Думан Кожахметов: Внутренние резервы Казконтента колоссальны

26 января, 2019, 19:00 2125
Думан Кожахметов: Внутренние резервы Казконтента колоссальны

Председатель АО "Казконтент"  поделился с BNews.kz своими размышлениями о том, какой должна быть казахстанская он-лайн журналистика, и планами, как это сделать.

- Четыре месяца назад вы возглавили Казконтент, но у вас нет опыта в журналистике, в СМИ. Как вы справляетесь с новыми задачами?

- Действительно, я никогда не был журналистом. Я по образованию пиар-менеджер – специалист по связям с общественностью. По второму образованию  –  медиа-менеджер. Да, я не публиковался, не писал, в кадре не стоял. Но задачи, которые поставлены, выходят за пределы журналистики как таковой.

Я все-таки сторонник того, что хороший журналист – это отдельная история, хороший менеджер  – тоже отдельная история. Это две разные вещи. Нет такого золотого, всегда работающего правила, что хороший журналист должен быть прекрасным менеджером, а прекрасный менеджер – хорошим журналистом. Наоборот. Если проводить аналогию, например, с футболом: Жозе Моуриньо никогда не был хорошим профессиональным футболистом, но он стал выдающимся тренером. Я себя не сравниваю с Моуриньо, но в целом история знает очень много примеров, когда человек показывает хорошие результаты не совсем в своей индустрии.

Вообще, я думаю, что было бы правильно, чтобы казахстанская журналистика готовила хороших менеджеров изнутри, из отрасли. Ведь СМИ – это специфическая и при этом достаточно динамично развивающаяся отрасль, здесь часто бывает, что правила управления людьми, процессами и финансами требуют отдельного подхода и отдельных знаний.

- Вы рынку хорошо известны, в первую очередь, как топ-менеджер оптимальных решений, талантливый технарь. В данном направлении что вы планируете привнести в компанию?

- Ну, во-первых, я благодарен тем людям, которые доверили мне этот блок работы. Это вызов для меня как для специалиста. У меня есть опыт управления медиа-компаниями, но это немного другие вещи. Это не управление интернет-ресурсами в чистом виде. Но с созданием именно цифрового контента я знаком не понаслышке.

Что касается технологического бэкграунда, я, нравится это или нет приверженцам классики, корифеям журналистики, считаю, что нужно понимать и принимать роль проникновения технологий в журналистику. Оно достаточно глубокое и будет усиливаться, особенно в онлайн-журналистике, где бизнес построен на пикселях.

Для меня управление организацией не должно становиться рутиной.  Вот в чём вопрос. Если это рутина, если это какие-то цикличные вещи, если это забирает много времени, которое ты можешь потратить на созидание, это угнетает, клонит в сон, делает работу бессмысленной. Всё, что можно,  нужно автоматизировать. Это мой подход.

Изменения, которые сейчас происходят в Казконтенте, такие, например, как создание цифрового офиса, не новые для рынка, но их не было здесь. Что удивительно. В компании, по сути, электронной, в интернет-компании документооборот на бумажках. Мы с коллегами инициировали процесс цифровизации и перешли на безбумажное производство, чтобы нервы беречь, деревья беречь, и чтобы ассистенты для бумажных версий не нужны были.

Вы говорите, я технарь. Технарь я или не технарь, здесь сложно судить, но то, что я понимаю технологии – это факт. Если мы не идем в ногу с технологиями, которые, кажется, не имеют прямого отношения к журналистике, мы опаздываем и, наоборот, внедряя технологии, можно много чего привнести в творческий процесс. Тут за трендами угнаться очень сложно и выбрать сложно  –  их много, но я считаю, что есть один-единственный путь развития онлайн-журналистики в Казахстане: не останавливаться и не бояться экспериментов.

- И вы не боитесь?

- Я – нет. Не бояться экспериментировать и ошибаться меня больше, наверное, научил рынок, частный бизнес, где часто на один успех у тебя девять неудачных попыток. В этом моя компетенция – находить этот успех. Но понятно, конечно, что, когда у тебя в управлении 11 государственных проектов, цена ошибки очень высока. В ней не только финансовые, но и имиджевые потери. Это нужно учитывать. Здесь уже включается второе, как говорится, сценарное дно – это опыт, который помогает, иногда даже на уровне интуиции.

Кроме того, нужно оглядываться по сторонам, смотреть на опыт других, не только в аналогичных структурах. Интернет очень большой, особенно много новинок приходит из электронной коммерции. На этот рынок я очень часто смотрю.

– А как же быть с тем утверждением, что журналистика и коммерция несовместимы?

