Для чего Казахстану нужен рейтинг Doing Business?

04 апреля, 2017, 11:04 2832
Для чего Казахстану нужен рейтинг Doing Business?

В рейтинге «Doing Business 2017» Казахстан улучшил позиции на 16 пунктов, поднявшись с 51 до 35 места в мире. Теперь страна намерена закрепить свои позиции и более детально изучить ситуацию по лёгкости ведения бизнеса в регионах и городах страны. В этом году эксперты работают над методологией рейтинга. Своим мнением об этом с корреспондентом BNews.kz поделился специалист по развитию частного сектора Всемирного банка в Казахстане Ералы Бексултан.

Фото автора

- Ералы Абильмансурович, рейтингов по определению бизнес-климата в мире немало, каковы особенности Doing Business?

- Во-первых, данное исследование фокусируется на малых и средних предприятиях, причём в основном рассматривается самый густонаселённый, экономически активный город страны. В нашем случае изучается бизнес-климат Алматы.

Нужно понимать, что рассматривается только официальный сектор экономики. То есть теневая экономика, вопросы коррупции, уровень квалификации рабочей силы и другие вопросы регулирования не затрагиваются ввиду затратности и продолжительности такой оценки.

И если вкратце коснуться сфер, которые охватывает Doing Business, мы рассматриваем несколько фаз деятельности предприятий: открытие бизнеса, текущая деятельность и доступ к финансированию, доступ к инфраструктуре, наличие юридических проблем и так далее.

В докладе Всемирного банка также публикуется рейтинг 10 стран, которые провели наибольшее количество подтвержденных реформ. То есть не просто предпринятых де-юре, а де-факто подтверждённых реальным бизнесом.

Следует отметить, что наша страна в 2017 году, как, впрочем, и в течение последних трёх лет, демонстрирует очень хорошие результаты. Глобально сам регион Европы и Центральной Азии намного лучше всех остальных регионов в целом, здесь активность проведения бизнес-реформ очень высокая, и Казахстан при всей этой высокой конкуренции добивается очень высоких результатов.

Так как Doing Business не охватывает все регионы, в ответ на это Всемирным банком проводится субнациональный Doing Business в Казахстане по 8 регионам по 4 индикаторам. Эта работа практически завершена и результаты сейчас на стадии согласования с Министерством национальной экономики РК которое является получателем окончательной версии отчета.

- Уровень теневой экономики нашей страны, по предварительным данным, оценивается в 20 процентов от ВВП. Насколько можно говорить об объективности данного рейтинга?

- Это оценка, уровень теневой экономики никто точно не знает. И она есть везде. Вопрос в том, сколько вреда ею наносится. Если Вы посмотрите на результаты Опроса предприятий, публикуемого Всемирным банком, то среди 10 наиболее значимых барьеров для бизнеса в Казахстане в 2013 году неформальный сектор занимал второе место.

Как с этим бороться? Мировой опыт разный, я склоняюсь к тому, что вместо того, чтобы пытаться их найти и наказать, надо создавать правильные стимулы. Само существование теневого бизнеса подразумевает, что на это есть какие-то причины. Можно сказать, это тоже своего рода барьеры бизнес-среды, которые нужно научиться выявлять и правильно решать.

- Возможно, как одна из причин – высокий уровень налогов….

- В таком случае почему не все в теневом бизнесе? Значит, не только налоги, есть что-то ещё . Обычно это комплекс проблем, которые побуждают представителей частного бизнеса оставаться в тени, вплоть до отсутствия некоторых знаний, которые позволили бы им более эффективно функционировать в официальной среде. Банальная финансовая неграмотность не даёт им достаточной  самооценки и уверенности в том, чтобы оперировать на другом уровне. То есть он предпочитает не идти в госорган, потому что он просто-напросто может не знать законов и т.д.

-  Наша страна в предыдущие годы уже сталкивалась с проблемой, когда сокращают барьеры в одном госоргане, а они появляются в других структурах. После этого принимался специальный Кодекс, создавалась комиссия под председательством Премьер-министра. Насколько действенны эти меры?

