Запуск дороги Баку-Тбилиси-Карс откроет новые возможности для Казахстана
Эксклюзив

Запуск дороги Баку-Тбилиси-Карс откроет новые возможности для Казахстана

04 сентября, 16:13 3263
Запуск дороги Баку-Тбилиси-Карс откроет новые возможности для Казахстана

По мере завершения нефтяной эпохи все большее значение для энергетических стран приобретают транспорт и логистика. В этом отношении в регионе Центральной Азии и Кавказа с нетерпением ожидается открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Это событие создаст новые возможности в том числе и для Казахстана, передает корреспондент Bnews.kz.

Согласно последнему заявлению турецкой стороны, строительство магистрали завершится в сентябре, а открытие состоится в следующем месяце. Об этом заявил на днях министр транспорта, судоходства и коммуникаций Турции Ахмет Арслан в интервью телеканалу TRT Haber.

Баку-Тбилиси-Карс станет завершающим звеном в транспортировке грузов между Европой и Азией, придав дополнительный импульс Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ, международный транспортный коридор, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы - авт.). Железнодорожная магистраль не только сокращает путь доставки грузов с востока на запад на 550-600 км, но и уделяет повышенное внимание обеспечению безопасности перевозок.

По мнению руководителя Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгара Велизаде, участие Казахстана в Транскаспийском транспортном коридоре имеет исключительно важное значение для его развития.

«Именно Транскаспийский коридор является важнейшей составной частью формирующихся коридоров Восток-Запад и Юг-Запад, которые опираются на создаваемую в регионе сеть железных и автомобильных дорог, и одной из центральных таких артерий является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, которая будет введена в эксплуатацию в течение ближайших недель», - считает эксперт из Азербайджана.

И.Велизаде напомнил, что еще в 2012 году президент Казахстана Н.Назарбаев выступил инициатором идеи проекта Silk Wind («Шелковый ветер»), нацеленного на пуск контейнерного поезда «Китай – Казахстан – Каспий – Кавказ – Турция – Европа» с использованием инфраструктуры железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. Впоследствии эта идея трансформировалась в более масштабные и интегрированные проекты, реализуемые в регионе.

«Несомненно, их реализация позволит Казахстану еще больше раскрыть его транзитный потенциал, а странам, выступающим в тесной связке с Астаной, в том числе Азербайджану – получить наиболее оптимальный выход к рынкам Центральной Азии и Китая. Сказанное создаст дополнительные условия для активизации торгово-экономического сотрудничества между государствами региона, придаст импульс развитию целого ряда региональных форматов сотрудничества, таких как Совет сотрудничества тюркских государств, или Организация экономического сотрудничества», - уверен политолог.

Что касается чисто экономических выгод для Казахстана, то, по мнению главы Центра нефтяных исследований (Азербайджан) Ильхама Шабана, они будут значительные.

«В конце прошлого года правительствами Азербайджана и Казахстана, в частности транспортными ведомствами двух стран были предприняты соответствующие усилия по расширению объема грузовых перевозок по Шелковому пути, и в связи с этим наблюдался рост грузопотока между АР и РК. Да, статистические ведомства не раскрывают, какие именно грузы проходят через Азербайджан, но согласно информации TRACECA, транзитные грузоперевозки через нашу страну увеличились на 30%. Учитывая тот факт, что на сегодняшний день транзитный груз через Азербайджан направляется в основном в Грузию и Украину, а европейское направление уступает по объемам, есть все основания полагать, что после открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс грузопотоки будут расти еще более стремительными темпами», - отметил И.Шабан.

По его словам, привлекательность транспортировки грузов через Казахстан и Азербайджан в направлении Запада увеличится. Так как данный маршрут предполагает лишь одну остановку для смены транспортного средства вместо двух (с парома на железные дороги и с железных дорог опять на паром – авт.), как это происходит сейчас по маршруту через Россию, то есть фактически бесперебойную транспортировку, и, соответственно, сокращает время в пути. Таким образом, с коммерческой точки зрения новый маршрут выгоднее для всех участников проекта.

«Если говорить конкретно о Казахстане, то это энергетическое государство, которое в 2017 году завершает модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и уже сможет экспортировать свою нефтепродукцию. Неслучайно на днях министр энергетики страны Канат Бозумбаев заявил о возможности отмены запрета на экспорт светлых нефтепродуктов. В свою очередь Турция является той страной, которая импортирует нефтепродукты, то есть казахстанские нефтепродукты можно будет доставлять по этому важному коридору в Турцию», - считает эксперт.

С другой стороны, добавил И.Шабан, Турция является крупным импортером пшеницы, а также железной руды и других полезных ископаемых, и после открытия железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в этих направлениях тоже возможно расширение сотрудничества с Казахстаном. Кроме того, грузопоток увеличится за счет поставок  китайских товаров, полуфабрикатов в направлении Европы.

«Во всех этих процессах будут задействованы как Казахстан, так и Азербайджан. Естественно, у Казахстана из-за большой протяженности маршрута на его территории транзитные заработки будут больше по сравнению с Азербайджаном», - подытожил экономист.

Железная дорога Баку-Тбилиси–Карс строится на основании азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 году. В рамках проекта на территории Турции строится железнодорожная линия от станции Ахалкалаки в Грузии до железнодорожной станции в городе Карс. Общая протяженность БТК составит 826 километров. Сроки запуска железной дороги неоднократно переносились. Изначально планировалось ввести железнодорожное полотно в эксплуатацию в 2015 году. Затем сроки были перенесены на следующий год. Завершить проект в прошлом году, однако, вновь не удалось.

На начальном этапе объем транспортировки грузов по железной дороге предполагается на уровне 5 млн тонн в год, в дальнейшем ожидается рост объема грузоперевозок до 15-17 млн тонн грузов ежегодно.

Новости партнеров

Loading...