Когда казахстанцев начнут лечить онлайн, рассказали в Минздраве

Когда казахстанцев начнут лечить онлайн, рассказали в Минздраве

07 марта, 2018, 18:00 5499 Новости Астаны
Когда казахстанцев начнут лечить онлайн, рассказали в Минздраве

В течение ближайших четырёх лет информационные технологии обещают внедрить в медицинских учреждениях самых отдалённых аулов страны, говорит вице-министр здравоохранения Алексей Цой.  

В интервью BNews.kz он рассказал, когда казахстанцы смогут получать онлайн-консультации врачей, оценить качество медуслуг и будут иметь электронный паспорт здоровья.

- На каком этапе находится цифровизация здравоохранения в Казахстане? 

- С 2011 года мы начали запускать в системе здравоохранения проекты цифровизации. В настоящий момент мы имеем порядка 22 портальных решений на уровне Министерства здравоохранения. Это системы финансирования, управления лекарственными средствами, различные регистры, в которых указываются диспансерное наблюдение хронических пациентов и другие сервисы. Сейчас мы работаем над достаточно глобальным переходом с информационных систем, которые предназначены для врачей, и развиваем медицинские информационные системы, которые позволят в целом улучшить работу организаций на местах и самое главное, создать комфортные сервисы и условия для пациентов. До конца 2018 года акиматы приняли на себя обязательства, что медицинские информационные технологии будут внедрены на 100% вплоть до уровня районных больниц и поликлиник.

- Как будет выглядеть цифровизация для пациентов?

- Информатизация не должна мешать обычным процессам, в том числе мучить пациентов сложностью. Максимальная задача - сделать сервисы доступными, незаметными и проактивными, когда даже пациент не ожидает, но информация приходит. Задействуются различные системы, от SMS-оповещения до специальных мобильных приложений, которые позволят каждому из нас записаться на приём, узнать результат анализов. Возможно, в будущем пациенты смогут получать даже онлайн-консультацию врача. В общем, много других технологий, от управления очередями и до оценки услуг врача. Также появится сервисы с информацией о здоровом образе жизни, питании, предстоящих скринингах, запись на приём к конкретному врачу.

- Как онлайн-консультации будут выглядеть для пациентов?

- Порядка 9 лет у нас практикуются онлайн-консультации между врачами. Имеются около 204 телемедицинских центров по всему Казахстану в районах, областях, крупных научно-исследовательских институтах. Ежегодно проводятся порядка 25 тысяч таких консультаций. Мы планируем создать мобильное приложение, через которое пациент сможет общаться непосредственно с доктором. В этом году будем пилотировать данный проект в некоторых регионах Казахстана. Вы знаете, что пациент должен прийти в больницу 9 раз, чтобы ему оказали помощь, либо выписали лекарство и выдали схему лечения. В будещем, возможно, получение результатов анализов, исследований, а также какие-то рекомендации врача могут быть предоставлены на портале или через онлайн-консультацию.

Врач может просто разъяснить правила питания, как принимать медикаменты и сколько, когда нужно прийти на последующую консультацию. Это упрощение произойдёт через информатизацию и будет доступно для наших пациентов.

- Это скорее перспективы на будущее. Что уже сегодня внедрено в системе здравоохранения?

- В данный момент мы уже объявили о пилотных проектах в четырёх областях Казахстана. Например, в Карагандинской области в декабре 2017 года запущена система безбумажных больниц. Практически все медицинские организации в области автоматизированы: есть ситуационный центр, управление очередями, то есть можно записаться на приём к врачу через мобильное приложение, сайт, egov. Всё заполняется в электронном формате. 

- Вся эта информация будет храниться на серверах Министерства здравоохранения. Как она будет защищена?

- Информационная безопасность это ключевой аспект любых процессов цифровизации. Конфиденциальность персональных данных охраняется законодательством. Все наши системы защищены. Резервная информация хранится на случай того, если боевой сервер выйдет из строя. Тогда информация сохранится на сервере, который находится в другом городе. Данные не могут быть потеряны. Помимо этого есть разграничения полномочий по доступу к информации, то есть не каждый доктор может увидеть всю информацию о пациентах. Он получает доступ только к тем данным, которые непосредственно необходимы в его работе. То есть уровень доступа на каждом сегменте чётко регулируется. Защита данных является приоритетом.  

