Как интернет-маркетинг приживается в Казахстане

04 апреля, 2017, 18:11 4435
Как интернет-маркетинг приживается в Казахстане

Со временем внимания интернет-пользователей будет добиться сложнее и сложнее. На сегодняшний день наблюдается переизбыток информации для рядовых пользователей: если раньше люди обращали внимание на баннерную рекламу, то сейчас она им не интересна. О тенденциях в области интернет-маркетинга корреспонденту BNews.kz рассказал генеральный директор Webicom Арман Валиев.

Интернет давно стал неотъемлемой частью жизни среднестатистического жителя планеты, не обошел стороной данный процесс и казахстанцев как жителей глобального и современного мира. Отпала необходимость звонить или писать письма – все это нам заменяют мобильные приложения, социальные сети и прочие инструменты коммуникаций. С некоторых пор интернет служит способом поиска новых товаров и услуг, все производится в режиме онлайн, не выходя из дома. Появляются новые тенденции, которые диктует нам время. Интернет-маркетинг – один из действенных механизмов, позволяющих продвигать товары и услуги на просторах интернета, где каждый сможет найти свою аудиторию. О том, на каком уровне в Казахстане развивается данная область, рассказал генеральный директор одной из ведущих компаний, занимающихся интернет-проектами Webicom Арман Валиев.

Фото: Бауыржан Жуасбаев

-Расскажите, пожалуйста, об интернет-маркетинге.

Интернет-маркетинг – это тот же самый маркетинг, но в интернете. Сейчас имеется тенденция к тому, чтобы использовать все современные инструменты маркетинга, коим и является интернет: web-сайты, мобильные приложения, социальные сети, и т.п. Благодаря тому, что очень большое количество людей пользуется всем этим, появилась надобность, в специалистах, которые, в свою очередь, способны помочь бизнесу и любому пользователю продвинуть себя, свою услугу, свой бизнес, продукт или товар через сайт.

Можно создать правильный, грамотный сайт. Но помимо этого, необходимо его продвинуть. К примеру, есть такое понятие SEO, в переводе оптимизация сайта под поисковые системы Google, Yandex и т.д. И, в принципе, есть специалисты, которые знают, как это сделать: правильно прописать контент, умеют написать нужный код, который позволяет по определенным ключевым словам выходить в топовые позиции. Это то, что сейчас работает и приносит трафик. Если вы что-то продаете, то трафик в данном случае приносит вам прибыль.

Присутствие в социальных сетях косвенно приносит продажи

-Как интернет-маркетинг развивается в Казахстане?

В целом это развивается. Понимание со стороны клиента сегодня все лучше. В 2012 году не всегда понимание этого было. Приходилось объяснять, почему мы это делаем и что дальше необходимо сделать.  Особенно государственные структуры делали это «для галочки», потому что так нужно было. В принципе, сейчас уже гораздо больше людей в сфере малого и среднего бизнеса, которые понимают, что тот же сайт или Instagram приносит продажи – присутствие в социальных сетях косвенно приносит продажи.

-Велика ли конкуренция в вашей сфере?

В Астане меньше, чем в Алмате. Я в 2015 году делал замер и посчитал, что если в Алматы было 120-130 компаний, то в Астане было 30-40, которые серьезно этим занимались. Из них 10 компаний действительно на профессиональном уровне. Создать web-сайт одно дело, создать сайт с точки зрения маркетинга – это уже другое. Здесь необходим хороший интернет-маркетолог. Многие, да и мы в том числе, начинали, не имея специалистов интернет-маркетологов. И сейчас действительно хороших интернет-маркетологов мало. И, к сожалению, все они в основном в Алматы. Интернет-маркетолог без базового понимания маркетинга, будет не совсем полноценным специалистом, потому что все это считается вместе. Ты, как маркетолог, должен понимать, что не совсем правильно, быть только в интернете. Необходимо уметь совмещать и оффлайн, и онлайн. Каждый бизнесмен сейчас понимает, что сайт может продавать. Как сказал Билл Гейтс, если тебя нет в интернете, соответственно тебя нет и в бизнесе. Через интернет легче всего получить трафик и продажи. У меня есть такой эксперимент. Проекты, которые я сам создаю, размещаю в интернете. И в итоге буквально за 2-3 месяца я узнаю, проект рабочий или нет.  Если да, то я над ним работаю и развиваю его.

-Сложно ли найти квалифицированного интернет-маркетолога?