- Тут несколько взаимосвязанных вопросов. Наверное, надо начать с того, что в Казахстане существует несколько слоёв нормативно-правовых актов: центральный закон  и несколько отраслевых, и отследить жизнь одного регуляторного инструмента по всей цепочке очень сложно. То есть, допустим, если вы в центральном законодательстве на самом высоком уровне пытаетесь убрать какой-то регуляторный инструмент, то обычно это заканчивается тем, что система пытается его воссоздать под другим именем, под другой маской уже в отраслевом законе. Это свойство бюрократии, в любой стране так происходит. И с этой проблемой столкнулся Казахстан.

Инструмент борьбы с этой особенностью давно разработан, правительство работает в этом направлении. Суть методики заключается в том, что любое регулирование, которое затрагивает бизнес, должно пройти стандартную оценку регуляторного воздействия. Госорган, внедряющий регулирование в той или иной форме, должен доказать, в нашем случае Министерству национальной экономики, что это регулирование необходимо. Здесь должны прикладываться цифры, оценивающие  риски и дополнительную нагрузку на бизнес в размере рабочего времени и т.д.

Сама методология также идёт дальше. Есть такое понятие, как постоянный пересмотр существующих разрешительных документов. Если госорган всё-таки что-то внедряет, то он должен обязательно предложить, что он может убрать взамен, чтобы количество разрешительных инструментов не росло.

Третий момент такой методологии заключается в том, что госорган, например, по итогам года должен публиковать отчёт о том, сколько он внедрил новых регуляторных инструментов, сколько убрал, по какой причине. В конечном итоге госорган получит мотивацию для сокращения регуляторных инструментов в обмен на повышение своей эффективности, повысится ответственность госорганов за их действия, будут более эффективно использованы ресурсы и оптимизирован аппарат.

- Методология разработана, но насколько активно она внедряется на практике?

- Оценка регуляторного воздействия внедрена во многих странах. Проблема в том, что внедрить её в особенности в странах постсоветского пространства очень сложно ввиду исторических особенностей. Но правительство Казахстана работает в этом направлении, и, если эта приверженность сохранится – результаты будут. Надеемся, у правительства будет достаточно ресурсов, чтобы до конца внедрить эти инициативы.

- Казахстан решил пойти глубже, и измерять не только общереспубликанский, но и бизнес-климат регионов. Эксперты высказывают разные точки зрения относительно методологии. Каковы Ваши предложения?

- Никакая методология не позволит стопроцентно охватить все проблемы бизнеса, главное – правильно поставить цель, для чего это делается. Даже если вы оцените насколько хорошо или плохо малому бизнесу в стране – это не даст ответа на то, как он поможет диверсифицировать экономику.

Например, главная цель глобального рейтинга Doing Business заключается не в том, чтобы показать, что одна страна лучше другой, а в том, чтобы привлечь интерес международных инвесторов.

Не так давно я был на форуме, где очень много внимания уделялось вопросам оценки эффективности государственных мер поддержки МСБ. На сегодняшний день практически не существует какого-то одного метода, даже статистического метода контрольных групп, который может вам точно сказать, что упрощение данной процедуры привело к улучшению допустим на 1 процент продуктивного фактора. Это очень сложно измерить, но тем не менее это необходимо сделать, особенно в реалиях Казахстана.

Глава государства ставит задачи по модернизации экономики. Это необходимо не просто для того, чтобы у нас была модернизированная экономика – это нужно для того, чтобы Казахстан мог экспортировать продукцию более высокого передела. От того, что у нас будет самое лучшее предприятие индустрии 4.0, но оно никак не диверсифицирует экспортную корзину, мало что изменится.

Думаю, что этот рейтинг должен информировать частный сектор для принятия каких-то экономических решений. Рейтинг также должен помогать акиматам принимать собственные решения. Причём индикаторы должны быть комплексными. Рейтинг должен помогать увидеть в каком направлении следует улучшать работу.

- Спасибо за интервью.        

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

#Doing Business

Читайте также

Похожие новости