Китайский автопром выступит партнером Казахстана в разработке электромобилей

01 марта, 2017, 19:53 1488
Китайский автопром выступит партнером Казахстана в разработке электромобилей

Китайский автопроизводитель JAC выступит в качестве стратегического партнера Казахстана в разработке и сборке электромобилей. На сегодняшний день именно Китай является лидером в производстве электромобилей и развитии всей отрасли. Корреспондент BNews.kz попытался разобраться во всех тонкостях сборки первого Казахстанско-китайского электромобиля. 

Электрификация личного пассажирского транспорта – одна из наиболее обсуждаемых тем в мире. В декабре 2015 года в Париже состоялась климатическая конференция COP21 под эгидой ООН, где прозвучали заявления о запрещении эксплуатации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2050 году в Великобритании, Германии, Нидерландах, Норвегии, в канадской провинции Квебек и восьми штатах США, таких как, Вермонт, Калифорния, Коннектикут, Массачусетс, Мэриленд, Нью-Йорк, Орегон, Род-Айленд. Стоит учесть, что Германия – четвертый автомобильный рынок в мире, Великобритания – шестой, а Калифорния лидирует по продажам легковых автомобилей в США.

История циклична и электромобили не исключение. На всемирной выставке в том же Париже в 1900 году из 237 автомобилей 40 были на электричестве и 21 на пару. В это время в США 78% самодвижущихся экипажей приводились в действие силой пара или электричеством и только 22% ездили на бензине.

Сегодня доля «электричек» в мировом автопарке в среднем не превышает смехотворных 0,6% и ничего, кроме скепсиса вызвать не может – возня за процент. Конечно, вопросов не возникло бы, обладай электрические автомобили существенными преимуществами перед машинами с ДВС, поэтому рынок электромобилей кажется сомнительным бизнесом — за этот год в США будет продано около 30 000 электромобилей. Сравните эту цифры с 155 242 автомобилями Toyota, проданными только в октябре. По потребительским качествам электромобили безнадежно проигрывают. Их запас хода не превышает 300 километров, что вдвое, а то и втрое меньше обычного, на подзарядку уходит от получаса до суток против 5 минут на заправку. Проблему с рынком электромобилей можно свести к известной дилемме «замкнутый круг».

«Средняя зарядная станция на электромобили в Казахстане будет стоить порядка триста тысяч тенге. В принципе, для одной зарядки это очень дешево. Любая инициатива должна быть рассмотрена с экономической точки зрения, вопрос целесообразности, во-вторых, с практической точки зрения. Людям должно быть удобно, заряжать и эксплуатировать автомобиль. Понятно, что какие-то быстрые зарядки достаточно дорого, но есть другой тип зарядки, более экономичные, однако длительнее по времени. Скорее всего, государство будет двигаться во втором направлении, открывая специальные парковки с зарядными станциями, также оборудовать парковки торговых центров. Более того, есть определенные зарядки и на текущих заправочных станциях, то есть у нас есть грузовые рефрижераторы, которые следуют по длительному маршруту по Казахстану и обслуживают города. Данные рефрижераторы и их холодильное оборудование заряжается от сети, соответственно на заправочных станциях предусмотрены основы для создания полноценной инфраструктуры для зарядки электромобилей», - говорит управляющий директор по маркетингу Астана Моторс Анар Макашева.

По мнению эксперта, к вопросу инфраструктуры в Казахстане нужно подходить достаточно творчески. Экономисты должны посчитать, как часто должны стоять заправочные станции на определенное количество электромобилей, которые будут эксплуатироваться в конкретном регионе. Из них вытекает два аспекта, на которые необходимо обратить внимание:

1.Как будут вести себя электромобили в холодных условиях Казахстана?

2.Готова ли инфраструктура для зарядки электромобилей?

«На данный момент проводятся испытания на ресурс в холодных условиях, поскольку страна большая и присутствуют несколько климатических зон. Соответственно в 2016 году провели испытания на юге, сейчас проводятся испытания на севере и в центре страны. Результаты испытаний будут готовы в середине мая», - сообщил директор КФ АО «АгромашХолдинг» Сергей Могилатов.

По словам эксперта один только производитель ТОО «Сары Арка Автопром» не справится с наладкой инфраструктуры для зарядки электромобилей, нужен системный подход.