На самом деле, в Казахстане я пока не слышал, но возможно где-то уже есть специальность «интернет-маркетолога». Сегодня существуют онлайн-университеты, в которых можно получить сертификат. Также есть университеты, которые дают именно диплом, где ты можешь обучаться год-полтора. Но, к примеру, в Алматы сообщество прогрессивных руководителей интернет-компаний Lamoda, Chocolife, Aviata за свой счет создают собственную площадку, где будут обучать интернет-маркетингу.

Работа с государственными структурами рискованна

-С чем еще приходится сталкиваться на практике?

Поскольку, мы живем в Астане, мы так или иначе связаны с госзакупками. Несовершенство госзакупок – одна из сложностей. Вроде бы стараешься, все сделал, и другая компания поставила еще более низкую, неадекватную стоимость. И в итоге тендер ушел им. А впоследствии, эта компания не реализовала данный проект. Работа с государственными структурами рискованна.

Также, к примеру, налоги. Хотелось бы, чтобы в целом для отрасли IT было больше льгот. Самый яркий пример Белоруссия. Среди IT-специалистов белорусы самые продвинутые, потому что в свое время руководство страны дало им льготное налогообложение. И очень много специалистов начали развиваться, создавать свои start-up-проекты. Уже сегодня у них имеются компании с мировым уровнем, и они приносят достаточную прибыль экономике Белоруссии.

Я рад тому, что в Послании делается акцент на цифровизацию. Это грамотно. За этот год Премьер-министр дважды встретился с представителями IT-сообщества. Радует, что есть позитивные шаги в этом направлении.

Маркетинг  – это постоянный эксперимент

-Какие основные тенденции вы можете отметить в интернет-маркетинге сегодня?

Это не секрет, и все это будет развиваться дальше и дальше. Люди сейчас в основном используют смартфоны, нежели десктопы. Интернет-маркетинг будет дальше развиваться через мобильность. Любому, кто желает получить эффективность,  должен придерживаться этого тренда в первую очередь. Если раньше, когда мы начинали, мобильный трафик на сайт был 10%, то сейчас трафик на сайт может быть 50-60 %. Для любого сайта должна быть адаптированная версия.

Если говорить о дальнейших тенденциях, то продвижение в социальных сетях занимает все больше пространства. Таргетированная реклама позволяет за небольшие деньги получить наибольший результат. Те же социальные сети хороши тем, что люди добровольно о себе рассказывают: когда родились, чем занимаются, свое хобби и т.д. И с учетом этой информации можно дать таргетированную рекламу, рассчитанную на определенный круг людей и предлагать товары и услуги. Люди чаще стали выходить в социальные сети, не ожидая трафика на сайт.

Хорошо продают простые человеческие истории, когда ты начинаешь рассказывать о себе, о своем бизнесе. Эти истории могут не сразу продать, но зацепить.

Маркетинг по сути – это постоянный эксперимент. Должен быть целевой показатель, когда есть конкретная цель. И Facebook с Instagram позволяют сделать таким образом, что ты будешь на виду, либо ты продашь лишь определенному кругу лиц свой продукт. Инструменты есть, самое главное их умелое использование. Суммируя, мобильность, искренность и эмоции. Раньше были популярны блоги, но сейчас блоги сходят на нет. Я своим клиентам советую, прежде чем что-то делать, необходимо разобрать интернет-стратегию.

-В каких социальных сетях эффективнее всего работать?

Опять же, благодаря интернет-стратегии можно провести свой алгоритм проведения начального анализа своей интернет-компании. Исходя из этого анализа, можно понять, где сидит целевая аудитория, какая у вас аудитория, кто для них лидер мнения и т.д.

-Скажите, какие перспективы развития у данной области? Что ее ожидает?

Будет сложнее добиться внимания у пользователей. Происходит переизбыток информации, ее так много. Если раньше люди обращали внимание на баннерную рекламу, то сейчас люди не обращают на нее внимания. Баннерная слепота происходит и в социальных сетях, и люди создают все больше, потому что очень сложно обратить на себя внимание. Но наряду с этим будут новые возможности, технологии, когда внимание людей будет привлекаться в самых неожиданных местах. Люди могут об этом даже не подозревать. Это будет сильно связано с тем, что люди очень много рассказывают о себе в социальных сетях. Искусственный интеллект будет собирать все больше и больше информации о вас. Рекламу вы будете получать самым неожиданным образом. 

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Новости Астаны

Читайте также

Похожие новости