Делать уроки или нет: Почему школьники лишаются индивидуальности?

23 января, 2017, 12:22 2864
Делать уроки или нет: Почему школьники лишаются индивидуальности?

Отказ школьника отвечать на уроке, неспособность ребенка решать возникающие проблемы, замкнутость, слабые способности к вербальному общению. Это малый перечень сопутствующих проблем у современных и абсолютно физически здоровых детей. С чем это связано и что нужно делать родителям, чтобы вырастить здорового ребенка? Об этом корреспондент BNews.kz поговорил с психологом школы здорового ребенка в городской поликлинике №11 города Алматы Владимиром Ишимовым.  

- Владимир Иванович, я заметила, что кабинет психолога сегодня популярен среди родителей и школьников, а ваши консультации перешли в режим регулярных занятий и выстроены по расписанию. Родители вместе со своими детьми спешат на урок психолога. С чем это связано?

- Там проблемы с замкнутостью в школе, и не только, мы видим эти проблемы в формате «дом – школа – дом». На самом деле во время каникул дети чувствуют себя гораздо лучше, и обращаемость за психологической помощью гораздо ниже. Когда начинается школьный период, мы наблюдаем, что у школьников есть проблемы, и идет запрос на психологическую помощь. Трудная школьная программа приводит к тому, что у учеников возникают сложности с выполнением домашнего задания. Если в школе есть учитель, который ответит на вопрос и разъяснит, как задание выполнять, а фактически, в домашней обстановке, ребенок начинает рассчитывать на помощь близких. И здесь получается палка о двух концах: с одной стороны – родители, помогая ребенку, лишают его самостоятельности. И когда к нам приходят с проблемой: «мы не можем заставить его делать уроки», наша психологическая служба обязательно выясняет, как это происходило до визита к нам. Сама проблема возникла потому, что школьная программа настолько сложная, что люди с высшим образованием расписываются в своем бессилии и не могут ребенку качественно помочь. Возникает такая связь: ребенок, приучаясь работать с родителями, уже теряет индивидуальность, внимательность, это переносится в класс. Когда от него требуется самостоятельность, бесстрашие перед ошибкой, умение эту ошибку исправлять, самому практически что-то исследовать, он уже в классной жизни считает, что должен опереться и с этим «костылем» (помощь близких – прим. автора) он еще может выдержать. Без участия родителей – он не способен отвечать выученный урок.

 

- Кто в этой ситуации сигнализирует первым: школа или дом? Как можно распознать – это проблема в замкнутости или имеет место быть лень? Современные дети не обделены общением, школьники с ранних лет имеют аккаунты в социальных сетях, учатся там высказываться и дружить.

- Родители жалуются: ребенок в доме выучил задание, мы знаем, что он владеет материалом, учитель заявляет, что он молчит, и знания не демонстрирует. Как правило, в результате снижаются оценки.

Когда мы причину обнаруживаем и «диагноз» подтверждается, начинается коррекционная работа с ребенком по становлению его личности. Наша  работа - это не лекции и не назидание, у нас проводятся психологические тренинги игровые занятия, ребенок, образно говоря, «кожей чувствует» ситуацию и учится принимать решения и добиваться реализации своей программы.

Давайте оторвемся от вопроса, и я приведу пример. На сегодняшний день даже поколение взрослых, это уже поколение тех детей, которые в своем детстве имели схожие проблемы, и сейчас, они не доработали эти проблемы. Сегодня они живут так: видя своих героев в телевизионных программах, отмечают, какие они спортивные, ведут здоровый образ жизни, утром бегают кроссы, и «наш человек» думает «как это здорово и правильно», принимает решение - с понедельника начну бегать кросс! Готовит кроссовки, заводит будильник, но утром вставать и бежать с непривычки не хочется, и тогда он говорит: «на следующей неделе побегу».  Он не отказывается от этой хорошей вещи, он считает, что со следующей недели  начнет, и мы наблюдаем не реализацию волевой программы.

- То есть, школьник не отвечает у доски лишь потому, что рядом нет родителей, с кем он дома учил материал? Вы хотите сказать, что будничная схема «помощь с уроками – привычка эту помощь принимать – замкнутость в школе – низкие отметки» может принести серьезные проблемы в будущем?

- Как ведут себя школьники, садясь за уроки: мама, попить хочу! Мама, кушать хочу! Мама, соринка в глаз попала! Всегда находится что-то такое отодвигающее исполнение. Это и есть не решение проблемы, это убегание от проблемы. На тренингах в нашей школе здорового ребенка мы учим детей бросить вызов этой трудности, какая бы она не была. Психологи учат детей создать свою программу, реализовать цель, элементарное - взяться за нее, не сворачивая в сторону. Здесь нужны профессиональные  навыки, умения - это добивается не уговорами, не назиданием, не разъяснением, а непосредственно через работу. Таких коррекционных занятий может быть несколько. Когда у ребенка есть проблема, мы говорим родителям о необходимости провести несколько коррекционных занятий, шаг за шагом к победам над собой. Тогда мы можем ребенка изменить, и тогда уже что-то поменяется в школе. Практика это подтверждает, в итоге школа и родители убеждаются - ребенок становится другим.  В среднем одна встреча с ребенком длится около получаса. Но первая встреча всегда длительная, мы разговариваем с мамой, с ребенком, наблюдаем, как ведется диалог между родителями и ребенком. Выбор правильной методики для построения личности зависит от оценки происходящего в семье, как происходит взаимодействие между членами семьи.  Чаще всего ребенок за 20 минут беседы с психологом может справиться с  тестовыми заданиями, понять, что у него все получается.

- Владимир Иванович как вы оцениваете зависимость детей и подростков от смартфонов?

-  Здесь тоже палка о двух концах. Стремление уткнуться в телефон и не видеть ничего - повсеместно, это влечет за собой невнимательность. Возможно такая привязанность это выражение современности, технического прогресса, но мы отмечаем снижение коммуникативных навыков у людей. Если сегодня говорить человеку самые простые образные вещи, он их уже не воспринимает, современному человеку нужно выражаться проще, на прямую, «в лоб» что-то сказать. Если сказать, что-нибудь отвлеченное, имеющее второстепенный смысл, он может даже не понять о чем идет речь. Хотя у нас есть в речи подтексты, завуалированный смысл, когда мы говорим одно, подразумеваем другое, здесь наблюдается неумение, эти самые вещи улавливать и понимать, страдает коммуникация, не развивается речевое общение, где люди могли бы использовать вербальный второй язык – это речь.  Молчаливая переписка, короткие реплики в соцсетях привели к тому, даже в общении с взрослыми создается проблема в неумении правильно подобрать слова для своего запроса. Люди не умеют устно строить предложения.

Другой вопрос: телефоны обеспечивают нам безопасность. Их наличие и использование совершенно правильно, ребенок, выходя из школы, сообщает родителям о своем месте нахождении, это способ отслеживать действия ребенка. Это наша безопасность сегодня. Я бы сравнил мобильные телефоны с использованием кухонного ножа – он необходим в быту, но в тоже время опасен.  Необходимо контролировать использование телефона.

Я, кстати, категорически не поддерживаю мнение о том, что телефоны у школьников могут создать помехи во время занятий. В стенах школы все зависит от педагога, как он сможет поставить на уроке вопрос, будет ли ученик слушать и отслеживать, что происходит на уроке.  Способен ли преподаватель заинтересовать аудиторию. Внимание ребенка зависит от того, как создадут ему мотивацию. То же самое происходит на концерте – артист либо интересен публике, либо нет.

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Новости Алматы #дети

Читайте также

Похожие новости