- Как быть? Поставить под сомнение. Я считаю, что онлайн-журналистике в Казахстане не хватает именно коммерческой составляющей. Мы ещё не умеем правильно монетизироваться, да, наверное, и не очень хотим. И напрасно. Как говорил Архимед, dos moipu sto, kai tan gan kinaso - дайте мне точку опоры и я поверну Землю. Я считаю, что именно этой точкой опоры в онлайн-медиа является коммерциализация. Здесь, может быть, логика напрямую не видна, но я скажу так: когда рынок будет ставить условия для онлайн-журналистики, тогда она будет быстрее развиваться во всех отношениях: техническом, контентном, маркетинговом.  И база конкуренции - правдивость информации. На фоне фейков её ценность пропорционально растёт.

Второй момент. Тоже про средства, только с другой точки зрения. Есть такая привычка у многих, особенно в государственной сфере: я придумал - вы финансируйте. Нет бюджета – не будет результата. Разумеется. Но надо уметь перераспределять уже имеющиеся средства, силы, возможности и за счёт оптимизации менее эффективных вещей создавать более эффективные.   Мы вот, например, за 4 месяца делали вещи, казалось бы, незначительные, которые в конечном счете оказались очень значительными. Я считаю, что есть ещё внутренние резервы в Казконтенте: и технические, и организационные, и кадровые. Мы здесь приняли для себя стратегию: с деньгами всё можно сделать, а давайте попробуем без денег какие-то вещи делать.

Просто нужно правильно договариваться с людьми, с которыми работаешь, правильно и понятно ставить и объяснять задачи, и с позиции партнерства подходить, а не с позиции: я поручил, ты делай. Это проигрыш сразу.

- Как вы оцениваете состояние и перспективы казахоязычных интернет-медиа и Казнета в целом?

- Это был самый первый вопрос, на который мы попытались здесь ответить: для кого мы работаем? Все цифры показывали, что существует достаточно большой спрос на казахоязычный контент -  качественный, правдивый, дающий знания. И в этом отношении Казконтентом изначально был выбран  стратегически очень правильный путь – создание и  развитие таких проектов как история Казахстана, литературные порталы.  Им нужно было просто-напросто перейти из формата нишевого журнала или газеты в он-лайн формат. Этот переход мы сейчас осуществляем, и у нас получается шустро, хорошо. Особенно по проекту История Казахстана - Қазақстан тарихы.

Для понимания: у нас есть информационные проекты и тематические, к которым относится - Қазақстан тарихы. Так вот он, например, смело может конкурировать по количеству пользователей, по их вовлечённости с информационными проектами. Это говорит о том, что есть спрос на исторический контент. Раз есть спрос, мы дадим предложение.

Например, мы запустили проект на YouTube и в Инстаграме. Проекту нет еще месяца, но он уже показывает крутую динамику по подписчикам. И это без маркетинга, просто на  востребованном контенте. Поэтому повторю:  часто не нужно ничего нового придумывать, нужно переупаковывать существующий контент, использовать конвергентный подход и «продавать» это все аудитории.

Казахоязычный контент нужно развивать, и здесь ни у государства, ни у общества, вообще, не должно быть никакой фобии, страха.  Почему-то бытует мнение, что казахоязычную аудиторию интересует не особо широкий и глубокий спектр тем. Это не так. Казахоязычная аудитория очень требовательная и чувствительная, она достаточно интеллигентная и очень много тем, интересующих её, не раскрыты.  

Другой вопрос в крайностях. Понятно, что, если мы будем концентрироваться только на создании казахоязычного контента, мы потеряем огромную аудиторию и возможности. Поэтому у Казконтента должны быть разные проекты.

- Проекты разные, но подход один?

- Именно. Одно СМИ – один язык. Это один подход.

Одно СМИ – одна задача, это второй подход. Таргетирование наше всё. Объять необъятное не получается. Мы и не стремимся.

За весь Казнет не скажу. Казнет при всей своей компактности, достаточно большой и разный.  Но и здесь подход один. Коммерция — это тот драйвер, который потянет вперёд многие сегменты рынка. Считаю, что рекламодателям нужно обратить внимание на казахоязычную аудиторию. А пока казахоязычный сегмент Казнета развивается своими собственными силами, и развивается вопреки, а не благодаря.  

- Интернет-медиа, тем не менее, становится все больше и всем нужен трафик, аудитория, все борются за рейтинг. В этой борьбе за клики и просмотры какая стратегия у Казконтента?

- Мы за чистый спорт без допинга, фальсификации, подтасовок и прочих сомнительных штук. По крайней мере, это самый правильный и честный путь, хоть и самый трудный. Что касается борьбы за клики: аудиторию не обманешь. Читатель хочет получать правдивую информацию. Информацию, которая приносит знания. Это даже не обсуждается, это хрестоматийно. Что касается так называемой трафогенирирующей информации сомнительного свойства как части бизнеса - я понимаю, почему так происходит, но даже с точки зрения долгосрочного уважаемого бизнеса, а тем более глобальной информационный картины, это, конечно, проигрыш.

