Эксперт: Трансформация казахстанской модели ОСМС может занять не один год

Эксперт: Трансформация казахстанской модели ОСМС может занять не один год

12 сентября, 18:36 6015 Новости Астаны
Эксперт: Трансформация казахстанской модели ОСМС может занять не один год

Трансформация казахстанской модели всеобщего медицинского страхования может занять не один год, но отказ от этой реформы или отсрочка ее реализации может ухудшить ситуацию в сфере охраны здоровья населения, - считает член исполкома ВОЗ, председатель правления общественного объединения «Республиканская палата здравоохранения» Максут Кульжанов. Его точку зрения читайте на BNews.kz.

О низком ресурсном обеспечении медицины

В нашей экономической ситуации при нынешнем низком ресурсном обеспечении медицины на уровне 1,9% от ВВП страны, единственным дополнительным источником финансирования могут стать страховые средства. Но, конечно, альтернатива в виде бюджетных вливаний остается всегда, - только насколько это реально за счет государства в ближайшей перспективе покрыть растущие затраты здравоохранения?

Некоторые наши эксперты ссылаются на вполне благополучное положение в ряде стран ОЭСР, где действует бюджетная модель финансирования медицины. Обеспечьте нам  минимальные 6-7 % госрасходов от ВВП на уровне развитых стран, и мы, как говорится, снимаем шляпу. Врачам, собственно, нет разницы, кто, из какого источника оплачивает их услуги. Им надо лечить пациентов и получать за это достойную оплату своего труда.  Но когда спрашивают качество медуслуг, не подкрепляя их соответствующими ресурсами, то это выглядит странным требованием. Ведь обращаясь в частную клинику, люди понимают, за что платят деньги – это  компетенция доктора, сервис, оперативность приема, передовые технологии, вежливость персонала. Мы же трезвым умом понимаем, что в ближайшей поликлинике, которая работает на скромном содержании государства, рассчитывать на многое не придется. Когда у здравоохранения будет адекватное финансирование, тогда можно спрашивать и высокого уровня  технологические режимы лечения больных, и хорошего качества медикаментозное лечение. У нас сильно страдает финансирование профилактической медицины, которое у нас на сегодня сведено до мизерного 1%.

Налог или страховка

Во всем мире медстрахование – это не страхование в чистом виде, не страхование рисков, как, скажем автомобильное. Слово используется, но мы очень хорошо понимаем, что это налог на здоровье, который работодатель и работающие вкладывают, чтобы обеспечить при необходимости соответствующие объемы качественной медицинской помощи. В тех странах, где добровольное страхование – да, страхуют риски. И там идет индивидуальное, персонифицированное, добровольное страхование. Например, в США: ты страхуешься, и твои ресурсы страховые лежат, ждут, когда ты заболеешь. И ты делаешь все, чтобы не заболеть, отложить начало болезни как можно дальше, с тем, чтобы накопить как можно больше средств, и в случае заболевания можно получить помощь. Я работал в ВОЗе, и мне известно не понаслышке, что многие американцы, достигшие предпенсионного возраста, чувствуют себя довольно плохо. Причина банальна, - на персональном счете нет достаточных накоплений. Нам не нужен этот путь, у нас другая экономика, другой уровень благосостояния граждан. Мы сознательно выбираем  обязательное всеобщее страхование, способное охватить большую часть населения.

О готовности отрасли

Нет ни одной страны, идеально обеспечивающей свое население лекарственными средствами. Но мы не говорим о том, что все плохо. Мы взяли на себя амбулаторную часть, двигаемся вперед  шаг за шагом. Увеличивается количество и виды заболеваний, и количество медикаментов. Идет непрерывный процесс совершенствования стандартов протоколов, качества лекарственного обеспечения, организации медпомощи, внедрения технологий. Ошибочно утверждать, что к 1 января мы вспашем все это поле и достигнем заветной вершины. На реализацию реформ в здравоохранении затрачиваются десятки лет,  и это общемировая практика.  

Проблема участия самозанятых

Что сделал ОСМС? В первую очередь, предельно обнажил проблемы социально-экономического блока, в частности, заставил обратить внимание на ситуацию с самозанятым населением, которое не платит никаких налогов, получая социальные блага наравне с легально работающими. Медстрахование показывает уязвимость миллионов наших сограждан в плане получения полноценной универсальной медицинской помощи. При этом их не ограничивают полностью в доступе к медуслугам, они могут рассчитывать на некий минимальный стандарт. Но не полноценную медпомощь, отвечающую их потребностям на тот момент, когда они заболеют. Вопрос создания рабочих мест, вовлечения этой армии «теневиков» на поле цивилизованных трудовых отношений, - это сложная глобальная задача экономики, политики, госуправления. Врачи к этому причастны очень опосредованно. Надо признать, эту проблему пытаются решать с разной степенью эффективности во всех странах с переходной экономикой. 

`

Новости партнеров