Казахстанского актера наградили на фестивале мусульманского кино в Казани
Эксклюзив

Казахстанского актера наградили на фестивале мусульманского кино в Казани

15 сентября, 2017, 17:33 5683
Казахстанского актера наградили на фестивале мусульманского кино в Казани

На днях в столице Татарстана Казани завершился XIII международный фестиваль мусульманского кино. Казахстан на фестивале представил фильм Сабита Курманбекова «Оралман», а актер, сыгравший в нем -  Дулига Акмолда - получил награду в номинации «Лучший актер полнометражного игрового фильма». О своих впечатлениях от фестиваля и фильма казахстанских производителей, о развитии современного кино в странах СНГ с корреспондентом BNews.kz поделился известный азербайджанский режиссер, искусствовед, критик, также призер фестиваля в Казани Теймур  Даими.

- Расскажите о кинофестивале мусульманского кино в Казани. В чем заключается его идея?

- Казанский международный фестиваль мусульманского кино проходит в столице Татарстана с 2005 года. Первый фестиваль был организован по инициативе Совета Муфтиев России, Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ, Министерства культуры Республики Татарстан при поддержке Президента Республики Татарстан. Казанский международный фестиваль мусульманского кино проходит под девизом «Через диалог культур к культуре диалога».

В этом году в отборочную комиссию фестиваля поступили 782 заявки из 61 страны. В конкурсную программу было отобрано 60 фильмов из 27 стран — это Азербайджан, Албания, Афганистан, Бангладеш, Бельгия, Венгрия, Дания, Египет, Индия, Иран, Италия, Казахстан, Канада, Катар, Кыргызстан, Мальта, Марокко, Непал, Нигер, Россия, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Франция, Швеция, Эстония.

В рамках фестиваля также прошли образовательный форум «Время кино», творческие встречи с известными кинематографистами, лекции и мастер-классы известных специалистов, гала-показы мусульманской моды и многое другое.

Жюри возглавлял народный артист России, режиссер и сценарист Николай Досталь.

Кинофестиваль «мусульманское кино» ставит своей целью именно диалог культур и цивилизаций. Например, на фестивале были фильмы «Амун», «Нагорная проповедь», в которых затронута тема христианства. Здесь главное – это продвижение гуманистических ценностей, которые справедливы для всех людей, вне зависимости от их религиозной, расовой и национальной принадлежности. 

- Ваш фильм, как и фильм «Оралман», тоже был среди призеров фестиваля. Что можете рассказать об этих фильмах?

- Да, казахстанский фильм «Оралман» получил награду в номинации «Лучший актер полнометражного игрового фильма» (актер Дулига Акмолда). Это был первый фильм на фестивале, который я посмотрел. Скажу честно, он мне очень понравился, и я даже думал, что он возьмет приз как лучший фильм. Эта картина о непростой судьбе репатриантов – казахов, проживавших в Афганистане, но решивших вернуться на Родину – в современный Казахстан. Режиссер очень удачно выстроил композицию фильма, неспешный ритм повествования, который, однако, постепенно ускоряется по ходу фильма. Показана драма простых людей, вырвавшихся из «ада» афганского захолустья, но не сразу нашедших понимание и поддержку у себя на Родине - все же разница в ментальности стран дает о себе знать. Постепенно, преодолевая отчуждение и психологические трудности, семье репатриантов удается прижиться на родной земле и поверить в свое оптимистическое будущее.

Мой фильм «Это Любовь» получил награду в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм». Честно признаюсь, для меня это приятная неожиданность, так как я не избалован наградами и всегда полагал, что делаю специфическое, экспериментальное кино, которое стоит особняком, вдали от трендовых потоков. Фильм очень личный, камерный. Такого плана фильмы очень непросто выносить на суд общественности, они сторонятся публичности. Это киноэссе о любви в самом глубоком смысле этого слова, о любви между двумя людьми, мужчиной и женщиной (отцом и матерью автора и режиссера фильма) которые смогли сохранить и пронести это чувство с самых юных лет до глубокой старости, прожив вместе 65 лет.

- Какого прогресса достиг казахстанский кинематограф за годы независимости? Каковы схожие и отличительные черты казахстанского и азербайджанского кино?

- Ситуация в кинематографе постсоветских стран сейчас почти идентичная, с небольшими оговорками. В перестроечные годы (после 1985 года) с духом свободы и раскрепощенности начался своеобразный расцвет в искусстве советских республик, включая кино. Например, в казахском кинематографе появилось определение «новая волна», в рамках которой были произведены культовые фильмы той эпохи - «Игла» Рашида Нугманова, «Конечная остановка» Серика Апрымова. Коллапс СССР повлек за собой и крушение прежней инфраструктуры кинопроизводства. Стало невероятно трудно производить фильмы.

Сейчас ситуация с финансированием ненамного улучшилась. В Казахстане и Азербайджане производятся не столь большое количество фильмов по государственному заказу. Киностудия «Казахфильм» производит ежегодно около десяти художественных фильмов, из которых шесть-семь выпускаются в национальный прокат. Но изменилась ситуация в сфере независимого кино. Появилось поколение молодых, независимых, пассионарных авторов, которые не желают мириться с актуальной ситуацией, уже не ждут помощи «сверху», но, изучая «правила игры» в современном кино-менеджменте, сами стараются пробивать свои проекты на международные киноплощадки, участвуя в различных кинофестивалях, форумах кино, питчингах и т.д.

Но все равно по сей день чуть ли не единственной структурой, способной производить фильмы на необходимом технологическом уровне, является киностудия «Казахфильм» Фильмы, созданные на базе киностудии, приняли участие в девяти фестивалях класса «А» и приравненных к ним. Казахстанские режиссеры регулярно, в тех или иных форматах принимают участие в кинофестивалях в Каннах, Берлине, Венеции, Москве, Локарно, Роттердаме, Сан-Себастьяне.  Но главное – качество фильмов и привлечение широкой аудитории к национальной кинопродукции. Наряду с жанровыми и большими историческими кино-полотнами, казахстанским кинематографистам удается делать талантливое «фестивальное кино», которое с интересом принимается и искушенным ценителями эстетских произведений и широкой публикой. Динамика развития казахстанского кинематографа (включая независимое кино) свидетельствует о том, что постепенно национальное кино будет расти как в количестве, так и в качестве.

`