Здесь у Казконтента, повторюсь абсолютно понятная тактика и стратегия: мы не врём и не нагнетаем. Мы за чистый спорт.

За последние 4 месяца мы провели глубокую детоксикацию контента на информационных проектах. Категорически отказались от определённых трафогенерирующих линий, в первую, в криминальном направлении. В данном случае золотое правило рынка «есть спрос, надо дать предложение» для нас не работает.  При этом мы не отказываемся от так называемого облегчённого контента, мы его просто диверсифицируем.

Мы хотим, чтобы у Казконтента как у государственного медиахолдинга была в целом культура правдивости. Вот этого хотят не только государственный менеджмент, но и сами журналисты.  

-  У Казконтента есть ведь и спецпроекты. Он дал жизнь и оказывает поддержку таким масштабным проектам, как «100 новых лиц», «Уркер», например. Будет ли продолжена эта работа? Может быть, будут какие-то новые проекты в 2019 году?

- Громко сказано по поводу того, что мы дали жизнь этим проектам. Да, они были реализованы в том числе благодаря Казконтенту, но это всё заслуга Министерства информации и коммуникаций, а по большому счёту, Президента. Это его инициативы, которые направлены на то, чтобы сами казахстанцы активно участвовали в построении сильного государства, современного продвинутого общества.

Что касается «100 новых лиц», мы выступили цифровым бэк-офисом проекта, я буду рад его продолжать столько, сколько нужно. Это хороший правильный гуманитарный проект. И очень важно понимать его целеполагание. Этот проект – не банальный конкурс, победители которого получают печеньки, это огромная возможность участвовать в созидании современного Казахстана, страны, в которой мы все живём.

Что касается отраслевых проектов, как например, премия «Уркер», они тоже нужны рынку, нужны людям, нужны государству, нужны в целом для развития.

Два названных проекта Казконтент будет поддерживать однозначно. Что касается новых проектов, сейчас сложно говорить. Открывать, запускать  проекты несложно. Это не такая суперзадача. Суперзадача - довести их до конца и достойно с проектом прощаться. Вот это очень важно.

- В этом году Казконтенту 10 лет. В чем его конкурентные преимущества, на ваш взгляд? Чего не хватает вашей компании и в целом рынку СМИ?

10 лет — это хороший срок для интернет-компании. Я думаю, что эти 10 лет были плодотворными, эффективными, успешными. Государство правильно сделало, когда, создавая такой большой медиахолдинг, решило обратить внимание на быстрорастущий сегмент интернета.

И мы на самом деле лидеры. При спорности разных цифр и прочих косвенных показателей. Иногда говорят, что мы не лидеры. Как не лидеры? Нас заметно, нас видно, нас с этого рынка подвинуть очень сложно.

Поэтому 10 лет, я думаю, были плодотворными, эффективными. Могли бы быть более эффективными? Да. Но это другой вопрос, во многом субъективный.

Что касается преимуществ, мне очень сложно рассуждать по поводу преимуществ, потому что, по большому счёту, это единственный государственный медиахолдинг в интернете. У компании, при правильном подходе, при правильном менеджменте и целеполагании, внутренние ресурсы колоссальны. Я думаю, что Казконтенту ничего не мешает развиваться и быть лидером во многих областях. Какая-то особенная помощь здесь не нужна. Иногда важно не мешать, и это самая большая помощь.

- Сакральный вопрос. Из чего складывается успех, у вас есть фирменный рецепт?

Любой успех - это настойчивость. Наверняка кто-то до меня сказал, на самом деле, нам как обществу, как коллективу, как каждому индивиду часто не хватает настойчивости, правильной настойчивости, когда ты поставил цель - хорошо или плохо, но ты настойчиво достиг стабильности. Мне очень сильно нравится японская пословица, в которой объясняется что такое быстро. Быстро по-японски, это по чуть-чуть, но каждый день. В том и настойчивость, и системность, и вера в результат, который ты ждешь. Рецепта, как такового нет, всё нужно умножать на настойчивость. И немного рассчитывать на удачу. Вообще, везет тем, кто что-то делает.

Персональная справка

Кожахметов Думан Кайырлыевич:

  • Дата рождения: 27.01.1984
  • Место рождения: Казахстан, г. Петропавловск

Семейное положение, родственные связи: 

  • Женат, двое детей

Владение языками:

  • Казахский, русский, английский

Образование, специальность (квалификация), лицензии:

  • Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

Специальность «Связь с общественностью»

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Специальность «Экономика и менеджмент СМИ»

Трудовой стаж:

  • Сотрудник АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз»
  • Старший помощник Генерального прокурора Республики Казахстан
  • Работал на руководящих позициях в частных медиакомпаниях
  • Председатель правления АО «Казконтент»  с 9 сентября 2018 года.
`