У каждой казахской семьи есть история, связанная с голодом – Маргулан Боранбай

31 мая, 2018, 20:25 8091
У каждой казахской семьи есть история, связанная с голодом – Маргулан Боранбай

Самое "белое пятно" в истории Казахстана – не завоевание и колонизация казахских степей царской Россией, не война казахских ханов против России, даже не джунгарское нашествие, а период новейшей истории, прошедший на глазах наших дедов и отцов. Это 20-30-е годы ХХ века.

Что мы знаем о трагедии того времени, в течение которого численность казахов в мирное время сократилось более чем наполовину: от голода умер каждый второй казах, а их четвёртая часть бежала в соседние страны. Об этом корреспондент BNews.kz поговорил с одним из организаторов церемонии, посвящённой Дню памяти жертв политических репрессий и голода Маргуланом Боранбаем.

– Оценка числа жертв голода в Казахстане разнится. Одни утверждают, что голод в степи унёс жизни 1 млн человек, другие – 3 млн человек. Есть ли достоверные данные о жертвах того периода времени?

– Масса людей сейчас интересуется этим вопросом. При этом никто из нас не обладает большими достоверными сведениями, у нас есть отрывочная и скупая информация. Многие документы до нас доходят обрывочно и контекстно, мы испытываем недостаток в этой части. Мы хотим привлечь внимание общества и власти к этой дате. Этот день должен быть приравнен к важным государственным датам.

Данные о числе жертв голода в степи разнятся в разных источниках от 750 тысяч до 1,5 млн человек. Есть люди, которые говорят, что вообще такого не было. Мы не имеем доступа к архивам, он засекречен. Но в каждой казахской семье есть история, связанная с голодом 20-30 годов XX века. У каждого есть бабушка или дедушка, который остался один во времена "ашаршылык", есть истории, где выживал один из дюжины детей. То есть факт того, что голод был и масштабы его были ужасающе огромными, есть. Число жертв исчислялось миллионами. Это факт. Нам важно установить точную цифру, отследить судьбу этих людей, где они похоронены, у нас нет ничего, чтобы мы могли сказать, что это был геноцид. Нам важно самим разобраться и понять, что такое "ашаршылык" и какие масштабы он носил.

Это был самый сложный период в истории не только советского периода, а вообще казахов. "Ашаршылык" сопоставим с трагедией израильского народа, с украинским голодомором.

– Когда люди говорят про голод в Казахстане, какой период времени надо брать в расчёт?

– "Ашаршылык" это не только 20-30 годы XX века, но и голод 18-19 годов, и борьба с так называемым "басмачеством". На территории Казахстана с 1932 года существовал Туркестанский фронт. Когда в целом гражданская война закончилась, то на территории Казахстана военное положение сохранялось до 1932 года. Борьба с басмачеством привела к подавлению 1000 групп сопротивления, применялась авиация и химическое оружие и всё это надо понимать как "ашаршылык".

У нас этот период 20-30 годов XX века сплошное белое пятно. Это было всего 80-90 лет назад, но при этом покрыто такой тайной. Вот для этого нам нужно рассекретить архивы не только карательных организаций того периода времени, ОГПУ или НКВД, но и всех остальных служб, потому что труд заключённых, ссыльных использовался повсеместно. Нам нужно тотальное рассекречивание архивов за тот период времени. Заодно будет возможность их оцифровать, перевести на казахский и изложить на латинице. 

У нас даже архивы Великой Отечественной войны засекречены, и мы до конца не знаем точную цифру погибших на полях сражений. 

 – Как данная трагедия повлияла на самоидентичность казахов как нации?

 – Эта трагедия буквально сломала идентичность нашей нации. Часть нашего народа покинула Казахстан, нас стало совсем мало и мы оказались рассеяны. Мы потеряли свою письменность, с арабской вязи нас перевели на латиницу, а затем на кириллицу и это всё в 30-е годы XX века. Наряду с голодом мы вмиг стали отсечены от своей письменности и истории, а потом в 37-38 годах политические репрессии добили наш народ, истребив интеллигенцию и деятелей "Алаш Орды". А там и война пришла.

 – Можно ли утверждать, что власти современного Казахстана дают полагающуюся политическую оценку этому событию?

– Подоплёка в том, что 31 мая отмечается с 1997 года как день памяти жертв политических репрессий и голода, и по сей день это дата не обрела того статуса, который у неё должен быть. Учитывая количество жертв, нужно понимать, что политическая репрессия – это отдельная цифра. Сюда входит депортация народов, определение Казахстана как место ссылки определённых слоёв населения. А вот вторая часть значения этой даты – голод, это не совсем правильное определение произошедших событий. То, что имело место в Казахстане в 20-30 годах, это была целенаправленная политика по умерщвлению большого количества людей. Так получилось, что это было коренное население. За 15 лет по самым скромным оценкам погибло 40% коренного населения Казахстана.

 – Спасибо за интервью.

Читайте новости bnews.kz в Telegram

Новости Астаны #День памяти жертв политических репрессий

Читайте также

Рекомендуем
Токаев призвал венгерских бизнесменов к сотрудничеству с Казахстаном 1074

Похожие новости