Рахметуллин: Казахстан стремится к одной высшей гуманной цели - достижении мира и безопасности

05 июня, 2018, 20:22 7323
Рахметуллин: Казахстан стремится к одной высшей гуманной цели - достижении мира и безопасности

Казахстан является участником 14 международных договоров в сфере разоружения.

Директор департамента многостороннего сотрудничества МИД Акан Рахметуллин рассказал в интервью BNews.kz об участии Казахстана в процессе международного сообщества, в частности в области нераспространения оружия массового уничтожения и миротворческой миссии. 

-Комиссия была создана в 2010 году, когда Казахстан вступил в права Председателя ОБСЕ. Создание Комиссии по нераспространению ОМУ как-то связано с данным событием? Каковы результаты работы этой Комиссии за прошедшие 8 лет?

-В действительности создание Комиссии скорее можно приурочить к другому событию, также проходившему в 2010 году, а именно первому Саммиту по ядерной безопасности, который был созван Президентом США Бараком Обамой 12-13 апреля 2010 года в Вашингтоне. Другим "триггером" для создания Комиссии можно назвать инициативу по созданию Банка низкообогащенного урана, которая была объявлена Гендиректором МАГАТЭ в 2009 году.

-А если брать более широкую перспективу, то необходимость наличия подобного инструмента в Казахстане назрела давно. Международные инициативы Президента РК Нурсултана Назарбаева в сфере ядерного разоружения и нераспространения широко известны, а для их практической реализации требовался механизм с единым координатором.

- За прошедшие 8 лет Комиссия доказала свою жизнеспособность и востребованность. В повестку дня Комиссии помимо ядерной тематики регулярно входят вопросы развития системы экспортного контроля РК, обеспечения химической и биологической безопасности, а также такой немаловажный элемент, как подготовка кадров в сфере разоружения и безопасности.

-Комиссия по статусу считается президентской, но занимается ею Министерство иностранных дел. Почему функция обеспечения и проведения заседаний Комиссии возложена на МИД?

- Это в первую очередь связано с тем, что в Концепции внешней политики Республики Казахстан реализация внешнеполитических инициатив является задачей Министерства иностранных дел. Кроме того, вопросы ОМУ являются, если так можно выразиться, междисциплинарными. К примеру, вопросы ядерной безопасности в МЭ, биология в МОН, химия и экспортный контроль в МИР. Также задействуются и другие госорганы. В этой ситуации наилучшим решением было привлечение МИД, как структуры, потенциально работающей по всем данным направлениям, как внутри страны, так и на международных площадках.

-Какая существует взаимосвязь между ролью Казахстана в процессе разоружения, укрепления режима нераспространения и миротворческой миссией нашей страны?

- Как известно, Казахстан стал площадкой для переговоров по иранской ядерной программе, а также по сирийскому вопросу – так называемый Астанинский процесс. Известна роль Казахстана в осуществлении гуманитарной миссии в Афганистане, в том числе по обучению афганских студентов в наших вузах. Связь данных трёх направлений самая прямая. Их все связывает одна высшая гуманная цель – достижение мира и безопасности. Эти постулаты заложены в Манифесте Президента Нурсултана Назарбаева "Мир. XXI век".

Казахстан реализует гуманитарные миссии в Афганистане, включая поставки продовольствия, обучение афганских студентов.

Кроме того, Казахстан реализует образовательные программы для афганских студентов стоимостью порядка 50 млн долл. С 2010 по 2021 годы в вузах Казахстана пройдут обучение около 1000 граждан Афганистана. Европейским союзом вместе с "UN Women" выделяется 2 млн долларов для обучения афганских студентов через казахстанские институты. К этому намерена присоединиться Норвегия. Один из важных аспектов по Афганистану – это предотвращение конфликтов, в чем главная роль рассматривается молодёжи и женщин. В этой связи, на Казахстан возложена миссия по проведению международной конференции осенью 2018 года в Астане на тему: «Расширение возможностей для женщин в Афганистане».

- Насколько действенным и эффективным на сегодняшний день остается Будапештский меморандум 1994 года, согласно которому государства «ядерного клуба» - США, Великобритания, Франция, Китай, Россия предоставили гарантии безопасности Казахстану как стране, добровольно отказавшейся от ядерного оружия? Какие преимущества для нас несет открытие в Казахстане Банка ядерного топлива?

- Сразу сделаю оговорку, Будапештский меморандум был подписан тремя ядерными державами – Великобританией, Россией и США с одной стороны, и по отдельности с каждым из трёх государств, отказавшимся от ядерного оружия Беларусью, Казахстаном и Украиной. Китай и Франция сделали односторонние заявления. Несмотря на это, Меморандум продолжается оставаться частью международных отношений, который несёт в себе недвусмысленные обязательства государств, обладающих ядерным оружием.