- Помимо удобства цифровизация это ещё и экономия определённых ресурсов. Сколько и за счёт чего государство сможет экономить после полного перехода на цифровые технологии в здравоохранении?

- В основном эта экономия складывается из отмены бумажных форм, времени непродуктивного труда медицинских работников. Порядка 70% времени медицинский работник тратит на заполнение различной бумажной документации. В перспективе время на это сократится как минимум в два раза, у врача будет больше времени на пациента. Оптимизация труда и нехватка рук будет компенсироваться за счет цифровизации.

Второе - это управление медицинской организации, то есть грамотное перераспределение лекарственных средств, жёсткий учёт расходования изделий медназначения, логистические процессы, правильное планирование закупок, исключение ошибок со стороны врачей. Компьютер может подсказать, когда необходимо дополнительно обследовать пациента. Если врач этого не помнит, ему это напомнит машина. За счёт этого, по прогнозам, мы можем сэкономить в ближайшие три года 50 млрд тенге. Это оценочные прогнозы. В реальности, возможно, ещё больше. Оптимизируется самое главное - рабочее время, и увеличивается доверие к системе здравоохранения.

- Если говорить о привычной нам поликлинике с записью, очередями и регистратурой, то пока она ещё будет существовать?

- Мы можем сказать, что в поликлинике порядка 40% пациентов записываются через интернет, электронное правительство и приложения, порядка 30-ти звонят по телефону. Оставшиеся 30% пациентов ходят в регистратуру физически, так как считают, что это более надёжный способ. 

- 40% пациентов поликлиник записываются через интернет, наверное, в Алматы и Астане?

- Нет, в том числе и в регионах, куда мы сейчас выезжаем. Конечно, речь идет об уровне городов областного значения, в районах чуть больше телефонная связь. Интернетом охвачены все. Мы видим, что даже в отдалённых аулах наши аксакалы имеют мобильные телефоны, общаются в мессенджерах. У нас есть хороший задел, чтобы развивать интернет-услуги.

Какая область первой подхватила идею цифровизации?

- С 1 декабря Карагандинская область перешла на безбумажный формат работы. День за днём там отменяют бумажные формы, автоматизируют процессы. Это облегчает труд и экономит бюджетные средства на закуп бумажной документации.

- То есть годовые отчёты будут упрощены, больше не придётся вручную считать и подавать данные на бланках?

- Мы стремимся к тому, чтобы врач не сдавал годовой отчёт. Его работа будет отражена в информационной системе, где будет видно, сколько он пролечил пациентов. Мы разрабатываем мобильное приложение, в котором каждый пациент после получения определённой услуги сможет оставить обратную связь. Мы хотим корректировать эти технологии: если реально помощь оказана некачественно, то эта информация будет отражаться, чтобы руководство принимало какие-то меры.

- То есть со временем наши карточки перейдут в цифровой формат?

- У каждого казахстанца будет личный кабинет, который будет синхронизирован с электронным правительством. Когда вы зайдёте на портал, то увидите раздел "здравоохранение", в котором можно получить все данные о своём здоровье и рекомендации: аллергические реакции, группа крови, операции, последние назначения, рекомендации по тому, какой образ жизни вести при определённом заболевании. Все ключевые данные будут в электронном паспорте здоровья, который будет у каждого гражданина.

- Для новорождённых казахстанцев паспорт здоровья будет заводиться с первых дней. Как будет собираться информация для паспорта здоровья взрослых граждан? Данные будут вбиваться вручную?

- Не забывайте, что с 2011 года работают информационные системы: данные по операциям, обращениям к специалистам уже есть. Сейчас мы внедряем такую интеграционную платформу, которая объединит все эти данные и позволит собрать в электронный паспорт здоровья. У кого нет таких данных, то врачи на основе рассказа пациента всю информацию включат в паспорт.

- Сколько понадобится времени для полного перехода на цифровое здравоохранение?

- Мы ставим амбициозные задачи перед каждым регионом Казахстана: до конца 2018 года должны быть автоматизированы все процессы на уровне районных больниц и поликлиник. На уровне сёл, аулов, семейно-врачебных амбулаторий - ещё три года даём, чтобы провести интернет, поставить компьютеры, обучить персонал и запустить информационные системы, которые должны быть связаны с остальными районными, республиканскими базами. А совершенствовать этот процесс мы будем постоянно.

`