Чем может обернуться передача ЭЦП другим лицам

5112
  • Фото
  • Видео

А.Олжабаева: Скажите, сколько услуг казахстанцы сейчас получают в электронном формате?

А.Оспанов: Сегодня из всего реестра услуг, который утвержден в этом году, 67%  услуг граждане могут получать в электронном формате, не посещая государственные учреждения, либо центры обслуживания населения.

А.Олжабаева: 67% - это в 2019 году, к какому году планируется повысить данный показатель и насколько?

А.Оспанов: В соответствии с поручением Главы Государства в текущем году нами планируется довести до 80% и уже к 2020-му году мы должны данный показатель довести до 90%. Для этих задач сегодня были проанализированы все государственные услуги, утверждены дорожные карты по поэтапному переводу их в электронный формат.

А.Олжабаева: Можете остановиться подробнее на значимых услугах, которые касаются каждой семьи?

А.Оспанов: Я хотел бы сказать, что сегодня мы переходим к такому формату оказания государственных услуг, чтобы граждане вообще забыли, что такое государственная услуга, именно перевод услуг в композитные форматы, либо перевод их скажем так в проактивный формат, то есть государство само оказывает или предлагает получение данной государственной услуги. Вы знаете, что в прошлом году мы запустили услугу по проактивному рождению ребенка. Вы знаете, что есть такая услуга как госгарантия, то есть, когда человек выходит на пенсию по истечению месяца он может обратиться заново со своим заявлением, для того чтобы ему получить госгарантию государства. И вот сегодня данная услуга оказывается в проактивном формате, уже нет необходимости дополнительно заказывать государственную услугу.

А.Олжабаева: Всегда остро стоял вопрос по поводу очередей в детских садах, то, что женщина рожает ребенка, берет его с собой и идет становиться в очередь. Это все сделали в электронном формате? Как это все происходит, она родила, ей дают свидетельство о рождении, и она заходит с телефона в специальное приложение?

А.Оспанов: На сегодняшний день услуга перевода ребенка в детский сад уже давно переведена в электронный формат, как вы и говорите она уже порядка двух лет оказывается. Человек получает свидетельство о рождении ребенка, то есть основанием в первую очередь является ИИН ребенка и уже на основании ИИНа на портале электронного правительства или в центре обслуживания населения в электронном формате ставят ребенка в детский сад. Для того, чтобы активизировать процесс именно в проактивном формате, уходит информация из министерства здравоохранения в загс и уже автоматически присваивается ребенку ИИН, после присвоения имени, фамилии ребенку можно это все получить в электронном формате, даже не обращаясь в центр обслуживания населения. Но для этого гражданин должен зарегистрировать номер своего мобильного телефона в базе мобильных граждан, для того чтобы мы отправили уведомление, чтобы была возможность получать услуги через СМС. 

А.Олжабаева: А как зарегистрировать номер?

А.Оспанов: На сегодняшний день есть несколько способов. Если вы все-таки находитесь в центре обслуживания населения - в любом - без привязки к вашему адресу и городу, то вы приходите и у любого оператора регистрируете свой телефон на основании предъявления своего удостоверения личности. Но вместе с этим, если у вас есть электронная цифровая подпись, на сегодняшний день порядка 6 миллионов было выпущено ЭЦП, уже в своем кабинете на портале электронного правительства вы можете привязать свой номер телефона, а также свой электронный адрес. Для того чтобы государство направляло вам те или иные уведомления по различным государственным услугам, а также штрафам.

А.Олжабаева: Вы ввели сейчас пилотный проект по биометрии данных. Каждый второй сейчас разблокирует телефон с помощью отпечатка пальцев. Скажите, сколько людей сдали свои отпечатки и для чего это вообще необходимо?

А.Оспанов: Этот проект мы запустили с конца прошлого года в пилотном режиме, и я могу сказать, что буквально в двух городах Алматы и Астана, то есть не во всех даже, порядка около 4000 граждан добровольно сдали свои биометрические параметры. Это фотографию и свои отпечатки пальцев, для того чтобы в будущем они одними из первых могли полноценно использовать свои биометрические параметры для получения наиболее популярных государственных услуг. Это скажем такие, как адресные справки, все виды информационных справок, их на сегодняшний день более сорока. Они смогут их получать без смс, используя только свои отпечатки пальцев. Тем более вы действительно сказали, что многие на сегодняшний день используют биометрию для разблокировки, я не думаю, что это не составит труда для того, чтобы получать данные для получения информационных справок также через данные параметры.

А.Олжабаева: Вы сказали два пальца, есть какие-то определённые предпочтения, это пальцы правой руки или левой, или это без разницы для системы?

А.Оспанов: На сегодняшний день мы определили, что это будут указательные пальцы правой и левой руки. Ну и по международным стандартам, которые на сегодняшний день применяются по всему миру, этого достаточно.