Вопрос по БНОУ лежит немного в иной плоскости, но можно также сказать, что с его открытием в Казахстане мы получили опредёленный кредит доверия и гарантии со стороны МАГАТЭ и его государств-членов.

-Одним из обсуждаемых сейчас вопросов является создание Центральной референтной лаборатории в Алматы. При всей полезности данной лаборатории, тем не менее, возникают вопросы о безопасности объекта, который построен в мегаполисе. Проект реализован при поддержке Министерства обороны США. В чём была необходимость создания данного объекта и на чём основывается его возникновение? Какими международными соглашениями урегулировано создание ЦРЛ? Рассматривалось ли создание лаборатории на заседании Комиссии по нераспространению ОМУ?

- Создание ЦРЛ рассматривалось на одном из первых заседаний Комиссии. Более того, данный вопрос находится на постоянном внимании Комиссии с периодическими докладами о ходе реализации проекта.

23 мая текущего года на ЦРЛ прошёл День открытых дверей - мероприятие, собравшее 15 дипломатов, а также СМИ. Сейчас идет активная публикационная деятельность вокруг ЦРЛ.Это в совокупности указывает на то, что проект ЦРЛ является прозрачным, открытым. С другой стороны, на самом объекте обеспечена его физическая защита. Для интересов Комиссии по нераспространению ОМУ главным является обеспечение бесперебойного функционирования ЦРЛ как части общей системы биологической безопасности.

Казахстан является ответственным участником процесса международного сообщества. ЦРЛ призвана стать учебным центром для всего центрально-азиатского региона. Регион, как известно, не простой в эпидемиологическом плане. Поэтому нужен мощный методический центр по противодействию угрозам распространения особо опасных инфекций.

- Казахстан с 2007 года является участником Конвенции ООН о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и их уничтожении (КБТО). Она является частью Женевского протокола 1925 года – документа, обязывающего страны не применять бактериологическое оружие. Этот вопрос сейчас актуализируется в свете резонансных событий в Сирии и Великобритании. Как обстоят дела у Казахстана с участием в международных соглашениях, в том числе в Женевском протоколе?

- Данный протокол стал скорее отправной точкой для разработки и принятия КБТО. Более того, Протокол запрещает применение не только биологического, но и химического оружия на войне. Последние события в Сирии и Великобритании, где было применено химическое оружие, подпадает под компетенцию другого международного договора – Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО).

Что касается вопроса об участии Казахстана в международных соглашениях, то наша страна является участником 14 международных договоров в сфере разоружения, в том числе КБТО и КЗХО. Мы активно участвуем мероприятиях по линии данных конвенций, продвигая наши инициативы. Женевский протокол в силу того, что все его элементы отражены в КБТО, не был ратифицирован ранее Казахстаном. Вместе с тем, после ревизии базы данных международных договоров в сфере разоружения и консультации с экспертами было принято решение о возможности присоединения к Женевскому протоколу. В настоящее время МОН, как уполномоченный орган, проводит соответствующие процедуры.

-До 1992 года на острове Возрождения действовал биологический испытательный полигон. Данный остров располагается как на территории Казахстана, так и Узбекистана. Известная ПНИЛ-52. В апреле Правительство Казахстана приняло План по обеспечению эпидемиологического благополучия на казахстанской части острова на 2018-2020 годы. Предусмотрен комплекс мероприятий. В этой связи, скажите, пожалуйста, как идёт взаимодействие по данному вопросу с нашими партнёрами, в том числе Узбекистаном и Россией? Как корреспондирует вопрос по острову Возрождения с международными усилиями по спасению Аральского моря? Будет ли Казахстан двигать инициативу о принятии специальной резолюции Совета Безопасности ООН по острову?

- Взаимодействие с Узбекской стороной сейчас развивается. В прошлом году на конференции высокого уровня в Самарканде вопрос был проговорён на уровне МИД наших стран. В этом году узбекская сторона предложила начать диалог на уровне экспертов. Сейчас сформирована экспертная группа из числа казахстанских учёных, исследователей. В ближайшее время эта группа приступит к своей работе. Здесь следует обратиться к истории вопроса. Первоначально до 1960 года остров Возрождения с полигоном находился тогда на административной территории Узбекской ССР.  Постепенно вода стала убывать и остров "продвинулся" на казахстанскую территорию. Сейчас стоит вопрос о возвращении земель бывшего острова в хозяйственный оборот. В этой связи, в упомянутом Вами правительственном плане предусмотрен комплекс мероприятий, включая обустройство и демаркацию границы.

Читайте новости bnews.kz в Telegram

Новости Астаны #ядерное оружие #МИД РК

Читайте также

Рекомендуем
Нефтяник из Жанаозена создаёт шедевры из мусора 1144

Похожие новости