Все для блага населения, или как цифровизация упростила работу скорой помощи в Алматинской области

05 декабря, 2018, 17:02 1121 Алматинская область
Все для блага населения, или как цифровизация упростила работу скорой помощи в Алматинской области

Новая программа позволяет держать на контроле в онлайн режиме все поступающие вызовы от населения.

Алматинская область в числе первых применила цифровые технологии в сфере здравоохранения, внедрив в свою практику программу автоматической системы управления скорой помощью. Что она из себя представляет и каков принцип ее работы? Каков достигнутый эффект? На эти и другие вопросы корреспондента BNews.kz. рассказал в интервью директор областной станции скорой неотложной помощи Биржан Оспанов.

- Биржан Жунисбекович, что послужило поводом к разработке новой программы и как давно к ее созданию приступили специалисты? Ведь наверняка это очень сложный и емкий процесс.

- Для начала отмечу, что, прежде всего, все, что мы делаем, нацелено на улучшение качества работы скорой помощи. Ну а самое главное, во всех наших действиях во главе угла стоит здоровье пациента. Это не красивые слова, а реальность.

Что касается новой программы, или если быть точнее интегрированной программы управления скорой неотложной помощью, то ее модернизация началась еще в 2012 году в городе Алматы. Именно тогда впервые в южной столице мы применили эту систему. А продиктовано это было ростом населения огромного мегаполиса. Нужно было решить вопрос экстренного реагирования на поступающие вызовы от населения. Я сам являюсь идейным автором этой программы. Мы вполне представляли себе конечный результат, но не могли найти пути решения вопроса. На помощь к нам пришли IT-специалисты, которым мы обрисовали ситуацию. Ну а они в свою очередь, в течение полутора-двух лет разработали эту программу.

- Как она работает? Какие технологии используются?

- Новая программа позволяет нам видеть все бригады в режиме реального времени через компьютеры, планшеты или мобильные телефоны. Передача вызовов идет посредством сотовых операторов в виде SMS-сообщений.

Что касается того, каков принцип работы. К примеру, бригада «неотложки» может быть на вызове, либо занята транспортировкой больного. В то время, как другие группы расположены в разных точках города. Кстати, сейчас у нас в Талдыкоргане насчитывается четыре точки дислокации.

Фото автора

Так вот, человек вызвал медпомощь, компьютер принял вызов. В это время программа вычисляет ту бригаду, которая имеет специальный онлайн статус «свободен» и расположена в ближайшем расположении от точки вызова. При этом, компьютер сам выбирает ближайшую бригаду для пациента. Ну а затем через SMS-сообщение автоматически передает вызов. Медикам не надо возвращаться на станцию, как раньше брать бумажку, узнавать адрес и ехать. Для удобства медработник имеет сенсорный смартфон либо айфон.

- Ну а как это применимо не в городе, а к Алматинской области в целом? Имеются в виду отдаленные населенные пункты.

- Все верно. Около 80 процентов населения Алматинской области проживает в сельской местности. Как здесь работает система? То же самое. Мы централизованно все бригады нашей области обеспечиваем мобильной связью. Она, вдобавок еще и бесплатна внутри данной системы. К примеру, представители службы скорой помощи могут связаться с диспетчерами, эвакуаторами, старшими врачами, какие-то вопросы могут решить со мной или моим заместителем. Одновременно на эту связь поступают вызовы, которые центральная диспетчерская им отправляет. Пусть это будет любой аул нашей области. В пилотном режиме в течение года мы отработали эту систему в самых отдаленных регионах – Алакольском и Жамбылском районах. В настоящее время постепенно подключаем все районы.

- Не секрет, что раньше в народе бытовало мнение о том, что довольно часто, скорая помощь сама по себе куда-то может выехать, использовать служебный транспорт в личных целях...

- Здесь, смею вас заверить, что сейчас это совершенно исключено. Потому что на мониторе отображаются абсолютно все бригады скорой помощи, их местонахождение, передвижение. По сути, это одна из причин применения новых мировых технологий в нашей работе.

- Согласитесь, что даже в век передовых инноваций свою актуальность не теряет выражение: «Кадры решают все». Как в этом плане обстоят дела?

- Вопрос с кадровым составом, к сожалению, очень больной для нас. Мы хотим стать членами международного сообщества. В связи с этим, есть определенные нормативы. Так, скорые помощи во всем мире работают по одной единой методике, то есть алгоритм оказания помощи везде одинаковый.

Для применения этого самого алгоритма нужны действительно кадры. В нашей области, если так можно выразиться, основными «донорами» в этом вопросе служат два учебных заведения – Талдыкорганский и Талгарский медицинские колледжи. Мы с ними тесно сотрудничаем. Но это самая маленькая толика. Основная масса уже работает. Их надо готовить и готовить к новым реалиям. Для этого мы применили два пути. Первое – приглашаем международных тренеров, заключаем с ними договора. Затем едем по всем районам и обучаем на местах. Читаем им лекции, показываем, как надо поступать при том, или ином заболевании. Плюс еще в данное время есть три человека с международными сертификатами оказания скорой помощи. Это те же самые врачи «неотложки» из Алматы, с ними также заключены соглашения.

Фото автора

Но и здесь есть свои сложности. Прежде всего, нам нужен симуляционный центр. На чем-то надо же обучать специалистов. Должны быть, к примеру, специальные муляжи, соответствующие программы, компьютеры.

В целом же, отмечу, что скорая помощь – это тяжелый труд. Круглые стуки сидеть в холоде, ездить от одного вызова к другому. Здесь должна быть не только моральная, но и физическая выдержка. Поэтому молодые люди, которые приходят к нам, работают, как правило, 3-5 лет, потом повышают квалификацию и ищут себе лучшее место. Естественно возникает текучесть кадров.

- Ну а как дела с автопарком и необходимой материально-технической оснащенностью?

- С автопарком еще больше проблем. Дело в том, что раньше у нас шло финансирование через местные бюджеты. Согласно правилам, на 10 тысяч населения должна быть одна бригада скорой помощи, соответственно оснащенная одной автомашиной. В нашей области наблюдается ежегодный рост численности населения. Сейчас насчитывается более двух миллионов человек. Если поделить на 10 тысяч, то должно быть более двухсот бригад, оснащенных спецоборудованием, изделиями медицинского назначения. На деле же сейчас в наличии 156 бригад, то есть 44 в минусе. Но, надеюсь, что в скором будущем, с учетом того, что государство уделяет пристальное внимание системе здравоохранения, все эти вопросы найдут свое положительное решение.

`