А.Олжабаева: Вы сами лично сдали?

А.Оспанов: Я был одним из первых, кто в рамках демонстрации сдал, причем неоднократно и вполне успешно. Биометрические параметры дают наиболее достоверную информацию. И сегодня база, где уже есть 4000 человек, пополняется. Эти люди будут пользоваться цифровыми новшествами, которые мы планируем внедрять в Казахстане.

А.Олжабаева: Получается это сделано не только для удобства казахстанцев, чтобы они каждый раз не носили с собой удостоверение личности, пришли получили какую-то справку, которую не смогли получить онлайн, но и это для того, чтобы исключить коррупционные риски, которые могут возникнуть.

А.Оспанов: Сегодня совместно с порталом электронного правительства мы создали такой механизм, где человек может открыть или закрыть доступ к оператору ЦОНа. В будущем он это может сделать либо через телефон, либо путем своих биометрических параметров. И как раз-таки биометрия позволяет исключить нарушения. (бывают такие факты, когда гражданин может нарушить требования, думают, что их не узнают, передают удостоверение личности своей сестренки, говорят нет времени сходить, получить). С внедрением биометрии такие факты будут полностью исключены.

А.Олжабаева: Сейчас в пилотном проекте только Алматы и Астана. Планируете расширить список городов?

А.Оспанов: Да, конечно. У нас идет поэтапное оснащение мест, считывание отпечатков, установкой камер для того, чтобы гражданин понял, для чего он сдает и как он может использовать свои биометрические параметры. И в рамках пилота мы видим, что люди понимают для чего это нужно.

А.Олжабаева: Смотрите, отпечатки пальцев помогут, чтобы перед сотрудником ЦОНа сидел непосредственно сам услугополучатель. Сейчас у нас есть электронно-цифровая подпись, то есть, если моя флешка окажется у кого-то другого он сможет зайти через меня, какие риски тут могут быть?

А.Оспанов: Сегодня 68% можно получить в электронном формате. Основным фактором является конечно авторизация и подписание. Подписание, как вы правильно заметили, проходит через электронно-цифровую подпись. Если человек завладел чьей-то электронно-цифровой подписью и паролем, то, конечно, он может получить всю персональную информацию и даже открыть юридическое лицо, перерегистрировать автотранспорт, мы на сегодня ведем услуги по регистрации залога, перемене ФИО, подача заявления на регистрацию брака – это все на сегодня происходит онлайн. На сегодня гражданин должен заботиться о своей электронно-цифровой подписи, не все это понимают. Люди, у которых уже есть ЭЦП, забывают, где находится их существующая электронно-цифровая подпись. Я знаю людей, у которых по 5-6 электронных подписей, то есть им легче прийти в ЦОН и заказать новую, чем найти флешку, вспомнить пароль. Во многих странах ЭЦП платная и гражданин там заботится, у нас же есть все удобства для того, чтобы гражданину было легко пользоваться и безбарьерно получать информацию, ЭЦП – она бесплатная и в неограниченном количестве, скажем так. Поэтому мы призываем граждан, чтобы при получении своей ЭЦП они заменили пароль, сохранили и действительно головой отвечали за нее.

А.Олжабаева: А какие услуги в будущем планируется перевести в электронный формат?

А.Оспанов: Мы на сегодня занимаемся не только переводом новых услуг, скажем это такие услуги, как получение копий дипломов, мы знаем, что периодически есть необходимость в получении, если потеряли. Сегодня буквально каждый госорган апостилирование, которые он в свое время когда-то выдавал. Это те же самые листы о нетрудоспособности, наиболее популярные услуги совместно с госорганами мы переводим в электронный формат. Но вместе с эти мы переводим те услуги, которые на сегодняшний день оказываются, то есть мы берем статистику, применяем принцип аджайл и смотрим почему эта услуга на сегодняшний день не так популярна. Либо население о ней не знает, либо второй вариант что-то там неудобно. И такие услуги мы постоянно пересматриваем и хотим сделать, чтобы гражданам было легко, буквально в 3 щелчка получить данную услугу.

А.Олжабаева: Благодаря цифровизации и тому, что вы переходите на электронный формат работы, у вас есть данные, какое количество бумаги вы экономите и скольким деревьям спасаете жизнь?

А.Оспанов: Мы примерно посчитали, ведь у нас есть статистика: через ЦОн, через портал, мы видим, что количество документов, сдаваемых для получения той или иной государственной услуги, буквально можно будет сократить порядка 100 миллионов листов бумаги, я думаю это хороший показатель, который можно достигнуть за эти 2 небольших года.

А.Олжабаева: Вот сейчас все работодатели при приеме на работу запрашивают у работников адресные справки. Недавно Аскар Жумагалиев поднял вопрос о необходимости запрашивания адресных справок. Как вы считаете насколько нужна адресная справка?