Как известно исследования в любой неизведанной области требуют значительных инвестиций. Однако порой стоит слегка подтолкнуть одних в нужном направлении, и в силу вступят законы бизнеса, другие начнут вкладываться в тему просто потому, чтобы в какой-то момент не оказаться позади конкурентов. Именно так происходит с Китаем стремящегося в лидеры по альтернативным источникам топлива и ищущего выход на рынок для беспошлинной торговли в рамках ЕврАзЭС.

На протяжении пяти лет мировой рынок электромобилей стабильно удваивается. Опережающими темпами это происходит в Китае. По оценке Electric Vehicle World Sales Database, за минувший год продажи электромобилей в Китае выросли на 223%, с 58 000 до 188 700 экземпляров. Кроме того, огромным спросом в Китае пользуются электроскутеры – они и потребляют меньше, и пробеги у них короче. 5 000 000 китайских электроскутеров в год – существенный довод в пользу экспорта электрифицированного транспорта.

«Касательно китайцев – очень приятно, что они рассматривают Казахстан как перспективный рынок, касательно других производителей они тоже рассматривают нашу страну как перспективный, динамично развивающийся рынок. Насколько мне известно, все производители автомобилей, которые заходят на территорию Республики Казахстан делятся технологиями, а рабочие места местные казахстанские и государство развивает и поддерживает именно производство с местными рабочими», - сказала Макашева.

Сегодня это привело, своего рода, к «электрическому помешательству»: компании наперебой представляют новинки на электротяге. И уже никто не осмеливается публично рассуждать об их целесообразности. Кроме того, если оценивать привлекательность бизнеса по приросту, то китайские электромобили, несомненно, выгодное дело.

«Как происходит выбор бренда, у нас же не государственная компания выбирает бренд, это частные инвестиции. Когда государство объявляет о том что они будут поддерживать инвесторов, которые будут заходить в Казахстан для развития того или иного производства, то дальше инвестор сам принимает решение, захочет он ставить производство на территории определенной страны или нет. Например, есть производство «Хюндай» в России на заводе «Автотор», но оно не работает, а в Алматы тот же «Хюндай» уже отправляет свою продукцию на экспорт. Данные отношения внутри определенной территории регулируются брендодержателем, то есть «Хюндаем» глобальным, который базируется в Корее и это он дает разрешение тому или иному предприятию производить определенный бренд на определенной территории, также это касается и экспорта», - сказала Макашева.

Неслучайно, практически все участники прошедшего этой весной Пекинского автосалона представили модели на электротяге. Их можно было различить издалека – по правилам, они обязаны нести ярко-голубые детали в дизайне.

***

Например, Германия, Норвегия и Нидерланды планируют на национальном уровне отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Азия не отстает: в Японии число зарядных станций недавно превзошло число заправочных станций, а Китай лидирует по росту продаж электромобилей. Иностранный опыт интересен и тем, как меняется имиджевая составляющая электромобилей. Еще несколько лет назад электрокары принято было считать непрактичной дорогой игрушкой для коротких поездок.

«Мы готовы взять на себя свою ношу ответственности – это произвести качественный продукт. Мы переживаем, что у потребителей могут возникнуть вопросы в холодное время года, мы это сейчас отрабатываем», - добавил Могилатов.

Напомним, в рамках евразийской экономической комиссии было несколько решений, которые направлялись в союзные государства.

1.Упростить процедуру согласования с проектными организациями на точку подключения

2.Информировать население о положительных аспектах электромобилей

3. Упростить процедуру сертификации

«Мы все прекрасно знаем процедуру прохождения сертификации легкового автомобиля, грузового, а вот алгоритм прохождения сертификации электромобилей нет. Все системные вопросы определим и начнем решать. Было бы идеально посмотреть на Россию, уводить их опыт и масштабировать на Казахстан, но у них тоже решения нет», - подытожил Могилатов.

Первая партия Казахстанских электромобилей поступит в продажу во второй половине 2017 года, однако это будет опытная партия. Если говорить о серийном электромобиле, то он будет произведен в 2018 году. Более того, необходимо одобрение типа транспортного средства, которое получается в России, поскольку в Казахстане отсутствует лаборатория. Сертификация занимает шесть месяцев.

Самые важные новости Казахстана в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!

Новости Астаны

Читайте также

Похожие новости