С запуском ж/д дороги Баку-Тбилиси-Карс возрастает значимость Казахстана как транспортной страны - эксперты
Эксклюзив

С запуском ж/д дороги Баку-Тбилиси-Карс возрастает значимость Казахстана как транспортной страны - эксперты

31 октября, 16:24 5867
С запуском ж/д дороги Баку-Тбилиси-Карс возрастает значимость Казахстана как транспортной страны - эксперты

Участие Казахстана на уровне премьер-министра в церемонии открытия железнодорожного сообщения Баку-Тбилиси-Карс 30 октября является, с одной стороны, доказательством беспрецедентно высокого уровня отношений между двумя странами, а с другой стороны, фиксирует исключительный интерес Астаны в развитии взаимодействия с Баку, не только с политической, но и с торгово-экономической точек зрения с проекцией на диверсификацию внешнеэкономических связей Казахстана со странами Юго-Западной Азии, Черноморского бассейна, Восточной и Южной Европы. Об этом корреспонденту BNews.kz сказал руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» (Азербайджан) Ильгар Велизаде.

«После визита Назарбаева в апреле текущего года, когда были достигнуты значительные договоренности, Баку посещает второй высокий гость из дружественного Казахстана. Визит Бакытжана Сагинтаева  в Баку, принятие им участия в церемонии открытия железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс совместно с президентами Ильхамом Алиевым и Реджепом Тайипом Эрдоганом, а также премьер-министром Грузии Георгием Квирикашвили является подтверждением тому, что и Транскаспийский транспортный коридор и железнодорожное сообщение, связывающее все четыре страны, имеют высокую степень политических гарантий, что обеспечивает им надежные перспективы», - отметил эксперт.

По его словам, Казахстан является одной из ключевых стран Транскапийского маршрута, связывающего оба берега Каспийского моря с двумя полюсами евразийского континента - Китаем и объединенной Европой. Если учесть, что ежегодный товарооборот между ними составляет свыше 1,5 триллиарда долларов, то обеспечение двух экономик надежными связями позволит странам, обеспечивающим эту коммуникацию, превратиться не только в транзитные хабы континентального значения, но и в важных стимуляторов для развития дальнейшего сотрудничества между этими двумя полюсами глобального экономического роста.

«Именно понимание этого, видение стратегических перспектив развития своих стран с учетом складывающихся реалий делает необходимым расширение и углубление сотрудничества между Казахстаном и Азербайджаном», - подчеркнул собеседник.

По мнению другого азербайджанского эксперта, директора Центра аналитических исследований «Атлас» Эльхана Шаиноглу, присутствие Казахстана на церемонии открытия БТК не просто в качестве гостя, а в качестве участника свидетельствует о равной взаимозаинтересованности сторон.

«Новый железнодорожный проект Баку-Тбилиси-Карс очень важен не только для Азербайджана, Турции и Грузии. Этот проект также важен и для Казахстана. Это еще раз красноречиво продемонстрировал визит премьера этой страны в Баку. Во-первых, Казахстан сможет экспортировать свои товары в Европу через данный маршрут. И, наоборот, страны Европы смогут использовать этот маршрут в доставке своих товаров и оборудований в Казахстан. Во-вторых, Китай также может экспортировать свои товары в Европу через Баку-Тбилиси-Карс. Этот маршрут наиболее краток для Китая, чем доставка через океаны и моря. В данном случае еще больше возрастет значимость Казахстана как транспортной страны. Железная дорога БТК еще больше сблизит две братские страны (Казахстан и Азербайджан – прим.автора)», - сказал Шаиноглу в беседе с корреспондентом BNews.kz.

Эксперт отметил, что у Азербайджана и Казахстана есть еще одна важная задача. Две страны должны будут улучшать и развивать транспортно-логистическую систему через Каспийское море. Для этого в первую очередь обе страны должны в краткие сроки увеличить свои логистические возможности на Каспии.

«Азербайджан уже построил современный порт в Аляте. Казахстан тоже самое сделал в Актау. Но я думаю, это еще не предел. Ведь если увеличится товаропоток по маршруту Баку-Тбилиси-Карс, Азербайджану и Казахстану придется увеличить возможности портов в Аляте и в Актау. Перспективы этих двух портов с годами возрастут. Я уверен, что Китай не упустит возможности воспользоваться этим маршрутом в доставке своих товаров в Европу», - заключил Шаиноглу.

Напомним, что в понедельник по поручению главы государства премьер-министр Казахстана Бакытжан Сагинтаев  прибыл на открытие железнодорожного транспортного коридора Баку-Тбилиси-Карс. В своем выступлении Сагинтаев отметил, что решение о строительстве данного железнодорожного транспортного коридора было принято в Астане.

Новости партнеров

Loading...