А.Оспанов: Как я уже отметил, мы не стоим на месте. Адресная справка, как и любая другая услуга, проходит через несколько интеграций, то есть первая волна была тогда, когда отменили книгу регистраций граждан и заменили на адресную справку, которая уже успешно внедрена на протяжении семи лет. Ежегодно государственная база выдает порядка пяти миллионов адресных справок. По поручению мы думаем, нужна ли вообще эта адресная справка? Можно ли жить без этой адресной справки? Планируется, что институт прописки останется, потому что это обязанность человека, заявлять, где он проживает, а вот что касается доказательства, эту услугу планируется перевести в сервис, как документ. Уже сегодня детсады, школы, больницы не требуют адресной справки. Эти пять миллионов это буквально те справки, которые требует частный сектор и банки. Мы провели опрос, анализ с банками второго уровня. На сегодняшний день банки готовы отказаться от адресных справок, вместе с этим на портале электронного правительства имеется сервис третьим лицам, где в случае необходимости банк может запросить, но не только банк, но и я могу запросить на клиента адресную справку и я ее получу, если вы мне дадите согласие, то есть такой сервис сегодня уже реализован. Остаются только кадровые службы работодателей. Я недавно провел опрос, до недавнего времени и моя кадровая служба требовала адресную справку. Мы же понимаем, что человек в течение года может перепрописаться буквально 3-5 раз и та информация, которую он предоставил при трудоустройстве, она уже не будет актуальна через несколько месяцев. Фактически мы понимаем, что это просто лишняя бумага в личном деле для общей массы. Я думаю, что правительство совместно с министерством внутренних дел исключат предоставление адресных справок. И если это случится, я думаю следующим шагом будет поэтапное исключение других видов справок, которые на сегодняшний день также актуальны.

А.Олжабаева: В моем понимании для чего запрашивают адресную справку, так это то, что если вдруг работник не вышел на работу, сотовый выключен. Без его согласия они не смогут его найти.

А.Оспанов: Когда вы заполняете заявление о трудоустройстве, вы прописываете на кого, от того, то, что вы приложили доказательство лишней бумагой, я думаю это нецелесообразно. В анкете требование остается, даже в трудовом кодексе сегодня прописано, что сотрудник должен указать. И моя кадровая служба на сегодняшний день уже не требует предъявления адресной справки. Если по примеру все пойдут, благодаря тому, что мы все вместе соберемся, мы сохраним, как вы сказали деревья путем исключения лишнего документооборота.

А.Олжабаева: Помимо того, что вы переводите услуги в электронный формат, вы еще ужесточаете требования к сотрудникам «Правительства для граждан». С недавнего времени они должны будут проходить экзамен в АДГСПК. Не могли бы пояснить, что это и с чем столкнутся ваши будущие сотрудники?

А.Оспанов: Вы знаете, что у нас буквально в каждом районе есть Центры обслуживания населения. На сегодняшний день «Правительство для граждан» это сфера регистрации недвижимости, автообслуживания, социальный блок и конечно же ЦОНы. Таким образом, происходит постоянное обновление кадрового состава. На самом деле, тестирование оно у нас всегда было. Я думаю в любой организации прежде чем устроиться на работу, человек должен пройти определенный этап тестирований. Вопросы, в данном случае это действующее законодательство, определенные требования необходимые в его повседневной работе, то есть раньше если это проходили в наших филиалах, то сегодня по договоренности с АДГСПК у них есть автоматизированный центр тестирования, специализированная база, при том чтобы этот процесс был максимально открытый, потому что бывали такие вопросы «мы не знаем, как к вам поступить», «что нам нужно для этого сделать, куда обратиться?». Сегодня в любое время человек может сдать наше тестирование во всех отделениях, прийти к нам уже с готовым сертификатом и в течение года без проблем путем проведения комиссии может устроиться в ряды сотрудников. Мы у себя убрали те несвойственные функции и передали в тот сектор, который профессионально занимается проведением тестирования. Я думаю, что у сотрудников, которые у нас работают, уровня знания не будет ниже, чем у новичков, которые поступают на госслужбу.

А.Олжабаева: Помимо знания законодательства есть ли еще какие-то требования? По поводу языков?

А.Оспанов: Да, есть требования по знанию казахского, а также психологический тест. Стрессоустойчивость очень важна.

А.Олжабаева: Как Вы оцениваете свои шансы по сдаче языка и психотесту?

А.Оспанов: У нас различаются критерии. Есть социалный блок, есть ЦОНы, мне надо будет хорошо поучиться, чтобы знать уровень законодательства, стандартов обслуживания населения, чтобы вступить в ряды наших уважаемых операторов ЦОН.

А.Олжабаева: Спасибо Вам за интервью, успехов в работе.

 

`