусмотрена ответственность за непредоставление или предоставление заведомо ложной информации», - сказал А.Кравченко.

Он также озвучил, что в рейтинге ООН «Электронное правительство для людей» за прошлый год Казахстан занял 33 место среди 193 стран мира, по индексу сетевой готовности мы на 39 месте в мире из 139 государств.

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Новости Астаны

Читайте также

Похожие новости