Баку-Тбилиси-Карс повысит роль Казахстана в проекте «Один пояс – один путь» - эксперты
Эксклюзив

Баку-Тбилиси-Карс повысит роль Казахстана в проекте «Один пояс – один путь» - эксперты

25 октября, 10:36 8600
Баку-Тбилиси-Карс повысит роль Казахстана в проекте «Один пояс – один путь» - эксперты

В столице Азербайджана 30 октября состоится открытие железной дороги «Баку-Тбилиси-Карс» (БТК). Это событие регионального масштаба, которого ждали на протяжении нескольких лет, пройдет при участии глав Азербайджана и Турции Ильхама Алиева и Реджепа Тайипа Эрдогана. Среди вероятных гостей - Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, передает собственный корреспондент BNews.kz.

Первый грузовой поезд, который пройдет по БТК, уже отправлен из Казахстана, сообщила во вторник компания ADY Express («дочка» ЗАО «Азербайджанские железные дороги»). Поезд, состоящий из 82 контейнеров, вышел в путь со станции Костанай. Конечным пунктом назначения поезда станет турецкий Мерсин.

Запуск железнодорожного коридора «Баку-Тбилиси-Карс» не только диверсифицирует коммуникационные возможности Казахстана, но и повысит его роль как транзитной страны в китайской инициативе «Один пояс – один путь» («Шелковый путь»), считают эксперты.

По мнению эксперта по Ближнему Востоку и Средней Азии Тофика Аббасова, инициированное Азербайджаном строительство новой трансконтинентальной железнодорожной линии «Баку-Тбилиси-Карс» придаст геоэкономическому действу новый импульс активности. Этот маршрут обещает значительные преференции не только трем государствам-партнерам (Азербайджан, Грузия и Турция – прим.), по территории которых проложен маршрут, но и их партнерам из отдаленных широт. Одним из государств, заинтересованных в эксплуатации новой ветки, является Казахстан, отношения которого с Азербайджаном, Грузией и Турцией растут по восходящей.

«Развитие интеграции в зоне Каспийского и Черного морей отвечает интересам государств, которые готовы принять самое деятельное участие в масштабной перевалке грузов из Дальнего Востока в Европу. В этом ряду Казахстан с его большими транспортными и транзитными возможностями стоит особняком. Диверсифицируя коммуникационные возможности, Астана понимает, что с годами возрастет потребность в налаживании новых работающих коридоров. Поэтому в национальной стратегии развития экономики Президент РК Нурсултан Назарбаев всегда придавал большое значение закладке новых современных транспортных нитей по оси Север-Юг, Восток-Запад, Восток-Север. В этом плане страна успешно выполнила ранее обозначенные программы и сегодня готова включиться в процесс с обнадеживающими мощностями», - отметил собеседник агентства.

По словам Аббасова, открытие нового функционального коридора из Азии в Европу и обратно позволит государствам-партнерам вывести более объемные планы по развитию транзитной и потребительской кооперации, а также создаст благоприятные условия для планомерного развития бизнеса в тех регионах Евразии, которые пока еще не успели реализовать в полном объеме свой потенциал.

Глава Каспийского центра энергетики и окружающей среды, декан факультета общественных и международных отношений Университета АДА (Азербайджан), доктор Эльнур Солтанов считает, что транспортировка казахстанских товаров по БТК станет новшеством и позитивным явлением для экономики страны с точки зрения предоставления новых возможностей.

«Хотя участие в БТК не станет причиной кардинальных изменений в экономике Казахстана и не изменит существенно экспортный потенциал страны, так как она не является пайщиком в проекте, а выступает только третьей стороной, покупателем, тем не менее, учитывая все преимущества, в будущем этот маршрут может стать предпочтительнее для РК. На сегодняшний день экспорт казахстанской продукции на европейский рынок осуществляется посредством транспортной инфраструктуры РФ. Преимущество российского маршрута в том, что он проходит по территории одной страны, но у него есть и свои недостатки: долгое время в пути и фактор зависимости. Учитывая эти два аспекта, «Баку-Тбилиси-Карс» - это хорошая альтернатива для Казахстана. А наличие конкуренции между двумя маршрутами приведет к снижению тарифов, улучшению условий», - сказал эксперт корреспонденту BNews.kz.

По его словам, если до того Азербайджан различными путями – паромными, танкерными перевозками и посредством трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», -  содействовал доставке казахстанской нефти на мировой рынок, то с запуском железной дороги БТК открываются новые перспективы для увеличения потока ненефтяных продуктов из Казахстана в направлении Европы. В этом смысле имеющуюся практику по транспортному сотрудничеству в области транзита нефти можно будет применить для скорого и облегченного налаживания аналогичного процесса в отношении ненефтяной продукции. Тем самым этот проект не потребует больших ресурсов в плане энергии, политической воли, времени и прочего. А с установкой нефтяных резервуаров вдоль маршрута можно будет транспортировать и нефть.

«Пока существующая инфраструктура покрывает нужды Казахстана в плане транспортировки нефти. Однако с ростом нефтедобычи на Кашагане потребности будут расти, а с ними увеличится и заинтересованность Азербайджана в доставке казахстанской нефти на мировые рынки. Дополнительные объемы может прокачивать и трубопровод «Баку-Тбилиси-Джейхан», который на сегодняшний день не эксплуатируется на полную мощь», - отметил Солтанов.

Наконец, добавил собеседник, роль «Баку-Тбилиси-Карс» для Казахстана возрастает с учетом перспективы включения этого маршрута в китайский проект «Один пояс – один путь».

«Это масштабный проект, где речь идет о миллиардах тонн грузоперевозок. Казахстан рассматривает подключение к проекту БТК как возможность интенсифицировать свое участие в китайских разработках. В этом плане значение этого коридора для Астаны приобретает стратегический характер», - подчеркнул эксперт.

Железная дорога БТК построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Максимальный объем грузоперевозок по данному коридору прогнозируется на уровне 17 миллионов тонн грузов в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне одного миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов.

`

Новости партнеров