Баку и Астана открывают друг для друга новые экономические возможности – эксперты
Эксклюзив

Баку и Астана открывают друг для друга новые экономические возможности – эксперты

20 ноября, 17:38 8383
Баку и Астана открывают друг для друга новые экономические возможности – эксперты

В условиях экономического кризиса увеличение товарооборота между Азербайджаном Казахстаном является стратегической целью для двух государств. В этом смысле железная дорога Баку-Тбилиси-Карс должна будет играть роль катализирующей и интенсифицирующей данный процесс силы. Таким мнением с собственным корреспондентом BNews.kz поделился политический обозреватель ресурса «Новая Эпоха» (Азербайджан) Ниджат Гаджиев.

На прошедшей неделе президент Азербайджана Ильхам Алиев принял первого заместителя Премьер-министра Казахстана Аскара Мамина. На встрече стороны отметили успешность двусторонних отношений между нашими странами, а также наличие большого потенциала для их развития. Аскар Мамин сказал, что этот транспортный коридор Баку-Тбилиси-Карс вносит большой вклад в развитие трансконтинентальных грузоперевозок в направлении Азия-Европа. Он выразил уверенность в том, что с запуском этой железнодорожной линии будет полностью реализован транзитный потенциал Азербайджана, Казахстана и в целом Транскаспийского маршрута.

«И Казахстан, и Азербайджан являются энергодобывающими странами, но в условиях, когда на энергетическом рынке наблюдается переизбыток углеводородов, что, естественно, влияет на ценовую политику, страны вынуждены вносить коррективы в свою экономическую политику. На сегодня главным фактором падения цен на углеводороды является то, что США каждый день обновляет свой рекорд по добыче нефти, в том числе и сланцевой», - отметил собеседник агентства.

По его словам, основным потребителем казахстанской нефти и газа традиционно являлся Китай. Но экономические санкции Европы против Москвы и блокирование российских энергопроектов со стороны ЕС привели к тому, что РФ начала строить новые трубопроводы в Китай, через которые она намерена поставлять углеводороды также и на рынки Юго-Восточной Азии. Таким странам, как Казахстан, Туркменистан и Иран придется теперь делить долю «азиатского пирога» еще и с Россией, и в таких условиях страны Азии в порядке вещей начали спекулировать ценами.

«Трубопроводы, ведущие из Азербайджана в Европу, остаются единственной альтернативой для Казахстана и Туркменистана. Если обратить внимание на статистику последнего времени, то можно заметить, что Ашхабад и Астана более чем на 50% увеличили транзит энергоресурсов через Азербайджан в страны Европы.  С одной стороны, это увеличивает товарооборот Азербайджана с Казахстаном и Туркменистаном, с другой - увеличивает транзитный потенциал Азербайджана, и наконец, в последнюю очередь укрепляет отношения ЕС и Турции с Казахстаном и Туркменистаном», - подчеркнул Гаджиев.

Начало работы Баку-Тбилиси-Карс будет способствовать увеличению товарооборота между Казахстаном и Азербайджаном не только углеводородов, но и других продуктов, считает политической обозреватель.

«Как известно, Казахстан является основным поставщиком зерна в Азербайджан, и не только в Азербайджан. Железнодорожный путь Баку-Тбилиси-Карс также будет способствовать увеличению товарооборота Казахстана с Турцией и со странами ЕС в обход России, что снижает влияние Москвы на Астану, а с другой стороны, предоставляет Казахстану политические преференции и больше пространства для маневров. Объединение азербайджанских и казахстанских железных дорог открывает путь казахстанской продукции также в Иран и другие ближневосточные страны, которые в ней заинтересованы. Выход же казахстанской продукции на рынки Европы и ближневосточных государств в свою очередь может полностью диверсифицировать экономику Казахстана», - заключил Гаджиев.

По мнению другого азербайджанского эксперта, главы Центра экономического и социального развития Вугара Байрамова, визит первого заместителя Премьер-министра Казахстана Аскара Мамина в Баку удачно вписывается в логику экономических процессов, проистекающих в регионе.

«По всей вероятности, основной целью приезда Мамина стало улучшение экономических и торговых связей между двумя братскими странами. В 2016 году товарооборот между Казахстаном и Азербайджаном составил всего 124 млн долларов. Это довольно слабый показатель, если учитывать фактические возможности наших стран: морские порты, стратегическое партнерство, железнодорожное сотрудничество и т.д. Азербайджан ежегодно экспортирует в Казахстан товаров всего на 26,2 млн долларов, а Казахстан в Азербайджан - 98,1 млн долларов. Это тоже не является высоким достижением», - сказал Байрамов.

Экономист отметил, что также немаловажным является сотрудничество наших стран в сфере транспорта, в том числе между азербайджанским портом Алят и казахстанским Курык, если учитывать тот факт, что казахстанская сторона использует опыт Азербайджана в строительстве своего порта, в частности, по внедрению электронных услуг.

Согласно данным Государственного таможенного комитета Азербайджана, по итогам 10 месяцев текущего года товарооборот между АР и РК составил 115 млн 498,23 тысячи долларов.

Напомним, что 30 октября в Бакинском международном морском торговом порту состоялась торжественная церемония по случаю открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. На начальном этапе объем грузоперевозок будет находится на уровне 6,5 миллиона тонн грузов, а также будет перевозиться до одного миллиона пассажиров.  Максимальный объем грузоперевозок по данному коридору прогнозируется на уровне 17 миллионов тонн грузов в год.

`

Новости партнеров