Директор школы "О статусе педагога": Закон хоть и об учителе, но для всего общества

14 января, 2019, 18:36 902 Костанайская область
Директор школы

Костанайские учителя называют этот документ одним из самых ожидаемых.

Своим мнением относительно нового закона поделилась директор школы-лицей № 1 Костаная Сания Шарипова, передаёт корреспондент Bnews.kz

- Сания Салимгалиевна, этот документ – он для учителя или для общества?

- Знаете, в повседневной работе педагога было много проблемных моментов. Не критиковал и ругал, как работать, только ленивый. Все реформы образования определённым, иногда очень тяжким бременем ложились на плечи педагогов. Мы все ждали этот закон. Он – об учителях, но для всех. Потому что для самих учителей все их права, обязанности регламентированы уже в Законе “Об образовании”. Как и, к примеру, и в трудовом кодексе. Плюс существуют нормативно-правовые акты, которые касаются именно деятельности учителя: оплаты, надбавок и прочего. То есть имеется определённая нормативная база, которая регламентирует и регулирует деятельность педагога в школе. В то же время возникают моменты, когда в профессиональную деятельность педагога вмешиваются. Есть факты, когда привлекают учителя к функциям, не свойственным к прямой его деятельности. Получается, что учитель не защищён. Поэтому новый закон вобрал в себя все “пробелы” тех документов, которые на сегодняшний день уже есть. И в нём чётко оговорён статус педагога. А это уже повышение роли учителя, его значимости в обществе. Такое особое внимание к педагогу – дополнительная мотивация, стимулирование, поддержка специалиста.

- Но это значит, что и статусу нужно соответствовать…

- Конечно, закон налагает определённые обязанности на педагога. Мы должны будем говорить о строгом соблюдении педагогической этики в работе, общественной жизни, везде. Мы долго ждали этого документа, он у нас активно обсуждался, говорили о том, что существует много документов, правовых актов. Но они не работали, имели декоративный характер. Закон “Об образовании” носит больше ведомственный характер, а Закон “О статусе педагога” касается всех членов общества. Хороший и своевременный документ. Как к любому закону, к нему будут дополнительные нормативно-правовые акты приниматься, но всё, что наболело у учителей, мы увидели отражение в этом документе.

- Что наболело у современного педагога?

- Да возьмите то же привлечение к несвойственной нам деятельности. Учителя задействуют везде! Ни одно мероприятия в рамках города без учительства не обходилось. Если мы отвлекаем учителя на несвойственную ему деятельность, мы уже не можем говорить о качественном образовании детей, качественной подготовке к непосредственной работе педагога. Для того, чтобы подготовить один урок, учитель тратит три часа. А прибавьте к этому учебную нагрузку, значит, это несколько подготовок уроков в день, а еще проверка тетрадей, контрольных срезов…И учитель должен всё успеть! Естественно, где-то будет формальный подход к выполнению своих прямых обязанностей. Страдает работа. Новый закон же должен оградить педагога от несвойственной им нагрузки.

- А ведь ещё есть масса отчётов, которые учитель должен делать.

- Конечно! Мы надеемся, что всё постепенно перейдёт в электронный формат, автоматизируется, и учителя не будут делать дублирующую работу. Знаете, а ведь есть ещё одна трудность в работе наших педагогов – эмоциональное выгорание и проблемы со здоровьем. Работать с детьми, родителями, постоянно участвовать в модернизации образовательного процесса – трудоёмкий, времязатратный процесс. Человек находится в постоянном стрессе. И я приветствую то новшество, которое несёт закон о статусе педагога - что по достижению 30-летнего стажа педагогической деятельности, учитель может идти на пенсию. Это правильно, это забота о здоровье педагога, ведь некоторые уходят из жизни, даже не дожив до пенсионного возраста.

Для меня, как руководителя, очень интересный момент в этом документе – создание в организациях образования совета этики. Правильный шаг, ведь с принятием нового высокого статуса, учитель должен стать эталоном поведения. Те ценности, которые он прививает детям, он должен обладать ими сам.

- Что скажете о финансовом поощрении, которое оговаривает закон?

- Надбавки – они есть и они ощутимые. Если покажешь свой профессиональный рост, то для учителя есть возможность заработать. Но радует, что в законе закреплена оплата деятельности наставничества. Конечно, сейчас, когда приходит молодой педагог, мы закрепляем за ним наставника. Но в силу своей занятости, наставничество принимает необязательный характер. Наставник по факту консультирует. В законе проговаривается тесное взаимодействие наставника и молодого специалиста. Они будут работать в связке, и это подкреплено финансово. Согласитесь, тогда и обязательства будут, раз речь идёт об оплате.

- Насколько актуален пункт закона об отсрочке воинской службы?

- Очень положительный момент. В моей практике был случай, когда пришел к нам в школу замечательный педагог-психолог. Он отработал год, только пошли хорошие результаты, был налажен контакт с ребятами, особенно с трудными подростками. И парня забрали в армию. А с отсрочкой воинской службы надеемся, что придут в школу мужчины-педагоги. Сейчас к нам трехязычный молодой физик пришёл. Хотелось бы его поддержать и задержать в школе. Поэтому этот закон направлен и на молодого учителя в частности.

Ну и, конечно, радуют социальные гарантии для учителя. Это подъемные, очередь в дошкольные учреждения по месту жительства. С вводом закона моменты с кадровым дефицитом должны решаться. Даже в городе эта проблема актуальна. Что греха таить, в педагогические вузы идут абитуриенты с низкими проходными баллами. И какого специалиста мы должны на выходе ждать? Он должен быть грамотным, целенаправленным, должен знать, куда он идёт работать. Когда статус педагога в обществе поднимут на высокий уровень, быть учителем станет престижно и почётно.

`