Как повлияют стандарты ОЭСР на высшее образование в Казахстане?

Как повлияют стандарты ОЭСР на высшее образование в Казахстане?

16 августа, 2017, 15:37 2963 Новости Астаны
Как повлияют стандарты ОЭСР на высшее образование в Казахстане?

Сегодня внедрение стандартов ОЭСР в практику формирования и реализации образовательной политики из теоретической плоскости перешло в практическую. В частности, предполагается подготовка к переходу на новые стандарты образования, модернизация системы мониторинга качества, введение изменений в учебные планы специальностей.  Какие рекомендации выдвинуты ОЭСР и что делается в стране по их исполнению сейчас, в интервью корреспонденту BNews.kz рассказала главный эксперт сектора нетарифного регулирования АО «Центр развития торговой политики» Мереке Танагузова.

-Весной нынешнего года в Астане прошла презентация странового обзора ОЭСР политики высшего образования. Что стало итогом презентации?

-В рамках обзора была исследована система высшего образования Казахстана по шести ключевым блокам: качество и связь с рынком труда, доступ, финансирование, управление, интернационализация высшего образования, интеграция образования, науки и инноваций. В результате разработаны 33 опорные рекомендации для реформирования сектора высшего образования.

Ключевым инструментом по реализации рекомендаций ОЭСР по вопросам высшего образования в Казахстане является государственная программа развития образования и науки на 2016-2019 годы. На сегодняшний день в  рамках реформирования системы высшего образования и выполнения рекомендаций ОЭСР проделана уже большая работа.

Во-первых, академическая самостоятельность ВУЗов по выбору предметов была доведена в бакалавриате до 55%, магистратуре – до 70%, в докторантуре до 90%. В последующие годы академическая самостоятельность будет только повышаться, достигая 75% в бакалавриате.

Во-вторых, в целях совершенствования действующего формата Единого национального тестирования внедрена система разделения процедуры ЕНТ на итоговую аттестацию в школе и вступительные экзамены в ВУЗ.

В-третьих, на основе Национальной системы квалификаций, сопоставимой с европейской, разработано 70 профессиональных стандартов подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием.

Внедрена национальная модель аккредитации вузов. Начат постепенный переход от государственной аттестации к общественно-профессиональной аккредитации. Также продолжает успешно функционировать государственная программа «Болашак», которая позволяет казахстанским студентам обучаться в лучших мировых учебных заведениях.

- Какие еще предстоит сделать конкретные шаги по выполнению рекомендаций ОЭСР для  улучшения системы образования в целом?

- По рекомендациям ОЭСР нам необходимо увеличить финансирование системы, а в особенности высшего образования. Сегодня затраты на высшее образование в стране составляют всего лишь 0.3% от ВВП, когда в странах ОЭСР в среднем – 1.6%. Работа в этом направлении, думаю, будет продолжаться.

С целью более эффективного распределения государственных грантов с этого года объем государственного образовательного заказа будет определяться дополнительно отраслевыми объединениями работодателей на основе потребностей государственных и отраслевых программ.

Также продолжит развитие академическая мобильность, в том числе за счет прибытия иностранных студентов на обучение в казахстанских вузах. В соответствии с задачами государственной программы по развитию образования и науки к 2020 году доля иностранных студентов в системе высшего образования, в том числе обучающихся на коммерческой основе, должна достигнуть 5%.

-Знаю, что с этого года будет разрабатываться механизм независимой сертификации специалистов с высшим образованием.

Да, совершенно верно, это будет проделано совместно с работодателями. До 2019 года также будут проработаны вопросы независимой сертификации педагогических кадров и по ведению требований сдачи студентами педагогических специальностей TOEFL, IELTS, DELF, DALF, TestDaF, DSD II. 

*******************************

Финансирование образования по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) снизилось в Казахстане с 3,1% от ВПП в 2009 году до 2,9% в 2014 году. Это значительно меньше, чем в развитых странах мира, где показатель начинается от 4% и выше. К примеру, в 2013 году в США, Бразилии, Австралии номинальный расход на образование был более 5% от ВВП, в Российской Федерации (РФ) – 3,7%.

Если рассматривать затраты исключительно на высшее образование, Казахстан еще более отстает от развитых стран. В 2013 году затраты на высшее образование составили лишь 0,3% от ВВП, при среднем в странах ОЭСР – 1,6%. В РФ данный уровень был равен 1,4%. 

`